Котёнок Господа Бога : Рождественские истории: Сборник / Людмила Петрушевская. — М.: Астрель. 2012. — 412 с.
Имеются экземпляры в библиотеках: ЦРБ, 01, 02, 03, 04, 05, 06, 13, ЦДБ, 08, 10, 11, 12.
Людмила Петрушевская – российский прозаик, поэтесса, драматург. Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. Первые публикации появились в 1972 году. Затем Л.С. Петрушевская стала писать пьесы для профессионального театра.
Произведения Л.С. Петрушевской – энциклопедия женской жизни от юности до старости. Автор – лауреат многочисленных премий. За лучший сборник рассказов, опубликованный в 2009 году, Людмила Стефановна получила Всемирную премию фэнтези (WFA).
«Котёнок господа Бога» – сборник сказок для взрослых. Каждая сказка – история любви: принцы и принцессы, волшебники, лётчики, простые мальчики, девочки и их родители – герои рождественских историй.
Сказки в сборнике разделены: Нынешние, Прежние и Настоящие. Завершает раздел «настоящих» сказок «Котёнок Господа бога». Это история пожилой женщины, которая заскучала и собралась на тот свет. Но в жизни произошли перемены, и ей захотелось пожить ещё. «Вот наша жизнь нужна – вот мы и живём». Надо просто верить в чудо!
Рекомендую эту книгу тем, кто любит философские сказки.
Булгакова Т.Ю., ведущий библиотекарь детской библиотеки № 10
Источник
Урок литературы по теме «Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»: сказка или рассказ?»5-й класс
Разделы: Литература
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Цели:
обучающая – совершенствование навыков филологического анализа прозаического произведения, особое внимание уделяя жанровому своеобразию произведения.
развивающая – развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;
воспитательная – выявление нравственно-этической проблемы, поднятой в рассказе, и моделирование ее решения; формирование гуманистического мировоззрения.
1. Слово учителя.
В начале нашего урока я прочту вам отрывок из интервью с Л.Петрушевской, публикованного в “Литературной газете” в марте 2000 года:
“О мой читатель, повторяла я, я еще в самом начале своей литературной деятельности знала, что он будет самым умным. Самым тонким и чувствительным. Он поймет меня и там, где я скрою свои чувства, где я буду безжалостна к своим несчастливым героям. Где я надену маску рассказчицы из толпы. Где я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов и остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами. Я спрячу ирреальное в груде осколков реальности”.
Да, только умный, тонкий и чувствительный читатель способен понять и принять мир загадочных, странных, мистических историй, созданных нашей современницей Л.Петрушевской. Постараемся соответствовать этим высоким требованиям.
Дома вы прочитали рассказ “Котенок Господа Бога”, представили то, как может выглядеть котенок Господа Бога, и нарисовали его портрет. И еще я попросила вас подумать, может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим. Это и поможет нам ответить на вопрос о жанровом своеобразии произведения.
Некоторые авторы заранее сообщают читателю жанр произведения. Например, А.С.Пушкин частенько указывал жанр, так читатель, беря в руки “Евгения Онегина”, знал, что ему предстоит познакомиться с романом в стихах, а в следующий раз читатель погружался в мир “Повестей Белкина”. А вот Л. Петрушевская не спешит помочь читателю, скорее наоборот. Так “Котенок Господа Бога” входит в цикл “Сказки”, а вместе с тем автор включает его в сборник рассказов, правда, из иной реальности. Поэтому встает закономерный вопрос: “Котенок Господа Бога” – это сказка или рассказ?
На доске написаны два определения:
Сказка (литературная) – эпический жанр, формирующий на основе фантастической условности мифологический художественный мир для создания необычных ситуаций, в которых вынужден действовать герой. Подразделяются на философские, дидактические (воспитательные) и сатирические.
Рассказ (новелла) – литературный эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
В течение урока нам предстоит решить сложную задачу – анализируя произведение, определить его жанр.
2. Попробуем решить дилемму: сказка или рассказ. А начнем с самого начала – с заглавия.
— Скажите, пожалуйста, какие чувства, образы, мысли, ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово котенок? А меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем котенок Господа Бога? Попытайтесь сформулировать, что?
Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. Именно таким и пытались ребята его нарисовать.
— А теперь найдите портрет котенка в произведении?
“Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый”. Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что котенок потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы котенок? Сколько на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это котенок Господа Бога…
— Что же связывает этого котенка с Богом?
Оказывается, что “котенка снарядил на белый свет Сам Господь”, но в этом нет ничего удивительно, ведь “Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет”. Значит, образ котенка символичен: это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком, образом и подобием Божьим.
Так очень часто бывает в сказках. Для того чтобы герой стал счастливым, он должен это заслужить, пройдя через тяжелые испытания, преодолев все преграды и победив в первую очередь самого себя. Но ведь и в жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью самосовершенствоваться. Возможно, в определении жанра нам помогут герои данного произведения.
3. Охарактеризуем особенности системы образов произведения.
— Назовите героев этого произведения? Как вам кажется, кто является главным героем?
Произведение начинается фразой, напоминающий традиционный сказочный зачин:
“Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать…”. Порядок слов в предложении, ряды однородных членов, замедляющие темп речи, интонация перечисления настраивают читателя на особый, характерный для сказок лад. Вместе с тем речь идет о реальном и, к сожалению, весьма распространенном в наши дни случае, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.
— Перечитайте строки, где рассказывается о том, как бабушка приготовилась к смерти. Обратите внимание на лексику.
Бабушка “приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах”. Рассказчик использует лексику свойственную пожилой деревенской женщине (просторечия, разговорный стиль, устойчивые лексические выражения), то есть так могла бы рассказать сама бабушка. И картина создается нереальная, но именно так идеальная, “правильная” смерть представляется в народном сознании.
— Меняется ли манера повествования, когда речь заходит о семье мальчика? Каким образом меняется?
“У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст”. Сочетание слов бабушка и функционировала является оксюмороном, т.к. не принято употреблять слово функционировать в отношении одушевленного предмета, тем более применительно к жизни человека. Но Петрушевской удается найти очень выразительное, емкое слово. Эта бабушка очень практична. Мы буквально слышим ее слова, объясняющие, почему внуку не разрешается ничего рвать в огороде. Эта бабушка, конечно, лучше внука знает, что ему надо и как все должно быть. Постоянно повторяющееся указательное местоимение эта несет негативную смысловую нагрузку в данном контексте, к тому же подчеркивается разное мировосприятие двух бабушек, их образы противопоставлены.
— Что же мы узнаем о самом мальчике?
Автор для характеристики мальчика использует только один эпитет – выгнанный внук.
— Что чувствует мальчик, когда гуляет по деревне? Почему появляется котенок?
Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга. Казалось бы, все замечательно, но в повествовании появляются еще два героя – ангел и бес, которые день и ночь ведут борьбу за душу мальчика.
— Что олицетворяет образ ангела?
То доброе, что есть в каждом из нас, поэтому ангел рисует волшебные картины в воображении мальчика. Не зря его называют ангелом-хранителем, т.к. он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за подопечного.
— Как бес относится к мальчику?
Толкает его под локоть, предлагает, навязывает мальчику свое мнение, постоянно его провоцирует на дурные поступки, а когда настает время отвечать, то бросает его одного.
— К каким советам беса мальчик прислушался, а к каким нет? Как вы думаете, почему?
В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, слаб духом, ему трудно устоять перед соблазном, добрый поступок требует усилий: трудно устоять перед алеющей малиной.
— Кто бы мог помочь мальчику не совершить дурной поступок? Кто, кроме ангела, мог бы уберечь?
Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка … его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, … все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога, поэтому они не заслуживают любви мальчика. Это их наказание.
— Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?
Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам. Советы ангела и искушения беса представляют собой внутренний монолог, который постоянно идет внутри каждого из нас.
— Где же котенок нашел приют? И какое волшебство при этом совершилось?
Бабушка, собравшаяся умирать, поделилась черным хлебом с котенком и оставила его спать в ногах. Тут же приехал сын с семьей.
— Как автор объясняет, почему бабушка осталась жить?
“Вот наша жизнь нужна – вот мы и живем”. У бабушки появился объект для заботы, а вместе с семьей и смысл жизни. Для Л. Петрушевской дружная, любящая семья – главное для человека. Только в такой семье человек может быть счастлив. Бабушка от своего сына и внука не отказывалась. Она и умирать собиралась, только по тому, что была не нужна сыну.
– В чем смысл финала рассказа?
Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: “получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку”. Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.
— Как автор оценивает происходящее? Какие средства использует для этого?
В рассказе присутствует и оценочная лексика, и проповедь, и противопоставления героев, их поступков. Вводится образ-символ, который является своеобразным мерилом, нравственности, гуманности.
4. Давайте попробуем определить жанр произведения.
— Посмотрите еще раз на определения сказки и рассказа? В чем их основное отличие?
Художественный мир сказки строится на основе фантастической условности, а в основе рассказа лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
— А теперь вернемся к вопросу, заданному на дом: может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим.
В основе произведения – реальное событие, один день из жизни героев – обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет.
— Почему же рассказ включен в цикл “Сказки”? Какие сказочные элементы в нем присутствуют?
В рассказе присутствуют такие элементы, как зачин, концовка, весьма напоминающие сказочные, ирреальные герои: ангел и бес, чудесное совпадение (бабушка приласкала котенка, тут же появляется сын с семьей). Но это только своеобразная маскировка, которая позволяет от бытовых подробностей перейти к осмыслению общечеловеческих проблем, то есть оторваться от быта и подняться до бытия.
5. Итог урока.
Мы решили проблему, ставшую темой нашего урока. “Котенок Господа Бога” – это рассказ, в котором присутствуют сказочные элементы. Прибегая к жанровой стилизации, Петрушевская добивается того, что у произведения появляется новый, бытийный уровень осмысления окружающей действительности.
К тому же усовершенствовали свои умения анализировать прозаическое произведение. А главное – извлекли нравственный урок: надо очень трепетно относится к любому живому существу, ведь каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.
Источник
Котенок Господа Бога — Петрушевская Людмила Стефановна
Котенок Господа Бога — Петрушевская Людмила Стефановна краткое содержание
Книга Людмилы Петрушевской «Котенок Господа Бога» – это рождественские сказки для взрослых детей, и в каждой из них есть история любви. Причем любви не только простых принцесс к случайным знакомым, но и любви летчиков, ничьих невест и заблудившихся поклонников, любви бедных безвестных принцев к простым десятиклассницам, любви волшебных кукол, котят и улыбающихся лошадей… Любви маленьких мальчиков и взрослых девочек к своим непутевым мамам – и обратной горячей любви.
Котенок Господа Бога читать онлайн бесплатно
Людмила Стефановна Петрушевская
Котенок Господа Бога
Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет.
Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды у кровати, положила кусок хлеба под подушку, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах.
А в эту деревню приехал мальчик с мамой.
У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст.
Гулял этот выгнанный внук по деревне и заметил котенка, маленького, головастого и пузатого, серого и пушистого.
Котенок приблудился к ребенку, стал тереться о его сандалики, навевая на мальчика сладкие мечты: как можно будет кормить котеночка, спать с ним, играть.
И мальчиков ангел-хранитель радовался, стоя за его правым плечом, потому что всем известно, что котенка снарядил на белый свет сам Господь, как он всех нас снаряжает, своих детей.
И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить.
И каждое живое творение — это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.
Так вот, мальчик схватил котенка на руки и стал его гладить и осторожно прижимать к себе.
А за левым локтем его стоял бес, которого тоже очень заинтересовал котенок и масса возможностей, связанных с этим именно котенком.
Ангел-хранитель забеспокоился и стал рисовать волшебные картины: вот котик спит на подушке мальчика, вот играет бумажкой, вот идет гулять, как собачка, у ноги.
А бес толкнул мальчика под левый локоть и предложил: хорошо бы привязать котенку на хвост консервную банку! Хорошо бы бросить его в пруд и смотреть, умирая со смеху, как он будет стараться выплыть! Эти выпученные глаза!
И много других разных предложений внес бес в горячую голову выгнанного мальчика, пока тот шел с котенком на руках домой.
А дома бабка тут же его выругала, зачем он несет блохастого в кухню, тут в избе свой кот сидит, а мальчик возразил, что он увезет его с собой в город, но тут мать вступила в разговор, и все было кончено, котенка велено было унести откуда взял и бросить там за забор.
Мальчик шел с котенком и бросал его за все заборы, а котенок весело выпрыгивал навстречу ему через несколько шагов и опять скакал и играл с ним.
Так мальчик дошел до заборчика той бабушки, которая собралась умирать с запасом воды, и опять котенок был брошен, но тут он сразу же исчез.
И опять бес толкнул мальчика под локоть и указал ему на чужой хороший сад, где висела спелая малина и черная смородина, где золотился крыжовник.
Бес напомнил мальчику, что бабка здешняя болеет, о том знала вся деревня, бабка уже плохая, и бес сказал мальчику, что никто не помешает ему наесться малины и огурцов.
Ангел же хранитель стал уговаривать мальчишку не делать этого, но малина так алела в лучах заходящего солнца!
Ангел-хранитель плакал, что воровство не доведет до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки как свиней, и что человеку-то стыдно брать чужое — но все было напрасно!
Тогда ангел-хранитель стал напоследок нагонять на мальчишку страх, что бабка увидит из окна.
Но бес уже открывал калитку сада со словами «увидит, да не выйдет» и смеялся над ангелом.
А бабка, лежа в кровати, вдруг заметила котенка, который влез к ней в форточку, прыгнул на кровать и включил свой моторчик, умащиваясь в бабушкиных замерзших ногах.
Бабка была ему рада, ее собственная кошка отравилась, видимо, крысиным ядом у соседей на помойке.
Котенок помурчал, потерся головой о ноги бабушки, получил от нее кусочек черного хлеба, съел и тут же заснул.
А мы уже говорили о том, что котенок был не простой, а был он котенком Господа Бога, и волшебство произошло в тот же момент, тут же постучались в окно, и в избу вошел старухин сын с женой и ребенком, увешанный рюкзаками и сумками: получив материно письмо, которое пришло с большим опозданием, он не стал отвечать, не надеясь больше на почту, а потребовал отпуск, прихватил семью и двинул в путешествие по маршруту автобус — вокзал — поезд — автобус автобус — час пешком через две речки, лесом да полем, и наконец прибыл.
Жена его, засучив рукава, стала разбирать сумки с припасами, готовить ужин, сам он, взявши молоток, двинулся ремонтировать калитку, сын их поцеловал бабушку в носик, взял на руки котенка и пошел в сад по малину, где и встретился с посторонним пацаном, и вот тут ангел-хранитель вора схватился за голову, а бес отступил, болтая языком и нагло улыбаясь, так же вел себя и несчастный воришка.
Мальчик-хозяин заботливо посадил котенка на опрокинутое ведро, а сам дал похитителю по шее, и тот помчался быстрее ветра к калитке, которую как раз начал ремонтировать бабкин сын, заслонив все пространство спиной.
Бес ушмыгнул сквозь плетень, ангел закрылся рукавом и заплакал, а вот котенок горячо вступился за ребенка, да и ангел помог сочинить, что-де вот полез мальчик не в малину, а за своим котенком, который-де сбежал. Или это бес сочинил, стоя за плетнем и болтая языком, мальчик не понял.
Короче, мальчика отпустили, а котенка ему взрослый не дал, велел приходить с родителями.
Что касается бабушки, то ее еще оставила судьба пожить: уже вечером она встала встретить скотину, а наутро сварила варенье, беспокоясь, что все съедят и нечего будет сыночку дать в город, а в полдень постригла овцу да барана, чтобы успеть связать всей семье варежки и носочки.
Вот наша жизнь нужна — вот мы и живем.
А мальчик, оставшись без котенка и без малины, ходил мрачный, но тем же вечером получил от своей бабки миску клубники с молочком неизвестно за что, и мама почитала ему на ночь сказку, и ангел-хранитель был безмерно рад и устроился у спящего в головах, как у всех шестилетних детей.