Что делать если новорожденный котенок не двигается

Методы реанимации новорожденных котят.

Обычная кошка выполняет работу по очистке и вытиранию досуха новорожденных котят гораздо лучше, чем человек, поэтому не стоит вмешиваться в её действия без необходимости. Однако, если котенок не дышит, или в тех немногих случаях, когда материнский инстинкт у кошки отказывает, и новорожденный игнорируется, срочная реанимация котёнка становится неотложной и необходимой задачей.

Наблюдение за действиями самой кошки показывают оптимальный порядок, в котором нужно действовать человеку. Первым делом кошка очищает нос и рот котенка. После этого кошка перекусывает пуповину, облизывая её своим шершавым языком, одновременно стимулируя котенка к самостоятельному дыханию движением языка в области живота. Если котенок не дышит, проводится более энергичный массаж языком этой же области. Наконец, следует общее «осушающее» облизывание, с некоторым акцентом на задней части живота и анальной области, чтобы стимулировать начало работы кишечника и мочевого пузыря. Затем кошка подталкивает котенка к соскам. В случае необходимости, для реанимации котёнка надо придерживаться этой же последовательности действий, с учетом возможных чрезвычайных ситуаций.

  • Снимите пленку с носа, вытрите нос, откройте рот, наклоните котенка головой вниз, чтобы удалить любые остатки жидкости.
  • Если пуповина целая, разорвите её на расстоянии 5-10 сантиметров от котенка и уберите остатки пленки. Резать и завязывать пуповину не нужно. Когда кошка жует пуповину, она обеспечивает её сжатие, предотвращая кровотечение; разрывая её между большим и следующими двумя пальцами, Вы обеспечиваете аналогичный эффект. Котенка нужно держать за пуповину таким образом, чтобы разрыв образовался между пальцами и последом, не передавая усилия на самого котенка.
  • Если котенок не дышит, но шевелится или вышел хвостом вперед, возможно, в дыхательные пути попала жидкость, необходимо удалить её из дыхательных путей. Это может быть сделано с помощью специального отсоса из мягких материалов. Если отсоса нет, можно использовать мочевой катетер Джексона для кошек, присоединенный к 5-10мл шприцу. Его же можно использовать для вызова у котенка чихания и кашля, стимулируя нос и горло. Одним из традиционно используемых способов является раскачивание котенка. Для этого нужно взять новорожденного в руку, расположив спиной к ладони так, чтобы голова находилась между указательным и средним пальцами. После этого, повернув вытянутую руку ладонью вниз, нужно плавно качать рукой. При этом первым делом следует убедиться, что Вы не ударите котенка о стол или какой-либо предмет. За счет центробежных сил, возникающих при раскачивании, жидкость должна вытечь из дыхательных путей, затем от неё нужно освободить рот и нос котенка. «Качели» также хорошо стимулируют начало самостоятельного дыхания котенка. Будьте осторожны! Если качать котенка слишком энергично это может привести к кровоизлиянию в мозг.
  • Следующим шагом должна быть имитация лизания кошкой брюшной стенки, стимулирующее дыхание. Для этого нужно совершать поглаживающие, растирающие движения чистым полотенцем или салфеткой. Когда котенок начнет ровно, глубоко дышать, нужно полностью обтереть его сухим полотенцем. Если котенок по-прежнему не дышит, придется прибегнуть к искусственному дыханию. Хорошо действует способ «рот-в-рот», но применять его нужно очень осторожно, при этом учитывая несколько важных моментов: во-первых, жидкость предварительно должна быть удалена, как было описано; во-вторых, емкость легких котенка по сравнению с человеческими очень мала; в-третьих, вдувать воздух следует очень мягко, делая паузу для того, чтобы он вышел обратно. Повторять вдох нужно каждые три — пять секунд. Искусственное дыхание, проводимое через небольшую эндотрахеальную трубку или соломинку, может уменьшить риск чрезмерного раздувания легких котенка, кроме того, это более гигиенично. Используются и другие методы реанимации, помогающие котенку начать дышать. Среди них можно назвать каплю коньяка или другого алкоголя с кончика пальца на язык котенку, резкие, но легкие щелчки по груди, поочередное обливание горячей и холодной водой.
Читайте также:  Genesis pure canada для кошек разбор состава

Все эти методы реанимации могут работать, однако, более надежным будет применение капли доксапрама, наносимой на нижнюю сторону языка котенка. В случае сомнений, стимулирование дыхания нужно продолжать, успешное восстановление возможно в течение 30 минут с момента рождения. Тем не менее, чем больше времени требуется для начала самостоятельного дыхания, тем выше риск гипоксии, что вызывает повреждение мозга или слепоту.

Температура воздуха.

Тепло имеет первостепенное значение для новорожденных котят. Котенок не может реагировать на холод дрожью тела, что не позволяет ему контролировать собственную температуру. В природе подходящие для котят условия обеспечиваются при непосредственном контакте с телом кошки и выбором места для рождения. Следует помнить, что влажная шерсть новорожденного котенка отдает тепло очень быстро, поэтому, если кошка не успевает его вылизать, нужно ей помочь, обтерев котенка сухим полотенцем.

Если кошка отказывается от котят, нужно положить к ним грелку или бутылку с тёплой водой, обернутой в полотенце и укрыть коробку с котятами одеялом. Будьте осторожны, чтобы вода не была слишком горячей. Кроме грелки, можно воспользоваться инфракрасной лампой, которые широко используются для обогрева щенков, их легко приобрести. Недостаток метода в том, что многие кошки не любят открытых коробок, необходимых для его использования, а также то, что как матери, так и котятам может быть слишком жарко. В этом случае нарушается естественный контакт между кормящей кошкой и котятами.

Признаки врожденных дефектов у котят.

Среди врожденных дефектов, которые сразу заметны и могли вызывать дистоцию чаще всего встречаются:

  • Тяжелая гидроцефалия с выраженным расширением черепа;
  • Анасарка (отек, водянка) или насыщение тканей жидкостью;
  • Нарушения в развитии позвоночника;
  • Грыжа или неполное развитие брюшной стенки;
  • Деформация или отсутствие конечностей;
Читайте также:  Как ездить с кошкой

Многие серьезные наследственные аномалии (глаз, слуха, сердца), непопавшие в список, не видны при рождении. Подозрение на аномалии суставов и конечностей может и не подтвердиться, кроме совершенно явных случаев, таких как сильно укороченные конечности. Многие отклонения в развитии суставов становятся заметными, только когда котенок начинает пытаться ходить. Труднее всего обнаружить аномалии у котят, упорно отвергаемых кошкой, несмотря на их кажущуюся нормальность. Выбор в данном случае лежит между искусственным вскармливанием (с отдельным воспитанием) и усыплением. Не забывайте, что котенок, выращенный без кошки, будет находиться в невыгодном положении в приобретении обычных поведенческих реакций. Это непростое решение может быть принято заводчиком только после рассмотрения всех обстоятельств, с учетом того, что кошка может отвергать котенка из-за незаметных человеку дефектов («мать лучше знает»), из-за которых «человеческое» воспитание все равно не будет успешным.

Источник

Интервью с неврологом

От 23 700 рублей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

Оцените статью