Гертруда нивельская покровительница кошек икона

Память святой Гертруды Нивельской 190

Св. Гертруда родилась в 626 г. в брабантском гор. Ландене. Ее отцом был Пипин Ланденский – майордом короля Австразии Хлотаря II, а матерью – св. Итта (Идуберга) 191 . Девочка была воспитана матерью в любви к добродетели. Когда ей было десять лет, король франков Дагоберт предложил ей выйти замуж за сына одного из своих советников. Но Гертруда объявила, что не желает другого супруга, кроме Господа Иисуса Христа. Собравшиеся застыли в изумлении перед твердостью ребенка, и было понятно, что она прекрасна и действительно избрана Богом.

После смерти Пипина (640) 192 его супруга удалилась вместе с Гертрудой в свое поместье Нивель. По совету св. Аманда [6 фев.] она основала в нем монастырь и сама постригла волосы своей дочери в знак посвящения ее Богу. После того как дева получила из рук святителя монашеский покров, мать назначила Гертруду настоятельницей общины. Одаренная глубоким благочестием и духовным рассуждением, редким даже у людей преклонного возраста, она внушала сестрам все возрастающую ревность к подвигам добродетели. Гертруда отдавала всю себя без остатка служению бедным, больным и старикам и с любовью принимала иноземных паломников.

Ее духовное сияние вскоре распространилось далеко. Так, например, святая приняла ирландских монахов св. Фоиллана и его брата Ультана 193 , которые были изгнаны из Восточной Англии грозным Пендой, королем Мерсии 194 . Брат Гертруды, майордом Австразии, дал им в дар землю в Фосс-ла-Вилль 195 , на которой они основали монастырь. Обитель была устроена в соответствии с кельтскими обычаями, однако оставалась под духовным руководством святой. Настоятельница просила некоторых из этих ирландских монахов объяснять Священное Писание инокиням и посылала других проповедовать Благую Весть в окрестных землях.

Читайте также:  После стерилизации кошка не пьет сама

Однажды, когда св. Фоиллан возвращался в свой монастырь, отслужив литургию в Нивеле, он сам и его три спутника были убиты в лесу разбойниками. Тогда руководство мужским монастырем принял его брат Ультан (655).

Прожив пять лет под руководством дочери, св. Идуберга почила в Господе. Св. Гертруда, пламенно желая посвятить больше времени молитве, возложила ответственность за внешние дела монастыря на монахов, а внутреннее управление общиной поручила сведущим в этом сестрам. Она предалась горячо и ревностно посту, бдениям и молитве, чем стяжала великое благоволение Божие. Когда Гертруда молилась в церкви, не раз видели, как над ее головой появлялся огненный шар, освещавший все вокруг.

Однако такой суровый образ жизни вскоре разрушил здоровье святой. Хотя ей было всего лишь тридцать лет, она с согласия духовных сыновей и дочерей передала обязанности настоятельницы своей двадцатилетней племяннице Вульфетруде, которая воспитывалась возле нее. Отныне Гертруда жила как простая монахиня, усилив молитвы, несмотря на убывающие силы, и потому была удостоена необыкновенных видений.

Почувствовав свой скорый уход, она собрала сестер и, призвав их оставаться верными монашеским обетам, дала предписания о том, как ее следовало похоронить: одетую в собственную власяницу, а на голове – ветхое покрывало. Затем она отправила посланца в Фосский монастырь к св. Ультану, чтобы спросить его о дне своей смерти. Он ответил, что она должна преставиться на следующий день во время литургии, но пусть она не боится, ведь св. Патрикий и Ангелы, избранные Богом, придут принять ее душу, дабы перенести в место славы.

И действительно, 17 марта 659 г. она, причастившись Святых Таин, предала душу Божественному Жениху. У ее могилы тотчас же начали происходить чудеса. Почитание св. Гертруды распространилось в Средние века по всей Северной Европе, где ей молились как покровительнице путешественников и садовников.

Читайте также:  Что делать если кошку тошнит водой

Молитвами святых Твоих, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

Западная Церковь совершает ее память 5 мая.

Источник

17 марта — Преподобная Гертруда Нивельская

Преподобная Гертруда Нивельская — аббатиса монастыря Нивелла. Дочь майордома Австразии Пипина I Старшего и св. Идуберги Нивельской, младшая сестра майордома Гримоальда и св. Бегги, аббатисы монастыря Анден. Гертруда Нивельская в юном возрасте (приблизительно в 10 лет) отвергла навязываемый отцом брак, решив посвятить жизнь Богу. После смерти Пипина (ок. 640) Идуберга по благословению св. Аманда, еп. Тонгерен-Маастрихтского, «апостола Бельгии», между 647 и 650 гг. основала в одном из своих родовых поместий двойной — одновременно мужской и женский монастырь Нивелла.

Вероятно, еще при жизни Идуберга назначила Гертруду, которой было около 21 года, настоятельницей обители. Сама Идуберга жила в монастыре как монахиня, помогая дочери в управлении.

Около 650 г. монастырь посетили шедшие из Перона (совр. Франция) ирландские монахи во главе с братьями — епископом-миссионером св. Фоллианом и св. Ультаном (братьями св. Фурсея). Гертруда Нивельская и Идуберга предоставили им земельный надел недалеко от Нивеллы, где те основали монастырь Фос. Благодаря тому что св. Фоллиан стал устроителем богослужебной жизни не только в монастыре Фос, но, вероятно, и в Нивелле, а также благодаря принесенным ирландскими монахами священным книгам и реликвиям в Нивелле утвердилась ирландская традиция организации монашеской жизни. В октябре 655 (?) г. на пути из Нивеллы в Фос св. Фоллиан со спутниками принял мученическую кончину от рук разбойников. Гертруда Нивельская, чудесным образом осведомленная об обстоятельствах их гибели, разыскала тела мучеников и похоронила в Нивелле.
Гертруда Нивельская прославилась многими добродетелями: при крайне слабом здоровье она вела строгий образ жизни, пребывая в посте и молитве. Никому не отказывая, принимала в монастыре многочисленных путников, паломников, больных, нищих. После смерти матери (652) Гертруда Нивельская поручила управление монастырем нескольким благочестивым монахам, с тем, чтобы больше времени уделять молитве и изучению Священного Писания. Большое имущество, оставленное матерью, Гертруда Нивельская использовала на строительство храмов и богаделен. Аббатиса монастыря Нивелла пользовалась большим почитанием уже при жизни. По молитвенному обращению к Гертруде посланные ею в отдаленную местность монахи были избавлены от морского чудовища, угрожавшего опрокинуть судно (возможно, это чудо связано с отправкой монахов в Рим для приобретения священных книг). В возрасте ок. 32 лет по состоянию здоровья Гертруда Нивельская оставила должность настоятельницы и в декабре 658 г., после совета с братией и сестрами монастыря, назначила своей преемницей племянницу Вульфтруду. За день до смерти Гертруда Нивельская послала к настоятелю монастыря Фос св. Ультану спросить, откроет ли ей Бог час ее кончины. Пророчество св. Ультана о том, что она умрет на следующий день во время литургии, после причастия, исполнилось. Гертруда Нивельская была похоронена в церкви св. Петра, в одном из 3 существовавших тогда храмов монастыря Нивелла.

Почитание Гертруды Нивельской началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о котором сообщается в сочинении «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном около 691 г. и дополненном в VIII в. Празднование церковной памяти Гертруды Нивельской было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 г. Около 670 г. монахом Нивельского монастыря, вероятно знавшим Гертруду лично, было составлено ее Житие, самый древний список которого, датируемый IX в., хранился в университетской библиотеке г. Монпелье. Мощи Гертруды Нивельской, вероятно, были обретены в VIII в.

Поскольку родственными узами с Гертрудой Нивельской был связан император Карл Великий (приходился ей праправнучатым племянником), ее почитали покровительницей многие знатные роды, происходившие от Каролингов: графы Лувена, герцоги Брабанта, Бабенберги, Габсбурги. Во многих монастырях, основанных представителями династии Каролингов, хранились мощи Гертруды Нивельской. Начиная с X в. благодаря ирландским монахам и каролингскому влиянию почитание Гертруды Нивельской распространилось на значительной части территории Западной Европы, где насчитывается около 1 тыс. объектов ее культа. Гертруду Нивельскую считают своей покровительницей города Гертрёйденберг, Бреда и Берген-оп-Зом в Сев. Брабанте (совр. Нидерланды). Монастырь Нивель стал центром паломничества.

С XI в. Гертруда Нивельская стала почитаться как покровительница путешественников (в Нидерландах, Сев. Германии, Скандинавии, Австрии), ищущих ночлега путников, паломников и хозяев гостиниц. Вдоль торговых путей, в городах Ганзейского союза, расположенных на побережье Балтийского моря, было возведено большое количество церквей, часовен, госпиталей во имя Гертруды Нивельской. Со 2-й пол. XI в. до конца XIV в. в Нидерландах и Германии в память о чудесном избавлении нивельских монахов от морского чудовища существовала традиция, согласно которой путешественники перед отправлением в путь или воины перед походом, а также примирившиеся враги и сошедшиеся после ссоры супруги выпивали кубок вина в честь Гертруды Нивельской, т. н. Sinte Geerts Minne или Gertrudenminte.

К Гертруде Нивельской обращались за помощью в избавлении от жара и лихорадки. После обширной эпидемии чумы, поразившей Европу в середине XIV в., к Гертруде Нивельской стали обращаться преимущественно на севере континента с просьбой о даровании легкой кончины. В этом регионе ей было посвящено множество кладбищ и кладбищенских часовен. Зародившееся в немецкоязычных странах Европы, возможно в Эльзасе, обращение к Гертруде Нивельской за помощью в избавлении от крыс и мышей было известно с 1435 г. в Нидерландах, в Каталонии. Такой аспект почитания святой связан, вероятно, с тем, что день ее памяти, 17 марта, приходится на период начала полевых сельскохозяйственных работ. Гертруда Нивельская почитается также как покровительница садовников, во Фландрии — как покровительница кошек. Запрет прясть в день ее памяти сделал ее покровительницей прядильщиц.

Святая обычно изображается в облачении аббатисы с крестом, часто с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по ее посоху или одежде, иногда увенчанной княжеской короной (Нидерланды, прирейнские области, Испания); как монахиня — с веретеном и грызунами (Эльзас, Центр. и Юж. Германия); как знатная дева — в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Сев. Германия, Скандинавия).

Церковь св. Петра в Нивеле, где была похоронена Гертруда Нивельская, во имя которой впоследствии была освящена, несколько раз перестраивалась. Совеменная церковь св. Гертрудй Нивельской, одна из крупнейших среди древних церквей Европы, является приходским храмом. Построенная в рейнском романском стиле оттоновской традиции, она была освящена в 1046 г. еископом Льежским Вазоном в присутствии германского императора Генриха III. Ее реконструкция после разрушения во время второй мировой войны завершилась в 1984 г. В 1272-1298 гг. для мощей Гертруды Нивельской была изготовлена серебряная рака (Brux. Arch. générales du Royaume. Arch. ecclés. N 1417. Vol. 493-494), на которорой сохранялись самые древние изображения святой. Рака была уничтожена при бомбардировке Нивеля в мае 1940 г. В 80-х гг. была сделана новая рака. Среди святынь храма — повозка, изготовленная в 1460-1470 гг., на которорой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами Гертруды, а также алебастровый алтарь (1629).

Память святой празднуется 17 марта в день преставления (Бельг.) и в воскресенье после 28 сентября (Зап.). Не включена с современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Тропарь, глас 5

Ра́дуйся, преподо́бная ма́ти Гертру́до, / я́ко багряни́цу кня́жескую на власяни́цу и́ноческую премени́ла еси́, / и сего́ ра́ди ве́лию ми́лость Бо́жию стяжа́ла еси́. / Житие́м в посте́, моли́тве и бде́нии лю́ди изуми́ла еси́, / ниже́ нача́льство оби́тели оста́вила еси́. / Те́мже в во́зрасте Христо́ве от трудо́в сконча́лася еси́. / Ны́не же предстои́ши Cвяте́й Тро́ице, / моли́тву за притека́ющих к тебе́ неуста́нно вознося́щи, / и мно́жеством чудотворе́ний и исцеле́ний и́х посеща́ющи. / Моли́ Человеколю́бца Христа́ и Засту́пницу усе́рдную // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Бога́тство и земну́ю сла́ву презре́вши, / и́ноческий о́браз прия́ла еси́, / и прему́дро оби́тель Ни́вельскую устроя́ла еси́. / Те́мже восхваля́ем тя́, Гертру́до равноа́нгельная. / Ты́ же я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, / не оста́ви ча́д твои́х, притека́ющих к тебе́. / Моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Источник

Св. Гертруда Нивельская — не только покровительница кошек

#1 Neta

  • Капитул
  • 22 299 сообщений
    • Город южный
    • Вероисповед.: католичество

    Образ святой Гертруды Нивельской . Письмо февраля 2021 года . Автор Михаил Бабуров.

    Очень трогательный образ. Но св. Гертруда — не только и не столько покровительница кошек, как о ней идет народная молва.

    Гертруда Нивельская , OSB (также пишется Геретруда , Геретрудис , Гертруда ; ок. 628 — 17 марта 659 г.) была аббатисой седьмого века, которая вместе со своей матерью Иттой основала аббатство Нивель, расположенное на территории современной Бельгии.

    Семья и детство

    Ранняя история семьи Гертруды плохо документирована. Анонимный автор ее биографии раннего средневековья , Vita Sanctae Geretrudis (Житие св. Гертруды), только намекает на ее происхождение: «было бы утомительно указывать в этом рассказе, по какой линии земного происхождения она произошла. Ибо живущий в Европе не знает возвышенности. , имена и места ее происхождения? » Отец Гертруды, Пипин из Ландена (Пиппин Старший), дворянин из Восточной Франции , сыграл важную роль в том, чтобы убедить короля Клотара II короновать своего сына Дагоберта I королем Австралии .

    Из-за своего положения во дворце мать Гертруды, Итта из Меца , вероятно, была знакома со святым Амандом , епископом Маастрихта . Когда Дагоберт сменил своего отца и двор переехал в Нейстрию , Пиппин стал мэром дворца , а его семья (включая юную Гертруду) переехала вместе с королевским двором. Таким образом, Гертруда познакомилась с политикой в ??детстве при королевском дворе. Арнульф Мецкий, близкий союзник Пиппина, был одним из нескольких королевских советников, получивших церковные посты после светской карьеры. Макнамара утверждает, что Арнульф ушел в религию во время смерти Клотара в 628 году, но он сохранил тесные связи с семьей, женив своего сына на сестре Гертруды, Бегге . Однако более поздние ученые не согласились.

    Предложение руки и сердца

    Биография Гертруды начинается с того, что ее отец устраивал банкет, когда Гертруде было десять лет. То, что король принял приглашение Пиппина на ужин, показывает силу и положение Пиппина, а также его семью. На этом пиршестве король спросил Гертруду, не хочет ли она выйти замуж за «сына герцога австразийских… ради его мирских амбиций и взаимного союза». Гертруда отказалась и «вышла из себя и категорически отвергла его с клятвой, сказав, что у нее не будет ни его, ни какой-либо земной супруги, кроме Христа Господа».

    Брачные союзы были важны в ту эпоху, хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, в какой степени родители или короли утверждали власть над выбором супруга. Брак между сестрой Гертруды Беггой и Ансегизелем помог подготовить почву для каролингского захвата Австралии. Брак своего сына Пипина Среднего и Плектруда позже закрепил земли родителей Плектруда в Хагоберт и Ирмина д’Эран между реками Рейн, Мозель и Маас, потому что Плектруда был единственным ребенком. Сыновья Бегги усилили власть Пипина, женившись на женщинах с политическими связями на севере и северо-западе. Все согласны с тем, что личные чувства девушки мало что значили. Один ученый предположил, что, если бы Пиппин I жил дольше, он, вероятно, вынудил бы Гертруду выйти замуж за сына австразийского герцога, тем самым дав власть Пиппинидам раньше, чтобы вытеснить Меровингов .

    Дагоберт умер в 639 году, и ему наследовал Сигеберт. Когда Пиппин умер, брат Гертруды Гримоальд соревновался с Отто, чтобы стать новым мэром дворца; он восстал в борьбе за власть. После того, как Отто погиб в битве десять лет спустя, «достоинство мэра дворца Сигеберта и контроль над всем королевством Австралии, таким образом, были решительно гарантированы Гримоальду» и Пиппинидам. Упоминание о решительном отказе Гертруды от своего австразийского жениха является уникальным для той эпохи. По крайней мере, один ученый считает, что это было намеренно включено летописцем как выражение ее характера.

    Ссылка на предшествующее обручение со Христом становится обычным явлением в жизни более поздних святых. Поклонник, хотя и раздражен, не испытывает эмоционального воздействия этого отказа. После смерти Дагоберта Пиппин вернулся на восток в 640 году, взяв с собой Гертруду. Вскоре после этого умер сам Пиппин, давая Гертруде свободу принять пелену и войти в монашескую жизнь. Ученые спорят о дате смерти Пиппина. Некоторые источники датируют его 650 годом, другие — гораздо раньше.

    Святая Гертруда Нивельская работы анонимного фламандского художника (ок. 1530 г.)

    #2 Neta

  • Капитул
  • 22 299 сообщений
    • Город южный
    • Вероисповед.: католичество

    Нивель (Бельгия), передняя часть и южная дверь Соборной церкви Святой Гертруды (одиннадцатый или тринадцатый век)

    После смерти отца

    В Житие св. Гертруды описывается, как Итта, чтобы не дать «жестоким похитителям силой оторвать ее дочь», сбрил ее волосы, оставив только форму короны. Это действие, известное как пострижение , означало для Гертруды религиозное служение. Были постоянные просьбы «насильников душ», желавших получить богатство и власть, женившись на Гертруде. Как подробно описано в житии, только основание Иттой аббатства Нивель остановило постоянный поток женихов, заинтересованных в женитьбе на Гертруде, чтобы вступить в союз с ее богатой семьей. Сьюзан Вэмпл утверждает, что история Гертруды — это пример того, как матери во времена Меровингов доминировали над своими дочерьми, пытаясь «защитить сексуальную чистоту [своих] дочерей и обеспечить [их] будущее». По ее словам, матери должны были воспитывать своих дочерей послушными и дисциплинированными, а стандартными «материнскими чувствами» были «бдительность и беспокойство».

    Биограф святой Гертруды упоминает, что после смерти Пиппина Старшего в 640 году его вдова Итта ежедневно размышляла о том, что будет с ней и ее дочерью. По совету святого Аманда она приказала построить монастырь, в котором они с Гертрудой могли удалиться. Согласно Wemple, «Важность матери признавалась законом, поскольку она имела право взять на себя опеку над своими детьми, оставшимися без отца. В имущих классах это означало, что вдова могла обладать значительной властью, управляя имуществом своих несовершеннолетних детей и устраивая их браки. . «

    Итта потеряла это право сразу после смерти своего мужа Пиппина, потому что их сыновья достигли совершеннолетия. У нее все еще была возможность найти для Гертруды подходящего мужа. Катрин Пейру сказала, что Итта основала монастырь, чтобы защитить ее и ее дочь в случае, если ее сыновья попали в немилость правящей династии, а также для защиты семейных земель от разграбления или захвата посредством принудительного брака. Во времена Гертруды христианство не было широко распространено. Только развитие городов и инициатива епископов привели к обширному движению евангелизации и расцвету монастырей в VII и VIII веках. В « Вите» Гертруды описывается, как епископ Аманд пришел в дом Итты, «проповедуя слово Божье. По велению Господа он спросил, построит ли она монастырь для себя и служанки Христа, Гертруды». Итта основала Нивель, двойной монастырь, один для мужчин, другой для женщин.

    Однако после того, как они вошли в религиозную жизнь, Гертруда и ее мать пострадали от «немалого противодействия» со стороны королевской семьи. В этот период упоминаются испытания семьи, в которых узурпатор Отто пытался заменить Пиппинидов на стороне царя. Есть прецедент переезда Гертруды и Итты в монастырь в Нивеле. Согласно Вемплю, «во второй половине седьмого века женщины в нейстрийско-бургундских семьях сосредоточились на создании сети монастырей, а не на заключении политически выгодных союзов, в то время как семьи, чьи владения находились в северо-восточных частях королевство, сосредоточенное вокруг города Мец, было больше озабочено приобретением власти через тщательно организованные браки ».

    Таким образом, решение Итты основать монастырь не было чем-то необычным и могло быть нормой для овдовевшей дворянки. После смерти Итты в возрасте 60 лет в 652 году, через двенадцать лет после смерти ее мужа Пиппина, Гертруда приняла монастырь. В это время Гертруда взяла на себя «все бремя управления только на себя», передав дела семьи в руки «добрых и верных руководителей из братьев». Некоторые утверждали, что это означает, что Гертруда управляла монастырем с настоятелем. Франкские двойные монастыри почти всегда возглавлялись игуменией или совместно игуменией и настоятелем. Однако, когда Сюзанна Вемпл использовала Нивель в качестве примера последнего, утверждая, что Гертруда управляла Нивелем вместе с Сент-Амандом «около 640», она ставит под сомнение свою собственную теорию, ошибочно ошибаясь с датой. Многие более поздние ученые датируют основание Нивеля между 647 и 650 годами.

    #3 Neta

  • Капитул
  • 22 299 сообщений
    • Город южный
    • Вероисповед.: католичество

    Консоль Oudegracht 321

    В Житии св. Гертруды говорится, что в Гертруде «сдержанность характера, трезвость сердца и умеренность слов она ожидала зрелости». Она была «молодой умной женщиной, образованной и щедрой, посвятившей себя больным, пожилым и бедным» и знавшей многое из Священных Писаний по памяти. Гертруда также запоминала отрывки и книги по божественному закону, и она «открыто открывала своим слушателям скрытые тайны аллегории». В ее жизнеописании Гертруда строит церкви и заботится о сиротах, вдовах, пленниках и паломниках. Став игуменией, Гертруда «через людей своего посланника с хорошей репутацией получила мощи святых и священные книги из Рима и из других регионов моря, опытных людей для преподавания божественного закона и практики песнопений для себя и своего народа»».

    Фуракр и Гербердинг утверждают, что люди из-за моря из Великобритании и Ирландии, а также подчеркивают это как пример важности Рима для франков задолго до того, как Карл Великий имел отношения с Папой. Это подтверждают Пейру, Вемпл и древние Хроники Фредегара. Она приветствовала иностранцев, мирян или верующих. Она особенно приветствовала ирландских монахов, которые с шестого века путешествовали для евангелизации. Среди многочисленных паломников, посетивших монастырь Нивель, были два брата, Фойлан и Ультан , оба ирландские монахи на пути из Рима в Перон, где был похоронен их брат Фурсей.

    По словам Вемпла, «ирландские монастыри с древней традицией устного обучения были в то время наиболее выдающимися центрами науки».

    В Additum Additamentum Nivialense de Fuilano , дополнении к Vita Sanctae Gertrudis , есть история о нескольких событиях с участием ирландских монахов во главе с Фойланом, в которых участвовали Гертруда и аббатство Нивель. До основания Нивеля ирландские монахи во главе с Фойланом отправились во Францию ??из монастыря Ферси в Ирландии, чтобы избежать языческих набегов. Их принял Эрчиноальд , мэр дворца, но позже он изгнал их и переехал жить к Итте и Гертруде. Гримоальд и Пиппиниды были счастливы принять их и построили для них монастырь Берброна с помощью Итты и Гертруды.

    В других произведениях этот монастырь именуется Фоссами. В тексте много восхвалений Гертруды. Некоторое время спустя Фойлан отправился в путешествие, отслужил мессу в Нивеле перед отъездом. Ян Вуд говорит, что целью поездки Фойлана было посещение его благодетелей, но он не приводит никаких доказательств этого утверждения, кроме цитаты из Additamentum. После всего дня путешествия Фойлан и трое его товарищей были преданы и убиты злым человеком, который предложил им ночлег в своем доме, а затем продал их имущество. Узнав, что Фойлан не дошел до места назначения, братья из его монастыря начали его поиски. Однако именно Гертруде удалось найти тело Фойлана через 77 дней после его убийства, в годовщину смерти его брата Ферси. Четыре тела были немедленно доставлены в Нивель. «Дидона, епископ Пуатье, и мэр дворца, Гримоальд, человек выдающейся репутации» прибыли случайно, или, как намекает текст, божественное вмешательство в Нивель незадолго до того, как тела и двое мужчин перенесли Фойлана в Нивель. «на собственных плечах». Затем тело Фойлана было доставлено в его собственный монастырь, «и когда дворяне со всех сторон собрались ему навстречу и несли его на своих плечах», он был похоронен в Фоссесе.

    Святыня Гертруды Нивельской, первоначально сделанная в 1272–1298 годах — эта репродукция в Пушкинском музее была отлита с оригинала, потому что в 1940 году немецкая бомба разбила оригинальный реликварий на 337 фрагментов, которые впоследствии были восстановлены.

    Первое чудо, приписываемое Гертруде в «Житии», происходит у алтаря Папы Сикста II Мученика, когда Гертруда стояла в молитве. «Она увидела опускающуюся над ней пламенеющую прозрачную сферу, так что вся базилика была освещена его яркостью». Видение сохранялось около получаса, а затем было явлено некоторым сестрам в монастыре. Анонимный автор жития считает, что это видение представляет собой «посещение Истинного Света».

    Второе чудо, приписываемое Гертруде в «Житии», произошло, когда анонимный автор и его друг мирно плыли по морю по монастырским делам. Некоторые считают, что этот рассказ указывает на то, что автор был ирландским монахом. В повествовании появляется невероятный шторм и морское чудовище, вызывающее большое отчаяние, поскольку «моряки . обратились к своим идолам», свидетельствуя о существовании язычества в то время. В отчаянии друг автора взывает к Гертруде, чтобы спасти себя и своих спутников от бури и монстра. Тут же шторм утихает, и чудовище ныряет обратно в пучину.

    Перед смертью Гертруда назначила свою племянницу Вульфетруд аббатисой Нивельской. Положение Вульфетруд было шатким, потому что ее отец, Гримоальд I , король лангобардов, воевал против меровингов. По словам Яна Вуда, «именно нейстрийский суд положил конец узурпации Гримоальдом австразийского трона». Доказательства этого утверждения исходят из Жизни , в которой говорится, что «из ненависти к ее отцу короли, королевы и даже священники . хотели утащить ее с места» и украсть собственность Вульфетруды. Вульфетруде тогда было всего 20 лет. Назначение ее было свидетельством власти и влияния Гертруды в аббатстве и самой церкви. Согласно «Житию», Вульфетруда сохранила свое положение «милостью Бога». Однако в то же время Гертруда не смогла помочь «Гримоальду или его дочери против Хлодвига II».

    Источник

    Оцените статью