Когда котята познают мир

Все о развитии котят после рождения по дням, неделям и месяцам с фото: когда малыши начинают слышать, видеть и ходить?

Хозяева породистых кошек обычно точно знают возраст своих питомцев. Люди, которые берут домой котенка из приюта или с улицы, часто не представляют, сколько ему недель или месяцев, поэтому им сложно понять, чем кормить малыша, как за ним ухаживать. По каким признакам можно определить возраст котят? Когда следует знакомить малышей со взрослой пищей и приучать к туалету? Когда котята начинают ходить? Что нужно знать об основных этапах развития котят?

Новорожденные котята: фото, развитие в первые 10 дней жизни

Все котята рождаются крошечными, их вес в первый день жизни составляет около 100 г. Как они выглядят, можно увидеть на фото. У новорожденных малышей закрыты глаза, у них отсутствует самостоятельная терморегуляция. Котята не слышат и не могут ходить. Их поведение обусловлено врожденными рефлексами. Почувствовать присутствие матери малыши могут при помощи развитого обоняния. Они находят ее даже на расстоянии 60 см.

Неонатальный период (или состояние новорожденности) длится 10 дней. Развитие котят на этом этапе еще продолжается. Большую часть суток они спят, а в моменты пробуждения стараются отыскать материнский сосок и поесть. В питании котята нуждаются каждые два часа.

Читайте также:  Эффективные препараты при аллергии от кошек

В силу незавершенности развития малыши не могут самостоятельно опорожнять кишечник и мочевой пузырь. Выход кала и мочи происходит, когда мать вылизывает детенышей.

Определить возраст новорожденных малышей в днях можно по признакам, указанным в таблице:

Дни Параметры Описание
0–4 Пуповина Пуповина сохраняется до 4 дней, после отпадает.
5–8 Уши Плотно прижатые к голове ушки постепенно открываются, способность воспринимать звуки появляется у котят через 5–8 дней после рождения. Важно, чтобы в это время в помещении, где они содержатся, было относительно тихо, так как малыши только учатся реагировать на звук.
10–14 Глаза Глазки у малышей остаются закрытыми на протяжении нескольких дней после рождения. Открываются они только спустя 1,5–2 недели. Цвет радужной оболочки (голубой) в момент открытия может отличаться от того, который будет у взрослого животного.

От вирусов и бактерий детенышей защищает материнский иммунитет, антитела поступают в организм котят с молоком кошки. Если новорожденные малыши остаются без матери, то шансов на выживание без посторонней помощи у них нет. Только человек или другая кошка могут обеспечить им питание, опорожнение кишечника и мочеиспускание и нормальный уровень температуры. К концу этого периода вес котят составляет от 120 до 200 г.

2–3 недели: слышат, видят, начинают ходить

На второй неделе котята активно развиваются, продолжается формирование слуха, но ориентироваться по звукам они еще не способны. К концу второй недели у малышей открываются глаза, однако зрение не сразу становится четким. В это же время у котенка наблюдаются первые попытки приподняться на лапках, уверенно ходить он пока не может.

Малыши впервые видят своих братьев, сестер и мать, они учатся общаться, вступают в борьбу за материнское молоко. Укладываясь спать, они пристраиваются ближе друг к другу и матери. В этот период происходит привыкание животных к человеку. Чтобы кот или кошка выросли ручными и ласковыми, нужно ежедневно брать их на руки. Сначала общение с человеком длится лишь пару минут, но постепенно длительность контакта возрастает.

На этом этапе развития кошка контролирует поведение своих детенышей и обучает их основам охоты в процессе игры. Котята знакомятся с окружающим миром под присмотром кошки, перенимают от нее навыки поведения.

В три недели малыши пытаются уверенно стоять и передвигаться, как взрослые коты. Правильно оценивают расстояние. Однако неокрепшие мышцы не позволяют им быстро бегать, котята часто падают, спотыкаются. К концу периода котята весят около 300–400 г, они становятся очень активными, много времени проводят в играх с собратьями, любят забавляться с игрушками, могут почесать за ухом задней лапкой. У них режутся первые зубки.

Можно заниматься приучением к туалету. Для этого нужно поставить лоток в укромном, но доступном для малышей месте. Если котенок присаживается, чтобы сделать лужу, его необходимо быстро переместить в лоток.

Котенок в 1 месяц: примерный рост, вес, навыки

Месячный котенок весит в среднем 400–500 г. В этом возрасте малыши уже хорошо передвигаются, умываются, спят часто, но понемногу. Их привлекают все вещи на полу, с которыми можно поиграть, поэтому нужно следить, чтобы опасные предметы не были приняты за игрушку. Маленьких питомцев нужно брать на руки, ласкать, играть с ними, чтобы они привыкали к общению с людьми.

К месяцу у котят уже есть молочные зубы. Их можно поить водой, начинают вводить первый прикорм. Для этого подойдут мясные консервы для детского питания или специальный корм для котят. В этот же период проводится первая профилактическая обработка от паразитов. Котятам дают антигельминтные препараты в соответствии с весом и возрастом.

2–3-месячный малыш: развитие, первые прививки

К 7–8 неделе цвет радужной оболочки глаз становится постоянным. Животные, которых приучали к лотку, начинают самостоятельно его искать, поэтому редко делают лужи в неположенном месте. Это подходящее время для поиска новых владельцев.

Вес двухмесячного котенка в зависимости от породы составляет от 400 до 900 г. Это период, когда материнское молоко перестает быть неотъемлемой частью ежедневного рациона подросших малышей. Они изредка прикладываются к матери, чтобы полакомиться и ощутить ее тепло и заботу, однако питаются животные уже самостоятельно. Оптимальным для двухмесячного питомца является пятиразовое кормление. Вода должна быть всегда доступна.

В 2 месяца питомцы начинают мурлыкать, если получают удовольствие от ласк. Котята становятся чрезвычайно активными, они проникают в самые труднодоступные места, могут выбежать за дверь и оказаться на улице. Хозяину следует быть особенно внимательным при выходе из дома.

В 2,5 месяца малышам делают первые прививки. Однако если существует риск раннего заражения опасными инфекциями, то вакцинацию проводят ранее 8 недель.

У трехмесячного котенка хорошо развит опорно-двигательный аппарат, он знает, где находится его миска и лоток, охотно прибегает, когда его зовут. Масса тела трехмесячного котика составляет около 1,3 кг.

4–5 месяцев: подростковый период

Питание подрастающего питомца должно состоять из корма для котят, который содержит необходимые для нормального развития вещества. Кормить животных рекомендуется около 5 раз в день. К концу пятого месяца устанавливается трехразовый режим питания.

Меняется внешний вид котенка, его тело увеличивается в размерах, удлиняется морда, хвост, вытягиваются лапы. Питомца уже можно принять за взрослого кота, он меньше играет с игрушками, больше спит и стремится к общению с человеком. В 5 месяцев у котенка начинают выпадать молочные зубы, растут постоянные.

6–7 месяцев: половое созревание

В 6–7 месяцев у кошек заканчивается смена зубов. Первыми вырастают постоянные резцы, затем клыки. Активно идет процесс полового созревания. Питомцы могут стать беспокойными, некоторые начинают метить территорию. В этот период изменяется гормональный фон, животные могут проявлять агрессию. Если питомец пытается укусить или поцарапать хозяина, нужно пресекать подобные попытки.

Вес котика в 6–7 месяцев достигает 2,4–,6 кг. Внешне животные выглядят как взрослые кошки. У них развиты охотничьи инстинкты, движения становятся плавными, грациозными. В осенне-зимний период у молодых котов происходит первая линька. Животных надо регулярно вычесывать, чтобы предотвратить образование комков шерсти в желудке.

Котенок вырос!

В этот период перед хозяином встает вопрос о кастрации питомца. Провести операцию рекомендуется до года. С 10 месяцев молодых котов можно переводить на корм для взрослых животных, так как их тело полностью сформировано и фаза активного роста завершена.

Источник

Неонатальное развитие котенка

Поведение котенка. Неонатальное развитие: новорожденные котята

По материалам фелинологического семинара «Поведение кошки»
Лекции читали:

Наталья Александровна Голубева, к.б.н., ветеринарный врач, фелинолог;
Елена Владимировна Львовская, психолог, зоопсихолог, фелинолог;
Элеонора Фаритовна Кадырова, зоопсихолог, специализация – поведение домашних кошек

(По мотивам лекций Н. А. Голубевой)
Еще пребывая в утробе кошки-матери, котята уже ведут себя совершенно по-кошачьи. Уже в III триместре беременности (начиная с 40 дня) они делают загребающие движения лапами, словно пытаются куда-то ползти, двигаются, спят, делают глотательные движения, заглатывая околоплодную жидкость. «Продвинутые» любители и заводчики кошек утверждают, что общаются с молодняком, еще не родившимся на свет: гладят шевелящиеся плоды, разговаривают с ними, пытаются угадать, каким будет тот или иной котенок после рождения и т.д. Если нажать на бок кошки, котенок может «ответить» на ваше касание, брыкаясь лапками.

Сразу же после рождения котенок делает первый вдох, затем возникают чихание и писк. Все это – набор врожденных рефлексов, проявление которых контролируется продолговатым мозгом.

Рефлекс (от лат reflexus – отраженный) – стереотипная реакция живого организма на внешний раздражитель, происходящая с участием нервной системы. Рефлексы характерны для многоклеточных организмов, у которых имеется нервная система. Безусловные рефлексы присущи животному с рождения и заложены в нем генетически, они характерны для всего вида в целом, тогда как условные рефлексы вырабатываются у каждой конкретной особи как реакция на ту или иную ситуацию, в которую она попала в тех или иных обстоятельствах.

Характеристика каждого рефлекса определена множеством параметров: это соматические (двигательные) рефлексы, рефлексы внутренних органов (например, сокращение или перистальтика органов пищеварения), рефлексы, возникающие в определенные периоды жизни и связанные с сезонными изменениями окружающей среды (репродуктивное/воспроизводственное поведение), рефлексы головного и спинного мозга, простейшие и сложные рефлексы и т.д. Стандартный «набор» стереотипных рефлексов формирует поведение и образ жизни того или иного биологического вида.

Как и для всех детенышей млекопитающих, для котят характерны:
– генерализованное возбуждение. Смысл его заключается в том, что на все внешние возбудители следует одна и та же реакция,
– стереотипность движений. Все без исключения котята движутся вперед и только вперед, упираясь передними лапками и отталкиваясь задними. Если взять котенка и потрогать его за бок, он начнет поворачиваться в эту сторону всем телом. При движении котенок издает писк, тем самым подавая сигнал матери, словно давая знать, где он находится. Если приподнять малыша за шкирку, он «выдаст» характерную для всех котят реакцию – замрет и оцепенеет.
– малая зависимость нервной системы котят от внешних факторов.

Все действия малышей подчинены природным рефлексам. Все они служат одной цели – преодолеть момент наибольшей уязвимости и беспомощности и выжить, во что бы то ни стало.

Стремление к теплу свойственно всем котятам. Они реагируют на температуру окружающей среды и направляются в ту сторону, где температура поверхности составляет 38-40°С. При этом температура играет более существенную роль, нежели структура отыскиваемой поверхности: так, например, котята одинаково стремятся как к своей «пушистой» матери, так и к бесшерстной кошке-кормилице, безошибочно находя ее как источник тепла. Такое же стремление они проявляют и к грелкам, и к обогревателям; этим же самым рефлексом можно объяснить сползание котят друг к другу, когда они сбиваются в кучу.

Отыскивание сосков кошки-матери происходит с помощью обоняния. Отыскивание источника молока и сосание возникают в первые часы жизни котенка. Если малыш отказывается сосать мать, это может означать врожденные отклонения в развитии, внутриутробное инфицирование, родовые травмы, захлебывание околоплодными водами и другие патологии. Здоровые котята находят сосок, борются за него и захватывают его ротиком, делая глотательные движения – их этому никто не «учит», программа отыскивания источника пищи и ее потребления заложена в них изначально. Борьба за сосок с котятами-однопометниками происходит так: малыш изо всех сил отпихивает лапами своих противников, стараясь занять самое выгодное место «под солнцем». В первые дни борьба идет за задние, самые молочные соски кошки-матери, но со временем каждый котенок выбирает свое место для кормления и присасывается к одному и тому же соску, находя его по специфическому запаху.

Защитный рефлекс маленького котенка проявляется в шипении, стремлении напугать чужеродный объект, который малыш определяет по запаху. Исключение составляет лишь его мать: в ней он видит источник пищи и безопасности.

Рефлекторные мочеиспускание и дефекация происходят за счет тактильного стимулирования промежности: кошка-мать вылизывает своих котят именно для этого.

Контакты с матерью призваны закрепить и развить врожденные рефлексы. По мере роста в определенные сроки котенок начинает демонстрировать более сложное поведение. В возрасте 12-15 дней открываются глаза и ушные раковины, животное начинает видеть и слышать окружающий мир. На 22 день котенок уже самостоятельно ходит, после чего у него возникает потребность в груминге – вылизывании шерсти; на 28 день котенок начинает вскарабкиваться на любую поверхность, отстоящую от пола, при этом стараясь забраться как можно выше. Чуть старше месяца (примерно с 35 дня) котятам уже необходимы игры. Все это и есть так называемое неонатальное развитие поведения, когда крохотный пищащий комочек начинает превращаться в кошку.

В момент формирования и раннего развития поведенческих рефлексов для котят очень важно влияние матери. Эксперименты показывают, что котята, с рождения отлученные от кошки-мамы, боле раздражительны и пугливы, постоянно подают голос и развиваются с запозданием: позже сверстников начинают ходить, играть, охотиться и т.д. У котят, отлученных от матери в двухнедельном возрасте, наблюдается хаотическая активность, пугливость, агрессия по отношению к другим животным, низкая обучаемость.

Наиболее важный момент неонатального развития котенка – это импринтинг или запечатление некоего образа, который формируется и остается в сознании кошки всю последующую жизнь. Различают внутривидовой импринтинг (когда кошка начинает ощущать себя кошкой, ассоциировать себя со своим видом, сопоставлять себя с матерью и однопометниками) и импринтинг межвидовой, когда котенок запоминает человека, других животных и предметы окружающего мира. Процессы импринтинга имеют четкие временные границы: внутривидовой импринтинг характерен для возраста 1-3 недель, а межвидовой для 2-8 недель. Эти недели – самые важные для владельца кошки, ведь именно в этот период можно заложить основы общения, дружелюбных отношений между кошкой и человеком.

Самым важным фактором, помогающим запечатлеть образ человека как нечто позитивное, будет хендлинг (от англ. hand – рука) – тактильный контакт с кошкой при помощи рук, «воспитание в руках». Заводчики стараются брать котенка в руки и гладить их с самого первого дня после появления на свет. Считается, что для закрепления отношений достаточно всего лишь взвешивать котенка один раз в день: эта неизбежная процедура позволит вам контактировать с животным и приучать его к своему запаху: берем котенка – ставим на весы – записываем показатели – снова берем его в руки – относим обратно в гнездо к матери. Если котенок растет в доме человека, контакт с его руками помогает малышу запечатлеть хозяина как «вторую маму-кошку», и именно это делает наших домашних питомцев вечными котятами, которые всю жизнь воспринимают человека, либо как мать, либо как доминирующую особь, о чем мы уже говорили в первой части нашего рассказа. Если же котята воспитываются без участия людей, впоследствии они будут воспринимать нас как часть враждебного, чужеродного мира. Именно поэтому труднее всего воспитывать кошку, которая попала в дом с улицы.

Еще один из методов хендлинга заключается в небольшом стрессе, когда котенка на несколько минут вынимают из гнезда и кладут на чужеродную, прохладную, незнакомую поверхность. Малыш чувствует дискомфорт, но затем снова попадает в теплые, ласковые руки, которые гладят и греют его, а затем возвращают в родную среду, то есть к матери. Небольшой стресс позволяет натренировать нервную и гормональную систему, сделать их гибче и устойчивее к неожиданным ситуациям в течение всей жизни.

Сделаем небольшое отступление от темы и поговорим о стрессах еще немного. В течение всей жизни домашней кошки самым главным стрессом для нее всегда было и будет именно помещение в новую, непривычную для животного обстановку: переезд в новый дом, на дачу, посещение ветеринарной клиники, общественных мест, выставок и так далее. В этот момент может измениться не только поведение кошки, но и ее иерархическая роль. А в ряде случаев, когда стресс слишком велик, может наблюдаться и так называемый возрастной регресс, «возвращение в детство»: взрослая кошка ни с того ни с сего может начать кричать, справлять нужду в неположенном месте и т.д.

Для повышения стрессоустойчивости кошки следует обыгрывать эти ситуации, «репетировать» их в игровой форме, и обязательно приучать котят к гигиеническим процедурам: осмотру, мытью, сушке феном. Заводчики советуют «играть в выставку»: носить котенка по квартире так, как это делается сообразно его породе – вытягивать в длину двумя руками, если так необходимо демонстрировать кошку экспертам, ставить животное на стол, прощупывать хвост, а у котиков – щупать под хвостом (эксперт на выставке непременно будет трогать гениталии кота, проверяя его на крипторхизм). Также следует приучать котенка к переноске, шлейке, автомобилю, другим людям (гостям дома) и т.д.

А теперь вернемся к разговору о развитии котенка и поговорим о таком немаловажном, а точнее, важнейшем элементе жизни каждой кошки, как игра. Открыв глазки и научившись твердо стоять на ногах, каждый котенок желает играть, и играть он будет всю свою жизнь, до глубочайшей старости…

Игры, или как обыграть своего кота?

(по мотивам лекции Элеоноры Кадыровой)

Неонатальный период – это время, когда котенок еще не может питаться самостоятельно и полностью зависит от своей матери. Как только он переходит на другой пищевой рацион, в его жизни начинается новая эпоха – ювенальный период развития: котенок-малыш и котенок-подросток. В это время молодое животное познает окружающий мир и обучается самостоятельному выживанию вне общения с матерью и вне какого-либо социума (хотя у кошки и присутствует социальное поведение, по образу жизни все кошки – одиночки, но об этом мы поговорим в другой раз).

Итак, в ювенальном периоде жизни кошки игра – это не форма поведения, а путь ее развития. Кошка не «играет» в нашем понимании этого слова, а живет играя, накапливая жизненный опыт и оттачивая навыки охоты, защиты и т.д.

Зоопсихологи различают два вида игр: игры манипуляционные (с предметами и явлениями окружающей среды) и совместные игры, в которых присутствуют двое и более участников, действия которых согласованы. Это может быть игра с матерью, котятами-однопометниками, с другими животными или человеком. В свою очередь, совместные игры тоже могут быть манипуляционными, когда в игре присутствуют предметы (котенок бегает за бантиком на ниточке) и неманипуляционные (игры друг с другом «в охоту», «в драку», «в вязку» и т.д.). Манипуляционные игры сложнее – в процессе шуточной гонки или борьбы котенку необходимо завладеть предметом – ценным «трофеем», и это сразу же повышает его иерархический статус.

Чем полезны игры? В процессе игры развиваются все навыки, необходимые для выживания и продолжения рода. Все игры животных видотипичны и помогают каждому представителю того или иного семейства отточить «искусство» охоты, преследования, убегания или разыскивания пищи, спасения от хищников и другие моменты, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. В самом раннем возрасте игры животных и детей очень похожи, но со временем они усложняются и становятся более специфическими, присущими тому или иному биологическому виду.

Игровая активность у кошек носит следующие черты: она может быть индивидуальной, подражательной, обучающей, служить для «выхода» энергии, снятия стресса или сублимации (замены) агрессии. Игровое поведение позволяет кошке расходовать «избыточную» энергию, тренировать навыки, необходимые для выживания, устанавливать свое иерархическое положение, исследовать окружающий мир и развивать мышление.

Высшая форма исследовательской деятельности, когда котенок познает мир и чувствует себя его частью – это манипуляционные игры с биологически чуждыми предметами. В процессе игры друг с другом и с человеком кошка подает так называемые «сигналы умиротворения» (позы, звуки, движения), которые говорят о том, что ее действия лишены агрессии, что она не опасна и не причинит зла партнеру по игре, с которым у нее нет никакого конфликта.

Есть три основных «правила» кошачьих игр. Первое правило игры – это закон экономии усилий. Ни одно животное в природе не станет тратить свою энергию понапрасну, поскольку оно зависит от добываемой пищи, капризов погоды, состояния здоровья и других жизненно важных факторов. Например, дикие представители семейства кошачьих едят не каждый день, и не каждая охота обязательно будет успешной, поэтому тратить силы попусту и играть ради развлечения для них нецелесообразно. Второе правило заключается в разнообразии игровой деятельности. Монотонные игры и повторы одних и тех же действий не нравятся животным, и особенно – кошкам. Третье правило заключается в общении с близким и любимым существом, поэтому лучшая игра для домашней кошки – это игра с участием хозяина, в процессе которой укрепляются ваши дружеские отношения.

Выбирая игры для котенка, следует учитывать особенности центральной нервной системы кошки вообще: при выслеживании добычи животное напряжено и возбуждено, а затем, когда добыча поймана или достигнут какой-то другой результат, наступает стадия торможения и кошка расслабляется. Если же в силу особенностей породы или индивидуального темперамента кошка отличается повышенной возбудимостью или нервозностью, такие игры лучше не провоцировать или сводить их к минимуму.

В любом случае, хозяину необходимо контролировать игровой процесс кошки постоянно! Этого правила следует придерживаться и ради техники безопасности, ведь во время отсутствия хозяина разыгравшийся котенок может получить травму – например, играя с электропроводкой или лазая по занавескам. Не стоит оставлять кошку наедине с «опасными» игрушками: например, автоматическими устройствами или предметами, подвешенными на упругом носителе вроде резинки: она может обмотаться вокруг шеи или лапы котенка, поэтому при уходе из дома такие игрушки лучше убирать. Ни в коем случае нельзя давать котенку играть с рукой, ногой, одеждой или обувью, надетой на человека! Позже, когда малыш вырастет, он будет продолжать эти игры, калеча вас, ваших домочадцев и гостей; корректировать такое поведение и ликвидировать привычки, привитые вами же, очень и очень сложно.

Варианты развивающих игр

Игра «в охоту»: это манипуляционная игра с предметами, которые являются для кошки «добычей». Эта игра – прекрасный повод отточить охотничьи навыки, но, как мы уже говорили, она должна быть неагрессивной и безопасной для кошки и ее хозяина.

Поисковая игра заключается в следующем. Небольшие кусочки лакомства дают понюхать кошке, а затем прячут их в труднодоступные места. Наградой, естественно, будет само лакомство, но главное – похвала хозяина. Со временем игру следует усложнять и прятать лакомства в новые места, где их труднее отыскать и до них добраться. Эта игра способствует развитию обоняния, концентрации внимания, преодолению страхов перед чем-то новым, неизведанным, «освоению» новых территорий (за шкафом, на высокой полке или тумбочке, куда надо вскочить, залезть и т.д.).

Игра «наперстки»: то же самое лакомство прячется в различные емкости; кошке необходимо угадать, где оно находится и открыть эту коробку, пакет, сдвинуть крышку с посуды. Суть этой игры – задействовать те функции ЦНС кошки, которые позволят ей понять, что бывают разные варианты развития жизненных ситуаций и действовать тоже необходимо каждый раз по-разному.

Игра «цирк» заключается в различных вариантах движения котенка по квартире. Она должна включать запрыгивание, переход со стула на стул по дощечке, проход «змейкой» через расставленные предметы и так далее. Это – только игра, а не дрессировка, здесь вы должны быть нацелены не на какой-то блестящий результат, а на то, чтобы доставить кошке удовольствие!

Общие принципы игры с кошкой

Приступать к игре необходимо только в хорошем настроении. Если вам плохо, вы злы, раздражены, плохо себя чувствуете или грустите, отложите или вовсе отмените игру. В таком состоянии она все равно не принесет никакой пользы, а кошка очень тонко чувствует настроение человека и вряд ли получит удовольствие и радость от того, что вы не веселитесь вместе с ней, а «преодолеваете» себя, витая в своих не очень-то хороших мыслях.

Максимальная продолжительность игры – 20 минут (лучше даже меньше). Кошка не должна слишком утомляться, ее внимание должно постоянно переключаться и игра ни в коем случае не должна вымотать животное или наскучить ему. Лучше, чтобы игры были недолгими, но регулярными, хотя бы один раз, но каждый день.

Каждая игра должна непременно завершаться успехом кошки. Она должна «поймать», «завоевать» мячик или мышку, получить лакомство, что-то разыскать и непременно получить похвалу или награду.

Использование игр очень хорошо помогает для коррекции поведения «проблемных» кошек, попавших к вам в дом. Даже во взрослом возрасте кошка все равно должна играть, и именно в игре человек может направить животное, научить его действовать «правильно», слушаться, разучивать и выполнять голосовые команды, а также заставить кошку почувствовать себя нужной, любимой и находящейся в безопасности. Игра – великолепный повод отвлечь кошку от агрессии или хулиганства и направить ее энергию в более правильное «русло».

Источник

Оцените статью