От бакэнэко до Черной Ханэкавы: полная история кошкодевочек
Кошкодевочки — одно из самых узнаваемых и распространенных явлений в аниме. Однако при этом даже сам термин «кошкодевочка» немного расплывчатый. Что вы представляете при этом слове, когда закрываете глаза? Думаете о девушке с кошачьими ушками? Но есть ли у нее хвост? Есть ли отличительные особенности в речи? Как она появилась — каким-то мистическим, научным или каким-то другим сверхъестественным способом — и способна ли превратиться в настоящую кошку? Если вы ответили «да» или «нет» на какой-либо из этих вопросов, мы все еще говорим об одном и том же типа «кошкодевочек»?
Ответ на самом деле никто не знает. Но это и не останавливает людей от попыток исследовать происхождение этого чрезвычайно популярного типа персонажа. Так существует ли «самая первая кошкодевочка»?
Появление Черной Ханэкавы в Nekomonogatari
Что мы имеем в виду, когда говорим о кошкодевочках
Если говорить в общем, персонажей с ушами животных называют kemonomimi, что буквально и означает уши животных. А как насчет кошкодевочковой этимологии? Как и ожидается, персонажей с кошачьими ушами называют nekomimi, то есть кошачьи уши. Также использовался термин nekomusume (буквально — кошачья девушка или дочь), что также является именем персонажа Неко-Мусуме из популярной сверхъестественной манги Сигеру Мизуки 1960-х годов GeGeGe no Kitarō. Ральф Маккарти, первый, кто перевел Kitarō в двуязычном издании, опубликованном Kodansha в 2002 году, локализовал это имя на английском как «Catchick». Все это говорит о том, что придуманный эвфемизм «кошкодевочка» — это всего лишь одно из многих названий, используемых для описания одного и того же: девочке-кошке, которая, скорее всего, могла бы (но необязательно) выколоть вам глаза с озорной ухмылкой.
Неко-Мусуме от Мизуки основана на бакэнэко, злом духе кошки, который иногда может принимать и человеческое обличье. Фольклорист Мэтью Мейер описывает бакэнэко как обычных домашних кошек, которые со временем приобретают более человеческие черты. Во многих историях выпивают кровь жертв убийств, тем самым и получая сверхъестественные способности. И не стоит путать их с нэкомата — двухвостыми котами-ёкаями, такими как Дзибанян из аниме Yōkai Watch / Часы ёкаев.
Подобно остальным персонажам Мидзуки, вдохновленным сверхъестественным фольклором Японии, бакэнэко этого автора — скорее, вольная интерпретация, чем классический образ. У Неко-Мусуме нет кошачьих ушей, которые мы ожидаем увидеть, но технически она отвечает всем требованиям сверхъестественной сущности.
Фрагмент рисунка некозуки Утагавы Куниёси
Утагава Куниёси, художник в жанре ксилографии, родившийся в 1798 году, хорошо известен своими «кошачьими» гравюрами. Одним из его самых известных проектов была серия гравюр, изображающих драму кабуки 1827 года «Путешествие в одиночку на пятьдесят три станции». В 1852 году Куниёси создал изображение артиста Оноэ Кикугорё III, как одного из самых запоминающихся персонажей пьесы, некозуки — кошечного монстра, живущего в Окадзаки, и принимающего облик человеческой женщины. Куниёси рисует этого призрака с двумя очень заметными кошачьими ушами — как бы подтверждая, что это подозрительная сверхъестественная сущность. Этот же мотив повторяется в других работах Куниёси.
Оноэ Кикугорё III в иллюстрации Утагавы Куниёси
Вот оно, недостающее звено в появлении кошкодевочек? Тайное происхождение всех девушек-кошек, которые когда-либо осмеливались мяукать в современную эпоху? Ну, на самом деле, все немного сложнее.
Откуда же вы появились на самом деле?
Бакэнэко — это всего лишь одна глава в долгой истории японского фольклора с кошками. На сегодняшний день концепт женщины под влиянием кошки можно увидеть во многих фильмах ужасов. Исследователь Майкл Крандол пишет для «Энциклопедии японских фильмов ужасов»: «Сказания о Бакэнэко были единственной самой популярной темой японских фильмов ужасов с начала кино до 1960-х годов, и к 1970 году было выпущено более шестидесяти таких картин.» Еще в 1938 году были выпущен фильм «The Ghost Cat and The Mysterious Shamisen», далее — послевоенная современная классика «Чёрные кошки в бамбуковых зарослях» 1968 года. Поджанр бакэнэко в японских хоррорах является свидетельством его повсеместности. Не говоря уже о привлекательности таинственной интриги.
Режиссер Канэто Синдо в «Чёрных кошках в бамбуковых зарослях» задает универсальный вопрос: съест ли меня мой кот, когда я умру?
С этой точки зрения происхождение кошкодевочек кажется довольно туманным. На самом деле, смотреть исключительно через призму традиционного понимания бакэнэко — это довольно ограниченный подход. Может, не все они — злые женщины, одержимые мстительными духами? Но что еще?
В мае 2019 года независимый карикатурист Кейити Танака опубликовал в Твиттере тред с вопросом о том, откуда мог взяться знакомый нам дизайн «кошкодевочек»:
Среди ответов был персонаж Осаму Тэдзуки — Геката из манги 50-х годов Принцесса-Рыцарь, изменяющая фигуру молодая ведьма, которая обретает кошачьи черты, не превращаясь в кошку полностью. Положил ли начало кошкодевочкам именно Тэдзука, как внес вклад и во многие другие инновации в раннем аниме и манге? Или девушки-кошки — это недооцененная реликвия периода эдо, появившаяся на гравюрах Куниеси? А как насчет классической седзе-манги 80-х?
Кошачья магия в Принцессе-Рыцаре Тэдзуки
Как и в случае со многими дискуссиями в истории искусства, вывод неоднозначен. Кто-то скажет, что Куниёси неумышленно изобрел «кошкодевочек» в 19 веке. Другие могут сказать, что Тэдзука усовершенствовал ту самую концепцию. Но, разумеется, если мы рассмотрим кошкодевочек строго сквозь призму аниме и манги, неясность и споры о «происхождении» станут меньшей головной болью. Скорее, в таком случае мы можем перефразировать вопрос: какие работы, возможно, помогли кошкодевочкам расцвести в тот аниме-феномен, который мы знаем и любим сегодня?
Чиби Неко, кошка, которая считает, что она девушка
Манга Звезда Пушистландии / Star of Cottonland Юмико Асимы выходила в седзе-журнале LaLa с 1978 по 1987 годы. Главная гериня, Чиби Неко (Малышка), — котенок, который считает себя маленькой девочкой. Из-за этого история рассказана с ее точки зрения и изображает ее в виде человеческой девочки с кошачьими ушками. Выходит, именно Асима является возможным создателем этого чрезвычайно популярного тропа. В 1984 году «Звезда Пушистландии» стала полуторачасовой OVA от студии Mushi Production, известной тем, что она адаптировала многие из работ Тэдзуки.
Между тем, в 1984 году вышла еще одна OVA: Баги, Монстр Могучей Природы. Это было оригинальное произведение, написанное самим Тэдзукой в ответ на одобрение японского правительства исследования рекомбинации генов. Наиболее известной из него стала антропоморфная женщина-кошка по имени Баги, которая, несомненно, была больше кошкой, чем девушкой. Баги пытается отомстить человечеству, одновременно налаживая непростые отношения с главным мужским героем.
Киберпанковые кошкодвойняшки от Доминиона Масамунэ
Звезда Пушистландии и Баги максимально разные по своей тематике, тем не менее, и та, и другая продвигают концепт кошкодевочек. Тем временем появляется научно-фантастическая манга Масамунэ Сиро 1985 года Доминион. Тут мы видим кошкодевочек-андроидов в смелом киберпанковом сеттинге. Манга была адаптирована в серию OVA в 1988 году. Доминион: Танковая полиция представляет близняшек-пум, Анну и Уни — кошкодевочек, созданных в качестве разумных любовных кукол. Развевающиеся пышные волосы, откровенно сексуализированный дизайн — несомненно, они имеют больше общего с жестокой Баги, чем с Малышкой Асимы.
Кошкодевочки на любой сезон
«Davinci News» в статье под названием «Мы расследовали, почему девочки с некомими такие милые» привлекает внимание к осеннему аниме-сезону 2013 года. Именно тогда увидели свет ушасто-хвостатые персонажи из аниме Мятежная компания и История кошки. В чем же привлекательность ушастых девушек, откуда они взялись, и почему сейчас они настолько трендовы? Здесь, опять же, упоминаются грозные кабуки-портреты Куниёси, однако с важным уточнением: кошачьи уши Куниёси должны были внушать страх, а не заставлять умиляться. То же самое можно сказать и о послевоенном буме фильмов с бакэнэко. Автор статьи также предполагает, что на восприятие повлияло распространение костюмчиков Playboy — тех самых, кроличьих, с ушками и симпатичным хвостом. Они явно добавили интереса к развитию увлечения «ушастым» косплеем. В какой-то момент этого странность концепта отошла на второй план и уступила место симпатичному новшеству.
Коёми противостоит Савари Неко, овладевшей Ханэкавой
Это наблюдение указывает на важную современную тенденцию: появились украшающие повествование кошкодевочки и кошкодевочки, имеющие повествовательную цель. Выбор именно кошкодевочки как-то уравновешивает оба действия. Цубаса Ханэкава из Бакемоногатари — старшеклассница, одержимая духом Савари Неко, — непреднамеренно создает свое ночное бродящее кошачье альтер-эго по имени «Черная Ханэкава». Черная Ханэкава вполне может быть современной смесью традиций бакэнэко, но направленной на отаку, чего мы так долго ждали. Она использует в речи кошачьи каламбуры, она очевидно не человек, и, что самое важное — в ней есть этот пугающий сверхъестественный оттенок. Но с другой стороны, Черная Ханэкава имеет все, чего мы ожидаем от кошкодевочки, созданной для отаку: ушки на макушке, эксцентричный характер и страсть к преувеличению всех этих кошачьих причуд всякий раз, когда это возможно, ради большей очаровательности.
В отличие от всех прошлых, современные кошкодевочки в первую очередь — девочки, и только во вторую — кошки. Намеки на этот архетип просматриваются у любовных андроидов Доминиона 1980-х годов, а в начале 2000-х сериалы Ди-Ги Карат и Токийские Кошечки еще больше подтолкнули к развитию эту особенность. Особенно учитывая распространенность персонажей, ставших маскотами — таких как Дедзико, чиби-кошкодевочка с колокольчиками, появившаяся в магазинах по всей Акихабаре. Неудивительно, что кошкодевочки фактически потеряли все свои пугающие способности. Но помимо культурного контекста — конечно, нет никакой реальной причины, почему кошачьи уши просто не могут быть милыми сами по себе.
Дедзико и компания, продвигающая магазин геймерских товаров в Акихабаре
Сегодня нам даже искать не приходится, чтобы найти кошачьего персонажа. В том же Re: Zero есть замечательный Феликс (пусть он и не совсем подходит под категорию кошкодевочек). В серию видеоигр Fire Emblem на Nintendo недавно была добавлена «звероподобная» раса животных с ушами. Не говоря уже о массовой популярности таких франшиз, как Штурмовые ведьмы / Strike Witches и Kemono Friends — в последние годы кошкодевочки, несомненно, привлекают невероятно страстных фанатов. Независимо от того, откуда они родом, девушки-кошки всех форм и размеров, когтистые и без когтей, никогда не становились менее популярными. Няпокалипсис давно наступил — и разве это не здорово?
Есть ли у вас любимая кошкодевочка на все времена?:)
Источник
Девушка-кошка
Девушка-кошка (яп. 猫娘 нэкомусумэ ? , англ. Catgirl ) — девушка, обладающая кошачьими ушками (возможно в дополнение к человеческим), хвостом или другими чертами семейства кошачьих, в остальном имеет полностью человеческое тело. Девушки-кошки встречаются в различных жанрах художественной литературы, в частности, в японских аниме и манге, в различного рода комиксах и видеоиграх [1] , а также в виртуальных интернет-сообществах, таких как Nekos в Second Life [2] . Образ девушки-кошки также часто используется для косплея [3] .
Содержание
Мифология
С давних пор женщин за ласку, грацию и коварство сравнивали с кошками. В мифологии разных стран есть существа, сочетающие признаки женщины и кошки.
Древний Египет
Имели части тела различных кошачьих мифические существа и богини Древнего Египта:
- Сехмет — голова львицы [4] ;
- Баст — голова кошки [4] ;
- Мафдет — голова гепарда;
- Пахт — голова львицы;
- Сфинкс — туловище льва.
Япония
В японской мифологии кошек чаще всего изображали в виде бакэнэко — кошки, наделённой мифическими способностями [5] .
Женщины-кошки также иногда изображаются в виде оборотней, но тем не менее это добрые создания, помогающие людям. Часто бывают волшебными помощниками героев в мифах и легендах. Как и лисы, девушки-кошки могут быть очень опасны. В человеческом облике демонстрируют сверхчеловеческую гибкость, подвижность и хитрость. Сохраняют кошачью расцветку тела. Также женщины-кошки в японской мифологии — это прекрасные девы, которые могут преобразовываться в кошек, в обмен на свою красоту.
Современный образ
Кошачьи уши (яп. 猫耳 нэкомими ? , уши кошки) или хвост являются незаменимой частицей любой девушки-кошки. Часто атрибутами нэко являются мохнатые лапы, сильно выпирающие клыки, а также бубенчики, надеваемые на самые разные части тела: шею, лапы, уши или хвост. Когда персонаж аниме или манги произносит или думает что-нибудь озорное, его рот иногда изображается похожим на кошачий.
Частое употребление междометия «ня» (яп. ニャー ) или «мя» (яп. ミャー ) — японского звукоподражания мяуканию кошки (аналога русского «мяу»), является не менее важным атрибутом женщин-кошек. Также, персонаж произносит «ня» в определённой ситуации или в произвольной фразе, обозначая свою схожесть с кошкой или нежный, милый, игривый образ поведения. Стоит отметить, что в последнее время использование слова «ня» стало довольно популярным в аниме-сообществах. Многие отаку и просто любители аниме или манги добавляют «ня» на интернет-форумах и сетевых чатах практически к каждой фразе в своих сообщениях, по поводу и без такового [6] .
Можно считать, что слово «ня» является атрибутом обобщённой кавайности лица, его использующего, или ситуации, в которой оно использовано. Повсеместное использование слова «ня» получило название «някать», то есть, добавлять «ня» ко всем высказываниям. В качестве характерных примеров употребления слова «ня» в речи персонажей аниме можно рассматривать аниме-сериалы «Mahou Shoujo Neko Taruto», «FLCL» и «Di Gi Charat».
В сленге русскоязычных фанатов также есть несколько неологизмов, образованных от «ня»: существительное «няка» (от «ня» и «нэко»), прилагательное «няшный», и приветствие «няк!».
Девушки-кошки в художественных произведениях
В комиксах
Образ девушки-кошки используется в различных комиксах:
- Чёрная кошка — персонаж серий комиксов компании Marvel Comics
- Женщина-кошка — персонаж вселенной DC Comics, в комиксах о Бэтмене (№ 11 в списке «100 самых лучших злодеев комиксов»[7] , и № 20 в списке «Сто лучших персонажей комиксов всех времён» по версии IGN[8] )
Источник