Девушка с котом, чей портрет наводил ужас на светский Париж: несколько историй о Маргарите Матисс, дочери художника
У Матисса было не только великолепное чувство цвета, но и отличное чувство юмора. «Если б женщина с моей картины встретилась мне на улице, я бы испугался и удрал от неё» , — говорил он. И тут же уточнял: «Но я создаю не женщин, а картины!»
А ещё Матисс считал, что картины нужны для того, чтобы радовать и успокаивать. И жизнерадостных полотен у него предостаточно.
Но в 1908-1910 годах Анри Матисс создал необычную серию женских портретов: их одобрили бы феминистки, но современников эти портреты пугали. Женщины на них были сильные, смелые, не жеманничали, а смотрели зрителю прямо в глаза. А из-за того, что художник использовал на картинах чёрные контуры, выглядели зловеще.
Самой жуткой картиной этого цикла оказался портрет дочери художника — 15-летней Маргариты Матисс.
В «пересказе» он даже мил: девушка гладит котика, она в нарядной белой блузке, на щеках у неё здоровый румянец. У картины приятный пёстрый фон: бирюзовый, розовый плюс жёлтый контур кресла. «Девушку с кошкой» у Матисса купила Сара Стайн (она была золовкой Гертруды Стайн — женой её старшего брата Майкла Стайна): гости, которые видели картину у неё дома, натурально приходили в ужас. Публика была не готова ни к такой манере художника, ни к тому, что женщины на портретах могут выглядеть независимым настолько, что кажутся агрессивными.
Маргарита Матисс (1894—1982) – единственная дочка художника. И одна из его самых любимых моделей. Художник всю жизнь экспериментировал со стилями — и на портретах дочери это тоже отразилось. Далеко не все они пугают. Вот, например, тот самый жизнерадостный Матисс:
Маргарита – внебрачная дочь Матисса, которую родила его модель Каролина Жобло. Через 4 года после появления на свет Маргариты художник женится на другой женщине — Амели Парейр: Матисс заберёт дочку в свою семью и будет воспитывать её вместе с женой, которая родит ему ещё двух сыновей. Воспитывать и постоянно писать её портреты.
На многих портретах Маргарита изображена с бархаткой на шее: украшение прикрывает шрам от трахеотомии. В шестилетнем возрасте девочка заболела дифтерией, от которой едва не умерла. В критический момент, когда она совсем задыхалась, пришлось прибегнуть к травматичной процедуре.
Бархатку Маргарита надевала не только для позирования отцу — она носила её и в жизни:
Случай с дифтерией — не единственный, когда Марго Матисс чудом выжила. Во время Второй мировой войны её арестовали за участие в Сопротивлении. Она сумела сбежать из поезда, который вёз её в концлагерь. Отец думал, что Маргарита погибла. Когда она появилась на пороге его дома — схватился за бумагу и карандаш, чтобы набросать её портрет.
Маргарита помогала отцу, была не только его моделью и музой, но и менеджером: вела его дела, общалась с коллекционерами — словом, максимально старалась оградить его от забот, чтобы он мог быть полностью посвятить себя творчеству. А после его смерти она составляла каталог его работ. Их отношения несколько испортились после замужества Маргариты: она вышла замуж за искусствоведа Жоржа Дютюи, но отец не одобрил её выбор.
Маргарита и сама пробовала себя в живописи, но её работ осталось крайне мало. Она сама их уничтожила: не хотела, чтобы кто-нибудь по ошибке и злонамеренно выдавал её работы за работы её великого отца.
Источник
Картины женщины и кошки
Красота в нашем мире находит отражение в самых разных формах. И люди, наделенные особым даром увидеть и передать эту красоту, спешат запечатлеть ее в своих бессмертных полотнах.
Одним из самых ярких выражений красоты, несомненно, являются женщины… и кошки! В этих созданиях уживаются порой самые противоречивые качества: страсть и нежность, живость и томление, но поистине и те, и другие — совершенство!
В доказательство своих слов приглашаю вас полюбоваться картинами художников, на которых два этих парадоксальных существа изображены вместе.
Это картина Маргерит Жерар “Ангорская кошка”
А посмотрите вот на этот шедевр под названием “Игра с кошкой”. Тут кроме как “остановись мгновенье, ты прекрасно!” и не скажешь ничего!
Здесь Витторио Коркос, специализировавшийся на женских портретах, дабы подчеркнуть не только красивое личико своей модели, но и ее не менее красивую грудь, посадил ей на одежду котенка. Своего художник добился. Только вот платье, скорее всего, после тоненьких коготков малыша пришло в полную негодность.
А это русский живописец Кустодиев и его знаменитая “Купчиха за чаем” Хотя кот здесь изображен не для подчеркивания красоты, а как дополнение к образу праздности и лени.
От женщин с кошками плавно переходим к детям, которые в своей непосредственности еще более прекрасны.
Эмиль Мюньер “Лучшие друзья”
Все тот же Мюньер “Игра с котенком”
Перроно “Девочка с котенком”
Чарлтон “Удовольствие ужина”
Есть, само собой, и картины, где кошки изображены не столь изящно. На картине Снейдерса “Рыбная лавка”, на кошку вообще не обращаешь внимания из-за того, что благодаря таланту художника прямо чувствуешь, какое зловоние идет от этой самой лавки.
Но в общем и целом, разве они не совершенны, эти маленьких кошачьи модели?
Источник
Иван Николаевич Крамской. Девушка с кошкой
Иван Николаевич Крамской. 1882.Девушка с кошкой Холст, масло. 71 x 58 см Музей Русского Искусства, Киев
На картине изображена дочь художника София
Отношение Крамского с дочкой были очень дружественными, если не сказать больше – эти два родных человека обожали друг друга. По творчеству художника можно отчётливо проследить, как взрослела и хорошела его дочь, так как мастер оставил множество её портретов.Когда художник писал этот портрет,он не знал,какая печальная судьба её ждёт.
НЕПРОСТАЯ СУДЬБА СОФЬИ КРАМСКОЙ.
Софья Крамская была единственной девочкой в семье известного художника Ивана Крамского .Она родилась в 1866 году,училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела.
Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.
Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила. Вера Зилоти позже вспоминала:«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи…В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников».
Соня действительно была очень изящной — Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком «старым».
У нее появился другой жених — Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты.
(Сергей Сергеевич Боткин впоследствии станет профессором медицины и лейб-медиком, но до революции не доживет, внезапно скончавшись в 1910 году, в 50 лет от инсульта. А его брат Евгений Боткин, тоже лейб-медик, будет расстрелян в 1918 году вместе с царской семьей).
Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги.Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. На портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, Соня выглядит совсем по-другому..Ее лицо выражает лишь тоску и душевную тоску опустошенность.
Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», – писала Зилоти. В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен).
Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам . Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная. ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию».
Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году. когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером.
Крамской, несмотря на простое происхождение , был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно — талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Своими при дворе стали и его дети.
Софья Крамская тоже выполнила ряд работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Но почти ничего не сохранилось.Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.
Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы, судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, так же осталась неизвестной.
София Ивановна окончила частную женскую гимназию. В течение двух лет обучалась живописи у своего отца, после его смерти занималась рисованием под руководством А.Д. Литовченко, брала уроки акварельной живописи у А.П. Соколова, пользовалась советами А.И. Куинджи. В начале 1890-х годов посещала частную живописную школу в Париже, где ее опекал старый друг И.Н. Крамского скульптор М.М. Антокольский.
Живописный портрет И.Н.Крамского, исполненный в год его смерти, стал одним из самых ранних ее произведений и принес художнице известность. В.В.Стасов включил этот портрет, точнее офорт, выполненный с него В.В. Мате, в свою большую статью о Крамском. Так уж повелось с легкой руки Стасова: имя Юнкер-Крамской чаще возникает в связи с именем ее отца.
С 1888 года художница участвовала во многих выставках как в России, так и за границей. Она пробовала свои силы в разных видах и жанрах искусства: в портрете (часто писала по фотографиям), в бытовом жанре (отдавала предпочтение сюжетам мелодраматического свойства), в натюрморте.
С 1910-х годов Юнкер-Крамская увлеклась миниатюрой. Выступала в качестве иллюстратора, участвовала в юбилейном издании, посвященном 100-летию А.С. Пушкина. С конца 1880-х годов работы Юнкер-Крамской стали известны. К этому периоду относится одна из лучших ее живописных работ – «Спящая» (ГТГ, конец 1880-х – начало 1890-х годов).
Юнкер-Крамская вместе с братьями на протяжении многих лет заботилась об Острогожской художественной галерее. Она вступала в переговоры с Академией художеств, с частными лицами, хлопотала по вопросам финансирования строительства музейного здания, по формированию коллекции. Ближайшие друзья художника откликнулись на просьбу родственников пополнить музей.
Свои работы прислали Репин, Куинджи, Бем, Кошелев, Менк, Ярошенко, Корзухин и др. Здание музея проектировал старший брат Софии Николай Крамской, а строителем выступал сын художника П.А. Брюллова – В.П.Брюллов.
Строительство было завершено в 1910 году. Вплоть до середины 1920-х годов Юнкер-Крамская состояла в переписке с директором музея Г.Н.Яковлевым. В годы советской власти она продолжала дарить свои работы. В 1942-м в музее случился пожар, большая часть коллекции погибла…
В 1901 году София Ивановна вышла замуж за Георгия Федоровича Юнкера Он был юристом, более 30 лет проработавшим присяжным поверенным в Петербургском Совете. По словам художницы, всю свою жизнь он был занят большим исследованием, посвященным истории декабристов, которое так и не было издано.
После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована.
Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды — революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году. Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни.
С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола Храма Христа Спасителя и великих христианских полотен!
При изучении биографии Юнкер-Крамской открылись до сих пор неизвестные факты ее жизни. В каталоге музейного собрания Общества «Мемориал» был опубликован акварельный портрет М.И. Ицыной с характерной подписью художницы.
По словам владелицы портрета, он исполнен в 1930–40-е годы в Красноярске художницей Юнкер, отбывавшей там ссылку. Ничто не оставляло и доли сомнения в авторстве портрета. Однако, до сих пор было известно, что Юнкер-Крамская умерла в 1933 году. О ее пребывании в Красноярске нигде не упоминалось.
В Отделе рукописей ГТГ хранится переписка сотрудников Третьяковской галереи с сыновьями И.Н.Крамского, которые в 1930-е годы помогали в подготовке к 100-летию со дня рождения художника юбилейной выставки.
Дети Крамского считались «благополучными», не затронутыми репрессиями. И никогда ни у кого не возникало мысли о постигшей семью Крамского трагедии, которая столько лет тщательно скрывалась.
«Моя сестра умерла 4 года назад, она уколола себе палец при очистке селедки, и заболела общим заражением, от которого и умерла», – писал в конце 30-х годов Анатолий Иванович Крамской, любимый брат Софии. А старший из братьев Николай Иванович Крамской добавлял: «…последние три года перед смертью для нее были очень тяжелыми, и смерть от отравления рыбным ядом ужасна».
Предположения об аресте и ссылке художницы в 1930-е годы, подтвердились после того, как в ГТГ в ответ на запрос пришли копии личного дела Юнкер-Крамской из архива ФСБ РФ. Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду. Ей вменялось в вину создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…»
В октябре 1931 года дело было направлено для внесудебного разбирательства на тройку при ПП ОГПУ с ходатайством о применении к обвиняемой Юнкер-Крамской высшей меры социальной защиты – расстрела. 11 апреля вышло постановление выездной сессии Коллегии ОГПУ, предписывающее выслать художницу Юнкер-Крамскую в Восточно-Сибирский край сроком на три года.
27 апреля София Ивановна должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля попала в больницу при изоляторе тюрьмы с диагнозом – «тяжелая форма паралича». В мае 1931 года Юнкер-Крамская все же добралась до Иркутска, через три недели была переведена в Канск, через месяц – в Красноярск.
15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы пишет письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь многим политзаключенным. София Ивановна описывает тяжелое течение болезни, перенесенные во время ссылки две операции. Она подчеркивает, что всегда, несмотря на состояние здоровья, она работала: в Иркутске – как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске – как фотограф и ретушер в местной газете.
В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой, то хотя бы оставить ее в Красноярске до поправки здоровья, а затем – обязательно предоставить работу, настаивала больная художница, разбитая параличом.
25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы . В 1933 году художница умерла. 28 сентября 1989 года Софья Юнкер-Крамская была реабилитирована.
На протяжении нескольких десятилетий советской истории имя художницы Софии Ивановны Юнкер-Крамской было незаслуженно предано забвению. В последнее десятилетие ХХ века началось воскресение из небытия творчества Юнкер-Крамской. Оно все более привлекает ценителей и любителей искусства, произведения художницы занимают достойное место в музейных и выставочных экспозициях.
Источник