Когнитивная дисфункция у пожилых кошек
Дата публикации: 10.11.2019 2019-11-10
Статья просмотрена: 292 раза
Библиографическое описание:
Романова, К. С. Когнитивная дисфункция у пожилых кошек / К. С. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 268-271. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63829/ (дата обращения: 31.08.2021).
Из-за улучшения питания, условий социальной среды обитания, прогресса ветеринарной медицины срок жизни кошек увеличился до 15 и более лет. В связи с этим владельцы сталкиваются с процессами естественного старения питомца и все чаще вынуждены обращаться к ветеринарным врачам с проблемами физических и умственных нарушений, возникающих у домашних животных с возрастом. Неизбежные изменения активности биологических процессов, протекающих в организме животного, приводят к прогрессирующему снижению когнитивных функций и появлению измененных форм поведения, что чаще всего принимается за недостаток дрессировки. Такие проблемы с поведением ставят перед владельцем вопрос об эвтаназии своего питомца, что является весьма значимой психологической травмой.
Ключевые слова: головной мозг, когнитивная функция, когнитивная дисфункция, кошка, окружающая среда.
Когнитивные функции мозга — это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, поступающую из окружающей среды.
Внешними проявлениями когнитивной функции являются ориентация в пространстве, память и способность к обучению, чистоплотность, узнавание владельца и идентификация членов семьи.
Материальной основой мышления и связанных с ним ориентаций, эмоций и приспособления к окружающим условиям внешней среды является головной мозг, в частности особые ассоциативные зоны коры больших полушарий.
Большие полушария — передний и наиболее крупный отдел головного мозга, который регулирует приобретенные формы поведения и составляет примерно 80 % объема мозга. [2]
Нормальное функционирование коры головного мозга в значительной мере зависит от степени кровоснабжения и доставки кислорода и глюкозы, так как мозг потребляет 20 % от общего количества кислорода в организме. Высокий процент полиненасыщенных жирных кислот и более низкие уровни эндогенной антиоксидантной активности делают его очень восприимчивым к окислительному повреждению. Клеточные метаболические процессы высвобождают активные формы кислорода, которые могут привести к окислительному повреждению белков, липидов, ДНК и РНК, что приводит к гибели нейронов. В норме активность эндогенных антиоксидантов уравновешивает выработку токсичных свободных радикалов. Однако с возрастом защитные механизмы начинают давать сбои. Дефицит кровообращения ведет к развитию синдрома «обкрадывания» и прогрессирующей гибели как непосредственно нейронов, так и в первую очередь глиальных клеток, отвечающих за процессы обучения и восприятия, вызывая клиническую реализацию когнитивных расстройств.
Поэтому закономерным является тот факт, что большинство неврологических и сосудистых нарушений сопровождается нарушением когнитивных функций. [2,8]
Когнитивная дисфункция — это комплекс патологических состояний, характеризующихся нарушением деятельности высшей нервной системы, сопровождающихся расстройством процессов восприятия и анализа информации. Другими словами, это различные поведенческие проблемы старых животных с изменением стереотипа поведения.
Специфические поведенческие расстройства получили несколько названий, а именно: когнитивная дисфункция, пресенильная депрессия, гиперагрессивный синдром, синдром спутанного сознания.
В основе развития когнитивных нарушений престарелых животных лежат возрастные нейродегенеративные изменения коры мозга в результате сосудистых нарушений, сопровождающихся накоплением бета-амилоида и свободных радикалов, обладающих нейротоксическим действием. Считается, что по своей симптоматике и патофизиологическим особенностям когнитивная дисфункция у животных сходна с встречающейся у людей деменцией типа болезни Альцгеймера. [1]
При обоих заболеваниях в пожилом мозге развивается аномальное отложение Аβ в паренхиме головного мозга и стенках мозговых кровеносных сосудов. Аβ-это белок, образующийся в результате деградации белка-предшественника амилоида. Префронтальная кора является первой областью поражения, за которой следуют височная кора, гиппокамп и затылочная кора. Независимо от положения, количество и степень отложений Аβ коррелируют с выраженностью когнитивных нарушений. [9]
Основой диагностики возрастных поведенческих проблем у животного преклонного возраста являются поведенческий анамнез, исключение нарушения социальных взаимоотношений между питомцами, живущими в одной семье, и дифференциация системных нарушений методами лабораторной диагностики и визуальной диагностики.
Основа поведенческого анализа — это вопросы, касающиеся четырех главных категорий поведенческих изменений, связанных с возрастной когнитивной дисфункцией: дезориентации, изменения реакции на факторы окружающей среды и социального взаимодействия, изменения цикла сна/бодрствования, нарушение правил поведения в доме [3].
В среднем после 7 лет кошки становятся пожилыми и все больше нуждаются в заботе и внимании, а если есть проблемы со здоровьем, то и в дополнительном уходе. Возрастные пациенты требуют к себе особенного отношения со стороны врача. У пожилых животных часто встречаются заболевания, характерные для гериатрических пациентов, нередко с хроническим, осложненным течением. При этом распространенные клинические признаки снижения когнитивных способностей у домашних животных обозначаются сокращением DISHA
a) Disorientation (дезориентация)
b) Altered Interactions with people or other pets (изменение взаимодействия с людьми и другими животными)
c) Altered Sleep-wake cycles (изменение циклов сна и бодрствования)
d) Housesoiling (несоблюдение чистоты в доме)
e) Activity changes (изменения активности — сначала снижение, затем усиление беспокойного поведения или бесцельного хождения). [3,7]
Цель: Проанализировать данные различных источников и показать возрастную статистику при исследовании когнитивной дисфункции у кошек.
Методика: Для анализа данной проблемы были взяты статьи: «Cognitive Dysfunction in Cats: A Syndrome we Used to Dismiss as ‘Old Age’» Gary M. Landsberg, Sagi Denenberg, Joseph A Araujo; «Cognitive dysfunction and the neurobiology of ageing in cats» D. Gunn‐Moore K. Moffat L.‐A. Christie E. Head.
Общую оценку нарушениям когнитивной функции можно дать, опираясь на исследования авторов нескольких статей. Так, исследование одного (К.М.) показывает общие поведенческие изменения в гериатрии кошек в частной практике (Moffat and Landsberg 2003, K. S. Moffat, G. M., Landsberg, E. Head, J. A. Araujo, B. Lindgren). В данном исследовании, кошкам от 11 лет и старше, которые были приведены на обычный прием (например, проведение вакцинации или профилактики зубов), было сделана комплексное медицинское и поведенческое обследование. Затем изменения оценивались физическим обследованием, а также анализами крови, мочи. Те болезни, которые являлись системными были исключены из исследования.
Также был проведен анализ среди 154 кошек в возрасте от 11 и 21 лет. Общий процент кошек, проявляющих гериатрические изменения в поведении, составил 44 % (67/154). Девятнадцать из этих кошек с поведенческими изменениями, но не связанные с основным заболеванием составили 36 % (48/135). Также изменения в поведении проявлялись и среди 50 % (23/46) кошек 15 лет и старше, тогда только как среди кошек в возрасте от 11 до 14 лет их составило 28 % (25/89).
Самые распространенные поведенческие изменения наблюдали в 11–14-летних возрастных группах, это были изменения в социальном взаимодействии с людьми или другими домашними животными. У кошек в возрасте 15 лет и старше изменения выражались в деятельности, таких как бесцельная активность и избыток вокализации.
Такие данные можно проследить и у людей: от 65 до 70 лет деменция наблюдается от 1 до 3 % человек и с возрастом увеличивается, так примерно 50 % — это люди старше 85 лет (Porter и др. 2003). В этом контексте 15-летняя кошка приравнивается к 85-летнему человеку.
Лабораторные исследования дают дополнительные доказательства того, что кошки уязвимы к возрастному снижению когнитивных способностей. Общепринято, что когнитивные и моторные функции ухудшаются с возрастом, и эксперименты с кошками показали, что это ухудшение обычно происходит, начиная с 10 лет (Harrison and Buchwald 1982, 1983, Levine and others 1987). Кроме того, они показывают повышенную чувствительность к изменениям окружающей среды, что может привести к изменениям в еде и агрессии. [5,6]
Выводы: Путем анализа статистических данных в исследованиях когнитивных дисфункций у кошек, проследили возрастные изменения. Таким образом, чем старше кошка, тем более выражены могут быть поведенческое изменение и нарушение когнитивных функций.
Источник
Кошачий интеллект: мифы и факты
Многие владельцы кошек гордятся интеллектом своих пушистых спутников и охотно вступают в споры с хозяевами собак, кто из животных умнее. Мы знаем, что кошки хитры, независимы и обаятельны. Но можно ли измерить кошачий интеллект?
Кошек не используют для поиска и спасения людей, работы в полиции и обнаружения бомб. Кроме того, владельцы собак часто приводят аргумент, что у их питомцев намного лучше развита способность выполнять трюки. По правде говоря, такие методы сравнения домашних животных являются бесполезными. Просто потому, что кошки располагают другим набором навыков, нельзя сделать вывод об их интеллекте.
Дело в том, что собаки по своей природе мотивированы сильной потребностью следовать за вожаком стаи (или своим хозяином) и угодить ему, чтобы получить похвалу. Кошки, напротив, в большинстве своем одиночки, ни перед кем не отчитываются и мотивированы лишь необходимостью выжить. Хотя обучаемость трюкам, действительно, не может считаться сильной стороной кошек, их ум и высокая приспособляемость, безусловно, являются таковыми. Этот невероятно изобретательный и самостоятельный маленький хищник выживал тысячи лет назад в совершенно различных условиях, и даже сейчас домашние кошки, которых мы оберегаем от любой опасности, постоянно показывают нам свой волевой и лукавый характер.
Интересно, как устроен мозг наших питомцев? В организме кошки кора головного мозга содержит 300 миллионов нейронов (для сравнения: у собак – 160 млн). Это область мозга, которая интерпретирует информацию, язык и рациональное принятие решений. Более того, кора мозга не только управляет высшими функциями мышления, но и является местом «хранения» краткосрочной и долгосрочной памяти. Исследования показали, что для запоминания конкретной информации кошкам достаточно всего один раз оказаться в той или иной ситуации и испытать определенные эмоции. После обретения новых знаний, даже если они были получены случайно или методом проб и ошибок, кошка запоминает их на всю жизнь. Например, некоторые охотничьи техники, забытые благодаря многолетнему пребыванию в безопасном доме с любящими хозяевами, питомец с легкостью вспомнит, если ему вдруг придется постоять за себя. Будет помнить он и страх, испытанный в дороге или на осмотре у ветеринара. Ученые полагают, что подобные воспоминания живут 10 лет и более. Позитивный опыт кошкам так же легко хранить, особенно если он связан с едой или играми. Как известно, домашние любимцы хорошо реагируют на знакомые звуки, такие как шум открывающихся пакетиков с лакомством, шуршание игрушек или стук любимого мячика об пол. Многие кошки также имеют сверхъестественную способность знать время своего регулярного завтрака и активно пользуются этим, пытаясь разбудить хозяина к определенному часу. С другой стороны, приспособляемость позволяет им подстроиться под режим человека и не досаждать ему слишком навязчиво.
Многие из замечательных умственных и физических способностей кошки отвергаются как чисто инстинктивные. Тем не менее, так же, как и люди рождаются с заложенными способностями к речи, но должны учиться языку и общению с себе подобными, кошки улучшают свои первоначальные способности на практике. По мере того как кошачья психика стала изучаться все более подробно, хозяева начали делать более частые успехи в тренировке своих питомцев. Некоторых кошек, если они правильно мотивированы, можно научить выполнять самые разнообразные трюки – от открытия дверей и прыжков через обручи до включения света. Легче всего достигнуть прогресса получается, если желаемое поведение является забавой для кошки или хозяин предлагает ей вкусное вознаграждение.
Почему же тогда мы говорим, что собаки выполняют трюки лучше кошек и выглядят в наших глазах более понятливыми питомцами? Причина кроется в том, что кошки менее склонны к взаимодействию с человеком. Это никак не характеризует их интеллект, но зачастую препятствует выполнению трюков. Во-первых, кошка не привыкла «служить» хозяину. Во-вторых, она самостоятельна. Сравнительные эксперименты доказали, что кошки могут следовать указательным жестам и простым головоломкам так же, как и собаки, но, если головоломка неразрешима, собаки обращаются к своим владельцам за помощью, пока кошки продолжают пытаться в одиночку.
Основываясь на нескольких исследованиях, ученые-бихевиористы считают, что интеллект взрослой кошки сравним с умственными способностями двухлетнего ребенка. Кошки обладают навыком признания постоянства объекта. Это значит, что питомец понимает: скрыться с глаз долой – не значит исчезнуть навсегда. Так, если кошка заметит, как еда или игрушка пропали из ее поля зрения, она отправится на поиски и, вероятно, найдет то, что ищет. Следовательно, любимец «держит» объект в своем разуме, даже если не видит его.
Если вам хочется выяснить, насколько умна ваша кошка, проверьте ее по двум пунктам, указанным ниже. Но помните, что результаты очень субъективны и зависят не только от интеллекта, но и от индивидуальных особенностей питомца.
1. Социальные способности. Насколько общителен ваш любимец? Он знает свое имя и приходит, когда его подзывают? Он приветствует вас, когда вы приходите домой? Он садится рядом с вами на диван, потому что знает, что сейчас его будут гладить? Считается, что контактность питомца может свидетельствовать о развитых умственных способностях.
2. Память и дисциплина. Выясните, насколько ваша кошка восприимчива к изменениям в расписании. Наблюдательный питомец непременно отреагирует на кормление в другое время, работу хозяина в другую смену или внезапный ранний подъем в выходной день. Как ваша кошка показывает, что она расстроена? Замечает ли она перемены дома? Вызывают ли у нее интерес новые предметы? Сообразительный питомец обратит внимание на перемены.
Подводя итог, заметим, что интеллект определяется как способность учиться на опыте, сохранять эти знания и использовать их для решения проблем в новой среде. Кошки явно обладают превосходным умением узнавать новую информацию, связывать ее с уже существующей и применять в других ситуациях. Мы, возможно, никогда не узнаем всю глубину кошачьего ума, но когнитивные способности наших любимцев по-прежнему продолжает удивлять.
Источник