- 14 роскошных и забавных котов на полотнах знаменитых художников разных времён
- 1. Луис Уэйн – Мальчишник
- 2. Марк Франц – Белый кот
- 3. Хиросигэ II – Белый кот, играющий со шнурком
- 4. Сюзанна Валадон – Рамину
- 5. Марк Шагал – Поэт
- 6. Пабло Пикассо – Кошка, поймавшая птицу
- 7. Минь Чжэнь – Чёрный кот
- 8. Генриетта Роннер-Книп – Игра котёнка
- 9. Барт ван дер Лек – Кошка
- 10. Пьер Огюст Ренуар – Жюли Мане (Девочка с кошкой)
- 11. Маргерит Жерар – Обед кошки
- 12. Пьер Боннар – Белый кот
- 13. Утагава Куниёси – Коты, представляющие 53 станции Токайдо
- 14. Теофиль-Александр Стейнлен – Чёрный кот
- Окрасы кошек: 100 фотографий, классификация и названия
- Мистер Кот объясняет: о генетике окрасов
- Группа сплошных (solid) окрасов
- Белый окрас
- Агути и не-Агути, Тиккинг и Тэбби
- Черепаховые окрасы
- Колор-пойнт и альбинизм
- Серебристые (silver) и золотые (gold) окрасы
- Затушеванные и дымные окрасы
- Длина меха и его текстура
14 роскошных и забавных котов на полотнах знаменитых художников разных времён
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Луис Уэйн – Мальчишник
Луис Уэйн был одним из самых популярных английских иллюстраторов и его кошки заслуживают отдельной статьи. Он родился в 1860 году и прославился своими антропоморфными изображениями кошек. По словам английского писателя Герберта Уэллса, Луис придумал не только свой собственный кошачий стиль, а и создал самое настоящее кошачье общество и кошачий мир.
Именно из-за психического расстройства (шизофрения) художник так яро был одержим кошками. Они стали для него главным объектом во всех сферах жизни: от быта до искусства.
В итоге, Луис стал одним из самых известных ведущих специалистов по кошачьим и был избран президентом Национального кошачьего клуба. Кроме того, он был судьёй на соревнованиях и принимал активное участие в жизни благотворительных организаций для животных. За тридцать лет своей работы он создал множество тысяч рисунков, что и по сей день забавляют и радуют ценителей подобных творений.
2. Марк Франц – Белый кот
Франц Марк прославился с помощью ярко раскрашенных творений, где особое место занимали именно животные – лошади, собаки и, конечно же, кошки. И совсем неудивительно, что он неоднократно выставлялся на выставках, привлекая внимание толпы. Зачастую на его картинах изображены животные, в том числе и кошки в их естественном состоянии сна или ухода. На некоторых его знаменитых картинах изображены кошки на жёлтой подушке, две кошки — голубая и жёлтая, кошки в корзине и кошки на красной ткани.
Именно животные стали для него тем самым идеалом и символом, ассоциирующимся с невинностью, красотой и, конечно же, правдой. Он уделял особое внимание цветам и их символике: синий представлял собой силу, красный стал отображением жестокости, а жёлтый – тепла и истинно женского счастья.
3. Хиросигэ II – Белый кот, играющий со шнурком
Столь необычная гравюра была создана Хиросигэ II, что на протяжении нескольких лет внимательно наблюдал за работой своего непосредственного наставника. Но тем не менее, данное изображение отражает собственный уникальный подход Хиросигэ II к творчеству и стилю. Картина создана благодаря наблюдениям художника за поведением домашней кошки, которая всегда знает, как и чем себя занять и, конечно же, напакостить. Впрочем, изображение говорит само за себя, а владельцы кошек уже давным-давно оценили эту работу по достоинству.
4. Сюзанна Валадон – Рамину
Сюзанна Валадон была не только натурщицей, но и художницей, уроженкой Франции. В конце 1890-х годов ей была оказана великая честь стать первой творческой леди, допущенной в Национальное общество изящных искусств. Изначально она отдала своё предпочтение рисованию натюрмортов, а также творила различные портреты, растения, а также пейзажи, которые отличались и выделялись сильной идеей и сочными красками. Однако наибольшей популярности она заслужила своими красочными, обнажёнными дамскими телами, изображёнными с точки зрения леди. Ко всему прочему, она была ярой любительницей кошек и часто рисовала их, особенно свою любимую толстую Рамину.
5. Марк Шагал – Поэт
Марк Шагал – художник, который стал популярен в эпоху модернизма, а также остался в памяти как еврейский творец. Так называемый «золотой век» данной художественной эпохи он переживал в столице Франции, где занимался разработкой и синтезом нескольких отдельно взятых течений, начиная от кубизма, и заканчивая фовизмом, сюрреализмом и другими. В течение всей жизни, что была достаточно долгой, он творил и воплощал в своих картинах уникальные идеи и сюжеты. Среди них особенно ярко выделялись сцены крестьянской жизни, а также весьма интимные моменты пребывания в маленьком мирке еврейских деревень. Всё это было подано в мечтательной, лёгкой манере.
Что же касается кошек, то они зачастую подчёркивали нереальность его картин и становились главными действующими лицами на многих полотнах. Зачастую они были спутниками людей, которых изображал художник, будь то поэты, музыканты или женщины.
6. Пабло Пикассо – Кошка, поймавшая птицу
Кот Пикассо, ловящий птицу, был создан в двух вариантах в 1939 году, буквально за несколько месяцев до того, как грянула война. Как вспоминал художник, его постоянно беспокоила эта тематика, и к сожалению, он сам не мог понять, из-за чего именно.
На картине изображена птица, которая всеми силами старается вырваться из цепких лап своего мучителя. И даже нейтральный фон не спасает сложившуюся ситуацию, а лишь напротив, акцентирует внимание на насильственной сцене, где кот до последнего тянет время, дабы сохранить птичке жизнь, и чем дольше он удерживает момент, тем сильнее испытывает глубокое чувство власти, ощущая своё превосходство.
7. Минь Чжэнь – Чёрный кот
Мин Чжэнь был творцом родом из Китая, а также резчиком печатей. На свет он появился в Наньчане, Цзянси, и провёл большую часть своей жизни в китайском городе Хубэй. Свою популярность он заслужил, рисуя человеческие фигуры пальцами. Согласно определенным теориям, его относят к группе из восьми необычных творцов – китайских художников, активно трудившихся в начале XVIII века. Свою популярность в династии Цин они заслужили тем, что активно и резко отбрасывали ортодоксальные сюжеты в художественном искусстве, возводя на первое место стиль, который они считали выразительным и индивидуалистическим.
К сожалению, никакой конкретной информации о данном изображении не сохранилось. Но, впрочем, глядя на столь довольного кота, ничего добавлять не хочется. Кто знает, вдруг он слопал весь корм поблизости и теперь попросту счастлив и гордится собой.
8. Генриетта Роннер-Книп – Игра котёнка
Генриетта Роннер-Книп известна изображением домашних животных, особенно кошек.
Картины с домашними животными были популярны у богатых буржуа в Викторианский период, а её бесчисленные кошачьи полотна оказались фаворитами.
Как правило, её картины представляют исключительно кошачьих и не несут в себе никаких метафорических значений. Художница с интересом следила за жизнью кошек, дабы после перенести это на свои полотна. В итоге, она построила в своей мастерской специальное, прозрачное помещение, где кошки могли вытворять всё что угодно, не обращая внимания на происходящее вокруг. Так стали рождаться максимально живые и реалистичные изображение кошек, увлечённых играми, выкрутасами и различного рода шкодными проделками.
9. Барт ван дер Лек – Кошка
Барт ван дер Лек обрел популярность, прежде всего, как соучредитель журнала De Stijl. В начале 1900-х годов, совместно с другими творцами, такими как Мондриан и Кандинский, он начал трудиться непосредственно в жанре абстракции, заложив её основы. Для этого он пользовался тремя основными красками – красной, желтой и синей.
К такому решению он пришел, долго находясь в поисках так называемой идиомы. Искусство родом из Египта, с которым он познакомился в Лувре, когда посещал Париж с визитом, оказало на него серьёзное влияние.
Вдохновлённый этим, он создал новую стилистику с сильно упрощёнными деталями и пастельными оттенками. Поэтому, при создании своей работы «Кошка», он акцентировал внимание на белом, чёрном, а также теплых оттенках красного, сделав их ключевыми цветами данной картины.
10. Пьер Огюст Ренуар – Жюли Мане (Девочка с кошкой)
Берта Моризо и её муж Эжен Мане, брат легендарного творца, знали Ренуара много лет. Ссылаясь на восторг художественными данными Ренуара, супруги сделали заказ у художника, попросив у него портрет своей дочери. Кстати, изначально кошка являлась лишь приятным дополнением, но позже стала ключевой фигурой в данной работе, играя на контрасте эмоций между девочкой и тем, как котёнок сладко посапывает у неё на руках.
11. Маргерит Жерар – Обед кошки
Маргерит Жерар была известна тем, что писала картины маслом и гравюры под руководством своего шурина, великого Жана-Оноре Фрагонара. Возможно, именно он убедил её добавить кошек к своим композициям, поскольку он также был знаменит этим. Как жанровый художник, Жерар сосредоточилась на прорисовке деталей интимной, бытовой жизни. Однако при этом она разительно отличалась от иных женщин-живописцев, которые любили ссылаться на классическую древность, она же частенько использовала одежды и декор более новых времен. Многие из её полотен иллюстрируют переживания матери, а также раннего детства в семье, а некоторые подчёркивают важность музыки и женского общения. Но как известно, кошки – не менее важны. Особенно, если взглянуть на данную картину, где и так всё понятно без лишних слов.
12. Пьер Боннар – Белый кот
Здесь Боннар воспользовался новым приемом деформации, стремясь воссоздать юмористический образ этого животного, занявшего весьма причудливую позу. Художник долго решал вопрос не только с внешним видом, но и с позицией конечностей, что видно на подготовительных рисунках. Японское вдохновение можно найти в искусной композиции, что строится на основе асимметрии, а ещё непосредственно в подборе сюжета – тот, который был весьма распространен в гравюрах, которые он так любил. Большую часть своего существования художник трудился над нереальным количеством полотен, где кошачьи изображались зачастую как небольшие, вкрадчивые детали, что можно было даже не заметить, а в другом случае, как животное на этой работе, становились акцентами и ключевыми фигурами.
13. Утагава Куниёси – Коты, представляющие 53 станции Токайдо
Пятьдесят пять кошек изображены на этих полотнах иллюстратора из Японии Утагавы Куниеси. Один из них выползает из корзины, несколько ловят крыс, другие едят рыбу. И вовсе не стоит упоминать о том, что художник любил кошек. Когда он стал учителем, молодые люди, учащиеся у него, заметили, что его мастерская была переполнена ими. Его любовь к кошкам прокралась в его творчество, и они стали появляться во многих его лучших гравюрах. Иногда они предстают как персонажи из хорошо известных историй, в других случаях они являются прекрасно выразительными этюдами. Часто Куниеси изображал кошек в полностью антропоморфной форме.
«55 кошек» — это веселая имитация «Пятидесяти трёх станций Токайдо», которая была наиболее успешной коллекцией Укиё-э. Так называемая Восточная Морская дорога имела пятьдесят три различные почтовые остановки на своём маршруте, и они обеспечивали лошадей, пропитание и жилье для путешественников. Куниеси принял решение изобразить их через кошачьи каламбуры.
14. Теофиль-Александр Стейнлен – Чёрный кот
Le Chat Noir был развлекательным заведением XIX века в богемном парижском районе Монмартр. Он был открыт осенью 1881 года на бульваре Рошешуар и закрыт в 1897 году вскоре после гибели Салиса. Историки с уверенностью утверждают, что оно было первым задокументированным кабаре – местом, где посетители могли отдохнуть за небольшими столами, распивая определенные виды питья и наслаждаясь выступлением варьете.
Данный рисунок, созданный Теофилем Стейнленом, является непосредственной рекламой места, которое в свою золотую эпоху было отчасти местом встречи художников, а отчасти – музыкальной, творческой площадкой. Также на протяжении нескольких лет кабаре выпускало еженедельник с аналогичным именем, где были опубликованы не только новости из жизни «Чёрного кота», а и множество литературных произведений, политических сатир и поэзий. На сегодняшний день любой желающий может купить репродукцию с изображением «Чёрного кота», которая продаётся на каждом шагу в столице Франции.
В душевных и по-детски очаровательных работах Юрия Мацика также можно встретить замурчательных котов , которые одним лишь своим видом вызывают улыбку.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Окрасы кошек: 100 фотографий, классификация и названия
Окраску шерсти кошек, как и рисунок, длину и текстуру определяет генетика. Понять, как образуются различные расцветки достаточно сложно, потому что в процесс вовлечены многие гены. Если разобраться в этом вопросе досконально, то можно с легкостью сочетать для вязки различных цветов животных и получать требуемые окрасы.
Различия цветовой окраски определяются физическим параметром волоса и не зависят от породы кошки. Животное может отображать окрас той или иной разновидности, фактически не являясь ею. Например, сибиряк мог носить колор-поинтовую окраску, стереотипную для сиамского кота.
Мистер Кот объясняет: о генетике окрасов
За образование цвета шерсти ответственны различные аллели, гены. Основные оттенки и узоры кошачьего меха определяются менее чем десятью генами.
Разобраться в вопросе, как же образуются расцветки шерсти кошки проще, рассматривая группы окрасов. Их обычно подразделяют на:
- Сплошные или солидные;
- Тиккированные;
- Табби;
- Черепаховые;
- Затененные или дымчатые;
- Белые;
- Колор-пойнтовые или акромеланистические;
- Серебристые и золотые.
Группа сплошных (solid) окрасов
Ген, отвечающий за темные тона B/b, способствует выработке фермента, который участвует в метаболизме производства пигмента эумеланин.
Его доминирующая форма B производит угольный эумеланин. У него есть две рецессивных формы, b (шоколадный оттенок) и b1 (коричный), причем b1 является рецессивным по отношению к B и b.
Шоколадная расцветка имеет насыщенный цвет браун и в некоторых породах называется каштаном. Корица светло-красновато-коричневая.
Связанный с половой принадлежностью животного аллель Orange O/о, прогнозирует, будет ли кошка вырабатывать эумеланин. У зверей с красным мехом феомеланин (оранжевый пигмент) полностью заменяет эумеланин (черный или коричневый пигмент).
Orange-ген располагается на Х-хромосоме. Оранжевый аллель представляет собой О и является доминантным с не оранжевым о.
Самцы чаще всего бывают оранжевые или не оранжевые, так как имеют только одну Х-хромосому. Поскольку у женских особей две Х-хромосомы, у них есть и два аллеля Orange-гена.
Сочетание генов OO образует оранжевый мех, oo – черный или коричневый, а Oo – черепаховый окрас, при котором некоторые части красные, а другие – нет. Читайте, бывают ли трехцветные коты-мальчики.
Известно, что черепаховые самцы существуют, но, как следует из генетики, они редки и часто обнаруживают хромосомные аномалии. Обычно менее трети котов-торти имеют простой мозаичный набор хромосом XXY, хотя встречаются кариотипы Клайнфельтера (генетический химеризм), и около трети не имеют XXY компонент вообще.
Оранжевый цвет бриддеры обычно называют красным. Другие его названия – желтый, имбирь и мармелад. Обычно красные кошки шоу-класса имеют ярко-оранжевую расцветку, но они также могут быть желтого или светло-рыжего цвета.
Orange является эпистатичным (зависимым) к другим аллелям, поэтому все красные кошки табби. Солидные красные выставочные кошки, как правило, являются низкоконтрастными полосатыми животными.
Ген плотности окраса D/d является белком-носителем и участвует в транспортировке и отложении пигмента в растущих волосках.
Когда у кошки есть два из рецессивных d аллеля (мальтийское разведение), черный мех становится «синим» (кажется серым), шоколадный мех вырождается в «сиреневый» (кажется светло-коричневым), коричный мех превращается в палевый, а красный мех становится кремовым.
В процессе образования цвета шерсти участвуют и другие гены:
- Barrington Brown – это рецессивный ген затемнения, который разбавляет черный до красного дерева, коричневый до светло-коричневого и шоколадный до бледного кофе. Он отличается от гена браунинга и наблюдается только у экспериментальных кошек.
- Ген модификатора разбавления Dm «карамелизует» и ослабляет доминирующие цвета. Существование этого феномена как отдельного гена является спорным вопросом среди ученых-фелинологов.
- Мутация в локусе расширения E/e (рецептор меланокортина) меняет черный пигмент на янтарный или светло-желтый. Это явление было впервые выявлено у Норвежских лесных кошек.
- Модифицирующий фактор был также предположен для затененных Персов окрасов серебро и шиншиллы, чей мех становится бледно-золотистым во взрослом возрасте из-за низкого уровня производства феомеланина. Шерсть этих кошек кажется заштрихованной. Это, вероятно, связано с явлением, известным как «потускнение» в серебре.
Яркими представителями солидных окрасов являются Британские короткошерстные, Русские голубые, Нибелунги, Шартрезы.
Белый окрас
Белый окрас также относится к сплошным или солидным, но за счет сложностей его воспроизведения выделен в отдельную группу.
Долгое время считалось, что белый пятнистый и доминирующий белый окрасы создаются двумя отдельными генами, но на самом деле они оба находятся в аллеле KIT.
Белые пятна могут принимать различные формы, от небольшой отметины до обильного снежного узора Турецкого вана, в то время как эпистатическое белое дает полностью белоснежного кота.
Турецкий ван
Основной признак Бирманской кошки – специфические рецессивные «перчатки», также продуцируются этим геном.
Белые лапки у Бирмы
Аллель KIT имеет следующе модификации:
- WD – доминирующий белый цвет, связанный с голубыми глазами и глухотой. Глухота происходит из-за сокращения популяции и времени выживания стволовых клеток меланобластов, которые в дополнение к созданию пигмент-продуцирующих колоний развиваются во множество неврологических типов. Белые кошки с одним или двумя голубыми глазами имеют особенно высокую вероятность быть глухими.
- WS – белое пятно. Этот ген демонстрирует переменную экспрессию, гетерозиготные кошки имеют где-то между 0-50% белого, а гомозиготные кошки 50-100 % белого.
- w – дикий тип, без белых пятен.
- wg– рецессивный ген, именно его наличию обязано возникновение «перчаток» у Бирманских кошек.
Таким образом, аллель, который заставляет кошку иметь белую шерсть, является доминирующим маскирующим геном. В результате у кошки будет основной окрас и рисунок. Однако, когда присутствует доминантный белый ген, этот паттерн не будет экспрессироваться. Кошка, которая является гомозиготной (WW) или гетерозиготной (Ww) для этого гена, будет иметь белую шерсть. Кошка, у которой отсутствует этот доминирующий маскирующий ген (ww), будет иметь другой цвет шерсти.
Распространенным заблуждением является то, что все белые кошки с голубыми глазами глухи. Можно иметь кошку с естественной снежной шерстью без этого гена, как крайнюю форму белых пятен, хотя это встречается редко – обычно у животного на теле остается небольшая отметина другого цвета. Хотя врожденная нейросенсорная глухота часто встречается у домашних кошек с белой шерстью, она вызвана дегенерацией внутреннего уха.
Глухота может возникнуть у белых кошек с желтыми, зелеными или синими радужными оболочками, но чаще всего наблюдается у последних. Было установлено, что у белых кошек с разноцветными глазами глухота чаще поражает ухо с голубоглазой стороны.
В одном из исследований, проведенных в 1997 г., с белыми кошками с различной степенью нарушения слуха, было обнаружено, что 72 % животных были полностью глухими. Весь орган Корти дегенерировал в течение первых нескольких недель после рождения, однако, даже в этот период, никакие реакции ствола мозга не могли быть вызваны слуховыми стимулами, что позволяет предположить, что эти животные никогда не испытывали никаких слуховых ощущений.
Установлено, что от 17 до 22 % белых кошек с не голубыми глазами глухие, 40 % разноглазых снежных котов с одним голубым глазом глухие, и от 65 до 85 % голубоглазых белых животных также совсем не слышат.
Анатолийская кошка может быть частично или полностью белой.
Частично белыми являются также Турецкие ваны. Они бывают и полностью белыми, но в этом случае считаются метисами, помесью с Турецкой ангорой.
Турецкий ван: кот и котята
Полностью белыми могут быть Турецкие ангоры, Персы, Сиамцы (Форин-вайты), Корниш-рексы, Као-мани, Русская белая, Британская короткошерстна и Шотландская вислоухая и другие.
Агути и не-Агути, Тиккинг и Тэбби
Табби кошки полосатые благодаря гену Агути. Их маркеры имеют равномерное распределение пигмента, в то время как фон состоит из волосков, окрашенных по всей длине в разные цвета.
Общераспространенные признаки полосатых кошек следующие:
- Отметка на лбу в виде буквы «М», которая хорошо заметна у явных табби и слегка видна у тиккированных.
- Маска из тонких линий («карандашных») на мордочке, этот признак также ярче выражен у полосатых и пятнистых особей.
- Обрамление глаз в виде черного и поверх него белого колец.
- Темная окраска рта и подушечек лап.
- Мочка носа иногда сохраняет розовый оттенок, но или темнее, чем у солидных, или имеет пигментную обводку.
- Полосы, опоясывающие корпус тела, конечности и хвост. На туловище тиккированных кошек они «растворяются».
Ген Агути А/а является сигнальным белком. Доминирующий дикий тип А вызывает феномен сдвига Агути, который проявляется в сглаживании окраски волосков черным и красным (обнаружение основного табби-рисунка), в то время как рецессивный не-Агути или «гипермеланистический» аллель а, предотвращает этот сдвиг в сторону пигментации.
Кот породы Тойгер
В гомозиготной форме аа образуется черный пигмент на протяжении всего цикла роста волос. Таким образом, генотип не-Агути (аа) маскирует или скрывает полосатый рисунок, хотя иногда можно увидеть предположение об основном образце (называемом «полосатым привидением»), особенно у котят.
Аллель O также эпистатический над генотипом не-Агути. То есть, в виде мутации не имеет заметного влияния на красных или кремовых кошек, в результате чего у них возникает полосатое чередование независимо от их генотипа в этом локусе. Это объясняет, почему обычно можно увидеть полосатый рисунок на оранжевых пятнах кошек, не являющихся Агути.
Яркими представителями этих окрасов являются Абиссинцы и Чаузи (тиккинг), Бенгалы, Тойгеры, Саванны, Серенгети, Оцикеты (табби).
Черепаховые окрасы
В генетическом плане Торти-кошки являются черепаховыми во всех отношениях, за исключением того, что они экспрессируют ген белых пятен.
Однако есть одна аномалия, как правило, чем больше белые области, тем меньше и крупнее пятна рыжего и темного или полосатых областей.
В отличие от Торти-кошки не с белыми пятнами, как правило, имеют небольшие маркеры других оттенков или даже области, которые образно называют «соль с перцем». Это отражает генетическое влияние на относительную скорость миграции меланоцитов и X-инактивацию в эмбрионе.
Серьезные исследования черепаховых кошек начались примерно в 1948 году, когда Мюррей Барр и его аспирант Э.Г. Бертрам заметили темные массы в форме барабанной палочки внутри ядер нервных клеток кошек женского пола, но не у самцов. Эти области стали известны как тела Барра.
В 1959 году японский микробиолог Сусуму Оно определил, что тела Барра являются Х-хромосомами. В 1961 году Мэри Лайон предложила концепцию Х-инактивации, когда одна из двух Х-хромосом внутри млекопитающего женского пола отключается.
Трехцветные кошки почти всегда женского пола, потому что локус гена для оранжевой/не оранжевой окраски находится на Х-хромосоме. При отсутствии других влияний, таких как ингибирование цвета, которое вызывает образование белого меха, аллели, присутствующие в этих оранжевых локусах, определяют, является ли волос красным или нет.
Кошки женского пола, как все млекопитающие самки, обычно имеют две Х-хромосомы. Напротив, плацентарные млекопитающие мужского пола, включая хромосомно-стабильных самцов кошек, имеют одну Х и одну Y-хромосому. Поскольку у Y-хромосомы нет локуса для гена красного, нет и никаких шансов, что у самца XY могут быть как оранжевые, так и не оранжевые гены вместе, что необходимо для создания черепаховой окраски.
Единственным исключением является то, что в редких случаях дефектное клеточное деление может оставить дополнительную Х-хромосому в одной из гамет, которая способна воспроизвести самца кошки. Этот дополнительная X-хромосома затем копируется в каждой из его клеток, и возникает состояние, называемое XXY, или синдром Клайнфельтера.
Все, кроме примерно одного из трех тысяч редких самцов черепахового окраса, являются бесплодными из-за хромосомной аномалии.
Черепаховый окрас свойственен многим элитным разновидностям, особенно часто он встречается у самок Мейн-кунов, Сибирских кошек, Невских маскарадных, Норвежских лесных, но свойственен также и беспородным питомцам.
Колор-пойнт и альбинизм
Картина колор-пойнтовой окраски чаще всего ассоциируется с Сиамскими кошками, но также может появляться у любой одомашненной кошки.
Такое животное имеет темную маску на морде, ушах, лапах и хвосте, с более светлой версией того же цвета на остальной части тела и, возможно, немного белого.
Колор-поинт Рэгдолл
Точный оттенок цветового рисунка зависит от фактической расцветки, поэтому есть различные пойнты – темно-коричневые, шоколадные (теплый светло-коричневый), синие (темно-серый), сиреневые или морозные (серебристо-серо-розовый), красный или оранжевые, черепаховые.
Этот паттерн является результатом чувствительной к температуре мутации в одном из ферментов в метаболическом пути от тирозина к пигменту, таких как меланин. Таким образом, пигмента мало или он совсем не образуется, за исключением конечностей или точек, где кожа немного холоднее. По этой причине колор-пойнтовые кошки имеют тенденцию темнеть с возрастом, когда температура их тела падает.
Кроме того, мех из-за значительной травмы может иногда также темнеть или осветляться в результате изменения температуры тела.
Мутации в ранних стадиях тирозинового пути могут влиять не только на пигмент, но и на неврологическое развитие. Это приводит к более высокой частоте появления у колор-пойнтов косящих глаз.
Ген, отвечающий за акромеланистические окрасы и альбинизм, обозначается С и существует в следующих модификациях:
- C – полный цвет.
- cb – бирманский узор «сепия», похожий на цветную «точку», но с более низким контрастом.
- cs – сиамский окрас. Эта комбинация сходна с cb, у кошек cb/cs средний контрастный фенотип, известный как расцветка «норка».
- ca – голубоглазый альбинос.
- c – альбинос с розовыми или красными глазами.
Колор-пойнтовые окрасы имеют Сиамцы и все породы, полученные на его основе, например, Священная Бирма, Рэгдолл.
Серебристые (silver) и золотые (gold) окрасы
Серебряный окрас кошек вызван геном ингибитора меланина I/i.
Доминирующая его форма способствует подавлению выработки меланина, но влияет на феомеланин (красный пигмент) гораздо сильнее, чем на эумеланин (черный).
У полосатых и пятнистых кошек это превращает фон в искрящееся серебро, оставляя цветные полосы нетронутым, что образует серебристый табби. У солидных кошек основание волос становится бледным, что делает их серебряным дымом, это так называемые затененные или затушеванные окрасы.
У серебристых кошек Агути может быть целый ряд фенотипов, от серебра табби, серебристого среднего тиккинга (пигментирована менее половины шерсти) до окрашенного в серебро кончика шерстинки (окрас шиншиллы).
Величина пигментации зависит от гипотетического фактора «широкой полосы». Заводчики называют этим термином присутствие гена Wb/wb.
Если у питомца есть признак «широкой полосы», но нет ингибитора, окраска будет золотой вместо серебряной. Такие кошки известны как золотые табби.
Золотой табби
Возможно также оттенение золотистого цвета. Тем не менее нет золотого дыма, потому что комбинация широкой полосы и не-Агути просто производит солидную кошку.
Генетика, задействованная в воспроизводстве идеального табби или тиккированного кота, а также затененного или дымного, сложна.
Мало того, что есть много взаимодействующих аллелей, но гены иногда не выражают себя полностью или конфликтуют друг с другом. Например, ген-ингибитор меланина в некоторых случаях не блокирует пигмент, что приводит к появлению серого подшерстка или потемнению (желтоватый или ржавый мех).
Точно так же, плохо выраженный не-Агути или сверхэкспрессия ингибитора меланина вызывает бледный, размытый черный дым.
Считается, что различные полигены (наборы связанных генов), эпигенетические факторы или гены-модификаторы, пока еще не идентифицированные, приводят к различным фенотипам окраски, некоторые из которых считаются фелинологам более привлекательными.
Серебристые и золотые окрасы бывают, например, у Бенгальских, Британских, Шотландских кошек, Персидских шиншилл.
Серебряный бенгал
Затушеванные и дымные окрасы
Генетические влияния на такой тип расцветки оказывают:
- Ген Агути.
- Аллели табби-паттернов, такие как T (tabby pattern).
- Ген ингибитора серебра или меланина.
- Факторы, влияющие на количество и ширину цветных полос на каждом волосе (например, гипотетический широкополосный ген).
- Причины, оказывающие влияние на количество и качество экспрессии пигмента эумеланина и/или феомеланина.
- Гены, вызывающие глиттер шерсти, например, блестящая окраска Бенгалов.
- Факторы, ответственные за устранение остаточных полос (гипотетический хаос, беспорядок, неконфузионность, стирание рисунка).
Дымные окрасы свойственны многим породам – Сибирской, Русской голубой, Мейн-кунам, Британцам, Шотландцам, Бурмилле.
Длина меха и его текстура
Длина шерсти кошки определяется геном, в котором доминирующая форма L кодирует короткие волоски, а рецессивная l – длинные.
У длинношерстной кошки переход от анагена (роста волос) к катагену (прекращению роста волос) задерживается из-за этой мутации.
Редкий рецессивный короткошерстный ген был обнаружен у некоторых линий Персидских серебристых кошек, когда у двух длинношерстных родителей родилось короткошерстное потомство.
Длина шерсти кошки контролируется также геном фактора роста фибробластов. Доминирующий аллель кодирует короткую шерсть у большинства кошек.
Длинный мех кодируется по меньшей мере четырьмя различными рецессивно наследуемыми мутациями. Наиболее распространенная из них встречается у большинства или всех длинношерстных пород, а остальные три только у Рэгдоллов, Норвежских лесных кошек и Мейн-кунов.
Было выявлено много генов, которые приводят к появлению необычного кошачьего меха. Они были обнаружены у случайно выведенных кошек, которые строго контролируются. Некоторые из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому такие животные не продаются за пределами региона, где произошла мутация.
Во многих породах мутации гена шерсти нежелательны. Примером является аллель Рекс, который появился у Мейн-кунов в начале 1990-х годов.
Рексы появились в Америке, Германии и Великобритании, где один заводчик вызвал смятение, назвав их «волнами Мэна». Два британских заводчика провели тестированное спаривания, которое показало, что это, вероятно, новая мутация Рексов и что она рецессивная.
Мех у рекса
Плотность покрова животных была похожа на Мейн-кунов с нормальным покрытием, но состояла только из волос пухового типа со спиральным завитком. Усы были более изогнутыми, но не вьющимися.
Существуют различные гены, продуцирующие кудрявых или «рекс» кошек. Новые их виды время от времени возникают самопроизвольно у случайных пород кошек.
Вот некоторые из генов Рекс, отобранные селекционерами:
- r – характерен для Корниш-рексов, рецессивный.
- gr – присутствует у Немецких рексов, рецессивный. Локус здесь тот же, что и у Корнишей, но предложен как другой аллель. Тем не менее большинство заводчиков считают, что у Германского рекса генотип r/r.
- ro – им обладали ныне исчезнувшие Орегон-рексы, рецессивный.
- Se – носителями его являются Селкирк-рексы, доминантный, хотя иногда описывается как неполное доминирование, потому что три возможных пары аллелей относятся к трем различным фенотипам – гетерозиготные кошки (Sese) могут иметь более полную шерсть, которая предпочтительна в выставочном ринге, в то время как гомозиготные кошки (SeSe) обладают плотным завитком и меньшим объемом волоса.
- Lp (предварительный) – ответственен за возникновение Ла-Пермов, доминантный. При этом Lp/lp и Lp/Lp особи имеют одинаковый фенотип.
Существуют также гены, отвечающие за безволосость кошек:
- h – его носителем является французский голый кот, рецессивный.
- hd – свойственен британской безволосой кошке, рецессивный.
- Hp – им обладают Донские сфинксы и Петерболды, доминирующий.
- hr – ответственен за появление Канадских сфинксов, рецессивный.
Некоторые Рекс-кошки во время линьки склонны к временной голости, известной как облысение.
Вот несколько других генов, приводящих к рождению кошек с необычным мехом:
- Ген Wh – доминантный, возможно, неполный, приводит к появлению жесткошерстных кошек. У них согнутые или кривые волоски, образующие пружинящий, проволочный мех.
- Гипотетический ген Yuc, вызывает рождение кошек без подшерстка. Тем не менее, пропорциональные отношения между остевым волосом и пуховой шерстью сильно различаются у всех пород.
- Рецессивный аутосомный ген для луковых волос, который вызывает шероховатость и припухлость на волосах. Отек происходит из-за увеличения внутреннего ядра клеток мозгового вещества.
- Рецессивный аутосомный ген spf. Шерсть у таких животных редкая, волоски тонкие, неровные и искривленные, вокруг глаз и носа, на груди и животе имеется коричневый налет и голые области.
Источник