- Изложение «Ю-ю» (5 кл) + тексты для детей с ОВЗ учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка на тему: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю» учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Изложение 5 класс. Текст и аудиозапись
- Содержание:
- ↑ Сжатое изложение «Перо и чернильница»
- ↑ Изложение по рассказу А. Куприна «Ю-ю»
- ↑ Подробное изложение «Отважный пингвинёнок»
- ↑ Сжатое изложение «Первый снег»
- ↑ Изложение «Заячьи лапы»
- ↑ Изложение «Встреча в тайге»
- ↑ Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника»
- Конспект урока «Изложение. Ю-ю»
Изложение «Ю-ю» (5 кл) + тексты для детей с ОВЗ
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
План изложения по рассказу Куприна «Ю-ю», памятка «Как готовится к изложению», а также текст рассказа для списывания для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_yu-yu.docx | 15.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание животного. Изложение.
Как готовится к изложению (памятка на стр. 149, ч.2 учебника)
- Внимательно прочитайте текст.
- Выясните значение непонятных вам слов.
- Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.
- Разделите текст на части и озаглавьте их.
- Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.
- Ещё раз внимательно перечитайте текст.
- Пушистый комочек.
- Чем занимался котёнок.
- Стройная кошка.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Сначала это был только пушистый к..мок с двумя в..сёлыми гла..ками и бело-розовым носиком. Др..мал этот к..мок на под..коннике, на со(?)нце; лакал, жмурясь и мурлыча, мол..ко из блюдечка; ловил лапой мух на окн..; катался по полу, играя с бумажкой, клубком ниток, собственным хв..стом…
И мы сами (не)помним, когда это вдруг вместо ч..рно-рыже-белого пуш..стого к..мка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую кр..савицу и предмет зависти любителей.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Сначала это был только пушистый к..мок с двумя в..сёлыми гла..ками и бело-розовым носиком. Др..мал этот к..мок на под..коннике, на со(?)нце; лакал, жмурясь и мурлыча, мол..ко из блюдечка; ловил лапой мух на окн..; катался по полу, играя с бумажкой, клубком ниток, собственным хв..стом…
И мы сами (не)помним, когда это вдруг вместо ч..рно-рыже-белого пуш..стого к..мка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую кр..савицу и предмет зависти любителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осложнённое списывание. Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Изложение с комплексным анализом текста» рассчитана на учащихся 9 класса, определивших для себ.
Цель урока Формировать умение излагать текст, располагая смысловые части в соответствии с планом. Задачи урока Образовательные: учить смысловому а.
Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста.
Диктант с грамматическим заданием, а также текст с пропущенными буквами для списывания для детей с ОВЗ.
Текст изложения для списывания.
Урок русского языка «Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста», 8 класс.
Источник
Урок русского языка на тему: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Данная разработка урока позволит учителю совершенствовать технику чтения, развивать орфографическую зоркость учащихся, вырабатывать умения работы с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ru_5_kl_razrabotka.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Руссский язык, 5 класс
Тема: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
Тип урока: развитие речи
- Совершенствовать технику чтения на уроках русского языка;
- Развивать орфографическую зоркость, память;
- Тренировать умение работать с текстом;
- Тренировать умение анализировать текст.
Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.
Оборудование урока: учебник Т.Ладыженской »Русский язык. 5 класс», карточки с заданиями, тетради для работ по развитию речи.
1.Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на тему урока. Вспомните композиционную схему типа речи – описание.
Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна
«Ю-ю». Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)
2.Мобилизующий этап урока. Актуализация знаний.
— Работа с текстом: чтение текста про себя.
— Выразительное чтение отрывков вслух (3 отрывка – 3 ученика)
Задания классу: сформулировать тему текста, основную мысль, текст озаглавить.
3. Аналитическая работа с микротемами:
1 часть текста : выразительное чтение, вопросы по тексту:
— основная мысль 1 микротемы? (Комок превратился в красавицу кошку
— какие части речи помогли пушистому комку в его превращении в красавицу кошку? (глаголы)
— назовите эти части речи (на доске) был..дремал..лакал..ловил… катался…
— пунктуационный недочет? (запятая при однородных членах)
— собрать предложения, пользуясь ключевыми словами из текста
Был ( Кто?) Дремал ( Где ?) Лакал ( Как? Что? Из чего?) Ловил ( Кого? Как? Где?) Катался (Где? Что при этом делал?)
— Вопросы классу: (ответы найти в тексте)
— Каким был комок в начале превращения?
— Что увидели вместо комка в процессе превращения? (зачитать в тексте)
— Работа в группах (по карточкам):
Найти проверочные слова, поставить рядом
5. Б…льшую др…млет
Соединить линиями слово и соответствующую схему:
Подоконник (приставка, корень, суффикс)
Сначала (корень, суффикс, окончание)
Огненными (приставка, корень, суффикс, окончание)
— Определить основную мысль 1 части текста (предлагаются варианты плана)
1. Пушистый комок.
2. Предмет зависти любителей.
3. Пушистый комок превратился в красавицу кошку.
Какой пункт плана наиболее полно передает основную мысль текста?
2 часть текста – выразительное чтение вслух
Задания по тексту:
— Найти ключевое предложение, в котором заключается основная мысль текста? (предложение вынести в заголовок плана)
— Объяснить лексическое значение ключевого предложения, пользуясь текстом. (Выросла всем кошкам кошка)
— Собрать прилагательные-бусинки в ожерелье, соблюдая знаки препинания
— Как в литературе называются такие прилагательные? (эпитеты)
— О принадлежности к какому стилю речи говорит собранное ожерелье?
— Словарно-орфографическая работа с объяснением лексического значения: (см.Толковый словарь)
Аршин – мера длины, 0,71 метра
Лоснится – блестеть, отсвечивать
Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке, особый нагрудник к женскому платью
Каштановая – цвета кащтана, коричневый
— Найти во 2 части слова, в которых звуков больше, чем букв ( каштановая, пышная, белая, длинная, задние, ерш)
— Найти в 1-2 части слова, которые пишутся через дефис. По какому признаку можно сформулировать правило написания данных прилагательных через дефис? (по цвету)
3 часть – выразительное чтение вслух
— Сформулировать основную мысль микротемы: найти ключевое словосочетание, которое можно вынести в заголовок. (Часы семейного счастья)
В чем заключаются часы семейного счастья? ( По тексту)
— Найти потерянные буквы:
Ц…рапаеш…, хв…тает, вск…чила, вздр…гнеш…, п…в…рочается, п…мнется, г…рбатым.
— Восстановить текст (текст на доске)
Поворочается немного на столе, помнется, — — , сядет – со мной у правой руки — — — — , все четыре лапки — и — , только две передние — — чуть-чуть высовываются — .
— Определить стиль текста. Какие детали говорят о принадлежности к стилю художественной литературы? (Конкретная картина, образ, предложения с однородными членами, эпитеты)
3. Реализация полученных знаний
Класс работает с планом, пересказ текста, словесное рисование.
Источник
Изложение 5 класс. Текст и аудиозапись
Содержание:
↑ Сжатое изложение «Перо и чернильница»
— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь. Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
(Е.А Пермяк)
↑ Изложение по рассказу А. Куприна «Ю-ю»
Сначала это был только пушистый комок с двумя весёлыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце. Лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка. Ловил лапой мух на окне. Катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом…
И мы сами не помним, когда это вдруг вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапы в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш. (По А.И.Куприну.)
↑ Подробное изложение «Отважный пингвинёнок»
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(По К. Паустовскому)
↑ Сжатое изложение «Первый снег»
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа.
Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел в окно, вздохнул и сказал:
-Первый снег очень к лицу земле.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
↑ Изложение «Заячьи лапы»
В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошел дальше, но вдруг встрево¬жился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что на¬чался лесной пожар, огонь идет прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у не¬го выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равни¬ну. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принес домой, вылечил и оставил у себя.
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.
(К. Паустовский)
↑ Изложение «Встреча в тайге»
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она опустела, но на желтой земле уже росли блестящие кустики брусники. На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях. Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть. Зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
Вот из куста высунулся черных нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать. В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком? (99 слов)
↑ Выборочное изложение с изменением лица «Последний лист орешника»
Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.
Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.
Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся — висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.
Источник
Конспект урока «Изложение. Ю-ю»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Урок № Тема: Развитие речи. Подробное изложение по тексту упр. 75.
Цели: развивать умение связно излагать услышанный текст; развивать речь, память обучающихся; развивать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к животным.
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение темы и основной мысли текста, требования к написанию изложения по данному плану; уметь создавать тексты определенного жанра.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Повторение (фронтальный опрос по изученным темам)
— Что такое текст?
-Что такое тема текста, основная мысль?
-Что такое микротема?
-Какие типы речи вы знаете?
-Каковы особенности описания, повествования, рассуждения?
-Могут ли разные типы речи сочетаться в тексте? (Да)
-Сегодня на уроке мы научимся излагать текст с разными типами речи.
3. Чтение текста упр. 75 учителем.
4. Беседа по тексту.
— Какова тема текста? (О кошечке Ю-ю)
-Какова основная мысль? (Текст о том, как из маленького котенка выросла прекрасная кошка)
— Сколько микротем в тексте? Какова мысль каждой микротемы? (Микротем – 3. 1 – рассказ об имени кошки; 2 – о том, как из котенка выросла прекрасная кошка; 3 – описание Ю-ю).
— Какие типы речи использовал автор? (Повествование и описание, есть даже рассуждение в 1-ом абзаце.)
5. Чтение и пересказ текста по абзацам, составление плана.
Превращение «пушистого комка» в «гордую кошку».
«Всем кошкам кошка».
6. Выразительное чтение текса учителем.
7. Написание изложения на черновики.
8. Самопроверка текста учениками.
9. Написание текста в тетради по развитию речи.
Источник