Методика «Сравнение понятий»
Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.
Ход выполнения задания.
Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что эти части дня различны тем, что «утро» — начало дня, а «вечер» — его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.
1. Ботинок – карандаш
5. Ворона – воробей
7. Девочка – кукла
10. Золото – серебро
11. Картина — портрет
12. Корзина – сова
13. Корова – лошадь
14. Кошка – яблоко
15. Летчик – танкист
16. Лыжи – коньки
17. Маленькая – большая
18. Молоко – вода
19. Обман – ошибка
22. Очки – деньги
23. Поезд – самолет
25. Сани – телега
26. Сказка – песня
27. Стакан – петух
28. Трамвай – автобус
30. Яблоко — вишня
В списке имеются и «несравнимые понятия» (река — птица; стакан — петух; ботинок — карандаш; волк — луна; ветер — соль; очки — деньги; кошка — яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и «соскальзывание», что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения — есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.
Источник
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Методика «Сравнение понятий» (исследование процессов анализа и синтеза мышления) |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития | |||
Методика «Сравнение понятий» применяется для исследования процессов анализа и синтеза мышления. Широко использовалась в школе акад. В.М.Бехтерева.
Методика апробирована, пригодна для исследования детей и взрослых разного образовательного уровня. Она очень удобна при необходимости повторных исследований испытуемых для оценки изменчивости их состояния. Источник Кошка яблоко сравнение понятийМетодика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять. Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения. Процедура выполнения : ребенку предлагают определить главное различие между девочкой и куклой или установить, чем похожи мост и лодка, и т.д. В тех случаях, когда ребенок не может сам выявить существенные признаки различия или сходства, ему оказывается помощь, а затем предлагают для сравнения аналогичную пару понятий для определения возможности осуществления переноса и умения использовать помощь. Необходимо обращать внимание на то, удается ли ребенку дать сразу точный ответ или он идет поэтапным путем, интуитивно нащупывая правильный ответ, от несущественного к существенному, очень многословно и подробно. Инструкция: «Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они похожи. Старайся говорить как можно больше». | Для детей 10-12 лет | ||
---|---|---|---|
Слива-вишня 4 балла — если сразу дается обобщающее слово. 3 балла — если перечисляются отдельные признаки, а затем дается обобщающее слово. 2 балла — если перечисляются отдельные признаки. 1 балл — ребенок не выполняет задание. Для детей 12-16 лет Оборудование : Таблица парных понятий.
Маленькая девочка и большая кукла Птица и самолет Карлик и ребенок |
Анализ результатов выполнения :
4 балла — дети сразу дают обобщающее слово или перечисляют существенные признаки. Иногда требуют организующей помощи;
3 балла — дети идут поэтапным путем, от несущественного к существенному, но перенос на аналогичное задание осуществлять могут, т.е. оказанную помощь принимают и используют. При выполнении более сложных заданий нуждаются в помощи. Более трудным оказывается установление существенных признаков сходства;
2 балла — дети осуществляют сравнение по несущественным признакам; помощь экспериментатора принимают, но логического переноса не производят
Источник
Кошка яблоко сравнение понятий
Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.
Инструкция к тесту
Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Тестовый материал
- Утро – вечер.
- Яблоко – вишня.
- Корова – лошадь.
- Лев – собака.
- Летчик – танкист.
- Ворона – воробей.
- Лыжи- коньки.
- Молоко – вода.
- Трамвай – автобус.
- Золото – серебро.
- Река – озеро.
- Сани – телега.
- Велосипед – мотоцикл.
- Воробей – курица.
- Собака – кошка.
- Дуб – береза.
- Ворона – рыба.
- Сказка – песня.
- Лев – тигр.
- Картина – портрет.
- Поезд – самолет.
- Лошадь – всадник.
- Обман – ошибка.
- Кошка – яблоко.
- Ботинок – карандаш.
- Голод – жажда.
Оценка результатов теста
Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.
Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.
При выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходств или различий.
Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию, Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», -слова, у которых трудно найти общее.
У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.
Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.
Источник
Кошка яблоко сравнение понятий
Методика служит для выявления умения выделить существенные признаки различия или сходства, т.е. умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность, осмыслять.
Выделяя в предметах и явлениях признаки сходства и различия, ребенок обнаруживает способность к обобщению. Неумение выделять существенное в предметах и явлениях свидетельствует о слабости обобщения.
Процедура выполнения : ребенку предлагают определить главное различие между девочкой и куклой или установить, чем похожи мост и лодка, и т.д. В тех случаях, когда ребенок не может сам выявить существенные признаки различия или сходства, ему оказывается помощь, а затем предлагают для сравнения аналогичную пару понятий для определения возможности осуществления переноса и умения использовать помощь.
Необходимо обращать внимание на то, удается ли ребенку дать сразу точный ответ или он идет поэтапным путем, интуитивно нащупывая правильный ответ, от несущественного к существенному, очень многословно и подробно.
Инструкция: «Я назову тебе какие-нибудь два предмета, а ты попробуй сказать, что между ними общего, чем они похожи. Старайся говорить как можно больше».
4 балла — если сразу дается обобщающее слово.
3 балла — если перечисляются отдельные признаки, а затем дается обобщающее слово.
2 балла — если перечисляются отдельные признаки.
1 балл — ребенок не выполняет задание.
Для детей 12-16 лет
Оборудование : Таблица парных понятий.
Чем похожи | Чем отличаются |
Корова — лошадь |
Маленькая девочка и большая кукла
Птица и самолет
Карлик и ребенок
Анализ результатов выполнения :
4 балла — дети сразу дают обобщающее слово или перечисляют существенные признаки. Иногда требуют организующей помощи;
3 балла — дети идут поэтапным путем, от несущественного к существенному, но перенос на аналогичное задание осуществлять могут, т.е. оказанную помощь принимают и используют. При выполнении более сложных заданий нуждаются в помощи. Более трудным оказывается установление существенных признаков сходства;
2 балла — дети осуществляют сравнение по несущественным признакам; помощь экспериментатора принимают, но логического переноса не производят
Источник