Поминание животных
Автор | Сообщение |
Магия/ведовство, ТАРОлогия, Ритуальная магия
Во вторник вечером не стало нашей любимицы, 15тилетней кошечки Алисы. до сих пор не могу отойти.
Магия/ведовство, Предсказания/гадания, Парапсихология/экстрасенсорика
У многих народов кошка издавна считалась магическим животным. Причин для этого было множество. Во-первых, кошка – единственное существо, способное питаться отрицательной энергией Земли, вследствие чего этот домашний зверек прекрасно чувствует себя в геопатогенных зонах. Во-вторых, кошка обладает способностью видеть скрытый от человека мир. Например, она весело играет с домовым или, выгибаясь дугой и шипя, защищает дом от проникновения опасных энергетических сущностей – лярв. Именно кошки чаще других животных после своей смерти становятся привидениями, являющимися своим хозяевам или врагам.
Вот история английской кошки по кличке Сэнди. Ее хозяйка вместе с мужем и сыном каждое лето ездила на отдых в Италию, а Сэнди оставляла на это время своей сестре. Так было и в тот раз. Отпуск проходил хорошо, но однажды, когда вся семья обедала в гостинице, женщина вдруг почувствовала, что Сэнди трется под столом о ее ноги. Ощущение было настолько реальным, что хозяйка нагнулась и сказала: «О, Сэнди, подожди!» Муж и сын удивленно посмотрели на нее. Вскоре этот случай забылся.
А когда семья вернулась домой, то узнала, что их кошка умерла именно в тот день и час, когда она «появилась» под столом в далекой Италии.
Кошки-призраки приходят в наш мир по разным причинам. В своей физической жизни этот зверь отличается изрядным любопытством, и, похоже, он сохраняет его и в потустороннем мире.
Поэтому нередко кошачий фантом возникает как бы просто так – глянуть, что тут происходит, и исчезнуть.
Это случилось в Англии, в городе Конглтон близ Чешира. В начале XX века Луиза Марлоу и ее старая подруга решили осмотреть развалины старинного аббатства. Около входа они увидели холеного белого кота, важно восседавшего на столбике. У Луизы появилось естественное желание погладить красивое животное. Но только она протянула руку, как кот внезапно подпрыгнул и… пропал. Луиза несколько раз позвала его, но кот так и не появился.
Прошло несколько дней. И вот при очередном посещении аббатства подруги вновь увидели сидевшего на том же столбике того же белого кота. Он дружелюбно смотрел в их сторону, но, как и в первый раз, бесследно исчез, стоило Луизе сделать шаг в его сторону. В полдень женщины зашли выпить чаю в маленькое кафе.
Когда они рассказали пожилой официантке о странном поведении животного из аббатства, та заявила: «Вы приехали в самое удачное время, когда можно увидеть призрак Конглтонского кота», – и поведала подругам его историю.
Это был любимый кот смотрительницы аббатства мисс Уиндис. Однажды животное не вернулось домой после очередной вечерней прогулки. Женщина решила, что его загрызли собаки. Но вечером мисс Уиндис услышала знакомое царапанье в дверь, приоткрыла ее и увидела своего любимца, сидящего на пороге. Смотрительница обрадовалась возвращению кота, широко распахнула дверь, и тут животное как будто растворилось в воздухе, насмерть перепугав свою хозяйку. С тех пор призрак Конглтонского кота регулярно появляется в аббатстве.
В 1947 году, после окончания Московского медицинского института, женщина-врач приехала по распределению в Ашхабад. Здесь ее поселили на окраине города в маленьком глинобитном домике, где единственной мебелью оказалась металлическая кровать.
Чтобы хоть немного скрасить одиночество, приезжая взяла себе бездомную черную кошку и назвала ее Багирой. Кошка отвечала на ласку своей хозяйки исключительной преданностью. Однажды ночью в комнату заползла змея.
Багира бросилась на нее и, несмотря на то что получила смертельный укус, не подпустила ядовитую тварь к спящей женщине.
Прошел год. Однажды ночью врач проснулась от явственного мяуканья прямо над ухом. Она отчетливо слышала голос своей Багиры. Женщина зажгла лампу и оглядела комнату: кошки в ней не было. Теперь призывное мяуканье Багиры раздавалось прямо под окном. Скучавшая по своей любимице хозяйка вышла в огороженный высоким забором дворик и стала звать кошку. Вдруг небо осветилось, словно от вспышки молнии. Со страшным гулом заколебалась под ногами земля, и в считанные секунды дом рухнул, превратившись в кучу обломков. Так началось страшное ашхабадское землетрясение 1948 года, когда в одну ночь в городе погибло свыше 100 тысяч человек.
Как и живые кошки, а особенно коты, их призраки бывают злопамятными. Именно такой призрак обитал в уединенном охотничьем домике, расположенном в горах Уиклоу. Когда-то здесь размещался Дублинский клуб. Среди жителей Северной Ирландии ходили слухи о безобразных пьяных оргиях, которые члены клуба устраивали в охотничьем домике. Порой забавы охотников переходили всяческие рамки: негодяи нападали на случайных прохожих и мучили животных, попавших к ним в руки.
Одной из таких бессловесных жертв стал бродячий черный кот, забитый напившимися гуляками насмерть.
Потом охотничий домик долгое время пустовал, пока в 60-е годы прошлого столетия его не купила чета О’Брайенов. До покупки дома жена нового хозяина Маргарет слышала рассказы о странном черном коте, обитавшем поблизости. Но подобные истории ходят в Ирландии о большинстве старинных домов, и женщина не придала им значения.
Супруги решили привести купленный дом в порядок и открыть в нем небольшую картинную галерею, где местные художники могли бы выставлять свои работы и продавать их приезжающим туристам. Но как только начался ремонт, рабочие то и дело стали испуганно рассказывать новым хозяевам о самопроизвольно открывающихся дверях, странных звуках, доносящихся из пустых комнат, и других загадочных и необъяснимых явлениях. Больше всего людей страшили внезапные нашествия большого черного кота.
Однажды ночью местный художник Том Макэсси работал над интерьером бального зала. Вдруг трудяга услышал злобное кошачье шипение, раздававшееся из прихожей. Макэсси быстро захлопнул и запер дверь, но она тотчас же распахнулась вновь. На пороге возник громадный черный кот. Минуту он стоял неподвижно, а затем стал подбираться к художнику. Макэсси дал стрекача и пришел в себя только тогда, когда очутился далеко от дома. После этого там продолжали твориться неприятные чудеса: включался и сам собой выключался свет, по ночам хозяев будил оглушительный трезвон в дверь, хотя звонок давно был снят. Однажды утром супруги О’Брайен обнаружили, что одно старинное кресло разнесено в щепки, а с другого содрана обивка.
Затем таинственный призрак занялся произведениями искусства: рвал в клочья картины, громил керамику. Бесчинства черного кота закончились только после того, как миссис О’Брайен обратилась к священнику, изгоняющему духов.
Но бывали случаи, когда привидения котов не просто пугали людей, а становились их палачами. Вот, например, как призрак зверски замученного животного жестоко отомстил своим убийцам.
Петербургский школьник Василий вместе со своим приятелем решил провести эксперимент: с 12-го этажа сбросить в лестничный проем попавшегося им на глаза бездомного кота. Так они и поступили, а затем, спустившись вниз,
не спеша добили умирающего зверька палкой.
Через две недели оба приятеля стояли на полупустой пригородной платформе, к которой приближался поезд. Вдруг в метрах 10 от них появился кот – точная копия убитого. Школьники не успели даже испугаться, а кот уже направился прямо к ним, с каждым шагом увеличиваясь в размерах. Парни не могли сдвинуться с места. Приблизившись к ним метра на три, кот-чудовище с огненными глазами припал к земле и прыгнул вперед. Василий, стоявший на краю платформы, упал прямо под колеса подходившего поезда.
Магия/ведовство, ТАРОлогия, Ритуальная магия
Источник
Можно ли поминать умершее животное?
Когда умрет мой старый кот
(а будем все мы там ),
он в рай кошачий попадет ,
подобно всем котам .
Чудесен мир кошачьих грез!
Волшебен райский сад!
Там даже Дедушка Мороз
усат и полосат.
От пуза «Вискас» там едят,
покой там и уют.
И стайки беленьких котят
над головой снуют.
Пищат в траве мышей стада.
Их рай – чуть дальше, но
по старой памяти сюда
их тянет все равно.
А грызть начнет тоска – придет
к реке забвенья кот
и валерьянки грамм пятьсот
для тонуса лакнет.
И будет он на небесах
супругом многих жен,
чего внизу – увы и ах! –
злодейски был лишен.. .
Теченье осеней и зим
и шелестенье лет.
А там когда-нибудь за ним
и я отправлюсь вслед.
Не в курсе местных процедур,
растерян и смущен:
– Привет! – скажу. – Ты прям Амур.. .
– Амур-р-р, – мурлыкнет он.
– Ну что, – мурлыкнет он, – пойдем?
Хоть этот свет, хоть тот –
а первым пусть в твой новый дом
на счастье кот войдет.
Вообще-то смысла в этом нет.
Сами для себя вы можете и поминать его и делать что хотите, но душе животного от этого не легче ни хуже не будет.
Церковь однозначно такого не понимает, поминать животное и делать заупокойные никто не станет.
Я очень понимаю вашу боль, но всё таки это животное.
Ах, как много на свете кошек,
Нам с тобой их не счесть никогда.
Сердцу снится душистый горошек,
И звенит голубая звезда.
Наяву ли, в бреду иль спросонок,
Только помню с далекого дня —
На лежанке мурлыкал котенок,
Безразлично смотря на меня.
Я еще тогда был ребенок,
Но под бабкину песню вскок
Он бросался, как юный тигренок,
На оброненный ею клубок.
Все прошло. Потерял я бабку,
А еще через несколько лет
Из кота того сделали шапку,
А ее износил наш дед.
Источник
Всех их создал Бог
Можно ли молиться за кошку?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Часто возникают вопросы: можно ли молиться о своем домашнем любимце, есть ли у кошек и собак душа? Предлагаем вам размышление Марины Андреевны Журинской на эту тему с комментарием Андрея Десницкого (журнал «Фома», № 3, 2010).
— Батюшка, а правда, что все черные кошки — ведьмы?
— На себя бы посмотрели.
Очень часто, когда мы рассуждаем о том, что же это за явление — животные, нам полезнее было бы начать с мыслей о том, каковы мы.
Мы — создания Божии. Животные — тоже. Тем не менее мы от них сильно отличаемся как минимум по двум параметрам: мы наделены Духом Божиим, а они — нет. И в этом наше неоспоримое, громадное преимущество. Но мы подпали первородному греху, а они — нет, во всяком случае не непосредственно. Проклята земля за тебя (Быт 3:17), — было сказано Адаму, а животные сотворены из земли (см. Быт 1:24-25; 2:19), и проклятие земли легло на них тяжким бременем — по вине человека. И третье свойство, вытекающее из двух первых: мы спасены Крестной жертвой Господа Иисуса Христа, а они — нет.
Таковы в самом общем виде отличия человека от животных.
Что же их и нас объединяет? То, что Адаму было велено дать им имена и заповедано владычествовать над ними (см. Быт 1:26, 28; 2:19). Дать имена в системе древнесемитских представлений и означало владычество, а власть понималась как забота и ответственность. И то, что ответственный за животных человек подверг их тягостным последствиям грехопадения, — его вина, столь же неоспоримая, сколь неоспоримо его духовное преимущество.
Но на этом дело не кончается. Митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что вся суть грехопадения сконцентрирована в словах Адама: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт 3:12). С тех пор так и живем: все перед нами виноваты. Уж как только не поносят Еву доморощенные богословы! Можно подумать, что Адам ел плод древа познания под дулом пистолета. Уж как только не обвиняют Бога во всех бедах человечества столь же доморощенные свободные мыслители! И животных мы тоже не обходим своим вниманием: они и коварны, и носители темных сил (последним тезисом очень любят пользоваться сатанисты — а о том, как они истязают животных, лучше умолчать, потому что слишком это страшно). Об особо жестоких поступках говорят зверство, и это совершенная клевета, потому что звери ничего такого себе не позволяют. Но ничуть не меньше распространен перегиб в другую сторону: в неумелых попытках видеть мир в его изначальной гармонии люди приписывают животным массу человеческих добродетелей.
Очеловечивание животных наносит вред и им, и людям. От них ожидают (и требуют, иногда очень жестко) того, на что они в принципе неспособны. Их то хвалят не по заслугам, то наказывают без вины. А они.
Однажды мне объяснили, почему лошадь сбрасывает неопытного всадника. Он очень боится упасть, и поэтому естественным для себя образом сжимает ногами бока лошади (а это для нее посыл) и одновременно изо всех сил натягивает уздечку (а это для нее команда «стой!»). И тогда утомленная этими бессмысленно противоречивыми требованиями лошадь по-своему логично «предлагает» ему отдохнуть и поразмыслить о том, чего же ему на самом деле хочется. Право же, в нашем общении с более мелкой домашней живностью прослеживаются те же мотивы. В технике давно уже разработан принцип, непочтительно, но верно называемый foolproof, что означает, мягко говоря, что в механизме есть устройство, защищающее его от некомпетентного пользователя. Животным это устройство приходится конструировать самим.
На деле у животных нет ни человеческих пороков, ни человеческих достоинств; они просто другие. И уж если мы хотим постараться вернуть мирозданию гармонию и красоту, нам нужно научиться жить с ними исходя именно из этого — из их инаковости. И еще — из их происхождения, столь же высокого, как наше.
Заголовок этой статьи — строчка из английского стихотворения XIX века. Знаменитый ветеринар Джеймс Хэрриот собрал свои многолетние записи в четыре тома и каждый из них озаглавил одной строчкой этого старинного стишка, так что четырехтомник называется:
О всех созданиях больших и малых,
О всех созданиях прекрасных и разумных,
О всех созданиях мудрых и удивительных,
Всех их создал Бог.
Во избежание недоразумений заметим, что разум и мудрость животных отнюдь не напоминают соответствующие качества человека; они тоже совершенно другие.
Возвращение голубки. Фрагмент. Елена Черкасова, 2003 г.
Постоянно возникает вопрос о том, есть ли у животных душа, и если да, то бессмертна ли она (странная вещь — небессмертная душа, ну да ладно). Духовно авторитетные люди отвечают на него по-разному, но примечательно, что те из них, у кого есть собственный опыт общения с животными, уверены в том, что она есть и что она бессмертна. К естественно-научным аргументам против наличия души у животных следует отнестись с осторожностью, потому что они скорее всего будут исходить от представителей той научной школы, которая и человеческую-то душу отрицает. Но наряду с ними бытуют и утверждения о том, что душу животных отрицает Библия. Да позволено будет автору воспользоваться ограниченностью рамок журнальной статьи и привести только те библейские слова, которые при желании могут рассматриваться как контраргументы, хотя и недостаточно сильные. Екклесиаст утверждает: участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом (Екк 3:19). Так что с отрицанием «животной» души нужно быть поосторожнее. Но из этого текста отнюдь не следует вывод о том, что душа, дух, дыхание — это одно и то же, потому что в языке Библии это далеко не так. А вот пророк Иоиль говорит о том, что и животные взывают ко Господу (см. Иоил 1:20), — как бы это было возможно, не будь у них души? И разве можно допустить, что Бог, принимающий это животное взывание, так легко уничтожит взывающие души в дальнейшем? Наконец, христианская антропология, утверждающая, что человек состоит из духа, души и тела, относит к области душевного мир эмоций. А у животных с эмоциями все хорошо, так что не будь у них души, они бы не сердились и не радовались, не боялись бы и не заботились друг о друге и не выказывали бы привязанности к «своим» людям. А бывает ведь, что и умирают от тоски.
Вот исходя из этого можно размышлять о животных рядом с человеком.
Понятно, что лишенные Духа Божия не могут участвовать в Таинствах: их нельзя крестить (крестят-то во очищение от первородного греха), они не могут каяться (да и не в чем) и тем более причащаться, потому что не за них принял Господь смерть на Кресте и воскрес. А могут ли животные вообще как-то участвовать в нашей христианской жизни?
Да, могут. За них можно молиться, чтоб не болели, а если уж болеют, то чтоб выздоравливали; чтоб не терялись, а если уж потерялись, то чтоб нашлись. О потерявшихся котах молятся преподобному Герасиму Иорданскому — и помогает. А вот об умерших животных молиться не нужно, потому что суть молитв за усопших — прощение их грехов, а тут какие уж грехи. Лучше их просто с любовью вспоминать и благодарить Господа за дарованную встречу.
Коль скоро мы кропим святой водой квартиры и машины, то и зверикам можно осторожно смачивать лоб, тем более что на Руси кропили скотину, впервые по весне выгоняемую на пастбище. И молились при этом святому великомученику Георгию, которого так и называли в просторечье: Егорий — коровий пастырь.
Что касается молитв за животных, то хочется привести одну аналогию, отдаленную, но, как кажется, справедливую. Существует очень хорошая молитва православной женщины о духовном отце. Там, в частности, есть прошение избавить батюшку от болтливости молящейся. Так вот, наверное, уместно было бы, молясь о животных, молиться и о том, чтобы Господь избавил их и нас от нашего непонимания, от наших ложных представлений и совершенно неуместных претензий к четвероногим, то есть, в сущности, о себе. От этого и людям, и животным будет лучше жить. И еще, на мой взгляд, можно произносить слова, ставшие названием гениального фильма Стэнли Кремера о непонятых, лишних по сути детях и о животных, предназначенных на отстрел: «Благослови зверей и детей». Очень помогают эти слова, когда видишь бездомных животных, а взять не можешь, — ведь в сущности, последнее (но и лучшее), что мы можем сделать для мира и для населяющих его — молитвенно препоручить Богу.
В число ложных представлений о животных входят как мнение о том, что они-де колдуны и могут насылать болезни и несчастья (не заслуживает рассмотрения), так и распространяющееся все шире убеждение в том, что они — целители. Этот случай стоит рассмотреть подробнее. Вот кот приходит полежать рядом с больным — и становится легче. Вот можно положить больные ноги на большую лохматую собаку — и тоже становится легче. Причина проста: шерсть у них чрезвычайно теплая и к тому же заряженная статическим электричеством, так что получается легкий согревающий компресс со слабым физиотерапевтическим эффектом. А кот мурлычет успокоительно, как колыбельную поет, и это уже психотерапия. А пес смотрит своими прекрасными и всепонимающими глазами и вздыхает сочувственно, и от этого тоже легче. Любящее существо рядом — и никакого оккультизма. Если подумать, то так же (за исключением шерсти) действует на больного доброжелательное присутствие близкого человека.
А что касается несчастий, то человек очень даже распрекрасно умеет сам накликать их на свою лихую голову. И в припадке. сами понимаете чего. начинает конструировать, что-де мол кошка на него не так посмотрела.
Осуждение же животных за плохое поведение, как уже было сказано, тоже основывается на недоразумении в прямом смысле слова, то есть на упорном непонимании. Вот, например, собака упрямо забирается на кресло хозяина в его отсутствие. Отучить невозможно, даже и не пытайтесь. А дело в том, что собака воспринимает семью своих хозяев как прайд, то есть семейное сообщество животных, в котором хозяин — безусловно глава, а она — его первый заместитель. Ей ясно, что хозяйское кресло — это место почетное, следовательно, в отсутствии хозяина его должна занимать она. Что делать? Закрывать сиденье чистой тряпочкой, чтобы упастись от шерсти. Если уж говорить о шерсти, то сколько мне пришлось в свое время чистить ряс! Возьмет батюшка-гость из лучших побуждений на колени кота, а тот посидит и улизнет, оставив массу шерсти. А это они от страха линяют. Не берите на колени незнакомого с вами кота, только и всего.
Собаки овчарочьих и сторожевых кровей беспокоятся, когда дети бегают и кричат: это непорядок в стаде, их нужно, грозно лая, согнать в кучку (лучше всего — подогнать к взрослым, как к пастухам) и чтоб стояли тихо. А дети боятся и от этого пуще кричат и дергаются. А нужно провести процедуру знакомства: ребенок стоит себе спокойно, пес подходит и обнюхивает, хозяин объясняет псу, что это свой. Этикет соблюден. Кроме того, собаки страдают от пьяных криков, от запаха алкоголя, от табачного дыма. Так что нужно выбирать: или собака, или разгульный образ жизни, а то, особенно если собака крупная, может быть неприятность. Лично я — за собак.
Кошки — существа нервные, поэтому не выносят смеха: им кажется, что смеются над ними. Проверено: кот с самым неистовым нравом преобразился в мирное хвостатое четвероногое, когда стали соблюдать «правило несмеяния». И еще одна деликатная деталь: кот считает себя комендантом квартиры, поэтому за ночь должен ее пару раз обойти. Закрытые двери для него — ущемление его достоинства, и он принимает свои меры: делает лужи. Не хотите луж — не закрывайте двери. Другая причина котовой «неаккуратности» — именно чистоплотность: если лоточек грязный, кот его использовать не будет. С далеко идущими последствиями.
Это только маленькие примеры того, насколько серьезное понимание требуется от людей, желающих жить с животными в мире и дружбе. А такое понимание возможно только при искренней и нелицемерной любви.
Теперь самое время о ней поговорить. Очень часто возникают разговоры о том, что-де нехорошо слишком любить животных, что это — в ущерб любви к людям. В этих словах ощущается боязнь того, что любви и так мало, на всех не хватает, а тут еще путаются под ногами некоторые. Но если наша любовь — от Бога, то источник ее неиссякаем, и недаром преподобный Ефрем Сирин писал о том, что сердце милующее объемлет любовью всякую тварь и что в этом и состоит богоподобие. А если она не от Бога, то это и не любовь вовсе, а жажда обладания, наслаждение возможностью повелевать, гордость престижным объектом собственности и много чего еще в этом же малопочтенном роде. Ну, и, разумеется, здесь не без самопревозношения: я настолько же лучше других людей, насколько мой пес (кот) лучше других животных. Но животные как таковые здесь ни при чем; таким же бывает отношение к автомобилям, квартирам, дачам, детям, мужьям (женам). Главное — что это мое.
Уход кота. Елена Черкасова, 2005 г.
Отношение к животному как к вещи (неважно, дорогой или ерундовой) есть неуважение к жизни («кощунство над жизнью», как говорит по сходному поводу молодой священник в пьесе Чехова) и влечет за собой последствия поистине страшные: жестокость к животным. Никогда не следует забывать тот проверенный факт, что серийные маниакальные убийцы, как правило, начинают свой гибельный путь с убийства животных. А манипулирование чужой жизнью в обществе потребления растет невзирая ни на какую политкорректность, а может быть, и благодаря ей. Не потому ли множатся организации, защищающие права животных, и появляются соответственные законодательные акты? Только мало они помогают. Вот подумайте, есть молитва о умножении любви и искоренении всяческой злобы. Можем ли мы в здравом уме представить себе такой закон? Возможно ли постановление парламента о ликвидации последствий первородного греха? Мало нам того, что множество хороших и справедливых законов, призванных гарантировать человеческие права, никак не выполняется? Скорее, здесь — готовая почва для ущемления прав людей; замечательный пример такого рода приводит В. Легойда*: закон утверждает преимущество крокодилов в их «правовых конфликтах» с людьми.
Нелепо отрицать, что некоторые люди утверждаются в своей «любви» к своим животным как будто бы только для того, чтобы по праву ненавидеть многое другое. Что ж, есть и такие, которые ненавидят весь мир без исключения; грех есть грех, и животные здесь опять-таки не при чем. Но как быть с одинокими старушками (реже — старичками), никому не нужными (почему так получается, не нам судить), для которых вся их связь с Божьим миром — в собачонке или в кошке? Зачастую эти зверюшки бывают подобраны на улице и не блещут ни красотой, ни талантами. К тому же возрастной ценз таких совершенно несчастных в своем одиночестве людей постоянно снижается: теперь это бывают и вполне сохранившиеся дамы средних лет, и аккуратные, подтянутые господа. А вот поди ж ты! Когда мы говорим, что современное общество ликвидирует семьи, то в первую очередь совершенно справедливо думаем об обделенных, заброшенных детях. Но ведь не только дети страдают. И вот видишь пронзительное одиночество, которому Бог (больше некому!) послал столь же одинокую зверюшку, чтоб было кого любить. Ладно уж, пусть зовут своих питомцев «детками», хотя вообще-то это нехорошо. Только не нужно говорить, что, мол шли бы в храм за духовным утешением — можно подумать, что получив таковое, бабуля выбросит на помойку свою Жучку или Мурку и только обрадуется. Странное это было бы утешение. Даром, что ли, в монастырях кошек привечают?
Наконец, есть довольно запутанная тема содержания животных ради детей. Запутана она оттого, что в этом случае, как и во многих других, желания поколений расходятся. Дети в общем-то хотят себе живую игрушку. Это неправильно, но понятно — да и что же это были бы за дети, если бы они всегда хотели правильного? Мечта педагога и ужас человечества. Взрослые же хотят завести четвероногое воспитательное устройство. А вот это и неправильно, и непонятно. Если ваш ребенок упрям, груб, эгоистичен, неаккуратен, то почему щенок или котенок должен исправлять ваши вопиющие огрехи воспитания? Или вы просто хотите, чтобы вся агрессия вашего чада уходила в эту сторону, высвобождая вам время и силы для полноценного отдыха? А между тем детям действительно полезно общение с животными, это иногда и психологи прописывают, и я сама знаю случай, когда кошка помогла маленькой девочке преодолеть отклонения в развитии. Но только роль родителей здесь должна быть определяющей: пока у детей не выработались твердые навыки ухода за животным — соблюдается правило, действующее для малолетних водителей: взрослый рядом.
. В общем, получается, что главное правило содержания домашних животных — такое же, как правило вождения автомобиля или устройства атомной электростанции: не умеешь — не берись. И пагубные последствия такого неумения, сугубо разные по масштабам, одинаковы по своей сути. Потому что нам заповедано любить живые существа, заботиться о них — и украшать землю своим трудом.
И о душе своей не забывать.
Андрей Десницкий: Оживут ли они?
Я уверен, что у муравья или, к примеру, хамелеона нет ничего бессмертного. Кто это сказал, не помню: если они оживут, то не узнают себя. Будет просто живой муравей или хамелеон, с рефлексами, но без зачатков личности, без памяти, без отношений вне рефлексов.
О высших диких животных — дельфинах, тиграх и прочих — ничего не скажу: не имел опыта. Но высшие домашние, несомненно, узнают своего человека, которого они действительно любят. А впрочем. только ли человека? У них бывает и меж собой привязанность, какую трудно назвать иным словом (при том, конечно, что слово «любовь» у нас сильно девальвировано, и хочется называть им все, что нравится).
Я уверен, что в их отношениях с человеком есть нечто такое, что не может пропасть в Царствии, потому что оно светлое и настоящее. Если в Царствии мы надеемся пить доброе вино (вообще-то Христос об этом ясно сказал) и читать умные книги, я не вижу причин, почему там не будет моего кота. Не вообще какого-то кота, а конкретно моего кота. Я прекрасно понимаю, что все это до некоторой степени метафоры: и вино, и книги, — и не берусь ничего утверждать. Но я вижу, что в отношениях человека и животного есть нечто такое, что напрямую имеет отношение к Царствию, и мне трудно поверить, что это будет перечеркнуто так же, как инстинкты муравья.
Словом, ничего я об этом не знаю. В Библии не написано ни так, ни эдак — понимай, как знаешь. Мнения есть разные, и мое мнение, субъективное и недоказуемое: раз любовь бессмертна, то и любовь, в том числе между человеком и животным, — тоже. Как, что, где, сколько этого бессмертия есть и будет — понятия не имею.
В анонсе: Спасение твари. Елена Черкасова, 1997 г. (фрагмент)
* Новое о правах человека //«Альфа и Омега» №2 (55), 2009. С. 209-210
Источник