Автор: О. Рогальская Год: 2002 Издательство: Композитор Страниц: 24 Формат: PDF Размер: 1,1 МВ Язык: русский
Яркие мелодичные образные песни — стержень любого музыкального занятия независимо от того, где оно проводится (детский сад, школа, музыкальная школа, хоровая студия). Поиск новых интересных песен — среди постоянных забот преподавателя. Но и известные песни не стоит исключать из репертуара — для детей они все равно новые. В сборнике предложены песни и для совсем маленьких («Ладушки-лады», «Волк и козлята»), и для детей постарше («Ой, бежит ручьём вода», «Снова птицы тут как тут!»). Возможность исполнения многих песен в игровой театрализованной форме поможет сделать уроки (вслед за песнями) яркими и увлекательными.
СОДЕРЖАНИЕ:
Ладушки-лады. Белорусская народная песня Волк и козлята. Эстонская народная песня Кузнец. Польская народная песня Ой, заинька, по сеничкам. Русская народная песня Веснянка. Украинская народная песня Маленькая рыбка. Чешская народная песня, Савка и Гришка. Белорусская народная песня Сел комарик на дубочек. Белорусская народная песня Птичий ужин. Литовская народная песня Плясовая. Венгерская народная песня Комарочек. Русская народная песня Кошку девочка бранила. Литовская народная песня. В гости я тебя зову. Белорусская народная песня Ой, бежит ручьём вода. Украинская народная песня Про кошку. Английская народная песня Петушок. Латышская народная песня Просим, просим! Эстонская народная песня Куда пропал мой щенок? Английская народная песня Шерсть ягняток. Французская народная песня Журавель. Украинская народная песня Снова птицы тут как тут! Немецкая народная песня
СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:
Источник
Кошку девочка бранила ноты
Смешные ответы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы
Когда-то давным-давно, когда по земле бродили… когда я только начинала работать в музыкальной школе, в одной тетради я увидела слово ТРЕМУЛА (вместо тремоло – это такой прием игры, когда быстро многократно чередуются звуки, интервалы или аккорды, это напоминает «дрожание»). С тех пор все смешные ответы на уроках и ошибки в контрольных я собираю под этой рубрикой.
ТРЕМУЛА – это яркий экзотический цветок. Он цветет «махровым цветом», собирая все новые и новые краски и образы. (Кстати, можно объявить конкурс на лучший рисунок ТРЕМУЛЫ, присылайте!)
Самые смешные ответы – «недослышки», по подсказке. Новую рубрику из трансформированных подсказок (или неудачных списываний из тетради соседа по парте) я назвала «ПЕНИЕ ЖАБЫ». (Ни за что не догадаетесь, что было оригиналом! Сдаетесь? «Пение жаворонка» Чайковского!)
Итак, поехали! Шутки в сторону!
А. Бородин. Опера «Князь Игорь»
— На пиру у Галицкого веселятся пьяные гости. Вбегает хор девушек. Галицкий выгоняет их. (Сама давится от смеха. Группа смеется тоже.)
— Восточные образы? Князь Колчак, Махно. (Хан Кончак)
— Скоморохи Скуларошка и Ерошка (Скула и Ерошка)
— Стоя на городской стене, Ярославна увидела, как вдали показались лошади. Впереди скакал князь Игорь.
Иоганн Себастьян Бах
— Иоганн Себастьянович Бах
— Бах писал свои инвенции для сына, поэтому они были маленькие.
— Токката и фуга не были созданы при жизни Баха. Остались только ноты.
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
— Действие оперы «Снегурочка» происходит на природе.
— Музыка пролога вводит нас в лес.
М. И. Глинка
— «Венецкая дочь» («Венецианская ночь»)
— Глинку отдали учиться в пансионат (пансион)
— «Арагонская охота» («Арагонская хота»)
—Вопрос в контрольной: «Какие произведения Глинки связаны с посещением Испании?»
Правильный ответ: «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота».
Ответ из контрольной:
— Опера «Руслан и Людмила» идет стихопеснями.
Определения терминов
— Речитатив – это мелодия, в которой можно услышать речь человека, пение птицы.
— Виды искусств: живопись, скульптура, архитектура, музыка, корабельное искусство.
— Когда Фарлаф увидел Наину, он так обрадовался, что начал заикаться.
— Фарлаф хвастается в форме рондо.
— Почему в арии Фарлафа использована форма рондо? Рондо – значит «круг», а Фарлаф круглый дурак и трус.
— Руслан увидел, что на поле много костей, и спрашивает у них: «О поле, поле…»
— «Дай, Петрун, булатный меч мне по руке»
— «Свадьба Фигуры» («Свадьба Фигаро»)
— Бетховен написал три симфонии: Третью, Пятую и Девятую.
— Композиторы «Могучей кучки»: Бах, Чайковский, Глинка и Балакирев.
— Глинка в детстве учил много языков и поэтому поехал за границу лечиться.
— Щека и Ерошка (Скула и Ерошка)
Сцена ссоры Ленского и Онегина
Из ответа: «Подошел Ленский к Онегину и в ухо дал. И сказал: «Если ты не отцепишься от Ольги, я тебя убью». А Онегин ответил: «Пошел, дурак, вон, я сам тебя убью», — и убил его на дуэли».
— «Ледовое побоище» — это картина битвы русских с фашистами.
Балет С. Прокофьева «Семен Глушко» («Семен К о т к о»)
Чайковский. «Сладкая береза» («Сладкая г р е з а»)
— Какая тема прозвучала?
— Тремула литавр. (Вступление к симфонии Ми-бемоль мажор Гайдна, т р е м о л о литавр)
Источник
Путь к музыке
Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано
HAШA PEKЛAMA: 500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB
ОГЛАВЛЕНИЕ
К тем, кто будет обучаться по нашей «Книжке с нотами». ГЛАВА ПЕРВАЯ Подготовься к игре на фортепиано: познакомься с инструментом и. со своими пальцами § 1. Вслушайся в звуки фортепиано 4 § 2. Вглядись в клавиатуру и поиграй в прятки — поищи черные клавиши 4 § 3. Посылаю приказы своим пальцам 4 § 4. Знакомлюсь с белыми клавишами 4 ГЛАВА ВТОРАЯ Шаги, которые слышны в музыке. И не только в ней! § 5. Играю в четыре руки и записываю шаги 5 § 6. «Медведь», или Совсем другие шаги 6 § 7. «На качелях», или Покачиваюсь на черных клавишах 6 § 8. «Ходит слон», или Слышны ли в стихотворении шаги 7 ГЛАВА ТРЕТЬЯ О звуках коротких и долгих, а также о тишине, которую надо слушать § 9. «Звонкая песенка», или О разных палочках и о перекладинке 8 § 10. «Раз, два — острова», или Первое занимательное упражнение 9 § 11. Как прочесть ритмический рисунок? ю § 12. «Калинка», или Читаю ритмический рисунок и аккомпанирую ю § 13. Я снова читаю ритмический рисунок, или Умеют ли пальцы говорить? 11 § 14. «Топи, топи, тошки», или Аккомпанирую белыми квинтами 13 § 15. «Сорока, сорока», или Я играю мелодию, а мне аккомпанируют 13 § 16. «У медведя во бору», или Подбираю мелодию и присочиняю аккомпанемент 14 § 17. «Маленькая Юлька», или Аккомпанирую короткими и долгими звуками, восьмыми и четвертями 14 § 18. Видна, но не слышна! А слушать надо. Кто она? 15 § 19. Пауза-неслышинка в стихотворении 16 § 20. «Гуси летят», или А где же здесь пауза? 17 § 21. Слушаю (!) паузу, или Играю танец 17 § 22. «Белка пела и плясала», или Пауза в моем аккомпанементе 18 § 23. «Во поле береза стояла», или Пою сам себе аккомпанирую черными квинтами и прислушиваюсь к паузам 19 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Несколько дополнительных занимательных упражнений § 24. «Радуга-дуга», рисую ее в воздухе 20 § 25. Моя рука скачет, как мячик! 20 § 26. Песенка-упражнение 20 § 27. «Старый краб», или Еще одно занимательное упражнение на столе 21 § 28. Упражнение «Кузнечик» 21 ГЛАВА ПЯТАЯ Почему на клавиатуре нельзя заблудиться? Почему звуки записываются на линейках? Много ли их нужно? § 29. На клавиатуре строгий порядок 21 § 30. Я записываю звуки 22 § 31. Чудеса из трех звуков на трех клавишах 23 § 32. «Кукушка дразнит Катеньку», или Читаю ноты и играю в три руки 25 § 33. Записываю три звука 25 § 34. Для чего понадобилось пять линеек, или Читаю ноты на нотном стане 26 § 35. Играю по нотам «Ладушки» 26 § 36. Подбираю, записываю и читаю по нотам 27 ГЛАВА ШЕСТАЯ Для волшебных ключа и ДО на добавочной линейке § 37. Три палочки-выручалочки 29 § 38. Читаю и играю по нотам 30 ГЛАВА СЕДЬМАЯ Вверх и вниз к черной клавише. Ищу-слушаю опору-тонику § 39. Поднимаюсь к черной клавише 32 § 40. «Я коза злющая», или О тонике и снова об аккомпанементе квинтами 32 § 41. «Пастушок мой милый», или Может ли быть в песне несколько тоник? 33 § 42. «Коза рогатая» 34 § 43. Играю в четыре руки польку 35 § 44. Что такое бемоль? 35 ГЛАВА ВОСЬМАЯ О тяжелых и легких шагах, о такте и о размере. В мире затактов § 45. Стишок и две песенки про заиньку, или Тактовая черта, зачем она? 36 § 46. «Ку-ка-ре-ку» и «Ку-ку», или Мир затактов 37 § 47. «Где ты был, мой баран?» или О «мелодических кубиках», а также о доминанте 38 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ О более долгой ноте (половинной) и более короткой паузе (восьмой) § 48. Чему может научить прибаутка? 39 § 49. Вслушиваюсь в половинную ноту и присочиняю аккомпанемент 40 § 50. Две пьесы и в обеих — половинные паузы 41 § 51. «Разговор с утенком», или Короткая пауза 42 § 52. «В траве сидел кузнечик» (ансамбль), или Аккомпанирую, слежу за короткой паузой, перебрасываю левую руку через правую 42 § 53. «Мы делили апельсин» (ансамбль), или Внимание! «Трудная» пауза! 43 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ О лиге, об отрывистых и протяжных звуках, об ударениях § 54. Лига. О чем она говорит? 44 § 55. «Песня про Дрёму». Знак повторения 45 § 56. Лиги в аккомпанементе. Играю аккомпанемент тихо, пиано 46 § 57. «Мама, мама, мамочка», или Лиги в мелодии 47 § 58. Игрушечный краковяк 47 § 59. «Как по морю, морю синему», или Маленькие лиги в мелодии 48 ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Для чего один волшебный ключ уступает место другому? § 60. Обе руки играют в басовом ключе 48 § 61. Обе руки играют в скрипичном ключе 50 ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Мажор или минор. Что это значит? § 62. Сказка о Третьей Ступеньке, хозяйке света и тени 52 § 63. Веселая песенка «Путешествие вокруг горы» 54 § 64. «Кисонька» 55 § 65. Будто играю на кантеле, или Снова минор — мажор 56 § 66. «Маленькие негритята», или Я играю только на черных клавишах 56 ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Одна сильная! А сколько слабых? § 67. Шуточная песня, очень похожая на вальс 57 § 68. «Песня возчика», или Сколько шагов-четвертей в каждом такте 58 § 69. «Дуда-веселуха» и «Я тетерку пасу», или И похоже, и непохоже! 59 § 70. О трех больших шагах и трех маленьких шажках во ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ О разных созвучиях. Вслушайся в них! Почувствуй их в руке! Вглядись в их запись! § 71. Сказка с вопросами и ответами, упражнениями и паузами 61 § 72. Маленький танец для трех труб 64 § 73. Играю Маленькую польку 65 § 74. «Лили, лили, мой малыш» (литовская колыбельная), или Пою и аккомпанирую себе разными созвучиями 66 § 75. «Кошку девочка бранила» (этюд-песенка), или Снова в аккомпанементе созвучия 66 § 76. Армянская песня-танец 67 § 77. Можно ли на фортепиано изобразить курочку? 68 § 78. Досочиняю песню! 69 § 79. Я задаю темп в танце 69 ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Лесенка звуков — клавиша за клавишей, ступенька за ступенькой § 80. Я играю длинные звукоряды — гаммы, или Зачем диезы и бемоли стоят при ключе? 71 ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ О самой обыкновенной точке. Что это? Знак стаккато? Не только! § 81. «Жук и мушка» 72 § 82. Колыбельная синичке 74 § 83. «Спят усталые игрушки» 75 § 84. «Березка» 76 i § 85. Французская народная песня 77 § 86. Танец, или Играю джазовую мелодию 78 § 87. «Как. у дедушки Петра» 79 § 88. Венгерская народная песня 80 § 89. «Шарманщик» 80 § 90. «У ворот сосна раскачалася», или Как сочиняют народную песню 81 § 91. «Заплетися, плетень, заплетися», или Досочиняю песню 83 ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ Одни спрашивают, другие отвечают § 92. Грузинская песня 83 § 93. Слушаю протяжные звуки 84 § 94. «Ау», или Досочиняю второй голос! 85 § 95. Один голос подражает другому 86 § 96. «Спи, усни», или Один голос вторит другому 87 ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ Шестнадцатые? Что это значит? § 97. Большой барабан разговаривает с маленькими барабанчиками 88 § 98. «Зеленейся, зеленейся», или Внимание: шестнадцатые! 89 § 99. Стучу в дверь, аккомпанирую и пою, или «Песенка серого волка» 89 § 100. «Веселый хоровод», или И песенка и упражнение 91 § 101. Мальчики поют и маршируют 91 § 102. Колыбельная, или Аккомпанирую пению 92 § 103. Старинная французская песня 93 ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ Танцы и марш, рассказ и музыкальные картинки § 104. Танец, где с притопами, а где и без них 94 § 105. Игрушечный м,арш, или Играем попеременно — я и учитель 95 § 106. Снова о «мелодических кубиках», а также и о квинтах 96 § 107. «ёжик». Слышно ли в музыке, что он колючий? 96 § 108. Танец-шутка, или Скучная мелодия становится веселой и занимательной 97 § 109. «Заяц с Медведем на базар идут» 99 § 110. Маленький танец с поклонами юо § 111. «Шутка» юо § 112. Трепак 101 § 113. Менуэт 102 ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ Пусть мои пальцы и руки станут ловкими и подвижными! § 114. Этюд со множеством превращений юз § 115. Снова превращаю песенку в этюды-танцы 105 § 116. Этюд «Прыгающие лягушки», или Прыгающие доминантовые звуки 106 § 117. А какие превращения внести в этот этюд? 107 § 118. Этюд «Завиток» 107 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Голоса беседуют друг с другом, перекликаются, звучат вместе и попеременно § 119. Вопросы и ответы, или Солист и хор из четырех голосов 108 § 120. Далеко в ночной тиши разносится песня 109 § 121. Перекличка, или Одни голоса спрашивают, другие отвечают по § 122. «Не кукуй, кукушечка», или Вслушиваюсь в два голоса песни ill § 123. «Репка, репонька», или Песенка с отыгрышами 112 § 124. «Ходит сон у окон» 113 § 125. В характере эстонской народной песни 114 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ Снова играю мари1и, танцы и маленькие картинки § 126. Маленький старинный немецкий марш 115 § 127. Чешский танец пб § 128. Бурре § 129. «Лягушка», или В стране квакающих секунд П8 § 130. Марш и песенка матросов 119 § 131. «Дождик, дождик кап да кап», или Детская песенка с одной вариацией 120 § 132. Куранта (старинный танец) 121 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ Играю и сочиняю этюды § 133. Как из аккордов сочинить разные этюды? 122 § 134. Два этюда под названием «Отвинчиваем и завинчиваем» 123 § 135. Из руки в руку (этюд) 124 § 136. «Мячик», или Этюд в мажоре и миноре 125 § 137. Этюд-песня, или Учусь подменять один палец другим 126 § 138. Этюд-картинка «Мышка» 126 § 139. Одна рука важно вышагивает, а другая прыгает 127 § 140. Частушка (этюд) 128 § 141. Этюд с одним превращением 129 § 142. Этюд с украшениями 130 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Учусь «петь» на фортепиано. Пою песни и аккомпанирую § 143. «Я так устал», или Слышны ли в мелодии слова? 131 § 144. «Слон», или Играю и пою колыбельную 132 § 145. «Вставайте, люди русские» 133 § 146. Насвистываю веселую песенку, или Подбираю сразу двумя руками 135 § 147. Колыбельная, но на этот раз зверям, птицам и даже. стрекозе и муравью 136 § 148. Придумываю к песне разный аккомпанемент 137 § 149. «Печальная», или Одна левая рука и мелодию ведет и аккомпанирует 138 § 150. «Есть часы во всех домах» 138 § 151. «Мне грустно. Отчего бы?» 139 § 152. Старинная французская песня 140 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ Новые фортепианные краски § 153. «Горн и эхо в горах», или Фортепианные отзвуки 142 § 154. Песня-этюд, или Нахожу новые звуковые краски 142 § 155. «Идет бычок, качается. » 143 § 156. «Звоны», или Я играю с педалью 144 § 157. Тихо падает капля за каплей 144 ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ Играю большие пьесы § 158. Песенка маленьких часиков 145 § 159. Контрданс 146 § 160. Тамбурин (отрывок) 147 § 161. Чиполлино поет печальную песню 148 § 162. Менуэт 150 § 163. Полька (отрывок) 151 § 164. Рондо 152 § 165. Тема с вариациями и заключением 154 § 166. «Наш край» 156 Объяснительная записка к «Книжке с нотами» (для педагогов) 158 Разъяснения к отдельным главам 162
Основная задача, которую поставили перед собой авторы — профессор Л. А. Баренбойм и педагог М. Н. Перунова, — пробудить в ребенке музыканта-художника, развить способности и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней. Богатый репертуар издания состоит из одноголосных мелодий, мелодий с аккомпанементом, двухголосных пьес, этюдов и упражнений, пьес и четырехручных ансамблей композиторов-классиков, советских и современных зарубежных композиторов. Много в книжке народных и популярных детских песенок. К ним приводится стихотворный текст. ¦-В заключительном разделе пособия для педагогов даны методические указания, теоретическая основа которых разработана в исследовании Л. А. Баренбойма «Путь f к музицированию» (Л., «Сов. композитор», 1979).
К ТЕМ, КТО БУДЕТ ОБУЧАТЬСЯ ПО НАШЕЙ «КНИЖКЕ С НОТАМИ» Сегодня важный день в твоей жизни: ты начинаешь обучаться музыке и игре на фортепиано. Но музыка уже вошла в твою жизнь. Тебе пели колыбельную песенку? Тебе случалось танцевать польку или вальс, шагать под музыку? Приходилось петь песни в детском саду или дома? Доводилось слушать пионерский горн и барабанную дробь или музыку к сказке в радио- или телепередачах? Конечно! Значит, с музыкой ты встречался давным-давно, ты ее слушал, ты ее пел, ты двигался под ее звуки. Теперь наша книжка откроет тебе дверь в разнообразный мир музыки, который еще вчера не был тебе знаком. Наша книжка научит тебя: — исполнять на фортепиано разные музыкальные пьесы — песни, танцы, марши, музыкальные картинки и музыкальные шутки; — управлять своими руками и пальцами, и они станут умными и сильными, быстрыми и ловкими; — петь и сопровождать свое пение игрой на фортепиано. Обучать тебя будет учитель. А наша книжка напомнит тебе о том, о чем расскажет учитель, поможет приготовить домашние задания.Если умеешь читать, то сможешь прочесть то, что сказано в книжке. Если еще не обучился грамоте, тебе прочтет то, что мы написали, кто-нибудь из взрослых! Итак, за дело! Желаем тебе работать с увлечением и добиться успехов!
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПОДГОТОВЬСЯ К ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: ПОЗНАКОМЬСЯ С ИНСТРУМЕНТОМ И. СО СВОИМИ ПАЛЬЦАМИ
§ 1. ВСЛУШАЙСЯ В ЗВУКИ ФОРТЕПИАНО Встань перед фортепиано. Нажми какую-нибудь клавишу в правой стороне инструмента. Ты услышишь светлый и тонкий звук. Попробуй нажать какие-нибудь соседние клавиши. Звук будет другой, но такой же светлый, такой же тонкий. Он прозвучал и быстро исчез. А если нажать клавишу в левой части инструмента? Звук станет темным и густым. Вслушайся в него: он медленно-медленно затухает. И вот он уже исчез, наступила тишина. И ее надо послушать. 1 Извлеки теперь какой-нибудь звук в середине инструмента. Какой он? Вслушайся! Сравни со звуками в правой и левой сторонах фортепиано! Не правда ли, когда нажимаешь одну за другой клавиши, идя вправо по клавиатуре, звуки становятся все светлее и светлее, все тоньше и тоньше, все выше и выше? Проверь! И напротив, когда, нажимая клавиши, идешь влево по клавиатуре, звуки становятся все темнее и темнее, все толще и толще, все ниже и ниже. Извлеки самый низкий звук на фортепиано! А затем — самый высокий! Загляни внутрь, в механику инструмента. Попроси кого-нибудь нажимать клавиши, белые и черные. Внутри пианино или рояля (и тот и другой инструмент называется фортепиано) поднимется со своего места маленький деревянный молоточек, обитый мягким войлоком, дотронется до стальных струн, и. произойдет чудо: фортепиано заговорит, подаст голос. Раздастся фортепианный звук.
§ 2. ВГЛЯДИСЬ В КЛАВИАТУРУ И ПОИГРАИ В ПРЯТКИ — ПОИЩИ ЧЕРНЫЕ КЛАВИШИ Сядь за фортепиано так, чтобы тебе было удобно. Ноги поставь на скамеечку. Внимательно-внимательно посмотри на белые и черные клавиши — на клавиатуру. Посмотрел? Теперь закрой глаза и представь себе клавиатуру. Какими группами расположены черные клавиши? Сколько клавиш в каждой группе? Найди ощупью маленькие и большие группы черных клавиш. Поглаживая их ладошкой и пальцами, сосчитай, сколько тех и других на клавиатуре.
§ 3. ПОСЫЛАЮ ПРИКАЗЫ СВОИМ ПАЛЬЦАМ Названия пальцев ты знаешь: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. А теперь каждый палец получит еще и свой номер, и его можно будет записать цифрой. Пронумеровать их нетрудно. Посмотри на рисунок: На рисунке каждой руки проставлены номера только двух пальцев. А как пронумеровать другие? Положи руки на стол или крышку фортепиано и слегка согни пальцы. Закрой глаза и отдавай пальцам команды. Например: — Приказываю приподняться 3-му пальцу правой руки! — Приказываю приподняться 3-му пальцу левой! — Приказываю приподняться 2-му пальцу правой руки и 3-му левой! После каждого приказа приоткрой глаза и проверь, выполнили ли твое повеление пальцы.
§ 4. ЗНАКОМЛЮСЬ С БЕЛЫМИ КЛАВИШАМИ Положи пальцы правой и левой руки на клавиши так, как показано на рисунке: Пусть твои пальцы своими кончиками, своими подушечками погладят белые и черные клавиши — все вместе и каждую по отдельности. Какой палец правой руки лежит на белой клавише между двумя черными? А какой палец левой? Погладь подушечками пальцев эти клавиши. Потом извлеки звук и послушай его. Клавиша, которая была нажата, называется РЕ. На фортепиано много звуков-клавиш РЕ. Сколько? Найди все клавиши РЕ и сравни их звук: похоже или не похоже они звучат?