Богини-кошки
Многие боги Древнего Египта так и остаются за кадром, а точнее в тени своих более известных братьев, сестёр, мужей и жён. Честно сказать, Египетскую мифологию понять сложно, тем она и привлекает внимание людей. Дело в том, что когда люди узнали про культуру Древнего Египта, страна уже пришла в упадок, и всё потому, что предания о Египетских богах не передавались через поколения, как это было с Эллинской мифологии, сначала её переняли римляне, потом её воспели в эпоху Возрождения. Если бы то же самое было с Египетской мифологией, то до современных людей дошли бы все сказания и легенды.
Начну с того, что в каждом египетском городе были свои предания о богах-творцах, хотя сказ о том, как зарождалась жизнь, почти идентичен. Вот к примеру в Фивах была триада богов создателей бог Солнца Амон, его жена — богиня Мут и их сын Хонсу. Самой распространенной и известной считается Гелиопольская Эннеада, так как Гелиополь считался изначальной столицей Древнего Египта, согласно преданиям, именно здесь Атум – бог вечернего солнца начал сотворение мира на холме Бен-Бен, где позже люди построили город Гелиополь. Боги Эннеады: Атум (Хепри, Ра) – Шу-Тефнут- Нут-Геб- Исида-Нефтида- Гор – Сет. В городе Химену, была Огдоада – то есть восьмёрка богов, они отожествляли вместе с богами силы, которые были до существования богов, очень странно не правда ли, зачем это им почитать силы хаоса, хотя им было виднее, в древней Греции наверняка были те, кто поклонялся Кроносу, отцу бога Зевса. Согласно памятнику Мемфисской теологии, изначально был бог Птах (Пта), который сотворил сначала первозданные силы, а потом и других богов, впоследствии Птаха вытеснил культ Ра.
В книге известного русского филолога Ивана Вадимовича Рака, в мифе о том, как богиня Исида благодаря своей мудрости и магии, наделила божественными силами сына Гора, сказано, что Атум, Ра, и Хепри один и тот же бог, он сказал Исиде, что он Ра- днём, Атум – вечером и Хепри – утром. Возможно когда Атум (вечернее солнце) начал сотворение мира, был вечер, про утро ничего не сказано, но когда Атум нашёл своих детей – настал новый день. Возможно в Химену, считали что Атума сотворил Птах, и Атум действовал под его руководством, не зря имя бога переводилось как «Тот кто за гранью творения».
Так как книг про эту занимательную мифологию мало, я решила написать своё видение египетской мифологии (да простят меня Египтяне). Серия называется «Боги за кадром», речь пойдёт о тех богах, которых не упомянули филологи и египтологи, первая книга о четырёх богинях, Тефнут, Сехмет, Бастет и Мехит. Хотя о первой богини всё ясно, но, тем не менее заслуживает своё место в этой книге.
Поклонение богине кошек
Согласно источникам, еще до расцвета древнеегипетской культуры, существовал народ, научные достижения которого во много раз превосходили даже современный уровень. Но после некоторых серьезных природных катаклизмов великая цивилизация пропала, а от нее остались лишь мифы и легенды.
сидят две фигуры: зрелый мужчина и его сын. Они медленно движутся к величественному городу.
«Отец, что это за город и почему мы и тысячи других людей идут и плывут сюда?» — «Сынок! Мы плывем в великолепный город Бубастис – столицу Египта, на праздник великой богини-кошки Баст. Добрая Баст известна как прекрасная целительница, богиня музыки, радости и счастья. Сотни и тысячи людей спешат сюда, на праздник в Бубастис. Громадный храм воздвигнут в ее честь, а рядом с храмом вырыт водный канал, у этого священного места пересекаются все улицы в городе. Я постараюсь научить тебя правильно молиться: «О, луноликая Баст, могущественная целительница, любимая миллионами. Ясна ты в храме своем, открой двери свои предо мною и освети душу мою своим прекрасным светом, проникни в дух мой, исцели все недуги мои…»
Ну, вот мы и на месте, поспешим же к храму».
Мальчик очень потрясен всем увиденным. Прекрасный храм сияет на солнце, все любуются его белыми, как снег, колоннами и великолепными деталями. По всей округе слышны радостные возгласы и смех. С хлопаньем, танцами и песнями паломницы поднимаются в храм, тряся трещотками – символом плодородности. У главного входа в храм — статуя богини кошки, богини Баст, которая обладала силой Луны и Солнца, приносила умственное и душевное здоровье. Баст изображается в виде женщины с головой кошки, а у ног расположились прекрасные маленькие котята. Вокруг храма продают ее статуэтки, а в храме проживает большое количество кошек. Для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, в храме всегда присутствует большое количество жрецов. Слуги Баст также занимали достаточно большие государственные посты в Древнем Египте.
Об этой богине написано крайне мало, по мнению одних она дочь бога солнца Ра, по другим сведениям она его жена, что крайне невозможно, ведь, как известно всем кто читал про мифы и легенды древнего Египта, такое нарушение ведёт к дисбалансу сил в природе, как было когда бог земли Геб влюбился в свою мать богиню Тефнут. Баст считали воплощением сразу двух глаз бога Ра, (один глаз – солнце, второй – луна, так же с Гором), как известно все дочери кроме Тефнут, были воплощением Ока Ра. Возможно в мифе об истреблении людей, когда люди восстали против Ра, что бы усмирить бунтовщиков Ра послал свою любимую дочь богиню Хатхор (илл.3) – о ней позднее, та превратилась в свою сестру богиню Сехмет, и начала мстить людям, она даже не откликнулась на просьбу отца, остановиться, тот согласно легенде послал за богом Тотом, в другой легенде он послал за Онурисом (богом города Тиса), что произошло дальше мы знаем, но что было после того, как Хатхор-Сехмет отведала приготовленного пива и уснула, Тот-Онурис произнёс заклинание, для того, для того что бы усмирить её пылкий нрав, сделал так, что бы вместо Сехмет превратилась в Бастет, то есть вместо львицы в кошку. Такая легенда более подходит к мифу о Бастет. Вот есть ещё одна легенда с вязанная с этой богиней.
Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она — всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она — богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь — это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора — смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.
Так же есть миф о том, что Бастет является дочерью Исиды и Осириса, и по совместительству сестрой гора, но если боги венчались на своих братьях и сёстрах, то Гор должен был жениться на Бастет, скорее есть синкретизм Хатхор-Бастет.
Палящее солнце (Сехмет)
Богиня Сехмет (в Мемфиской мифологии Мут), олицетворяла собой палящее и знойное солнце, и была воплощением Солнечного ока Ра). Она богиня охоты и войны, и, тем не менее, жена бога Птаха, бога творца в Мемфисе. Имя богини переводится как «могучая», именно в неё превратилась Хатхор, что бы покарать людей восставших против Ра, можно сказать, что она подставила свою сестру, но это не так ведь Хатхо и Сехмет это разные толкование имен одной богини, поэтому в некоторых книгах пишут Хатхор-Тефнут, да и к тому же воплощение одного ока Ра, возможно, это одна и та же богиня. Но по легендам люди произошли из слёз бога солнца, а значит Хатхор убивала своих братьев и сестёр.
При этом, богиня являлась и хранительницей мира, а так же защитницей, к которой взывали во время опасности. Суровая Сехмет оберегала династию фараонов. Характер у нее очень сложный: вспыльчивый и неконтролируемый.
Одновременно, Сехмет считали очень сильной колдуньей и целительницей, которая с помощью магии могла вылечить многие болезни. В этом качестве она оказывала особое покровительство врачам. Однако, существовала и обратная сторона такого дара: из-за своего грозного нрава, Сехмет могла, наоборот, в качестве кары наслать болезни, эпидемии и мор. В летописях описан случай, что когда на Египет обрушилась чума, фараон Аменхотеп III издал указ в срочном порядке изготовить семьсот ее статуй. Их поставили вокруг храма Сехмет в Фивах. Только это смогло умилостивить гнев богини, и чума отступила.
Она повсюду сопровождает своего отца Ра, защищая от демонов ночи. Жертвами Сохмет становятся почитатели Сета и Апопа.
Иногда в мифе о сотворении людей, ее упоминают как прародительницу рас ливийцев и азиатов.
Центром культа Сехмет являлся город Мемфис. Так же, ее почитали в Гелиополисе. В местном храме жрецы даже держали священных львов. А когда Фивы стали столицей Египта, произошло слияние Сохмет с покровительницей этого города — богиней Мут. Кроме того, в обязательном порядке храмы, посвященные богине Сехмет, строили на краю пустыни, где часто можно было увидеть диких львов.
Почитают Сехмет 7 января, в это время начинает увеличиваться продолжительность солнечного дня.
Тефнут (богиня влаги)
Сестра бога ветра Шу и дочь бога солнца Ра, Тефнут олицетворяла собой влагу. Но, не смотря на это, богиня была со вспыльчивым характером, достаточно вспомнить миф о том, как она убежала в Нубийскую пустыню, и богу мудрости Тоту пришлось её возвращать, наверное, поэтому древние Египтяне изображали её в виде женщины с львиной головой. Влага живительная сила, но что бы человек её почувствовал, для этого нужен ветер (Шу). По другим легендам под видом Тефнут выступала другая дочь бога Ра – Хатхор, хотя происхождение этих богинь разное, Тефнут не была воплощением солнечного ока, и она куда младше своей сестры Хатхор, ведь Хатхор поклонялись ещё при царе Скорпионе, а это ещё было до великих династий в Египте. Возможно, там считали, что Хатхор олицетворяет собой влагу. А теперь не много о Тефнут. Когда Тефнут увидела, что ей перестали поклоняться, а в место этого стали поклоняться её отцу Ра, она обиделась и ушла и убежала в Нубийскую пустыню, тогда на земле началась засуха, бог Ра пытался вернуть свою дочь, но не смог, и послал за ней бога мудрости Тота. Для того что бы образумить богиню, Тот рассказывал разные сказки, при том это были не просто сказки, в них был заложен глубокий смысл, ведь иногда самая малая часть тоже важна, так же как и богиня влаги Тефнут, хоть влагу порой не чувствуют, но она играет немаловажную роль в жизни всего живого.
Возможно, что когда в Египет приходит засуха, египтяне считают, что Тефнут снова поссорилась с отцом, и убежала в нубийскую пустыню, интересно, а был ли какой-нибудь миф об уходе Шу, ведь иногда бывает и безветренная погода, даже не смотря на то, что Египет расположен вдоль реки Нил.
Богиня севера и войны (Мехит)
Совсем мало что известно про богиню Мехит, супругу бога Онуриса, в древнеегипетском городе Тисе, Онурис и его жена-сестра, богиня Мехит были схожи с богом ветра Шу и его сестрой Тефнут, вот только оба бога были богами Ветров, возможно, Тис был городом ветров, так же ни чего неизвестно про родителей этих богов, Тис потерялся среди великих городов, таких как Мемфис, Фивы и т.д. Возможно, они были детьми Ра, но называли их по-другому. Тем не менее, супруга бога Онуриса не была, олицетворяла собой северный ветер, и её так же как и Тефнут и Сохмет изображали с львиной головой, возможно что иногда и северный ветер мог надуть так, что в Тисе все замерзали. Мехит так же была богиней охоты и войны, похоже, без войн в Египте не жили. Имя Онуриса можно была перевести как «Держащий небеса», он наряду с богом земли Гебом помогал поддерживать уходящую ввысь небесную корову Нут. Сына богини зовут Инмутеф, его отождествляли с богом Гором, возможно в Тисе не стали замарачиваться на родословной богов, и сделали триаду: Онурис-Мехит- Инмутеф, триадой главных богов, почти так же как и Осирис-Исида-Гор.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- «Проблема 2012» (9)
- Для женщин (3)
- Гиперборея (1)
- Голос безмолвия (10)
- Дети (2)
- Египет (5)
- Индиго (4)
- Йога и сиддхи (2)
- Космос (1)
- Магия (10)
- Мои статьи (0)
- Мудрость востока (15)
- музыка (12)
- Нумерология (8)
- О лжеучителях (2)
- Парапсихология (9)
- Православные праздники (4)
- Природа (6)
- Прогноз на 2010 год (1)
- Рерихи (2)
- Руны (2)
- Тайны, загадки, открытия (7)
- Тесты (3)
- Эзотерика (19)
- Экология (2)
- Юмор, развлечения (9)
- Языческие праздники (9)
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
Вторник, 27 Декабря 2011 г. 05:57 + в цитатник
Культ кошки в Древнем Египте. Богиня Бастет.
«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет.
Египтяне на протяжении всей истории своего существования к животным относились с трепетным благоговением, почитая некоторых из них, как святыни. Кошки в древнем Египте в иерархии таких святынь занимали первые места.
Нигде кошка не почитается так, как в Египте. Сложный метафорический смысл, которым мировая мифология наделила образ этого красивого умного животного, египтяне свели к позитивным, приятным для человеческого сознания понятиям – таким, как добро, домашний очаг, веселье, любовь, материнство, плодородие, защитные силы.
В Древнем Египте существовал весьма значительный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали как деву с кошачьей головой или в виде львицы. Бастет считалась дочерью Осириса и Изиды.
Этой богине посвящались молитвы: «Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца» или «Я кошка, мать жизни». В её честь кошкам поклонялись, их мумифицировали, рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире.
Культ кошки появился в самый древний период египетской истории (вторая династия) и продолжался до 1 в до нэ. Религиозным центром поклонения был город Бубастис, где, по свидетельству греческого историка Геродота , находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Бастет. В главном святилище возвышалась огромная статуя богини.
Статуя богини Бастет (Баст) в храме Бубастиса
Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, с то тысяч жрецов собирались в храме в Бубастисе на большое поминовение
божественной кошки. Во время ежегодных весенних празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила. Там же разводили этих священных животных и именно там сохранилось большое количество мумий кошек.
Баст (Бастет)
Богиня-кошка. Богиня солнца, радости и веселья. Олицетворяла тепло. Считалась всевидящей и занимала место стража при боге солнца Ра. Воплощала женские и материнские качества: изящество, красоту и ласку.
Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, в правой руке у нее был музыкальный инструмент — систрум, а в левой — зеркало, а у её ног располагались четыре котёнка.
Т ак олицетворялась египтянами богиня плодородия.
Бастет (Баст), как правило, на изображениях была облачена в одеяние зеленого цвета. Традиционно связывалась с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества.
Баст была богиней огня, Луны, деторождения, плодородия, удовольствия, благожелательности, веселья, сексуальных обрядов, музыки, танца, защиты от болезней и злых духов, интуиции, врачевания, брака и всех животных (особенно кошек).
Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).
Согласно другим источникам в Египте кошка была связана и с Баст, и с Пашт (Луной). Пашт была темным аспектом Баст, Госпожой Востока, матерью всех кошек, женой бога Птаха. Хотя она считалась воплощением живительной энергии и нежного тепла Солнца, через своих священных кошек она была связана и с Луной.
Баст также была покровительницей детей и охранительницей урожая. В домах хранились ее статуэтки, отгонявшие злых духов.
Начало появления культа Бастет — Вторая Династия. Поклонялись до I в. н.э.
Генеалогия : Дочь и жена бога солнца Ra, жена Птаха, мать Махеса и Хенсу.
Иконография: Изображалась в виде женщины с головой кошки.
Атрибут: Музыкальный интрумент систр.
Священное животное — кошка, отражавшая проворство и силу богини.
Священными кошками самой Баст были кошки черной масти; изображение черной кошки помещали на своих домах египетские врачи, как символ своей профессии. Изображение кошки украшало систрум и, иногда, зеркало Хатор. Это животное представляло Луну.
Эта кошка олицетворяла божественность, недоступную простому смертному. Даже верховного бога солнца Ра называли «великим котом». Влияние освещения на размеры кошачьего зрачка ассоциировалось у древних египтян с движением солнечного бога на колеснице по небесным рекам. И горящие в темноте кошачьи глаза, согласно верованиям египтян, излучают дневной свет — свет огненной колесницы.
Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н.э.). Сегодня они расшифрованы как «минт» и «миу». Транскрипция иероглифов «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).
До нас дошли многочисленные рисунки и статуэтки, изображающие кошек. Восходящее солнце олицетворял жук скарабей, обязательно присутствовавший на груди у животных.
В гелиополисском святилище символом верховного бога была статуя кошки гигантских размеров, зрачки которой изменялись в зависимости от направления солнечных лучей. Статуя, выпускающая водную струю каждый час, служила и для определения времени. По легенде статуя кошки изображала животное, которое погибло в схватке со злым змеем Апопом.
Предположительно, одомашнивание кошки произошло в Египте в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где Египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа.
Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.
В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот это и был звездный час кошки — истребителя грызунов.
Практическое значение кошки в Древнем Египте было так велико, что именно в этот период кошку в стали считать священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.
Но подлинной богиней кошек стала львиноголовая Бастет.Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие. Вот что пишет об отношении египтян к культу кошки известный философ Е.П.Блаватская (1831-1891) в книге «Эволюция символизма»: «Они подметили тот простой факт, что кошка видит в темноте и что ее зрачки становятся совершенно круглыми и особенно светящимися ночью.
Луна была созерцательницей в ночных небесах, и кошка была ее эквивалентом на земле…. И от сюда следовало, что солнце, взиравшее вниз в преисподнюю во время ночи, могла тоже называться кошкою, как оно и было, ибо оно тоже видело во тьме. Кошка называлась по-египетски «мау», что значит зрячий, от глагола мау — видеть…. Луна как кошка была глазом солнца, ибо она отражает солнечный свет и потому, что глаз отображает изображение в своем зеркале».
Культ кошки достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Главным центром египтян стал огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир. Недалеко от Бени-Хасана было обнаружено 180 тысяч мумий кошек. В знак траура скорбящие по кошкам люди обривали себе брови.
Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы. Бронзовые статуэтки кошек отличаются тончайшей моделировкой поверхности.
Мягкие контуры подчёркивают пластичность тела, изящный силуэт. Мастерски переданы естественность и грациозность зверя.
Сделанные с любовью, эти статуэтки изысканны и в то же время они сдержанно отстранёны, даже строги. как бы напоминая всем, что Бастет — это милостивая ипостась грозной львиноголовой богини Сохмет, дочери бога солнца Ра, поддерживающей Маат — вселенскую гармонию — и карающей тех, кто нарушает ее.
Фигурки кошек, как правило, богато украшались египтянами. У статуэток из Эрмитажа ожерелья на шее, скарабеи на темени и глаза инкрустированы золотом.
Исследование мумий из кошачьих гробниц в Бубастите, Сиуте и Бени-Хассане показали, что кошки Среднего Царства подверглись селекции (искусственному отбору): скелет, зубы и пигментация шерсти уже значительно отличались от таковых у первородной степной кошки.
Египетские кошки обожествлялись. Для них строились роскошные храмы, их тела мумифицировали, к ним устремлялись тысячи паломников со всех концов страны.
Египетские кошки испокон веков были окружены мисти- ческим ореолом. Глаза их считались окнами в другой мир, и, благодаря их переменчивости, животные нередко сравнивались с Солнцем.
Египетские жрецы находили много аналогий между природой кошки и солнца. Прежде всего – это глаза Кошки.
Солнце поднимается, зрачки глаз кошки становятся меньше. Солнце клонится к вечеру, глаза кошки расширяются.
Когда Солнце скрылось, кошка смотрит на мир широкими зрачками, круглыми и светящимися. Глаза кошки – два уменьшенных солнца. Глаза кошки – волшебные окна в другие миры, в которых можно увидеть очень много.
Кошки – это гости мира мертвых в нашем, проявленном мире.
Считается, что в дом, где живут кошки, никогда не ступит нога вампира или другой темной сущности. Дело в том, что кошки видят их.
Нередко можно заметить «странности» поведения кошки, когда она вдруг замирает и пристально смотрит в какую-то точку. Так она общается с невидимым для нас миром.
В Бубастисе, главном центре культа Баст в Нижнем Египте, священные кошки жили во дворе храма. Ухаживать за ними считалось особой честью, это право передавалось от сына к отцу.
Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался.
За кошками внимательно наблюдали жрецы, стараясь не пропустить малейшего поданного ими знака. послания богини Баст, чтобы потом истолковать это сообщение.
Верующий, добивающийся помощи богини или желающий дать обет, обривал часть головы своего ребенка и относил настриг в храм. Волосы клали на чашу весов и уравновешивали серебром. Затем верующий дарил это серебро смотрителю священных кошек, который отрезал от рыб, служивших им кормом, соответствующую порцию и отдавал кошкам.
В семьях простых египтян кошек также почитали священными, их окружали заботой и вниманием.
Египтяне любили своих домашних кошек, которые изображались лежащими на коленях у хозяина или под его сиденьем. Плутарх описывает, как тщательно занимались египтяне разведением кошек, подбирая подходящие по характеру пары.
Священных кошек кормили молоком с хлебом, для них специально разводили в резервуарах рыбу, не имеющую чешуи. Сурово карался тот, кто покушался на жизнь кошек. Кошка охранялась законом и осмелившемуся поднять на нее руку, грозила смертная казнь.
Кошек называли «добрыми духами жилища». Этим грациозным животным люди повсюду уступали дорогу. Кошки в Египте первыми выносились из домов при пожарах, причём владельцы спасали их, нередко рискуя при этом собственной жизнью.
Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями.
После смерти кошек погребали по ритуалу, напоминающему погребение человека: хозяева кошки и их родня в знак траура выбривали себе брови, а тело кошки бальзамировалось. Египтяне верили, что душа хозяйки дома после смерти переселяется в кошку.
Тело умершей кошки обворачивали льняной тканью, умащивали травами и мумифицировали, используя бальзам. Чтобы кошки не голодали в загробной жизни, вместе с ними в саркофаг уклады вались мумифицированные мыши и землеройки.
Кошки богачей заворачивались в цветное льняное полотно с замысловатыми узорами. На ее морду накладывалась маска с ушами, изготовленными из стеблей пальмовых листьев. Мумия помещалась в деревянный или плетенный из соломы ящик, иногда украшавшийся золотом, хрусталем или обсидианом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых гробах.
Самыми почитаемыми кошками были те, которые жили в храмах. Их похороны были иногда такими помпезными и дорогими, что для того их оплаты с населения взимались специальные пошлины.
Саркофаг с мумией и помещали в одном из бесчисленных некрополей, специально предназначенных для кошек и выстроенных вдоль берегов Нила. Траур длился семьдесят дней — время всей мумификации. Иногда кошка сопровождает своего хозяина в загробную жизнь под видом статуэтки (или высеченного рисунка на гробах). Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).
При раскопках в городе Бени-Хасана археологи обнаружили целое кошачье кладбище, на котором упокоилось сто восемьдесят тысяч кошек.
Однако, большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка).
Почитание кошки не заканчивалось на уровне семьи. Оно было всенародным. Государственные законы охраняли кошек как могли.
Например, строго- настрого было запрещено вывозить кошек за пределы страны. Наверное, египтяне хотели быть монополистами в области разведения кошек. 🙂 Однако запретный плод всегда сладок. И чем строже были законы, тем больше охотников находилось вывезти кошку из Египта. Для финикийцев это даже стало делом чести. Благодаря из желаю выбесить египтян кошки вскоре распространились по всему Средиземноморью.
Египтяне считали, что одна кошка может принести им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности египтянина.
Такая любовь к кошкам однажды обернулась против египтян. Зная о том, что ни один египтянин не сможет убить кошку, коварные персы использовали это в войне с Египтом. Они прикрылись кошками как щитами, благодаря чему и одержали победу.
Некоторые ученые утверждают, что еще до эпохи расцвета культуры Древнего Египта, существовала цивилизация, научные и технологические достижения которой превосходили даже современный уровень.
Однако, после того, как природные катаклизмы стерли с лица земли великую цивилизацию, от нее остались лишь легенды, мифы и предрассудки.
Возможно, многих, как и меня, интересует вопрос происхождения кошек. Откуда они пришли? Где их родина? Ответ на этот вопрос может быть здесь в наших воспоминаниях о прошлом.
В лодке видны две фигуры в белом, они стоят рядом: зрелый мужчина, высокий, подтянутый. Одной рукой он держится за высокий нос лодки, положив вторую руку на плечо своего сына, совсем еще мальчика. Они медленно приближаются к великолепному городу.
«Отец, расскажи мне об этом городе и зачем мы и тысячи других людей плывут сюда?» — «Сын мой! Мы плывем в прекрасный город Бубастис — нашу столицу, на ежегодный праздник богини-кошки Баст. Мягкосердечная Баст известна своими чудесами врачевания. Ее почитают как веселую богиню исцеления, музыки, счастья и радости. Тысячи паломников спешат на праздник Бубасис. Огромный храм воздвигнут в ее честь, рядом с храмом водный канал, все улицы пересекаются у этого святого места. Я научу тебя молитве: «О, Баст, луноликая, могучая целительница, возлюбленная миллионами. Ясная в храме своем, раствори двери свои предо мною, освети душу мою светом своим, проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуги. » Ну, вот мы и приплыли, поспешим к храму».
Мальчик глубоко потрясен необыкновенным зрелищем, открывшимся ему. Великолепный храм сверкает на солнце, все любуются его белоснежными колоннами, прекрасными деталями.По всей округе разносятся смех и радостные возгласы. С песнями и хлопаньем паломницы поднимаются к храму, тряся своими трещотками — символом плодовитости.
Супругом богини в Бубастисе считался Атум, сыном – грозный Махес – бог бурь и ярости, почитавшийся в облике, опять же, льва. Богиня почиталась и в других значимых городах Нижнего Египта – прежде всего, в Мемфисе, где она отождествлялась с Сехмет, и в Иуну, где она была дочерью Атума — солнечного творца. Известно, что празднество богини-кошки проходило не только в Нижнем Египте, но и на юге — в Фивах и Эсне.
У главного входа — статуя богини-кошки, богини, обладавшей силой Солнца и Луны, приносящей умственное здоровье. Баст изображена в виде женщины с кошачьей головой, у ног которой расположились котята.
Кругом продают статуэтки кошек, а в храме обитает множество кошек. Для того, чтобы заботиться об их благосостоянии, организована почти военизированная каста жрецов. Слуги Баст занимают государственные посты.
В обязанности жрецов входят исцеление, отправление культов, мумификация умерших кошек. Жрецами могли быть как мужчины, так и женщины.
Одна из главных точек притяжения — колоссальный некрополь вблизи храма. Здесь хоронили забальзамированных умерших любимых кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и едой, которая, по мнению древних египтян, необходима в потустороннем мире.
Сам фараон присутствовал на церемониях в честь богини-кошки. Древнегреческий историк Геродот в V в. до н.э. посетил храм в Бубастисе, о котором он написал: «Нет храма настолько приятного для глаз, как этот в Бубатисе».
Самые первые упоминания о кошках мы находим в иероглифическом письме древних египтян. Львы и кошки уже имели свои символы с обозначением «миу» или «мау». Около 2,5 тысяч лет до н.э. в надписях пирамид V и VI династии фараонов встречаются символы, обозначающие кошек — это был расцвет их культа.
Культ кошек был настолько велик, что продолжался более 2 тысяч лет и был отменен только в 390 г. н.э. Каждый город Древнего Египта имел свой тотем, т.е. божество-охранителя.
Кошка имела несколько городов, где она почиталась превыше других богов. Да простят меня любители собак, но хотя собака и была одним из любимых животных египтян, ее никогда не считали божеством.
А египетский бог Анубис — проводник душ умерших — при детальном исследовании, имел все-таки голову шакала. Что же касается кошки, то именно она была и есть настоящим защитником человека от невидимых сил.
Древние египтяне, тибетцы, таитяне и др. народы прошлого, обладавшие мудростью и знанием, хорошо осознавали этот факт.
Любой, кто захочет заглянуть в историю Древнего Египта, сразу заметит особое внимание к животным из семейства кошачьих.
Древняя легенда гласит: «Сияя Ра (взошедшее Солнце) плыл на своем солнечном челне по небесам с востока на запад, следя за тем, чтобы избежать встречи со змеем Апопом (тьмой невежества), побежденным впоследствии дочерью Ра — кошачьей богиней Баст». Из всего вышесказанного следует, что в мышлении египтян, кошачьи боги, и, в частности, Баст, имели совершенно особое значение.
Египтяне смотрели на кошку не только как на любимое существо, а как на представительницу божества. И поэтому относились к ней с уважением и почтением.
. ..тогда то, что они от нее получали, имело иное качество, несло в себе больше чистоты и света, она становилась для них передатчиком божественных энергий.
П ри этом эти богини рассматривались в качестве хранителей местности, собственности, а резные статуэтки имели глубокое символическое значение. Греки называли эти скульптурные изображения «сфинксами». Именно так называли бессмертную кошку, появившуюся в 1966 году в штате Онтарио, в Канаде, за ее сходство с древнеегипетскими статуэтками и теми кошками, которые в те далекие времена «охраняли» пирамиды и фараонов.
Кошка, ассоциировавшаяся с женственностью и тайной, стала для египтян излюбленной обитательницей храмов и домов.
Кошка была так популярна у египтян, что среди населений побережья Нила были широко распространены теофорные имена, в которые включалось имя богини Бастет, например Падибаст – «Тот, кого дала Бастет», Ташенубаст – «Дочь Бастет», Нахтбастетру – «Сильна Бастет против них», Анхбастет – «Да живет Бастет».
Древнейшие изображения кошки в религиозном контексте (амулеты из кости или фаянса) были найдены в некрополе Бадари и датируются концом Древнего царства. Их ношение на теле обеспечивало постоянную защиту от любых опасностей.
Позже кошки появляются на т.н. магических жезлах эпохи Среднего царства, которые делались из кости гиппопотама и предназначались для защиты помещения и, особенно, беременной хозяйки дома. На их поверхности сохранились образы странных демонических существ, духов и животных, среди которых иногда появляется кошка – истребитель зла, персонифицированного в облике змей. В передних лапах кошка зачастую держит нож, предназначенный для отрезания голов врагов, так же, как и великий солнечный кот в Иуну.
На протяжении всей истории Египта фараонов кошка никогда не исчерпала своего символического образа защитника, порой также связанного с целительством.
Кошка в этих случаях изображается с некоторыми львиными чертами, что явно говорит о ее грозной роли и о том, что как мирная обитательница дома и всеобщая любимица уживалась в облике богини Бастет с яростной львиноголовой покровительницей царя, чье имя которой впервые было упомянуто на каменном сосуде из Саккары, сохранившем имя царя II династии Хетепсехмуи. Символическая связь между кошкой и ее грозным собратом – львом присутствует, спустя века, на ложных дверях в фиванских гробницах вельмож XVIII династии Кенамона и Аменемхета Сурера, которые охраняют симметрично изображенные над дверным «проемом» в иной мир кошки, стражи рубежа двух пространств. Эту роль в египетском искусстве чаще занимали именно львы или же гибридные существа с львиным телом – сфинксы.
Созвучие между словесным обозначением кошки (миит) и именем Маат – богини истины, возможно, привело к тому, что в ряде поздних бронзовых статуэток священных кошек изображение богини становится частью ожерелья животного, а ее священное перо – символом, по форме которого стилизовали тонкую шерсть внутри кошачьих ушей.
Изображения кошек часто встречаются на ритуальных предметах, связанных с различными ипостасями Хатхор, в частности – на систрах , где она предстает как воплощение гелиопольской богини Небетхетепет, связанной с сексуальной энергией бога-творца, трансформировавшейся в богиню. В этом контексте кошка явно предстает как символ плодовитости, сексуальности и привлекательности.
Связь между кошкой и львицей – двумя аспектами грозной и предсказуемой природы женского божества – всячески подчеркивалась.
Так, одна из статуэток изображает львиноголовую Сехмет сидящей на престоле и поставившей ноги на простертые фигуры пленных иноземцев, в то время как кошка Бастет уселась на их ноги. Детородные функции Бастет, часто окруженной котятами, и ее сексуальная сила были теми ключами, посредством которых богиня становилась умиротворенной и ласковой матерью царя, защитницей заблудившихся в ночи и, в целом, «обратной» стороной Сехмет, вторя словам знаменитого «Поучения Анхшешонка»:
«Когда мужчина пахнет миррой, жена перед ним – словно кошка. Когда мужчина в страдании – жена перед ним подобна львице».
Тот же Анхшешонк, вероятно, намекая на то, что характер кошки непредсказуем и ее трансформация в Сехмет очень быстра, напоминает:
«Не смейся над кошкой».
Существовавший в Египте культ кошек коснулся и других стран. Так, следы его влияния можно обнаружить в Галлии, в частности в Тулузе, где были найдены амулеты, статуэтки, музыкальные инструменты — систры — с изображением кошек (местные археологиче¬ские находки датируются скорее всего I в. до н.э.), и в Великобритании: в Бадбери, Гассед-же, Олл-Сейнтсе и Дэнбери археологи раскопали массовые захоронения кошек.
Египетские художники изобразили сотни кошек на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Девушки молили богов об исполнении желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.
Кошка — удивительное создание. Нет животного с более сложным характером и столь противоречивой и богатой историей. Сначала ей поклонялись как божеству, потом видели в ней слугу дьявола, а сейчас она снова идол.
По численности кошка вскоре станет самым популярным домашним животным на Земле.
Даже самая ленивая домашняя кошка — прирожденный охотник. «Я — кошка, которая гуляет сама по себе». Этими словами Киплинг обессмертил присущий кошке дух независимости. Пусть она живет в нашем доме, принимает наш образ жизни, но приручить себя позволила лишь на своих условиях. Да и была ли домашняя кошка по-настоящему приручена?
Египетская мау (мао) считается старейшей в природе естественной породой. Она имеет полное право считаться прямым потомком первых одомашненных кошек древнего Египта.
В Египте человека и кошку связывают давние узы. Ее почитали как богиню еще до того, как она стала домашней. Более тысячелетия она была национальным божеством. Поклонение кошкам уходит корнями в эпоху еще более далекую, чем времена сфинксов с их человеческой головой и туловищем льва.
Источник