Кошка цветок бриллиант метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО)

Метод фокальных объектов является методом решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда. Сегодня, в связи с развитием междисциплинарного подхода, МФО всё чаще используется не только как изобретательская методика. Этот материал мы публикуем, чтобы показать, как данная техника поможет развивать креативное мышление и генерировать новые идеи на основе ассоциаций, а также продемонстрируем применимость метода в разных областях.

Метод фокальных объектов как инструмент эвристического исследования

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Впервые метод предложил профессор Берлинского университета Фридрих Кунце в 1926 г., назвав его «методом каталога». Позже его исследованиями заинтересовался американский ученый Чарльз Вайтинг, который в 1958 г. впервые применил термин «фокальные объекты», имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик. Кстати, подобную технологию предлагает и специалист в области латерального мышления Эдвард де Боно, называя её «случайное слово».

Метод был предложен как средство преодоления инертности мышления, активизации способности генерировать новые идеи и находить инновационные решения. Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные ответы, поскольку позволяет взглянуть на условия под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления.

Читайте также:  Вязать котенка крючком описание

Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что вы получите сильное решение. Также слабыми сторонами являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Практика применения

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. Это:

  • Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
  • Шаг 2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
  • Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
  • Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
  • Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
  • Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.

Создание рекламы. Допустим, наш фокальный объект – шампунь. Стоит цель: показать свойства продукта не так, как у конкурентов. Берём три случайных объекта. Пусть это будут история, кровать, снег. Определяем их свойства. «История» – научная, гуманитарная, традиционная, прошедшая. «Кровать» – удобная, мягкая, тёплая, двуспальная. «Снег» – холодный, мокрый, белый, кристаллический. Применяем эти свойства по отношению к шампуню. Не будем перечислять всё, так как очевидно, что некоторые дают изначально слабые варианты. Но есть и интересные сочетания, которые можно развить с помощью ассоциаций. Например, «традиционный шампунь». Задаёмся вопросом, а сколько лет человечество использует шампунь и как обходилось без него? До его изобретения люди пускали в дело различные природные средства – отвары, настойки. Исходя из этого, в рекламе можно сказать, что основой для продукта служит целебный отвар из трав, приготовленный по рецепту наших предков.

Сильное решение даёт также комбинация «удобный шампунь». Почему бы не создать его для тех, кто по долгу службы часто ездит в другие города? В баночке небольшого объёма, со специфической крышкой, защищённой от протеканий. Гостиничным шампуням доверяют немногие, поэтому он пригодится и в командировке, и в отпуске, а также на даче.

Техника. Здесь приведём пример Балезина Н. М., изобретателя, конструктора-механика.

Наш ФО – кастрюля. Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию. Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета. Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая. Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем. Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Педагогика. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр «Изобретатели», «Фантастические животные». В первой детей просят придумать новые предметы – мебель, кондитерские изделия, игрушки для ёлки – при этом соединяя свойства уже известных им предметов. Во второй задача более детальная – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т.д.

Написание статей, копирайт. Писательское мастерство немыслимо без развитого творческого мышления. Журналистам и копирайтерам МФО может быть полезным в плане поиска необычных тем для статей, создания ярких, бросающихся в глаза заголовков.

Саморазвитие. Метод фокальных объектов заточен под умение находить и развивать ассоциации, поэтому станет отличным практичным инструментом для всех, кто интересуется совершенствованием творческого воображения.

Отзывы и комментарии

Другими примерами использования метода, а также своим опытом, можно поделиться, оставив комментарий к этой статье.

Источник

Метод фокальных объектов для анализа и принятия решений

Для анализа, принятия решений и создания нового можно руководствоваться различными схемами и практиками. Их много, так что каждый наверняка найдёт оптимальный вариант для себя: например, метод фокальных объектов (МФО).


Суть метода

Метод фокальных (случайных) объектов — подход, позволяющий генерировать идеи и принимать решения, перенося свойства одного объекта на другой, выбранный произвольно.

В целом техника направлена на развитие воображения и креативности. Хорошо подойдёт детям или представителям творческих профессий: художникам, дизайнерам, иллюстраторам или архитекторам.

Используя МФО, можно создавать действительно нестандартные, интересные решения. Возможно, получится не с первого раза, но со временем вы сможете придумывать замечательные идеи без малейших усилий.

Организация

Подход очень прост. Допустим, вы хотите создать что-то новое или улучшить уже существующий предмет. Для этого найдите несколько случайных объектов: можно просто посмотреть вокруг или воспользоваться интернетом, журналом, книгой.

Дальше нужно описать выбранные предметы, определив их основные свойства, а затем перенести эти свойства на вашу работу.

Примеры

Приведем два примера: для создания нового объекта и изменения уже существующего.

Пример первый: создаём картину. Открываем словарь и выбираем четыре произвольных существительных:

  1. Стакан — стеклянный, хрупкий, прозрачный.
  2. Свеча — яркая, горячее пламя, свет.
  3. Одеяло — мягкое, тёплое.
  4. Лодка — плавает по воде, деревянная, парус.

Теперь нужно скомбинировать эти свойства. Комбинаций множество:

  1. Стеклянный корабль, плывущий по стёганому одеялу.
  2. Яркий разноцветный стакан с кофе.
  3. Тёплая прозрачная вода, переливающаяся на солнце.

Идеи можно дополнять, обдумывать, убирать лишнее и оценивать эффективность.

Теперь немного видоизменяем браслет. Предметы:

  1. Розовый куст — яркие цветы, шипы.
  2. Море — синяя вода, глубина.
  3. Кошка — гибкость, свобода, элегантность.

Переносим свойства на браслет. Можно придумать элегантное украшение на тонкой цепочке с камнем «кошачий глаз», браслет с вьющимся плетением или яркий аксессуар с прозрачными вставками в виде бутонов роз.

Точно так же можно поступать, например, с созданием техники, одежды, блюда. МФО отлично подойдёт для создания новых рецептов или идей оформления. Чтобы было немного проще, можно сузить категорию предметов, используемых для переноса свойств.

Плюсы и минусы

Начнём с положительных момент. К плюсам техники можно отнести:

  1. Универсальность. Можно использовать не только в творчестве, но и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  2. Развивает мышление. Это увлекательный процесс, можно провести время с пользой и поиграть в ассоциации. Поначалу будет немного сложно.
  3. Эффективность. Благодаря МФО можно рассмотреть предмет с разных сторон, увидеть его по-новому и придать ему необычные характеристики.

Единственный недостаток метода — его субъективность. Можно придумать массу решений, но не факт, что они подойдут к вашей ситуации.

Заключение

Техника МФО и ассоциации помогают развивать воображение и креативное мышление, идеально подходят для творческих людей и тех, кто любит проводить время с пользой. Метод частенько используют преподаватели, работающие с маленькими детьми, и родители.

Метод может не подойти для решения слишком сложных задач, но отлично подходит для простых задумок. Он позволяет развивать абстрактное мышление, находчивость и креативность. Также этому способствует курс Викиум «Мнемотехники».

Источник

Урок технологии в 7классе. Метод фокальных объектов.

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

План-конспект по технологии .

Тема программы: Элементы конструирования.

Тема урока: Метод фокальных объектов.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: эвристическая беседа.

Цель: научить применению метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий. (Слайд№2)

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

— научить оперативному использованию метода фокальных объектов
на основе алгоритма Ч . Вайтинга;

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

— способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового,
к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни .
Воспитательные

— прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого
мышления;

— побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания — требование жизни современного общества.

Понятийный аппарат: фокальный объект, случайный объект

Материально — техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор Дидактическое обеспечение:

Дидактическая карта алгоритма метода фокальных объектов .

Банк случайных объектов .

Задачи на преодоление инерции мышления

Задача для проведения деловой игры.

Литература для преподавателя:

1. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под ред. В.д . Симоненко.
Издательство ИГПИ НМЦ «Технология». Брянск — Ишим, 1998 .

2. Самородский А . Т, Симоненко В.Д., Тищенко А . Т Трудовое обучение .

Учебник для учащихся общеобразовательной школы (вариант для мальчиков) под ред.
В.Д. Симоненко . — М, «Вентана- Граф», 1998.

3. Кругликов г . и, Симоненко В.Д., ЦырлинМ . д . Основы технического творчества:

Книга для учителя. — М. Народное образование, 1996.

5. Техническое творчество учащихся: Учеб.пособие для студентов пединститутов и
учащихся педучилищ по индустр. — пед. специальностям; под ред. Столярова Ю . с . — М
« просвещение », 1989 .

Упражнение на развитие творческого воображения
2 . 1 задачи на преодоление инерции мышления
2.2 работа с упражнениями на РТВ

Постановка задачи и цели урока .

Изложение нового материала .

4.1. история создания метода Чарльза Вайтинга.

Понятия «Фокальный объект»
4 . 2. этапы выполнения метода.
4.3. выбор фокального объекта.

4 . 4. подбор случайных объектов. Понятие «Случайный объект»
выбор свойств, качеств .

4.5. поиск варианта усовершенствования.

4 . 6. выбор окончательного варианта и обоснование
его функциональной ценности.

4.7 . пример создания привычного изделия с непривычными функциями.

Деловая игра с применением метода фокальных объектов .

Подведение итогов урока.

Выполнить приоритетное решение (окончательное)

Изучая предмет, год от года, от урока к уроку, вы становитесь все более опытнее,
все более грамотнее.

И вот наступает такой момент, когда ваши знания выходят на более новый качественный уровень. Конечный результат вашей деятельности вы уже воспринимаете
не как готовое изделие, а как объект, удовлетворяющий неким техническим и эстетическим требованиям.

Выбор технологий, инструментов, приспособлений определяется уже не столько доступностью материала , сколько физическими и механическими свойствами.

Если раньше для получения результатов достаточно было внимательно послушать преподавателя, а затем четко выполнить все этапы работы с применением различных инструментов, приемов их использования, то сегодня мы уже в состоянии самостоятельно разрабатывать технологическую карту на изготовление того или иного
объекта.

А это уже есть один из элементов конструкторской деятельности . Той самой
конструкторской деятельности, которая требует от человека разносторонних знаний и
эрудиции, способности нетрадиционных подходов при решении задач, способности
усовершенствовать, модернизиро в ать, а зачастую — изобретать.

Вот мы и подошли к одному из главных вопросов предмета технологии . Существует ли монополия па творчество? Творить и изобретать может любой или только
особенный, одаренный человек или только отмеченный богом, награждённый талантом? Чтобы в нашем мире появилась принципиально новое, необходимо ждать, пока
родится второй Ломоносов, второй Эдисон, Лодыгин, Ползунов или изобретательству
можно научиться?

Чтобы ответ, на этот вопрос, опираясь не на философские рассуждения, а на
реальный опыт, конкретный факт, мы сегодня с вами познакомились с методом фокальных объектов.

Упражнения на развитие творческого воображения

В начале проводится разминка — решение задач на РТВ

Назначение: борьба с психологической инерцией.

Вопросы: чему равна единица в квадрате?
чему равно два в квадрате?
чему равно четыре в квадрате?
чему равен угол в квадрате?

Ответ: угол в квадрате равен 90 градусов .

Назначение: отработка приемов борьбы с психологической инерцией.

Пример: исключив применение по прямому назначению, предложите, для каких
целей можно использовать :

1. Кирпичи (кроме строительства)

Ответ: можно использовать в качестве:

средство для письма (отметчик);

средство для метания;

2. Школьную деревянную линейку (кроме измерения линейных размеров)

Ответ: можно использовать в качестве:

спидометра (по величине изгиба от набегающего потока);

закладки для книг ;

плотномера (по величине его погружения);

На дно тарелки с водой положили половину картофелины, воткнули в неё три спички,
подожгли их и сразу же накрыли стаканом. Вся вода из тарелки тут же переместилась в
стакан.

Находящийся под стаканом кислород израсходуется на горение спичек, отчего образуется
вакуум, втягивающий воду из тарелки в стакан.

Человек, по-видимому, создан, чтобы мыслить:

в этом все его достоинство, вся его заслуга;

вся его обязанность в том, чтобы мыслить как

Метод фокальных объектов. (Слайд№3)

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. профессор Берлинского университета Э. Кунце, в 50-е г.г. метод доработал Ч. Вайтинг (США).

Суть метода в том, чтобы свойства случайных объектов перенести на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

От слова «фокус» (по аналогии с оптикой) – концентрация внимания на конкретном объекте. Сущность метода – перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит в фокусе переноса.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд№4)

1 . Выбор объекта и цели усовершенствования.

2. Выбор наугад 3-4 объектов.

3. Составление характерных признаков этих случайных объектов.

4.Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. (Слайд№5)

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Он не дает никакой гарантии, что у вас получится что-то дельное, но все, же он раскрепощает мышление и порой приводит к неожиданным комбинациям. Метод содействует развитию фантазии.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

1. Усовершенствуемый объект. (Слайд№6)

Часы «Командирские» — прекрасный, точный, надёжный механизм,
о тличительной чертой которого является не только современный дизайн, но и
обязательное наличие секундной стрелки, календаря, фосфоресцирующих меток,
позволяющи х опре д елять время в темноте .

Часы «Командирские» обладают противоударным, пылезащитным и
водонепроницаемым свойствами .

2 . Техническое задание. (Слайд№7) Чисто польский часовой за в од объявил конкурс на лучшую идею по
модернизации (улучшению) выпускаемой продукции . Предложенное решение
должно удовлетворять следующим требованиям : (Слайд№8)

воплощение идеи не должно при водить к принципиальному

изменению технологического процесса производства;

любое дополнение не должно приводить к существенному
повышению себестоимости пр о дукции;

модернизация изделия должна быть возможна без привлечения
дополнительных квалифицированных специалистов;

любое предложение должно сопровождаться техническими

комментариями по его внедрению:

3. Выбор случайных объектов с указанием их свойств (качеств) . (Слайд№9)

KO ШК A — пушистая,тёплая,мяукает,видит в темноте . ..
ЦВЕТОК — разн о цветный,распускается,фотосинтез . . .
БРИЛИАНТ — твёрдый.прозрачный,гранёный . . .

4 . Ассоциативный поиск возможных вариантов решения задачи. (Слайд№10)

Часы со стеклом, имеющим огранку.
Прозрачные часы.

5. Домашнее задание: Выбор окончательного варианта. (Слайд№11)

Источник

Оцените статью