- КОШКИ В ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ
- Традиционная японская графика
- 1. Кошки в Японии
- 2. Кошки в Японском фольклоре
- 3. Изобразительное искусство Японии
- Утагава Куниёси (1798-1861)
- Утагава Кунисада (1786-1865)
- Другие художники, изображавшие кошек
- Саваки Суси (1707-1772)
- Китагава Утамаро (1753-1806)
- Утагава Хиросигэ (1797-1858)
- Утагава Ёсифудзи (1828-1887)
- Тойохара Куничика (1835-1900)
- Тойохара Чиканобу (1838-1912)
- Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)
- Кёсай Каванабе (1831-1889)
- Хироаки Такахаси (1871-1945)
- Торахи Ишикава
КОШКИ В ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ
Традиционная японская графика
1. Кошки в Японии
Кошки были завезены в Японию из Китая в 6-ом веке для защиты от крыс и мышей священных буддийских свитков. Согласно другим источникам, кошек завезли в Японию в 10 веке – китайские послы подарили 5 кошек японскому императору. Такой подарок считался очень ценным. Каждая кошка получила имя и титул придворного. Когда одна из кошек родила котят, император дал каждому котёнку имя и титул, приставил к каждому котёнку целый штат придворных, а своим детям вменил в обязанность руководить воспитанием и выращиванием котят.
Одной из основных отраслей экономики в средневековой Японии было производство шёлка. В 1602 году из-за нашествия мышей страна стала терять популяцию шелковичных червей – мыши поедали их коконы. Указом императора все кошки были выпущены из дворца для борьбы с грызунами. Так кошки перестали быть привилегией императора. Вскоре они населили дома простых японцев. При этом почтительное отношение к кошкам сохранялось: их нельзя было продавать и покупать, причинение вреда кошке считалось преступлением.
Именно тогда возникла традиция одевать кошкам ошейники. Люди побогаче вешали на шею своим любимицам цветы красной японской камелии Хичиримэн, редкого и дорогого растения в то время. Часто на ошейник кошке вешали бубенчик, чтобы по его звуку можно было легко найти кошку. Люди победнее ограничивались полоской шёлка ярко-красного цвета.
2. Кошки в Японском фольклоре
Бакэнэко – чудище в кошачьем обличье из японского фольклора, одно из трёх наиболее популярных животных-оборотней в Японии. Другими двумя выступают кицунэ (лисы) и тануки (енотовидные собаки). Бакэ означает «превращаться», нэко – «кот». Кошки превращаются в бакэнэко несколькими путями: 1) по достижении возраста 10-13 лет, 2) если вырастут очень большими, 3) если имеют длинный хвост.
Последнее поверье связано с тем, что аборигенные японские кошки короткохвосты. Именно от них пошла порода японский бобтейл. В то же время на Японских островах обитает несколько видов диких кошек, и хвосты у них нормальной длинны. Видимо в связи с этим, в сознании японцев отложилось, что если кошка короткохвоста, то она ручная, а если длиннохвоста, то – дикая.
Кошка-оборотень с раздвоенным хвостом называется нэкомата. Иногда хвост котенку купировали, считалось, что это предохранит его от раздвоения хвоста и он не станет демоном.
Согласно японскому фольклору, бакэнэко может изрыгать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах; она может съесть своего хозяина и принять его облик. Также считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, то она оживит его. Как и кицунэ, бакэнэко чаще всего принимают женский облик. Это дух погибшей женщины, принявший кошачий облик, чтобы отомстить мужу, по вине которого она погибла, или иному обидчику. Но бакэнэко могут и выглядеть как кошки, но носить человеческую одежду и говорить человеческим языком. Нэкоматы способны своим двойным хвостом оживлять недавно умерших людей, превращать их в зомби, выполняющих свои приказы, и пить кровь у живых людей. Нэкоматы не превращаются в людей, это просто крупные кошки с раздвоенным хвостом.
Одним из признаков того, что кошка превращается в бакэнэко, считалась привычка кошек пить ламповое масло, которое делали из рыбьего жира. Это поверье, в общем-то, объяснимо: оказавшись в непосредственной близости от лампы, кошка отбрасывала огромную зловещую тень, напоминавшую скорее дикое чудовище, а не мягкого домашнего зверька. А попытки снять кошку с лампы наверняка приводили к кровавым потасовкам)))
Кошки в Японии вообще считались существами загадочными и мистическими. Убить кошку считалось очень плохой приметой, за это полагалось 7 последовательных неудачных реинкарнаций.
Другой демон в кошачьем обличье – каса. Он спускался с небес и вселялся в кошку умершего, чтобы утащить тело умершего до похорон. Из-за этого, если человек умирал, его кошек запирали подальше от места, где лежало тело.
В наши дни богатый японский фольклор на тему бакэнэко и нэкомата породил многочисленные манга (комиксы) и анимэ с этими героями.
3. Изобразительное искусство Японии
Вместе с буддизмом в Японию пришла и китайская живопись (канга). В 11-12 вв. китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место самобытному японскому стилю ямато-э. В это же время появляется новая форма изображения – раскрашенные горизонтальные свитки (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст. Расцвет ямато-э наступил в 12-14 веках, появилось много произведений чисто светской живописи, включая портретную.
В течение 14-15 вв. ямато-э постепенно угасает и уступает место новому стилю – монохромной живописи тушью суми-э. Эта техника была заимствована из Китая и культивировалась в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото. Суми-э – соединение двух японских слов, которые в переводе означают «тушь» (суми) и «картина, изображение» (э). Появляется и расцветает и новый жанр – сансуйга – пейзажная живопись. Он становится одним из трёх основных японских жанров, наряду с дзимбуцуга (портретная и жанровая живопись) и катега (картины цветов и птиц).
Новый стиль живописи тушью возникает в 15 веке: появляется школа Кано. Школа была основана художником Кано Масанобу (1434-1530) и его сыном Кано Мотонобу (1476–1559). Художники школы Кано рисовали пейзажи и животных. Это живопись большого формата – художники расписывали раздвижные двери и стены.
В конце 17 в. в Японии появилась цветная гравюра на дереве и сложился новый стиль укиё-э, что в переводе означает «картины бренного мира». Существовало несколько жанров гравюры укиё-э – бидзин-га (изображение красавиц, в основном гейш), якуся-э (портреты актёров театра кабуки), шунга (эротические картинки), муся-э (изображения самураев), фукэй-га (пейзаж) и катё-га – цветы и птицы. Укиё-э был основным стилем в эпоху Эдо (1603-1868) (Эдо – это старое название Токио).
Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи.
Первое японское изображение кошки относится к 12 веку. Его автор – Тоба но Содзё (1053-1140 гг.). Это часть серии свитков, которая называется Тёдзюгига. Художник изобразил трёх полосатых кошек, которые играют с другими животными: лягушками, лисами и кроликами.
Утагава (японск. «Река песен») – школа классической японской гравюры на дереве конца 18 – середины 19 в. Развивалась в рамках национальной школы укиё-э. Основана японским художником Тойохару (1735–1814), принявшим имя Утагава. Учеником Тойохару Утагава был рисовальщик и гравёр Утагава Тойокуни (1769–1825). Зять и последователь Тойокуни – Тойокуни Второй (1777–1835). Его настоящее имя Тойошиге, но после кончины учителя Тойокуни Первого он взял себе его имя – это была обычная практика в те времена. К школе Утагава причисляют также рисовальщика и гравёра Утагава Куниёси (1797–1861). В 1850-х гг. Куниёси возглавлял большую мастерскую, в которой работали его дочь (женщина-гравёр – редкий случай для Японии того времени) и многочисленные ученики. Знаменитый художник школы укиё-э Андо Хиросигэ (1797–1858) иногда выступал под именем Утагава, подчеркивая принадлежность к этой школе.
По материалам: Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства, 2004-2009
Утагава Куниёси (1798-1861)
Настоящее имя Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика шёлка. В 15 лет стал учеником Тойокуни. Первые самостоятельные произведения Куниёси – иллюстрации к романам – большого успеха не имели. Художник перебивался случайными заработками. В 29 лет он прославился серией гравюр, иллюстрирующих китайский роман «Суйкодэн». С тех пор жанр муся-э – историко-героической гравюры – становится главным для художника. Рисовал он также чудовищ, красавиц бидзин-га, актёров театра кабуки, жанровые сценки, пейзажи, животных. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями. В 40-е гг. Куниёси в соавторстве с другими знаменитыми художниками выпустил несколько серий серий гравюр. Например, «53 станции дороги Токайдо», выполнены вместе с Утагавой Кунисада и Андо Хиросигэ.
В 1842 году власти провели так называемые «реформы Тэмпо». Художникам укиё-э отныне было запрещено изображать сцены из спектаклей, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси переключился на домохозяек и детей, национальных героев (серия Традиции, мораль и благочиние), а также создал знаменитую «кошачью» серию. Постепенно запреты смягчились, и к концу 1840-х – началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.
1840-1850-е гг. – время расцвета творчества Куниёси. За 10 лет он создает 11 серий гравюр по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объёма. Куниёси считается ведущим художником позднего периода эдо.
Кошки в произведениях Куниёси встречаются, но довольно редко. Из животных можно также встретить тигров, рыб, драконов, осьминогов. Но главные персонажи всё же – люди.
Кошки, изображающие 53 станции древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. Путь был пешим, на станциях можно было отдохнуть.
Обратите внимание на хвосты! Мутация, обеспечивающая короткохвостость, произошла на Японских островах несколько веков назад. Япония долгое время была закрытой страной, кошки с материка туда не попадали. К началу 20 века короткохвостые кошки составляли значительную часть популяции. Даже теперь путешественники отмечают, что на улицах встречаются в основном бесхвостые кошки. Правда, в 20 веке было завезено и множество кошек с нормальным хвостом.
Изолированностью Японии объясняется и доминирование в популяции определённых окрасов: ген белой пятнистости встречается у подавляющего большинства кошек. Солидная окраска встречалась относительно редко. Белые коты считались символом чистоты. Чёрные – способными прогнать злых духов, рыжие («золотые») привлекающими богатство. Уже тогда было известно, что трёхцветными могут быть только кошки. Коты с такой расцветкой – большая редкость. Трёхцветные коты, так называемые «микэ» (三毛), считались талисманом удачи и представляли огромную ценность.
Утагава Кунисада (1786-1865)
Утагава Кунисада родился в Эдо и прожил там всю жизнь. Учился у Тойокуни, после смерти учителя взял имя Кунисада, которое есть производное от имени ТойоКуни. В конце жизни взял имя Утагава Тококуни.
Как и все художники школы Утагава, рисовал актеров театра Кабуки (этот жанр гравюры называется якутса-э) и красавиц-гейш (бидзин-га). В 1842 г. власти ввели запрет на традиционное искусство жанра бидзин-га и на некоторые другие «легкомысленные» жанры. Первая самостоятельная гравюра была опубликована в 1807 году. Всего Кунисада создал более 20 тыс. гравюр.
Другие художники, изображавшие кошек
Саваки Суси (1707-1772)
художник, прославившийся изображениями всяческих чудовищ.
Китагава Утамаро (1753-1806)
один из величайших мастеров гравюры на дереве укиё-э. Был очень популярен в Европе в середине 19 века. Настоящее имя Китагава Ичитаро. О жизни художника известно немногое. Был учеником, а возможно, и сыном художника Ториямы Секьена, последователя школы Кано. Позже обратился к укиё-э. В середине 1780-х стал жить вместе с молодым издателем Цутая Юзабуро. В этот период он много занимался книжной иллюстрацией. В 1790-х годах Китагава начал создавать поясные портреты женщин (художники укиё-э обычно рисовали людей в полный рост). Он также рисовал животных, пейзажи и шунга – эротические сценки. В 1804 г. опубликовал иллюстрации к запрещённой книге и подвергся гонениям. Эта история подорвала его здоровье и испортила карьеру. Через 2 года он умер.
Утагава Хиросигэ (1797-1858)
художник-график школы Утагава. Происходил из знатного рода, в детстве лишился родителей. В 13 лет стал начальником пожарной охраны замка Идо и оставался на этом посту 14 лет. В свободное от службы время Хиросигэ много рисовал. Позже хобби стало профессией. За свою жизнь Хиросигэ создал не менее 5400 гравюр. Наиболее известный циклы – «100 видов Эдо» (1832) и «53 станции Токайдо» (1833–1834). Работы Хиросигэ оказали большое влияние на французских импрессионистов.
Утагава Ёсифудзи (1828-1887)
ученик Утагавы Куниёси. Префикс «Ёси» и обозначает принадлежность к школе Куниёси.
Тойохара Куничика (1835-1900)
ученик Утагавы Кунисады. Настоящее имя О-шима Ясохачи. Когда отец потерял свой бизнес, мальчик взял фамилию матери и стал Аракава Ясохачи. В 11 лет стал делать традиционные японские абажуры на продажу, в 12 стал рисовать иллюстрации для магазинчика своего старшего брата. Примерно в это же время он стал учиться у Кунисады. В 1860-е годы он считался одним из ведущих художников укиё-э. У него было много учеников. Куничика был несколько раз женат, имел нескольких внебрачных детей, часто посещал гейш и злоупотреблял алкоголем. Он был вечно в долгах, одевался неряшливо.
Тойохара Чиканобу (1838-1912)
Настоящее имя Хашимото Наоёши. Использовал псевдоним Ёсю Чиканобу. Принадлежал к клану Сакакибара, проживавшему в провинции Эчиго. Сражался в межклановых войнах. Изучал живопись школы Кано, но позже переключился на укиё-э, стал учеником Куниёси. С 1875 г. стал зарабатывать на жизнь как художник. Рисовал сцены из японской мифологии, актёров кабуки, батальные сцены, красавиц бидзинга.
Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)
последний великий мастер укиё-э, японской гравюры на дереве. Настоящее имя Овария Ёнедзиро. Родился в Эдо, в семье богатого торговца, который впоследствии стал самураем. С 11 лет учился у Куниёши. В 1860-е годы создаёт серию кровавых батальных сцен, которая имела успех у покупателей, а также серию «28 знаменитых убийц». Позже он обращается к японскому фольклору. В начале 1870-х заказов стало очень мало, художник жил в нищете. Потом удача вновь улыбнулась ему. С тех пор он начал подписываться Тайсо Ёситоси (тайсо значит «возрождение»). Однако денег по-прежнему не хватало. В 1876 г. его подруга Окото продала себя в бордель, чтобы помочь ему финансово. В 1880 г. Ёситоси женился на бывшей гейше с двумя детьми. В конце жизни страдал психическим расстройством.
Кёсай Каванабе (1831-1889)
сын самурая, учился у Утагавы Куниёши и мастеров школы Кано. В период революции 1867 г. стал карикатуристом – первым японским политическим карикатуристом, – несколько раз подвергался аресту.
Хироаки Такахаси (1871-1945)
Родился в Токио. Настоящее имя Такахаси Кацутаро, в течение жизни использовал несколько имён: Сотей, Хироаки, Комей. Учился традиционной японской живописи нихонга у своего дяди. Такахаси рисовал в основном пейзажи в стиле шин ханга. Когда Такахаси было 52 года, пожар, начавшийся после землетрясения, уничтожил все 500 гравюр, созданных художником. Летом 1945 года он поехал навестить дочь в Хиросиме. Больше его никто не видел.
Торахи Ишикава
В начале 1900-х посетил Европу и Америку. Выставлялся в Сан-Франциско в 1915 г. В 1950 г. получил Императорскую премию Японской Академии искусств. Ниже приводятся гравюры из серии «Десять обнажённых женщин» 1934.
Источник