Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
23.09.2018
Толстой Л. «Котенок»
Толстой Л., рассказ «Котенок»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Котенок» и их характеристика
- Вася. Мальчик храбрый и смелый. Ответственный
- Катя, маленькая трусливая девочка. Опасливая.
План пересказа рассказа «Котенок»
- Исчезновение кошки
- Мяуканье с крыши
- Пять котят
- Серый с белыми лапками
- Игра на дороге
- Охотник с собаками
- Побег Кати
- Геройство Васи
Кратчайшее содержание рассказа «Котенок» для читательского дневника в 6 предложений
- У Кати и Васи была кошка, которая вдруг пропала.
- Кошка нашлась на крыше и оказалось, что она родила пять котят.
- Дети забрали одного котенка и часто играли с ним.
- Однажды они взяли котенка с собой на дорогу.
- Две собаки хотели поймать и сожрать котенка, и Катя в страхе бежала.
- Вася накрыл собой котенка и спас его.
Главная мысль рассказа «Котенок»
Ради друга своего можно и жизнью рискнуть
Чему учит рассказ «Котенок»
Рассказ учит любить животных, заботиться о животных, защищать своих домашних животных. Учит быть ответственным. Учит быть мужественным и бесстрашным. Учит забывать о себе, ради помощи другу.
Отзыв на рассказ «Котенок»
Мне очень понравилось поведение Васи в этом рассказе. Он поступил как настоящий герой. Он боялся собак, но за котенка боялся сильнее. И он успел спасти котенка. Это настоящий подвиг.
Пословицы к рассказу «Котенок»
Не бросай друга в несчастье.
Друга любить — себя не щадить.
За друга в огонь и в воду.
Будь храбрым и будешь сильным.
Сам погибай, а товарища выручай.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Котенок»
У детей Васи и Кати была кошка. Однажды она пропала и дети долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара.
Вася залез на крышу по лестнице и увидел, что у кошки появилось пять котят, все очень хорошенькие.
Катя сразу принесла котятам молока и дети стали с ними играть.
Когда котята немного подросли, дети выбрали себе одного из котят — серого с белыми лапками. А остальных котят мать детишек раздала по соседям.
Однажды дети пошли играть на дорогу. Котенок играл с соломой, которую гонял ветер, а дети стали собирать щавель.
И вдруг они услышали, как кто-то кричит: «Назад!».
Дети оглянулись и увидели охотника на лошади. Рядом с ним бежали две огромные собаки. которые заметили котенка и хотели его сожрать.
А глупый котенок не убегал, а стоял выгнув спину.
Катя испугалась собак и бросилась домой. Вася испугался за котенка и первым добежал к нему. Он упал на котенка и скрыл его от собак.
Когда охотник увел собак, Вася отнес котенка домой и больше никогда не брал его на дорогу.
Ответы на вопросы к рассказу «Котенок»:
- Какой эпизод ты читал с особым волнением? — Эпизод спасения котенка от собак.
- Что ты можешь сказать о Васи? Опиши его. — Вася добрый, смелый, бесстрашный. Он герой.
- Какие черты характера проявились в поступке мальчика? — Решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.
- Возможна ли иная последовательность пересказа? — Нет. Если сперва рассказать о спасении котенка, а потом о появлении собак, то не понятно, от кого котенка спасали.
- Легко ли победить страх, когда происходит что-то неожиданное? — Страх все равно будет. Если что-то громко хлопнет — человек вздрогнет. Но смельчак сразу возьмет себя в руки, а трус будет долго дрожать.
- Пересказ от лица Васи: Наша кошка Мурка родила пять котят и они были очень хорошенькими. Когда они подросли, мы взяли себе Малыша, серого котенка. Я очень его полюбил. Однажды в поле на котенка напали собаки и хотели растерзать его. Но я закрыл Малыша собой и спас его. А как же иначе? Ведь котенок был моим другом.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Котенок»
Источник
Лев Толстой — Котенок:
Краткое содержание
Весной у маленьких Васи с Катей пропала кошка. Нашлась она в амбаре. А с нею – пять котят. Брат с сестричкой выбрали себе одного, остальных мать раздала. Дети заботились о нем. Однажды в поле, пока котенок играл, дети отвлеклись на щавель. А к котенку бросились охотничьи собаки. Катя кинулась бежать, а Вася – спасать глупого котенка. Накрыл его собой. Охотник на коне отозвал собак. С тех пор Вася котенка в поле не брал.
Читательский дневник по рассказу «Котенок» Толстого
Сюжет
Вася с Катей заботятся о котенке, кормят его, играют с ним. И берут с собой в поле. Пока они собирают щавель, на котенка несутся собаки. Катя прячется, а Вася закрывает котенка своим телом. Охотник уводит псов. А Вася с того дня не берет котенка в поле.
Отзыв
Мы в ответе за тех, кого приручили. Еще сами маленькие, дети волнуются за пропавшую кошку, заботятся об одном из ее котят. Не только играют с ним, но и кормят. Мать ребят отдает в добрые руки оставшихся котят. Поле далеко от дома, это не самое лучшее и безопасное место для котенка. Дети отвлеклись – и он чуть не погиб.
Испуг Кати можно понять: она маленькая. А Вася проявляет мужество. Спасает беззащитного котенка, друга от страшных собак. Мальчик получил урок: котенку место дома. Ясно, что из Васи вырастет хороший защитник и сестрички, и мамы, и Родины. Рассказ учит любить животных, заботиться о них, защищать. Учит думать о других, быть смелым, исправлять свои ошибки, принимать решения, заступаться за слабых.
Источник
Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Валентина Литвинова
Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Основная образовательная область : ОО «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие»
Основной вид деятельности: речевая деятельность
Продукт деятельности : пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Форма проведения : интегрированная образовательная деятельность с элементами игры.
Длительность : 25-30 минут
Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
Образовательные: формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст.
Развивающие: расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.
Воспитательные : воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
Обогащение словарного запаса: амбар, щавель
Активизация словарного запаса: охотник, котенок.
Исправление ошибок в речи детей, работать над звуковой культурой речи.
Планируемый результат: ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного.
Предварительная работа: поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Чтение художественных произведений: В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Рисование домашнего животного
Методы и приёмы:
Методы: игровые, словесные, наглядные
Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: портрет писателя Л. Толстого, сюжетные картинки по рассказу.
Музыкальный ряд: «Адажио» Т. Альбинони. Оркестр Поля Мориа
Литературный ряд: рассказ Л. Толстого «Котенок»
Технологическая карта образовательной деятельности.
Вводная часть
1 Вводная беседа (сюрпризный момент, связанный с появлением в группе посылки из другого детского сада с книгой писателя).
Цель: создание эмоционального настроя на предстоящую образовательную деятельность.
Чтение письма, которое прилагается к посылке.
«Хочу подарить очень интересную книгу, кто главный герой мы узнаем, когда отгадаем загадку»
2 Отгадывание загадки о главном герое.
«Она первой входит в дом
И живёт подолгу в нём.
То куда-то удирает,
А когда придёт обратно,
Пьёт сырое молоко».
Догадались? Это… (кошка).
3. Показ портрета писателя Л. Толстого.
Мы сегодня продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого и прочитаем произведение «Котенок»
4. Назвать литературный жанр произведения.
Это произведение написано в жанре «Быль», то есть всё, что написал Толстой произошло на самом деле.
1. Внимательно слушают,
отвечают на вопросы воспитателя, проявляют интерес к происходящему.
2. Отгадывают загадку.
3. Отвечают, если узнают портрет
4 .Внимательно слушают,
дают свои ответы
Выясняются знания детей по теме произведения
Расширяется представление детей о предмете,
о котором идёт речь в произведении
2 Основная
часть 1 Словарная работа (предварительное объяснение значения слов с показом изображения этих предметов):
АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров.
ПОДЛЕ ДОРОГИ- около дороги
ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ-очень быстро, во весь дух.
ЩАВЕЛЬ-растение с продолговатыми съедобными листьями, у которых кислый вкус.
2 Первичное чтение произведения (без предупреждения о пересказе)
3 Подготовительная беседа (анализ произведения + вопросы к детям).
Цель: уточнить содержание. Привлечь внимание к языку.
Активная подготовка к выразительному пересказу
Вопросы задаются на выбор в зависимости от ответов детей
Кто написал это произведение?
Что случилось весной?
Что услышали дети, когда играли возле амбара?
Что сделал Вася?
Что он там увидел?
Куда побежала Катя? Что она принесла?
Что сделали дети, когда котята подросли?
Как обращались дети с котенком?
Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
Почему они оставили котенка одного?
Кого увидели дети?
Какая опасность грозила котенку?
Как поступила Катя? А Вася?
Чем заканчивается рассказ?
4. Задания (приёмы) на запоминания текста произведения.
1Просмотр картинок по теме рассказа и раскладывание их по порядку
«Ребята, давайте попробуем разложить эти картинки по порядку, так как о них говорилось в рассказе»
2 Составление плана рассказа +мнемокарточки
1О чём сначала расскажем?
3Что дальше будем рассказывать
4 Что потом случилось с котёнком?
5Чем закончился история о котёнке?
4 Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения.
1 «Назови ласково». использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2 «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т. д.
3 «Подбери признак».
Кошка (какая) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т. д.
Пес (какой) -, щенята (какие) –
5 Приёмы, способствующие обучению выразительности рассказа
1Характеристика персонажей произведения, которая поможет подобрать нужную интонацию.
Посмотрите,как по- разному вели себя ребята:
Зачитывание из текста
«Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них.»
Какая Катя? Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с
собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак»
Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
Почему ваше настроение менялось?
6 Физминутка «Котёнок»
Давайте, немного отдохнём
Вот какой котишка, (Крадутся по кругу, друг за другом.)
Круглая мордашка, (Показывают мордашки.)
И на каждой лапке (Выставляют руки.)
Коготки-царапки. (Показывают коготки.)
Все ему игрушки –
Кубик и катушки.
Котик точно мячик, (Прыгают на носках)
По квартире скачет.
7 Повторное чтение произведения с установкой на пересказ
8 Пересказ детей (от 3 до 7 человек)
Пересказ по частям (руководит воспитатель)
«Начинает рассказ Миша, затем продолжит Катя,затем Игорь. А потом Саша попробует рассказать целиком. Остальные внимательно слушают и помогают ребятам, если у них возникнут трудности. Но есть одно очень важное условие,не шуметь и не кричать с места. А потом Кира попробует рассказать нам это произведение сидя у телевизора, будто актриса.
1 Дети отвечают и высказывают свои предположения о значении этих слов, запоминают их.
2 Дети внимательно слушают рассказ
3 Отвечают на вопросы воспитателя.
Дети рассматривают картинки и пробуют разложить их по порядку.
Составляют план рассказа вместе с воспитателем.
1 О том как потерялась и нашлась кошка у детей
2 Про котёнка и как дети с ним общались.
3Дети пошли гулять вместе с котёнком и забыли про него.
4На котёнка напали охотничьи собаки
5 Вася спас котёнка
Дети отвечают на вопросы, подбирают слова,используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
подбирают прилагательные к существительным.
Ответы детей,которые оценивают поведение детей
Катя- трусливая, испугалась собак. Наверное, она просто сильно испугалась.
Вася смелый, не испугался и защитил маленького котёнка.
Обеспечивается понимание слов и выражений,которые будут в тексте.
Дети уточняют содержание произведения
Обращают внимание на язык произведения,
подготавливаются к выразительному пересказу.
Запоминание текста произведения
Развитие эффективности восприятия произведения
восприятия и рассказа
Суммируется результат разбора произведения.
Повторное чтение более медленное
3 Заключительная часть Анализ пересказов.
1Кто из ребят пересказал близко к тексту?
2 Кто больше использовал авторские слова и выражения в своём пересказе?
3 Кто смог передать характер персонажей произведения?
4 Кто из ребят связно и последовательно пересказал произведение?
5 Справилась ли Кира со своей ролью актрисы?
6 Какие пересказы Вам понравились, а какие нет? Почему?
7 А как Вы сами оцениваете свой пересказ, что получилось и что нет?
8 Остальные ребята, которые не успели или не захотели пересказать сейчас, получат задание на дом:
«Подготовьте рассказ о своем котенке, если нет котенка – приготовьте пересказ произведения Толстого «Котенок», подготовьте рисунки своего домашнего питомца. И мы обязательно послушаем их в следующий раз Мнения и анализ детей своих пересказов и пересказов детей
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (старшая группа) Задачи. Закрепить представление детей о фруктах. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ.
Фотоотчет о фрагменте НОД по теме «Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка пить» В фотоотчете представляю фрагменты познавательно- экспериментальной деятельности по теме: Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Хотела галка.
Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.
Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Л. Толстого «Два товарища» Задачи: — учить составлять предложения по сюжетной картинке; — учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; — учить выделять.
Конспект НОД «Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Тип: Интегрированное. Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ совместно с воспитателем, формировать умение понимать содержание.
Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.
Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.
Пересказ рассказа Михаила Пришвина «Белый ожерёлок» (с использованием моделей) Обучение детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорийлогопедическая подготовительная к школе группа Цели занятия:.
Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.
Источник