Кто эта девушка, и почему она душит котенка?
«Девушка с котёнком» — одна из самых известных картин Люсьена Фрейда, внука знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда. Перед вами портрет Кэтлин Гарман, первой жены художника.
⠀
Девушка изображена на фоне жёлтой стены, ее стеклянный взгляд направлен в сторону, а пальцы сомкнуты вокруг тонкой шеи котенка. На первый взгляд, кажется, что эта картина о жестоком обращении к животным. Но не будем забывать, что ее автор носит фамилию Фрейд, а значит, все не так очевидно.
⠀
Китти — уменьшительная форма от имени Кэтлин — в английском языке означает «котенок». Именно так близкие называли героиню картины. Художник намеренно наделил свою героиню утрированными, нереалистичными чертами лица. Однако некоторые детали выписана очень тщательно — например, отдельные волоски на голове девушки. Широко расставленные зеленые глаза придают героине сходство с ее питомцем. Итак, перед нами скорее психологический, нежели реалистичный портрет.
⠀
Правильно прочитав картину, мы уже видим на ней не сумасшедшую живодерку, а внутреннее состояние героини и. ее отношение к самой себе. По какой-то причине, она сама перекрывает себе кислород. Возможно, излишней требовательностью к себе или заниженной самооценкой. Старые обиды, боль, отверженность, чувство вины — что бы это ни было, это не даёт ей дышать.
⠀
Кто-то может узнать в героине картины себя. Ведь часто не обстоятельства, не люди, не проблемы, а мы сами «сдавливаем себе горло». Удивительно, но в большинстве случаев, чтобы разжать пальцы, достаточно простить. Родителей, людей из прошлого, себя. А самое главное, принять прощение, которое подарил нам Господь.
⠀
Эта картина заставила меня задуматься о многом сегодня. И знаете, мой выбор — принять прощение и простить. Я разжимаю стиснутые пальцы и открываю свое сердце для любви.
⠀
А кто ещё узнал в девушке с котенком себя?
Источник
Девушка с котом, чей портрет наводил ужас на светский Париж: несколько историй о Маргарите Матисс, дочери художника
У Матисса было не только великолепное чувство цвета, но и отличное чувство юмора. «Если б женщина с моей картины встретилась мне на улице, я бы испугался и удрал от неё» , — говорил он. И тут же уточнял: «Но я создаю не женщин, а картины!»
А ещё Матисс считал, что картины нужны для того, чтобы радовать и успокаивать. И жизнерадостных полотен у него предостаточно.
Но в 1908-1910 годах Анри Матисс создал необычную серию женских портретов: их одобрили бы феминистки, но современников эти портреты пугали. Женщины на них были сильные, смелые, не жеманничали, а смотрели зрителю прямо в глаза. А из-за того, что художник использовал на картинах чёрные контуры, выглядели зловеще.
Самой жуткой картиной этого цикла оказался портрет дочери художника — 15-летней Маргариты Матисс.
В «пересказе» он даже мил: девушка гладит котика, она в нарядной белой блузке, на щеках у неё здоровый румянец. У картины приятный пёстрый фон: бирюзовый, розовый плюс жёлтый контур кресла. «Девушку с кошкой» у Матисса купила Сара Стайн (она была золовкой Гертруды Стайн — женой её старшего брата Майкла Стайна): гости, которые видели картину у неё дома, натурально приходили в ужас. Публика была не готова ни к такой манере художника, ни к тому, что женщины на портретах могут выглядеть независимым настолько, что кажутся агрессивными.
Маргарита Матисс (1894—1982) – единственная дочка художника. И одна из его самых любимых моделей. Художник всю жизнь экспериментировал со стилями — и на портретах дочери это тоже отразилось. Далеко не все они пугают. Вот, например, тот самый жизнерадостный Матисс:
Маргарита – внебрачная дочь Матисса, которую родила его модель Каролина Жобло. Через 4 года после появления на свет Маргариты художник женится на другой женщине — Амели Парейр: Матисс заберёт дочку в свою семью и будет воспитывать её вместе с женой, которая родит ему ещё двух сыновей. Воспитывать и постоянно писать её портреты.
На многих портретах Маргарита изображена с бархаткой на шее: украшение прикрывает шрам от трахеотомии. В шестилетнем возрасте девочка заболела дифтерией, от которой едва не умерла. В критический момент, когда она совсем задыхалась, пришлось прибегнуть к травматичной процедуре.
Бархатку Маргарита надевала не только для позирования отцу — она носила её и в жизни:
Случай с дифтерией — не единственный, когда Марго Матисс чудом выжила. Во время Второй мировой войны её арестовали за участие в Сопротивлении. Она сумела сбежать из поезда, который вёз её в концлагерь. Отец думал, что Маргарита погибла. Когда она появилась на пороге его дома — схватился за бумагу и карандаш, чтобы набросать её портрет.
Маргарита помогала отцу, была не только его моделью и музой, но и менеджером: вела его дела, общалась с коллекционерами — словом, максимально старалась оградить его от забот, чтобы он мог быть полностью посвятить себя творчеству. А после его смерти она составляла каталог его работ. Их отношения несколько испортились после замужества Маргариты: она вышла замуж за искусствоведа Жоржа Дютюи, но отец не одобрил её выбор.
Маргарита и сама пробовала себя в живописи, но её работ осталось крайне мало. Она сама их уничтожила: не хотела, чтобы кто-нибудь по ошибке и злонамеренно выдавал её работы за работы её великого отца.
Источник