- Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»
- Урок литературы по теме «Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»: сказка или рассказ?»5-й класс
- 1. Слово учителя.
- 2. Попробуем решить дилемму: сказка или рассказ. А начнем с самого начала – с заглавия.
- 3. Охарактеризуем особенности системы образов произведения.
- 4. Давайте попробуем определить жанр произведения.
- 5. Итог урока.
Система вопросов к рассказу Людмилы Петрушевской «Котёнок Господа Бога»
Вступительное слово
Людмила Стефановна Петрушевская — драматург, прозаик, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник. Драматургия и проза Петрушевской — одно из наиболее анализируемых явлений отечественной литературы. Ее творчество, представляющее собой смешение реализма и абсурда, физиологии и духовности вызывает порой противоречивые отклики у критиков и читателей.
Родилась в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детском доме под Уфой. По собственному признанию, «воровала селедочные головы из соседского помойного ведра», а свою мать в первый раз увидела в 9 лет.
После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ (1961). Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, редактором на Центральной студии телевидения. Рассказы начала писать с середины 1960-х годов. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». Хотя Петрушевскую и приняли в Союз писателей (1977), но ее произведения очень долго не печаталсь. Ни о каких политических темах писательница даже не упоминала, но неприглядное описание советского быта противоречило официальной идеологии. Первая книга Петрушевской вышла в 1988 году, когда писательнице было уже 50 лет.
Первые же пьесы были замечены самодеятельными театрами: пьеса «Уроки музыки» (1973) была поставлена Р. Виктюком, первая постановка на профессиональной сцене. Затем Петрушевской были запрещены вплоть до второй половины 80-х годов. Не смотря на запрещение, Петрушевская являлась неформальным лидером поствампиловской новой волны в драматургии 70-80-х годов. Также по сценариям Петрушевской было снято несколько мультипликационных фильмов, том числе и знаменитая «Сказка сказок» Ю. Норштейна.
Отношение к вторчеству писательницы изменилось с началом перестройки. Ее пьесы стали активно ставить, прозу печатать. Петрушевская стала известна широкому кругу читателей и зрителей. Однако, несмотря на заслуженную славу, писательница продолжала литературные эксперименты, создавая произведения в жанре абсурда, активно осваивая «профессию» сказочника. Писательница принимает участие в довольно экстравагантных музыкальных проектах. В 70 лет Петрушевская заинтересовалась мультипликацией и даже создала собственную «Студию ручного труда».
Мультипликационный фильм «Сказка сказок» по совместному сценарию Л. Петрушевской и Ю. Норштейна признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г. Петрушевская утверждает, что именно ее профиль послужил для Ю. Норштейна «источником вдохновения» при создании главного персонажа «Сказки-сказок» Ёжика.
В 2003 году Петрушевская совместно с с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inquisitorium» выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.
Людмила Стефановна Петрушевская http://thankyou.ru/lib/genre_fiction/petrushevsk
Система вопросов
1. Какое впечатление произвело на вас данное произведение?
Прочитав данное произведение, начинаешь задумываться о пользе добра и сострадания к окружающим.
2. Менялось ли ваше отношение в процессе чтения к героям рассказа? Почему?
Да, менялось. В начале рассказа мама и бабушка мальчика мне были не симпатичны: они не любили своего внука, запрещали ему рвать ягоды из сада, не разрешили оставить маленького котёнка, но в конце произведения я стала уважать семью мальчика, ведь они поменяли своё отношение к ребёнку: «бабушка даёт ему миску клубники с молочком, а мама читает ему на ночь сказку».
3. Какой фразой начинается произведение? Здесь речь идёт о реальном или о сказочном событии?
«Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын её всё не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах».
Здесь говорится о реальном случае в наши дни, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.
4. Как вы думаете, является ли «котёнок» в данном произведении образом-символом или же нет? Аргументируйте свой ответ.
Да, безусловно, образ котёнка символичен, это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком, и подобием Божьим.
5. Что олицетворяет образ ангела?
То доброе, что есть в каждом из нас. Не зря его называют ангелом-хранителем, так как он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за своего подопечного.
Например, когда котёнок приблудился к мальчику и стал тереться о его сандалики, ангел-хранитель стал рисовать «волшебны картины в воображении ребёнка»: «Вот котик спит на подушке у мальчика, вот играет с бумажкой, вот идёт гулять, как собачка, у ноги…» А когда мальчишка хотел полакомиться малиной из чужого сада, то «ангел-хранитель заплакал и сказал, что воровство не доведёт до добра, что воров по всей земле презирают и сажают в клетки…»
6. Кто, по вашему мнению, виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?
Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек делает выбор сам. Мальчик еще маленький и многого не понимает. Виноваты взрослые: они заняты своим делом, им совсем не до мальчика: «Бабка его выругала, зачем он несёт блохастого в кухню», а как только мать вступила в разговор,…всё было кончено» и чтобы он им не мешал, выгнали его на улицу, их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить необдуманные поступки.
7. Какие качества человека для автора данного рассказа являются главными? Почему?
Человеческая доброта, сострадание, отзывчивость являются главными душевными качествами человека. Автор показывает, что добро добром возвращается к человеку, а зло будет наказано. Например, бабушка приютила котёнка, и Бог наградил её за милосердие: она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил беззащитное животное, залез в чужой сад и был выгнан оттуда хозяином.
8. Кто ещё из писателей русской классики обращался к теме доброты и сострадания?
К данной теме обращался А. И. Солженицын в своем рассказе «Матрёнин двор». Матрёна Васильевна была настоящей русской женщиной с широкой душой. Она могла всё лучшее отдать близким, работать, только чтобы им было хорошо. Словом, она жила не для себя, а для родных, которые этого не ценили.
В рассказе «Кусака» Л. Н. Андреев раскрывает тему доброты и сострадания. Данная тема раскрывается через образ Кусаки, через изменившиеся условия ее жизни с приездом дачников, через отношение людей к бездомному существу. Часто люди обижают беззащитных животных. Например, один мужик пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы её поласкали, этот человек «вспомнил все обиды, нанесённые ему людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога». Городская жизнь не согласуется, по мнению дачников, с дворовой собакой, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, которая осталась одна на даче. Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задуматься о последствиях своих поступков, учит человечности, милосердному отношению к окружающим.
Рецензент: Григорьева Вера, ФЛ-РЛБ-51.
Источник
Урок литературы по теме «Л.Петрушевская «Котенок Господа Бога»: сказка или рассказ?»5-й класс
Разделы: Литература
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Цели:
- обучающая – совершенствование навыков филологического анализа прозаического произведения, особое внимание уделяя жанровому своеобразию произведения.
- развивающая – развитие способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;
- воспитательная – выявление нравственно-этической проблемы, поднятой в рассказе, и моделирование ее решения; формирование гуманистического мировоззрения.
1. Слово учителя.
В начале нашего урока я прочту вам отрывок из интервью с Л.Петрушевской, публикованного в “Литературной газете” в марте 2000 года:
“О мой читатель, повторяла я, я еще в самом начале своей литературной деятельности знала, что он будет самым умным. Самым тонким и чувствительным. Он поймет меня и там, где я скрою свои чувства, где я буду безжалостна к своим несчастливым героям. Где я надену маску рассказчицы из толпы. Где я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов и остроумных портретов, без живых диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами. Я спрячу ирреальное в груде осколков реальности”.
Да, только умный, тонкий и чувствительный читатель способен понять и принять мир загадочных, странных, мистических историй, созданных нашей современницей Л.Петрушевской. Постараемся соответствовать этим высоким требованиям.
Дома вы прочитали рассказ “Котенок Господа Бога”, представили то, как может выглядеть котенок Господа Бога, и нарисовали его портрет. И еще я попросила вас подумать, может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим. Это и поможет нам ответить на вопрос о жанровом своеобразии произведения.
Некоторые авторы заранее сообщают читателю жанр произведения. Например, А.С.Пушкин частенько указывал жанр, так читатель, беря в руки “Евгения Онегина”, знал, что ему предстоит познакомиться с романом в стихах, а в следующий раз читатель погружался в мир “Повестей Белкина”. А вот Л. Петрушевская не спешит помочь читателю, скорее наоборот. Так “Котенок Господа Бога” входит в цикл “Сказки”, а вместе с тем автор включает его в сборник рассказов, правда, из иной реальности. Поэтому встает закономерный вопрос: “Котенок Господа Бога” – это сказка или рассказ?
На доске написаны два определения:
Сказка (литературная) – эпический жанр, формирующий на основе фантастической условности мифологический художественный мир для создания необычных ситуаций, в которых вынужден действовать герой. Подразделяются на философские, дидактические (воспитательные) и сатирические.
Рассказ (новелла) – литературный эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
В течение урока нам предстоит решить сложную задачу – анализируя произведение, определить его жанр.
2. Попробуем решить дилемму: сказка или рассказ. А начнем с самого начала – с заглавия.
— Скажите, пожалуйста, какие чувства, образы, мысли, ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово котенок? А меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем котенок Господа Бога? Попытайтесь сформулировать, что?
Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. Именно таким и пытались ребята его нарисовать.
— А теперь найдите портрет котенка в произведении?
“Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый”. Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что котенок потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы котенок? Сколько на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это котенок Господа Бога…
— Что же связывает этого котенка с Богом?
Оказывается, что “котенка снарядил на белый свет Сам Господь”, но в этом нет ничего удивительно, ведь “Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет”. Значит, образ котенка символичен: это символ испытания на человечность, на порядочность. И только пройдя испытание, выдержав его с честью, человек может остаться Человеком, образом и подобием Божьим.
Так очень часто бывает в сказках. Для того чтобы герой стал счастливым, он должен это заслужить, пройдя через тяжелые испытания, преодолев все преграды и победив в первую очередь самого себя. Но ведь и в жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью самосовершенствоваться. Возможно, в определении жанра нам помогут герои данного произведения.
3. Охарактеризуем особенности системы образов произведения.
— Назовите героев этого произведения? Как вам кажется, кто является главным героем?
Произведение начинается фразой, напоминающий традиционный сказочный зачин:
“Одна бабушка в деревне заболела, заскучала и собралась на тот свет. Сын ее все не приезжал, на письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать…”. Порядок слов в предложении, ряды однородных членов, замедляющие темп речи, интонация перечисления настраивают читателя на особый, характерный для сказок лад. Вместе с тем речь идет о реальном и, к сожалению, весьма распространенном в наши дни случае, когда забытые детьми старики умирают в одиночестве.
— Перечитайте строки, где рассказывается о том, как бабушка приготовилась к смерти. Обратите внимание на лексику.
Бабушка “приготовилась помирать, отпустила скотину в стадо, поставила бидончик чистой воды, поместила поганое ведро поближе и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у нее в головах”. Рассказчик использует лексику свойственную пожилой деревенской женщине (просторечия, разговорный стиль, устойчивые лексические выражения), то есть так могла бы рассказать сама бабушка. И картина создается нереальная, но именно так идеальная, “правильная” смерть представляется в народном сознании.
— Меняется ли манера повествования, когда речь заходит о семье мальчика? Каким образом меняется?
“У них все было неплохо, их собственная бабушка функционировала, держала сад-огород, коз и кур, но эта бабушка не особенно приветствовала, когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы: все это зрело и поспевало для запасов на зиму, на варенье и соленье тому же внуку, а если надо, бабушка сама даст”. Сочетание слов бабушка и функционировала является оксюмороном, т.к. не принято употреблять слово функционировать в отношении одушевленного предмета, тем более применительно к жизни человека. Но Петрушевской удается найти очень выразительное, емкое слово. Эта бабушка очень практична. Мы буквально слышим ее слова, объясняющие, почему внуку не разрешается ничего рвать в огороде. Эта бабушка, конечно, лучше внука знает, что ему надо и как все должно быть. Постоянно повторяющееся указательное местоимение эта несет негативную смысловую нагрузку в данном контексте, к тому же подчеркивается разное мировосприятие двух бабушек, их образы противопоставлены.
— Что же мы узнаем о самом мальчике?
Автор для характеристики мальчика использует только один эпитет – выгнанный внук.
— Что чувствует мальчик, когда гуляет по деревне? Почему появляется котенок?
Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга. Казалось бы, все замечательно, но в повествовании появляются еще два героя – ангел и бес, которые день и ночь ведут борьбу за душу мальчика.
— Что олицетворяет образ ангела?
То доброе, что есть в каждом из нас, поэтому ангел рисует волшебные картины в воображении мальчика. Не зря его называют ангелом-хранителем, т.к. он беспокоится, оберегает от дурных поступков, направляет на добрые дела, заступается в трудную минуту и искренне радуется за подопечного.
— Как бес относится к мальчику?
Толкает его под локоть, предлагает, навязывает мальчику свое мнение, постоянно его провоцирует на дурные поступки, а когда настает время отвечать, то бросает его одного.
— К каким советам беса мальчик прислушался, а к каким нет? Как вы думаете, почему?
В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, слаб духом, ему трудно устоять перед соблазном, добрый поступок требует усилий: трудно устоять перед алеющей малиной.
— Кто бы мог помочь мальчику не совершить дурной поступок? Кто, кроме ангела, мог бы уберечь?
Мальчик был выгнанным внуком. “Бабка … его выругала, зачем он несет блохастого в кухню”, а как только “мать вступила в разговор, … все было кончено”. В данный момент мы видим картину происходящего глазами мальчика. Взрослые не хотят понять ребенка, поступиться своими привычками, комфортом. Они не хотят принять не котенка – они отказывают от мальчика. И мальчик их тоже не принимает (не бабушка, а бабка; не мама, а мать – холодно и отчужденно). Они не принимают посланника Господа Бога, поэтому они не заслуживают любви мальчика. Это их наказание.
— Кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или бес? Можно ли всю ответственность переложить на беса?
Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам. Советы ангела и искушения беса представляют собой внутренний монолог, который постоянно идет внутри каждого из нас.
— Где же котенок нашел приют? И какое волшебство при этом совершилось?
Бабушка, собравшаяся умирать, поделилась черным хлебом с котенком и оставила его спать в ногах. Тут же приехал сын с семьей.
— Как автор объясняет, почему бабушка осталась жить?
“Вот наша жизнь нужна – вот мы и живем”. У бабушки появился объект для заботы, а вместе с семьей и смысл жизни. Для Л. Петрушевской дружная, любящая семья – главное для человека. Только в такой семье человек может быть счастлив. Бабушка от своего сына и внука не отказывалась. Она и умирать собиралась, только по тому, что была не нужна сыну.
– В чем смысл финала рассказа?
Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: “получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку”. Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.
— Как автор оценивает происходящее? Какие средства использует для этого?
В рассказе присутствует и оценочная лексика, и проповедь, и противопоставления героев, их поступков. Вводится образ-символ, который является своеобразным мерилом, нравственности, гуманности.
4. Давайте попробуем определить жанр произведения.
— Посмотрите еще раз на определения сказки и рассказа? В чем их основное отличие?
Художественный мир сказки строится на основе фантастической условности, а в основе рассказа лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
— А теперь вернемся к вопросу, заданному на дом: может ли история, описанная в произведении, случиться в действительности или произошедшее относится к событиям фантастическим.
В основе произведения – реальное событие, один день из жизни героев – обычных людей, в поступках которых ничего необычного нет.
— Почему же рассказ включен в цикл “Сказки”? Какие сказочные элементы в нем присутствуют?
В рассказе присутствуют такие элементы, как зачин, концовка, весьма напоминающие сказочные, ирреальные герои: ангел и бес, чудесное совпадение (бабушка приласкала котенка, тут же появляется сын с семьей). Но это только своеобразная маскировка, которая позволяет от бытовых подробностей перейти к осмыслению общечеловеческих проблем, то есть оторваться от быта и подняться до бытия.
5. Итог урока.
Мы решили проблему, ставшую темой нашего урока. “Котенок Господа Бога” – это рассказ, в котором присутствуют сказочные элементы. Прибегая к жанровой стилизации, Петрушевская добивается того, что у произведения появляется новый, бытийный уровень осмысления окружающей действительности.
К тому же усовершенствовали свои умения анализировать прозаическое произведение. А главное – извлекли нравственный урок: надо очень трепетно относится к любому живому существу, ведь каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет.
Источник