Кошка среди голубей (Кристи)
В престижную английскую школу для девочек прибывает Шейста — принцесса одной из восточных стран. В это время вместо старого садовника, старика, которому под восемьдесят, берут молодого человека Адама Гудмана.
В школу приходят новые ученицы. Миссис Эпжон, мать ученицы Джулии, во время разговора с директрисой мисс Бульстрод замечает в окне что-то странное. Выглянув, директриса видит леди Веронику Картон-Сандвей, приехавшую навестить своих дочерей-близняшек. Леди Вероника злоупотребляет алкоголем, и поэтому муж старается не выпускать её из дома. Миссис Эпжон говорит что-то про шпионов, но директриса пропускает это мимо ушей.
Восточная страна, дворец шейха Рамата. В стране произошла революция. Наследный принц Али Юсуф обсуждает со своим личным пилотом и ближайшим другом Бобом план побега. Боясь, что его убьют, Али передаёт Бобу мешочек с драгоценностями, чтоб тот вывез их из страны.
В это время в стране, в одном из отелей, находится сестра Боба миссис Сатклиф с дочерью Дженнифер. Боб решает вывезти драгоценности через сестру. Воспользовавшись её отсутствием, Боб прячет драгоценности в ручку теннисной ракетки Дженнифер и оставляет сестре записку. Приход Боба вызывает любопытство у постоялицы соседнего номера. Проверив номер после его ухода, женщина не находит ничего интересного.
Боб с принцем Али улетают из страны и погибают. Английским спецслужбам становится известно, что катастрофу подстроил подкупленный старший механик, но перед смертью Боб успел передать драгоценности принца сестре. Теперь за женщиной и её дочерью установлено наблюдение. Следить будут и за принцессой Шейстой, ближайшей родственницей Али, и за её соседкой по комнате, школьной учительницей. В школу, где будет учиться принцесса, под видом садовника Адама Гудмана, направлен агент Ронни.
Вернувшись в Англию, миссис Сатклиф останавливается в отеле. К ней приходит агент спецслужб мистер О`Коннор и сообщает о гибели брата. Во время разговора в номер приходит монтёр, чтобы исправить освещение. Визитёр просит показать ему записку Боба и встречается с уходящим монтёром. Позже мистер О`Коннор узнаёт, что никто монтёра не присылал.
В дом семьи Сатклиф проникает вор. При задержании он сообщает, что он безработный и залез в спальню миссис Сатклиф, чтобы найти деньги или драгоценности. Спецслужбы считают, что драгоценности пропали.
В школе у Дженнифер появляется подружка Джулия, с которой она играет в теннис. Девочки меняются ракетками.
Мисс Бульстрод и её помощница мисс Ванситтарт недовольны, что молодой и красивый садовник беседует с ученицами. Садовнику симпатизирует учительница французского языка мисс Бланш. Она намекает, что хочет встретиться с ним в спортзале.
В школу прибывает полиция. В спортзале убита из пистолета учительница физкультуры мисс Спрингер.
Мисс Бульстрод сообщает, что убитая поступила к ним в этом году с очень хорошими рекомендациями. Раньше директор её не знала, но женщиной мисс Спрингер была неприятная.
Экономка мисс Джонсон ночью увидела в спортзале свет, источник которого передвигался. Она позвала мисс Чедвик, одну из учительниц, и они пошли в спортзал. По дороге они услышали выстрел. Дверь в спортзале была открыта, света не было. Включив свет, женщины увидели убитую мисс Спрингер. По дороге они никого не встретили и ничьих шагов не слышали.
Инспектор осматривает тело: женщина была убита с расстояния в несколько шагов. Выстрел был сделан прямо в сердце. В спортзале находят фонарь с отпечатками пальцев убитой. Инспектор приходит к выводу, что мисс Спрингер договорилась с кем-то встретиться в спортзале, и этот человек её убил.
Инспектор расспрашивает о мисс Спрингер. Секретарша мисс Шапленд сообщает, что убитая не любила, когда кто-то из учителей заходил в спортзал. С инспектором хочет поговорить принцесса Шейста. Девушка считает, что мисс Спрингер убили из-за неё. Принцессу хотят украсть, чтоб завладеть драгоценностями, и за школой следят. Возможно, убийцы приходили за ней. Инспектор благодарит принцессу за информацию, но считает, что она говорит глупости.
Адам рассказывает инспектору, кто он. Он считает, что принцесса, возможно, права, и «среди голубей появилась кошка». Подумав, они заинтересовываются мисс Спрингер, мисс Шапленд и мисс Бланш — тремя женщинами, которые начали работать в новом семестре, и рассказывают обо всём мисс Бульстрод. Директриса вспоминает странную речь миссис Эпжон.
Дженнифер находит незнакомая женщина и передаёт ей в подарок от тёти теннисную ракетку, при этом незнакомка забыла, как зовут тётю. Девочка радуется подарку, так как её ракетка не совсем исправна. Женщина просит отдать старую ракетку, чтоб починить.
За принцессой Шейстой собирается приехать дядя, чтоб забрать её на каникулы. Девушка недовольна, она не любит его и предполагает, что он мог найти ей жениха.
Дженнифер рассказывает Джулии, что поблагодарила тётю за подарок, но тётя ответила, что ничего ей не передавала. Джулия считает, что Дженнифер в опасности.
Шейста уезжает, но вскоре за ней приезжает машина. Принцессу разыскивает её дядя, эмир. Мисс Бульстрод в данный момент отсутствует, школой руководит мисс Ванситтарт, которая боится проблем, но мисс Чедвик переживает за принцессу и сообщает обо всём инспектору полиции. Ночью ей не спится, и она замечает свет в спортзале.
В школу снова прибывает полиция: мисс Чедвик обнаружила в спортзале убитую мисс Ванситтарт, которой нанесли удар мешком с песком.
Мисс Бульстрод приказывает закрыть школу и отпустить девочек домой. Инспектор сообщает, что эмир получил письмо с требованием выкупа. Полиция считает, что письмо подложное.
Адам решает всё выяснить сам. Он приходит в спортзал и встречает там Джулию, которая пришла за своей ракеткой. Обдумав историю с ракеткой Дженнифер, Джулия закрывается в комнате, исследует свою ракетку и находит в рукоятке драгоценности.
Ночью Джулия слышит стук в дверь, но не открывает. Она понимает, что это чужой человек, иначе бы стучали настойчивее и сильнее. На следующий день, оставив записку директрисе, Джулия сбегает из школы и направляется к знаменитому детективу Эркюлю Пуаро. Девочка рассказывает ему об убийствах и отдаёт драгоценности.
Пуаро прибывает в школу и вместе с инспектором полиции расследует убийства. Если оба убийства произошли в спортзале, то убийца знал, что в ракетке спрятаны драгоценности. Мисс Спрингер никого туда не пускала, а мисс Бланш интересовалась залом. Знаменитый детектив заинтересовывается коленями пропавшей принцессы и ищет того, кто умеет рисовать.
По просьбе Пуаро, учительница рисования делает несколько портретов учительниц, Адама и Шейсты с разными выражениями лиц. Пуаро встречается с Дженнифер и показывает ей рисунки, надеясь, что она узнает женщину, которая дала ей ракетку. Также он спрашивает, встречала ли она в школе кого-то, кого видела в Рамате. Дженнифер кажется, что она видела там мисс Рич, учительницу английского языка, но мисс Рич худая, а женщина, которую она видела в Рамате, была толстая.
Мисс Бланш едет из школы в город. Никто не знает, что на самом деле она проститутка, которая воспользовалась документами сестры. В городе она делает в магазине покупки и звонит по телефону из дамской комнаты. Мисс Бланш требует положить на её счёт крупную сумму, иначе она расскажет то, что видела. Она возвращается в школу, входит в свою комнату, и кто-то ударяет её по голове мешком с песком.
В кабинете мисс Бульстрод Эркюль Пуаро объясняет, что произошло. Он показывает фотографию девушки, которую никто не знает. Девушкой оказывается принцесса Шейста.
Родственники погибшего принца разыскивали пропавшие драгоценности, которые должны были принадлежать принцессе Шейсте. Принцесса находилась в школе в Швейцарии и должна была приехать в эту школу. Мисс Бульстрод никогда не видела Шейсту. Те, кто хотел заполучить драгоценности, спрятали принцессу, а в школу прислали актрису, которая специализировалась на ролях школьниц. Поэтому знаменитый детектив и интересовался коленями принцессы.
Колени женщины двадцати трёх — двадцати четырех лет никогда не спутаешь с коленями девочки четырнадцати — пятнадцати лет.
Эмир мог появиться в школе в любой момент, поэтому после первого убийства мнимая принцесса исчезла.
Те, кто следил за Бобом, догадались, что драгоценности он спрятал в ракетке Дженнифер. Убийца ночью пришёл в спортзал, но его там обнаружила и узнала мисс Спрингер, которая случайно увидела свет. Убийца вынужден был скрыться и предпринял попытку взять ракетку у Дженнифер, не зная, что девочки обменялись ракетками.
Возможно, мисс Ванситтарт была в сговоре с похитителями Шейсты. Она вошла в спортзал, но убийца её там выследил. Мисс Бланш что-то видела и поплатилась за шантаж.
Но кто же убийца? Нужно найти человека, который был в Рамате. В Рамате были мисс Рич и мисс Шапленд. Мисс Рич хотела скрыть свою беременность.
Мать Джулии, когда-то работавшая в спецслужбах, узнала в мисс Шапленд, которая занимала номер, соседний с миссис Сатклиф, шпионку. Та видела, куда Боб спрятал драгоценности, поэтому обманом устроилась работать в школу секретаршей, убила мисс Спрингер и мисс Бланш и, переодевшись, передала ракетку Дженнифер. Полиция хочет арестовать преступницу, но она вынимает пистолет и успевает ранить мисс Чедвик.
Но кто же убил мисс Ванситтарт? Мисс Шапленд в это время в школе не было, у неё есть алиби. Мисс Ванситтарт убила мисс Чедвик, которая планировала стать директором школы после ухода мисс Бульстрод и испугалась, что директором назначат мисс Ванситтарт.
Мисс Чедвик умирает. Спецслужбы находят женщину, с которой принц зарегистрировал брак и у которой есть от него сын. Женщина просит передать один из камней в подарок Джулии, а от остальных она отказывается — «цена женщины не определяется рубинами и изумрудами».
Источник
Кошка среди голубей
Автор: | Агата Кристи |
Перевод: | Назира Х. Ибрагимова |
Жанр: | Классический детектив |
Серия: | Эркюль Пуаро |
Действие «Кошки среди голубей» происходит в частной школе для девочек. Пуаро, дабы раскрыть преступление, придется разбираться в сложных взаимоотношениях школьных учителей.
Кошка среди голубей скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно
В романе «Загадка Эндхауза» Пуаро предстоит решить самую серьезную задачу в истории человечества – разобраться в женской душе.
Смерть под развалинами во время бомбежки, убийство в маленькой сельской гостинице странного незнакомца, схватка за наследство между юной вдовой и родственниками миллионера, дело о пропавшем без вести муже… В калейдоскоп событий оказывается втянут даже сам Эркюль Пуаро. Но природная наблюдательность к мелочам поможет великому сыщику распутать клубок загадок.
Убита молоденькая воспитанница недавно скончавшейся богатой пожилой дамы. Все улики указывают на другую наследницу состояния, причем обвиняемая даже умудряется сознаться в содеянном. Но Эркюль Пуаро подозревает, что все не так уж просто. Такова завязка романа «Печальный кипарис».
Великий детектив Эркюль Пуаро путешествует в Круизе по Нилу. Увы, спокойно отдохнуть у него не получится — на пароходе убита аристократка Линит Риджуэй. Никто кроме гениального сыщика не справится с разгадкой таинственного преступления.
Как всегда, знаменитый сыщик Эркюль Пуаро блестяще проводит расследование преступления при помощи своего метода, тщательно анализируя ситуацию. Придя на помощь полицейским, он безошибочно находит убийцу, жертвой которого стала глава большой американской семьи, путешествующей по Востоку.
Усатый бельгиец Эркюль Пуаро по праву занимает место в первой шеренге великих литературных сыщиков. Он был придуман великой английской писательницей Агатой Кристи в 1920 г. Именно тогда вышел ее первый роман «Таинственное происшествие в Стайлз», в котором сыщик расследует преступление, основываясь на фактах, известных всем собравшимся.
В этой книжке великому сыщику Эркюлю Пуаро придется сначала «поиграть в убийство» на празднике в сельском английском поместье, а затем, когда окажется, что забава с изображением мнимого убийства превратилась в убийство вполне настоящее, раскрыть тайну смерти девушки.
Это произведение уникально. Обычно детективы, вышедшие из-под пера великой Агаты Кристи, немедленно отправлялись в печать. А данная новелла удивительным образом затерялась в пыльных архивах на целых 70 лет…
Знаменитому сыщику Эркюлю Пуаро позвонила его давняя приятельница, писательница детективов Ариадна Оливер, с просьбой срочно приехать в Девоншир в усадьбу Гриншор-хаус. Оказывается, в доме намечен большой праздник, и ее пригласили организовать увлекательную игру «Охота за убийцей». Игроки, пользуясь неочевидными подсказками, должны обнаружить на территории усадьбы «труп», роль которого исполняет один из гостей, и изобличить «убийцу». Ариадна хотела, чтобы Пуаро помог ей с организацией, и великий бельгиец не смог отказать. Но когда игра уже подошла к своей кульминации и ее участники обнаружили «труп», выяснилось, что он… настоящий! Итак, игры кончились. На след убийцы встал сам Эркюль Пуаро…
Агата Кристи была великой женщиной. Мало кто мог столь успешно совмещать две, казалось бы, взаимоисключающие роли: автора леденящих душу детективов и образцовой домохозяйки. «Десять негритят» сама писательница считала лучшим своим произведением. Читатели вполне солидарны с ней – у книги лучшие продажи. Итак, скалистый остров, на котором собрались десять незнакомых друг с другом людей. Они не знают, что им предстоит повторить судьбу персонажей известного детского стишка про десять негритят.
Находившийся в Стамбуле великий сыщик Эркюль Пуаро возвращается в Англию на знаменитом «Восточном экспрессе», в котором вместе с ним едут, кажется, представители всех возможных национальностей. Один из пассажиров, неприятный американец по фамилии Рэтчетт, предлагает Пуаро стать его телохранителем, поскольку считает, что его должны убить. Знаменитый бельгиец отмахивается от этой абсурдной просьбы. А на следующий день американца находят мертвым в своем купе, причем двери закрыты, а окно открыто. Пуаро немедленно берется за расследование – и выясняет, что купе полно всевозможных улик, указывающих… практически на всех пассажиров «Восточного экспресса». Вдобавок поезд наглухо застревает в снежных заносах в безлюдном месте. Пуаро необходимо найти убийцу до того, как экспресс продолжит свой путь…
Вдумчивое отношение к любой детали рассказов очевидцев помогает Эркюлю Пуаро быстро вникнуть в суть преступления и найти убийцу. Он разоблачает преступника, поставившего под подозрение полиции невиновного.
Широко распространено мнение, что детектив чем-то похож на большие скачки, где много участников состязания, лошадей и жокеев. Истратив деньги, вы делаете свой выбор! С общего согласия избранником становится вовсе не тот, кто является любимцем на ипподроме. Другими словами, герой детектива — это человек, совсем не похожий на главное действующее лицо, чаще всего совершенно вроде бы не имеющий шансов на успех. Выбирайте личность, менее всего подозреваемую в преступлении, и в девяти случаев из десяти вы справитесь со своей задачей.
Я заметил, что Пуаро становился все более недовольным и беспокойным. В последнее время нам совсем не попадались интересные случаи, ничего, где мой друг мог бы проявить свой острый ум и необычайную способность к дедукции.
В то утро он отложил в сторону газету с возгласом нетерпения «Уфф», что было более похоже на шипение кота.
— Они меня боятся, Гастингс. Эти ваши английские преступники боятся меня! Если рядом кошка, мышка не сунется за сыром!
Мисс Марпл – кто она? Тихая старушка – «божий одуванчик» – или гений сыска? Лишь ее невероятная логика может помочь раскрыть хитроумнейшую уловку преступников.
Помните английскую песенку в переводе Корнея Чуковского: «А за скрюченной рекой / В скрюченном домишке / Жили летом и зимой/ Скрюченные мышки»? Для жителей особняка «Три фронтона» эта песенка весьма актуальна – разросшийся пристройками коттедж, населенный большой шумной семьей, действительно напоминает тот самый «скрюченный домишко». В таком доме просто обязана парить веселая кутерьма. Но однажды там стали совершаться убийства…
В тот вечер была жуткая погода. За окнами противно завывал ветер, а дождь со страшной силой лупил в окна.
Мы с Пуаро сидели перед камином, протянув ноги к его живительному огню. Между нами располагался низенький столик. С моей стороны на нем стоял отлично приготовленный горячий пунш, а со стороны Пуаро дымился густой ароматный шоколад, который я не стал бы пить даже за сотню фунтов! Отхлебнув из розовой фарфоровой чашки глоток этой густой коричневой жижи, Пуаро удовлетворенно вздохнул.
Уолтер Уиндраш, прославленный поэт и художник, жил в Лондоне, и в саду у него росло удивительное дерево. Конечно, сами по себе эти факты не вызвали бы тех странных событий, о которых мы расскажем. Многие сажают в саду и в огороде невиданные растения. Но тут были две особенности: во-первых, Уиндраш считал, что этим деревом должны любоваться толпы со всех концов света; во-вторых, если бы они явились, он бы их не пустил.
Начнем с того, что дерева он не сажал. Тем, кто видел дерево, могло показаться, что он тщетно пытался посадить его или, вернее, тщетно пытался вытащить из земли. Люди холодного, классического склада говорили, что последнее желание много естественней первого. Дело в том, что дерево было совершенно нелепое. Ствол был такой короткий, что казалось, будто ветки растут из корней, или корни — прямо из веток. Корни извивались не в земле, а над землей, и между ними белели просветы, потому что землю вымывал бивший рядом источник. В обхвате же дерево было огромным, словно каракатица, раскинувшая щупальца. Могло показаться, что мощная рука небожителя пытается выдернуть его из земли, как морковку.
Эллери Квин — легендарный сыщик-любитель и сочинитель криминальных романов. Под его именем двоюродные братья Фредерик Дэннэй (1905-1982) и Манфред Ли (1905-1971) написали серию увлекательных книг, стоящих в одном ряду с произведениями корифеев детективного жанра А.Кристи, Э.С.Гарднера, Р.Стаута и Дж.Д.Карра.
Ещё одна глава голливудских приключений Эллери. Угрозы, смерть, любовь, счастливая развязка — в общем, типичный Голливуд. Но гений младшего Квина и здесь на высоте.
Невесту доктора медицины Дэвида Гарта обвиняют в преступлении. Гарт не верит в это и, проводя собственное расследование, выходит на след настоящих преступников.
Эллери Квин — легендарный сыщик-любитель и сочинитель криминальных романов. Под его именем двоюродные братья Фредерик Дэннэй (1905-1982) и Манфред Ли (1905-1971) написали серию увлекательных книг, стоящих в одном ряду с произведениями корифеев детективного жанра А.Кристи, Э.С.Гарднера, Р.Стаута и Дж.Д.Карра.
Смерть от сердечного приступа одного из владельцев фирмы по торговле драгоценностями так и осталась бы числящейся «по естественным причинам», если бы не его дочь, обратившаяся к Эллери Квину и инициировавшая цепочку событий, которая привела к раскрытию этого довольно запутанного и немножко сумасшедшего дела.
Эллери Квин — легендарный сыщик-любитель и сочинитель криминальных романов. Под его именем двоюродные братья Фредерик Дэннэй (1905-1982) и Манфред Ли (1905-1971) написали серию увлекательных книг, стоящих в одном ряду с произведениями корифеев детективного жанра А.Кристи, Э.С.Гарднера, Р.Стаута и Дж.Д.Карра.
Согласившись помочь Говарду Ван Хорну, Эллери оказывается втянутым в цепь странных событий, закончившихся трагедией, которую Квину придётся разгадывать дважды. Это дело относится к так называемым «райтсвиллским делам» мистера Квина, а по хронологии непосредственно предшествует «Коту со многими хвостами».
ДЕТЕКТИВ CLUB 2.
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ.
Основан в декабре 1993 года.
Шеф-редактор Аркадий ВАЙНЕР.
Главный редактор Александр КРИВЕНКО.
СЕГОДНЯ В КЛУБЕ:
Эллери Куин. Смерть африканского путешественника.
Эллери Квин — легендарный сыщик-любитель и сочинитель криминальных романов. Под его именем двоюродные братья Фредерик Дэннэй (1905-1982) и Манфред Ли (1905-1971) написали серию увлекательных книг, стоящих в одном ряду с произведениями корифеев детективного жанра А.Кристи, Э.С.Гарднера, Р.Стаута и Дж.Д.Карра.
Второе дело Квина-младшего. Тело супруги владельца универмага обнаружено в выставочной витрине. Где? Почему? Кто? Ответы на все вопросы даст неподражаемый Эллери.
Газонокосилка работала, дрожь ее по руке Хиггинса передавалась всему его телу, и казалось, оно подчиняется теперь не ритму сердца, но ритму мотора. На их улице отчаянно тарахтели еще три такие же машины, а если та или иная смолкала, тарахтение доносилось из соседних кварталов.
Было самое начало апреля, восемь вечера. Ни лето ни зима, ни день ни ночь. Однотонное, еще светлое небо, то ли блекло-голубое, то ли серое, сумеречное. На фоне его — ярко-белая островерхая колокольня католической Церкви.
Дома меня ждало чудо. Настоящее чудо. Да и как иначе назовешь крошечный росток подорожника. Сколько разговоров было — мол, не приживется, завянет, где это видано, выращивать дома такую редкость! Но вырос! Мне из Бразилии обещали еще прислать семена, на этот раз лопуха. В нашем двадцать первом веке живое растение в квартире встретишь реже, чем, скажем, попугая в двадцатом. Впрочем, попугаев сейчас тоже не осталось… Мелодично прозвенели часы — рабочий день в Климатическом бюро закончился. Мне оставалось только взять кое-какую литературу по флоре, и домой. Я подошел к библиотечному шкафчику в углу кабинета. На его верхней полке теснились говорящие книги. На средней — визорные немые кинофильмы на страничных экранах со струящимися разноцветными строчками. На нижней книги, хранящие не только звуки, но и запахи. Вот эта — «Выращивание реликтовых растений» — пожалуй, именно то, что надо. Я сунул кассету в карман, вышел из комнаты и закрыл дверь на ключ. По коридору уже спешили сослуживцы — на улице дожидался туристический аэробус. Сегодня у нас экскурсия в ботанический сад — там выставили на обозрение одну из последних берез. — Рассаживайтесь, рассаживайтесь, — торопил шеф — А ты пешком добираться будешь? Я вздохнул — Не могу я с вами! Мне подорожник полить надо! Коллеги переглянулись, а начальник махнул рукой, отпуская, и добавил: — Следующая экскурсия — к тебе. Сбежав по ступенькам подъезда, я зашагал вдоль стены под защитой бледной тени. На улице неслись пыльные вихри, они хороводили вокруг чахлых кустов, запутывались в кронах редких деревьев и осыпались на головы редких прохожих, с надеждой поглядывающих в палящее безоблачное небо. И совершенно напрасно, в городе осадки сегодня не запланированы. Мне ли не знать? Я так торопился, что столкнулся с могучим парнем в брезентовой робе, суетившимся возле грузовика и то ли помогающим, то ли мешающим роботам укладывать в него пластиковые ящики. Ящики они выносили из приземистого здания с вывеской «Книгохранилище». — Ты что?! — рявкнул он и вдруг цепко ухватил мой локоть. — Ага, попался Суховей Ураганыч? Узнаешь! — Извините, гражда… — Я взглянул на парня пристально и ахнул, узнав знакомого школьных лет. — Сева Котлов? — Он самый! Эй, поаккуратнее! — Это уже относилось к шестирукому металлическому гиганту, задевшему ящиком распахнутые складские ворота. Те даже загудели. — Грузчиком подрабатываешь? — поинтересовался я, подыскивая тему беседы особенно близкими друзьями мы никогда не были. — Ты же, по слухам, в каком-то институте… постой-постой… и не выговоришь сразу… Инвторсыр, что ли? — Институт вторичного сырья, — ухмыльнулся школьный приятель. — А ты погодой заправляешь? Тайфуны, ураганы… И не стыдно? — С чего бы? — удивился я. — В январе от вас снега не дождешься, летом — дождя. Неделю пороги обивал, бюрократ ты всепогодный! Я пожал плечами: — Так это ты вчера скандалил? Заказы надо правильно оформлять, а то ливень ему подавай, причем за городом. Рассаду там, что ли, высадил? — Точно! Не цветочек же в горшочке, как у тебя. Наслышан, наслышан… Киберы между тем, шумно затворив дверь книгохранилища, уже забрались в кузов и чинно расселись на ящиках. — Присоединяйся, — сказал Сева, — недалеко. — Куда это? — Узнаешь. Не пожалеешь. Помочь забраться? Я забрался в кабину. Однокашник устроился рядом, включил автоводитель, и машина тронулась. Некоторое время мы молча поглядывали по сторонам, хотя любоваться особенно было нечем: бетон, асфальт, стекло. И те пыльные смерчи, туманящие обзор. — Как ты думаешь, — спросил наконец Сева, — чего здесь не хватает? — Прохлады, зелени и газированной воды, — буркнул я. — Нет, — хмыкнул приятель, — киосков с водой нам встретилось больше, чем деревьев. А в остальном ты прав. Откуда же взяться нормальному воздухообмену? А пыль? Раньше суховеи задерживались лесопосадками, но ведь вырубили все, что можно, перевели на спички, мебель, книги. Это теперь книги микрофильмированные, а раньше были из бумаги. Ты знаешь, как ее делали? — В основном из древесины, — я вспомнил о своем растении и вздохнул. — Верно! Когда-то выпускалась масса скучных, неинтересных книг, которые прямиком из типографии шли на склады. Ну были, конечно, и полезные книги, но меньше, чем плохих. Так сколько бумаги уходило, а бумага — это деревья. Сколько же их погибло, соображаешь? — Он кивнул на дорогу, вдоль которой, словно километровые столбики, мелькали одинокие серые кусты. Мы уже выезжали из города, и за обочинами потянулась выгоревшая от солнца степь, просматривающаяся до самого горизонта. Ни рощ, ни отдельных деревьев. Я неожиданно разозлился: — Поздно спохватились! Поистребили леса, разбазарили семена. Сажать нечего. Подорожник еле достал… Приятель покосился на меня и неопределенно хмыкнул. Машина замедлила ход. Стали попадаться стоящие грузовозы, какие-то механизмы, группы людей. Возле самой большой мы затормозили. Многие были в накидках, дождевиках или при зонтах, и все молча поглядывали то в небо, где плыло сиротливо облако, то на поле, испещренное рядами лунок. — А где мы, собственно? — поинтересовался я. — На опытном участке нашего института. Сам же сказал — просили дождь рассаду поливать. Открыв дверцу, я спрыгнул на землю. Киберы сноровисто выгружали из кузова ящики, складывали на ручные тележки и везли в поле. — Опаздываете, коллеги! — К нам подбежал толстяк в плащ-палатке и болотных сапогах. На его круглом лице подпрыгивали смешные круглые очки. — А вы, кажется, из Климатического? Обещаете дождь? — По графику, — я недоумевал и тщетно стремился не показать своего замешательства, — если вы соответствующим образом договорились с Климатическим бюро… А Сева уже распоряжался роботами. Одни из них катили по полю тележки, другие доставали из вскрытых ящиков книги и бережно опускали в лунки, третьи чем-то их поливали из голубых баллонов и заравнивали почву. Я закрыл рот и судорожно глотнул. — Извините, что-то, наверное, с глазами. Там, в поле… Ущипните меня. Толстяк охотно повиновался. Все осталось по-прежнему: тара пуста, лунки засыпаны, а присутствующие изучают облако, почерневшее и набухшее, готовое разразиться грозой. — В нашем Инвторсырье, — сказал толстяк, наслаждаясь моим изумлением, разработана оригинальная методика возрождения лесных массивов. Разве вам не объяснили? — Собирался, шеф, — сообщил вновь очутившийся рядом Сева Котлов. — Да не успел как-то. Суховеич, разве не ясно — здесь рождается чудо. Мы изобрели препарат, преобразующий бумагу в то, чем она была раньше. А бумага это в основном что? — Древесина, — тупо отозвался я. — То есть деревья. Молодец. Скажешь, преступление — уничтожать литературу. Но это плохая литература, а мы снова поднимем леса, изведенные по глупости, незнанию, неумению. Уразумел? С минуту я соображал. Потом пробормотал: — Знакомо. Бывало уже в истории. Книги жгли, запрещали, упрятывали в спецхранилища. А вы их сразу в землю, в могилу! Поздравляю! А кто решает, какие произведения на удобрения, какие на полку? Ты, Сева? — Зачем же вы так, молодой человек? — «Шеф» бережно взял меня под локоть Художественные достоинства определяет Центральный компьютер, подключенный к данным о том, как их читают в библиотеках, ведь и старинные книги кому-то нужны. Их ведь и в букинистических магазинах еще продают. Так вот, компьютер и здесь наводит справки, какие книги покупают, а какие нет. Вот здесь, к примеру, девяносто девять тысяч девятьсот экземпляров монографии Бредянского «Партогенез блохи». Вы знаете, что такое блоха? — Нечто вымершее, ископаемое, вроде динозавра, — пробормотал я. — Но все равно, можно ли уничтожить сгустки мысли? — Балда, — добродушно сказал однокашник — Ты ее под расстрелом читать не станешь. И никто другой. И все-таки по нескольку десятков экземпляров даже самой скучной книги мы оставляем. А знаешь, сколько оказалось в мире такой бумажной чепухи? Миллиарды и миллиарды экземпляров. И каждую можно превратить в дерево! — Сам балда! — огрызнулся я машинально, и вдруг я все сразу понял. Сначала здесь, а потом повсюду зашумят новые рощи, потекут реки, заголубеют озера и пруды. И климат будет мягче. И никто не поедет в ботанический сад разглядывать одну из последних берез. Они появятся повсюду, как и ели, липы, сосны… — Неужели у вас получится? — тихо спросил я. — Обязательно! Смотри… Облако набухло в тучу, нависшую над полем, над застывшими в ожидании людьми. Ослепительно заветвилась молния, громыхнуло — и хлынул дождь. Сразу потемнело, запузырились лужи. Я мгновенно вымок, но продолжал, как и все остальные, стоять под секущими струями. Потому что из почвы начали проклевываться тысячи зеленых ростков. Возможно, это просто показалось влага застилала глаза, и все же я поверил: моему подорожнику не быть музейной диковиной, которой завидуют другие. Невесть откуда появившиеся мальчишки плясали по лужам, восторженно распевая старинную песенку: «Дождик, дождик, пуще лей…» И я вдруг понял, что как заклинание повторяю вместе с ними эти слова, которые теперь казались пророческими и мудрыми.
Источник