Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»
Вступительное слово
Людмила Стефановна Петрушевская — драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.
Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 году, когда писательнице было уже 50 лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене. Затем Петрушевской были запрещены вплоть до второй половины 80-х годов. Не смотря на запрещение, Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х годов. Также по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов, том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.
Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «Студию ручного труда».
Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.
В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.
Людмила Стефановна Петрушевская http://thankyou.ru/lib/genre_fiction/petrushevsk
Система вопросов
1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?
Прочитав данное произведение, начинаешь задумываться о пользе добра и сострадания к окружающим.
2. Менялось ли ваше отношение в процессе чтения к героям рассказа? Почему?
Да, менялось. В начале рассказа мама и бабушка мальчика мне были не симпатичны: они не любили своего внука, запрещали ему рвать ягоды из сада, не разрешили оставить маленького котёнка, но в конце произведения я стала уважать семью мальчика, ведь они поменяли своё отношение к ребёнку: «бабушка даёт ему миску клубники с молочком, а мама читает ему на ночь сказку».
3. Какой фразой начинается произведение? Здесь речь идёт о реальном или о сказочном событии?
«Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын её всё не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах».
Здесь говорится о реальном случае в наши дни, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.
4. Как вы думаете, является ли «котёнок» в данном произведении образом-символом или же нет? Аргументируйте свой ответ.
Да, безусловно, образ котёнка символичен, это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком, и подобием Божьим.
5. Что олицетворяет образ ангела?
То доброе, что есть в каждом из нас. Не зря его называют ангелом-хранителем, так как он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за своего подопечного.
Например, когда котёнок приблудился к мальчику и стал тереться о его сандалики, ангел-хранитель стал рисовать «волшебны картины в воображении ребёнка»: «Вот котик спит на подушке у мальчика, вот играет с бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги…» А когда мальчишка хотел полакомиться малиной из чужого сада, то «ангел-хранитель заплакал и сказал, что воровство не доведёт до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки…»
6. Кто, по вашему мнению, виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?
Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек делает выбор сам. Мальчик еще маленький и многого не понимает. Виноваты взрослые: они заняты своим делом, им совсем не до мальчика: «Бабка его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню», а как только мать вступила в разговор,…всё было кончено» и чтобы он им не мешал, выгнали его на улицу, их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить необдуманные поступки.
7. Какие качества человека для автора данного рассказа являются главными? Почему?
Человеческая доброта, сострадание, отзывчивость являются главными душевными качествами человека. Автор показывает, что добро добром возвращается к человеку, а зло будет наказано. Например, бабушка приютила котёнка, и Бог наградил её за милосердие: она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил беззащитное животное, залез в чужой сад и был выгнан оттуда хозяином.
8. Кто ещё из писателей русской классики обращался к теме доброты и сострадания?
К данной теме обращался А. И. Солженицын в своем рассказе «Матрёнин двор». Матрёна Васильевна была настоящей русской женщиной с широкой душой. Она могла всё лучшее отдать близким, работать, только чтобы им было хорошо. Словом, она жила не для себя, а для родных, которые этого не ценили.
В рассказе «Кусака» Л. Н. Андреев раскрывает тему доброты и сострадания. Данная тема раскрывается через образ Кусаки, через изменившиеся условия ее жизни с приездом дачников, через отношение людей к бездомному существу. Часто люди обижают беззащитных животных. Например, один мужик пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, этот человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога». Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, которая осталась одна на даче. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задуматься о последствиях своих поступков, учит человечности, милосердному отношению к окружающим.
Рецензент: Григорьева Вера, ФЛ-РЛБ-51.
Источник
урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
урок внеклассного чтения в 5 классе «Твори добро на всей Земле»по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога» с внедрением национально-регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_tvori_dobro1. doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»).
обучающая — совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;
воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.
Технология: компьютер, проектор.
Тип урока: Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ Форма урока: Урок анализа художественного произведения.
Сострадание к животным так тесно связано с добротой
характера, что можно с уверенностью утверждать, что
не может быть добрым тот, кто жесток с животными
- Вступительное слово учителя.
(Звучит тихая мелодия. Ф. Шопен. Ноктюрн (Ми-бемоль мажор))
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Татьяны Мухаметшиной:
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши…
…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!
Тема нашего урока так и звучит: «Твори добро на всей Земле». Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока.(Слайд)
-Запись даты и темы урока.
Сегодня мы будем говорить о важнейших человеческих ценностях: уважении, любви, милосердии; о сложности нравственного выбора, о вечной борьбе между добром и злом.
А разобраться в этих сложных вопросах нам поможет чтение и анализ рассказа Л.С.Петрушевской «Котенок Господа Бога».
2. Работа с основным материалом урока. Беседа по содержанию.
Но сначала послушайте одну старую индейскую притчу.(Слайд)
— Что такое «притча»?
-Записываем определение слова «притча- краткий иносказательный поучительный рассказ»
Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
— Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
— Как вы поняли основную мысль этой притчи? ( Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. )
— Записываем основную мысль притчи – «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло — станет злым, будет нести людям добро – добрым». Об этом говорит поэт Алим Кешоков:
Во всём сосуществует два начала
В душе у нас – добро и зло.
Старайся, чтоб добро не усыхало,
Старайся, чтобы зло не набухало
И властвовать над тобою не могло.
Эта мысль является главной и в рассказе Л. Петрушевской «Котенок Господа Бога».
— Давайте вспомним, о чем этот рассказ?
— Выступление ученика (рассказывает коротко содержание рассказа).
— В этом рассказе говорится о борьбе добра со злом;
-о человеческой отзывчивости;
-об отношении к бездомным животным. ( Запись со слайда )
— А что мы узнали о писательнице Людмиле Стефановне Петрушевской?
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора Московского государственного университета. Окончила Московский университет, работала редактором на центральной студии телевидения. В середине 60-х годов начала писать рассказы, а с 70-х годов выступает как драматург. Первый сборник прозы Петрушевской был опубликован в 1987 году.
В последние годы Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей семьи». Её произведения полны мягкого лиризма, доброго юмора. В сказках, рассказах, пьесах автор признается в своей любви к народу, природе, искусству.
В 1991 году она была удостоена немецкой премии имени Пушкина- «Триумф» Петрушевская была номинирована на первую Букеровскую премию. В настоящее время она живет в Москве.
Её рассказы и пьесы переведены на многие языки мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.
А теперь, ребята, сядьте удобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь. « Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»? ( Дать 1 минуту )
Откройте глаза, вернемся к рассказу. Итак, опишите представленного вашим воображением котенка.
(Маленький, пушистый, с розовеньким мокрым носиком, с огромными зелененькими глазками …)
— Меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем «котенок Господа Бога»? Попытайтесь объяснить, что?
( Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. )
— Найдите портрет котенка в произведении.
(«Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый». Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что котенок потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы котенок? Сколько на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это котенок Господа Бога…)
— Что же связывает этого котенка с Богом? Найдите подтверждение своим словам в тексте.
( Оказывается, «котенка снарядил на белый свет сам Господь», но в этом нет ничего удивительного, ведь «Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет». Значит, котенок появился на страницах рассказа неспроста, он послан Богом для испытания людей на человечность, на порядочность. И только честный, добрый, отзывчивый человек может называться Человеком с большой буквы, человеком, «Богу угодным» .)
— Есть такая книга, «книга книг», «самая умная книга». Как она называется? ( Библия .)
— Библия – древний памятник письменности, где собраны разнообразные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода – с VII века до нашей эры по II век нашей эры.
-Читая библию, мы узнаем: когда-то не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. Был только один милосердный БОГ. Он захотел, чтобы появился мир, или свет. И создал Бог сначала ангелов. Вы знаете, что у каждого есть душа, которая живет в нашем теле, и ангелы такие же духи, но у них нет тела. Ангелы – добрые духи.
Прежде чем создать человека Бог сотворил животных и зверей земных, которые не могут жить в воде и не могут летать. А потом Богу было угодно создать человека. Бог решил, что эти животные должны жить рядом с людьми. Но однажды Бог пожалел, что создал человека и сказал: «Истреблю все живое на земле, потому что уже никто не делает добра».
Значит, Бог сотворил человека для того, чтобы нести добро окружающим.
Но рядом с добром всегда находится зло. И каждый должен сделать выбор. Кто-то в этом мире творит добро, кто-то рассеивает вокруг себя зло.
— А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла? Докажите свою мысль.
(Ангел-хранитель – носитель добра, он предостерегает мальчика от ошибок. Бес – олицетворяет зло, он настраивает мальчика совершать злые поступки.)
Ангел-хранитель – посланец Бога, якобы покровительствующий человеку, изображается крылатым юношей.
— От чего же предостерегает ангел героев рассказа Л.Петрушевской?
(От душевной черствости, от равнодушия, от совершения злых поступков.)
— А как вел себя Бес? (Как и положено бесу. Он подталкивал мальчика к совершению злых, бездушных поступков.)
— Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого.(Слайд)
Источник