Куклачев интервью про кошек

Куклачев интервью про кошек

Фото: М. Метцель/ ТАСС

– Юрий Дмитриевич, как вы различаете своих артистов? И есть ли любимчики?

– Я больше пятидесяти лет работаю с кошками. Через мои руки прошли свыше 350 котов и кошек. Конечно, многие из них уже не выступают. Есть даже коты-пенсионеры, которым 23-24 года. Но они, так же как и действующие артисты, живут в театре.

Сейчас их двести. Каждый – особенный. Например, Кутьку нашли на улице, грязного, мокрого. Хотели пройти мимо, но он как будто закричал: помоги! И моя супруга предложила его накормить. Взяли домой, она его в рукомойнике постирала, глаза чаем промыла, и он оказался настоящим красавцем.

Рыжий кот Банан назван так потому, что очень любит бананы. Почистишь, и он съедает их, как кролик морковку. Есть Сосиска. Она раньше жила на рынке, и однажды я увидел, как она подкралась к прилавку, схватила сосиску – и бежать. А за ней потянулась целая связка. Она даже сейчас, когда ее хорошо кормят, при виде сосисок все равно пытается ухватить их лапкой.

Еще у нас есть кот Редиска. Он очень любит покопаться в огороде. И особенно хорошо у него получается вытягивать из земли редиску, с которой он потом играет, как с мышкой.

А однажды кошка даже спасла мне жизнь. Случилось это во время землетрясения в Японии в 2011 году. Мы снимали телевизионный ролик в гостинице города Кобе. Вдруг кошка нахохлилась, как будто на нее собака напала. Я удивился: что это с ней? А она шмыгнула за дверь, и все телевизионщики, кто там был, схватили камеры, чтобы снимать ее дальше. Выбежали из здания, и тут началось землетрясение. Гостиница упала на землю. А мы остались в живых.

Читайте также:  Воспаление слезных каналов у кошек

Знаменитостью стала кошка Ромашка, которая первой сделала стойку на передних лапах. Мы сумели удивить даже французов, а ведь они первыми запустили в космос именно кошку!

Вообще, с этим связана интересная история. Французы целый год готовили кота Жака, катали его на центрифуге, кормили специальным питанием. И, видимо, ему это так надоело, что он перед самым полетом сбежал. Тогда они выскочили на улицу, схватили первую попавшуюся кошку и запустили в космос. Так дворовая кошка Фелиция стала известна на весь мир, ей даже памятник поставили.

– Но ведь и в честь ваших кошек в Монако выпустили марку.

– Это случилось вскоре после нашего выступления там. Особенно поразил публику номер «Кот и повар», когда наша Стрелка забиралась в кастрюлю и уютно устраивалась в ней. А получилась эта миниатюра, кстати, совершенно случайно. Прихожу как-то домой, а Стрелка спит в кастрюле. Вытаскиваю, она опять забирается туда… Так и появился этот номер. Когда мы его показали, весь зал встал.

С тех пор прошло 35 лет, но этого трюка еще никто так и не повторил. А принц Монако был настолько восхищен нашими артистами, что заказал марку.

– Не меньший фурор вы произвели и в Англии, куда ваших четвероногих артистов не захотели пускать. Как выходили из положения?

– Так я их наловил прямо на улице и сделал с ними представление. Его засняли и до сих пор показывают в Британии как уникальное явление. Вот, мол, что русские сотворили.

Первую кошку для представления мы подобрали после того, как ее сбила машина. Ветеринар посмотрел и говорит: «Ничего страшного, задета только кожица». Второй кот провалился в канализацию, третий сидел на дереве.

– Но ведь из них еще нужно было сделать артистов. А кошки, говорят, плохо поддаются дрессировке.

– Да, многие меня спрашивают, как можно воспитывать домашних Васек и Мурок? Так я отвечу, что это едиственные животные, которые не поддаются дрессировке. С кошками можно только играть. И, наблюдая, выявлять способности, находить с ними общий язык.

Кошки не признают насилия. И все эти разговоры, что над ними издеваются, – глупые слова. Тот, у кого дома есть кошка, знает, что стоит только повысить на нее голос, как она отомстит. К ним можно подходить только с лаской. У меня вообще такое впечатление, что кошки пришли к нам из космоса, чтобы смягчить наши сердца и сделать души добрее.

– Но все-таки как-то воздействовать на кошку можно?

– Надо выработать специальный тембр голоса, кошки очень сильно на это реагируют, Они говорят на языке чувств, все понимают по интонации. Кричать и тыкать носом нельзя, кошка обидится. Получите врага, и она будет выживать вас из дома. Это ее территория, она хозяйка. Достаточно просто твердо и уверенно сказать: «Нет, нельзя». Для кошки ты должен стать родным, потому что она привыкает к конкретному человеку. Вот почему я не могу работать с чужими кошками.

Каждый из моих детей (их у меня трое – Дима, Володя, Катя и еще шестеро внуков) показывает совершенно разные спектакли. И что меня особенно радует: дети не повторяют мои трюки. Каждый ищет свой подход. Но все спектакли сюжетные, интригующие и жизнерадостные. Два часа смеха и веселья вам гарантированы. Я думаю, что скоро мы все восстановим.

– Говорят, что про театр Юрия Куклачева даже анекдоты слагают? Как к этому относитесь?

– Это правда. Вот, например, спрашивают как-то: какая разница между драматическим театром и театром Куклачева? Ответа никто не знает. А армянское радио объясняет, что в драматическом театре система Станиславского – верю или не верю. А в театре Куклачева система Куклачева: люблю и только люблю. А если что-то не получается, люблю еще больше!

Кошки столько нежности дают! У них такое сильное биополе, такая энергетика, что они благоприятно воздействуют на весь организм. Вот на меня кошка ложится – и горло перестает болеть. Так что у кого дома есть коты – обнимите их сегодня, — Юрий Куклачев.

Источник

Интервью с Юрием Куклачевым

В моей жизни есть место не только кошкам

Многие взрослые и дети подходят к нему, чтобы поблагодарить, чтобы выразить свое восхищение. После спектакля Куклачев сходит со сцены в зал, чтобы поговорить со своими зрителями, поставить автограф на книжку, на билет, пожать руку взрослому, погладить по голове ребенка. Представление продолжается, и для каждого он находит нужные слова, машет на прощание рукой. О чем он говорит со своими зрителями?

Юрий Куклачев — народный артист России, лауреат всемирного конкурса в Монте-Карло, обладатель приза «Золотая корона клоунов», обладатель звания «Посол доброй воли». Театр кошек Ю. Д. Куклачева признан самым оригинальным театром в мире. В 2001 году за создание этого театра ему присвоен орден «Надежда нации» и звание «Академик естественных наук».

Юрий Дмитриевич, спасибо, что приезжаете в Петербург. С Вами у нас становится больше солнечных дней! — такими словами я приветствовал Юрия Дмитриевича Куклачева после спектакля. И не только я. Многие взрослые и дети подходят к нему, чтобы поблагодарить, чтобы выразить свое восхищение. После спектакля Куклачев сходит со сцены в зал, чтобы поговорить со своими зрителями, поставить автограф на книжку, на билет, пожать руку взрослому, погладить по голове ребенка. Представление продолжается, и для каждого он находит нужные слова, машет на прощание рукой. О чем он говорит со своими зрителями?

О самом главном в мире — о доброте и любви. Вот уже 17 лет Театр кошек Ю.Д. Куклачева ставит перед собой задачу не только развлекать детей, но и воспитывать их, пробуждать в их сердцах любовь ко всему живому, честность, доброту и справедливость.

Рассказывает Ю. Д. Куклачев:

Долгое общение с кошками позволило мне кое-что понять в этом мире. Иногда кажется, что сколько добра ни делай, всегда зло получается. Это ошибка. Жизнь дает нам очень большую возможность для доброты. Нужно только эту возможность увидеть. Нужно прислушиваться к жизни и смотреть — несешь ты добро или нет. Ведь за каждый добрый поступок всегда получаешь вознаграждение. Как ни странно это может показаться на первый взгляд, но кошки навели меня на мысль, как помогать детям. Я разработал методику под названием «Воспитание детей через самопознание».

Что касается дрессировки кошек: до меня никто с кошками в цирке не выступал, так как все пытались кошек дрессировать. И делали ошибку. А я пошел другим путем. Не я кошек дрессирую, а они меня. Я просто наблюдаю за ними, подмечаю способности и поощряю их. На этом и построена моя методика работы с детьми, которая помогает ребенку раскрыть свой дар. Не воспитывает, как мы это делаем, постоянно что-нибудь запрещая, задавливая в ребенке личность, а мягко и очень деликатно направляет в нужную сторону.

Каждый человек уникален. Ученые, конечно, разбили людей на психологические типы, но я считаю — сколько людей, столько и типов. В работе с детьми это совершенно недопустимо. Как мы помогаем ребенку раскрыть его дар? Мы играем с ними. Играем так же, как я играю с кошками, подмечая их таланты. Я говорю: «Дети, давайте поиграем в игру под названием «Я сильный», в игру «Я добрый». Через игру ребенок понимает все гораздо лучше. Что значит быть добрым? Значение слова «добрый» определяется в игре действием. Поиграть надо, и сразу станет понятно.

Этому посвящена целая серия книг под названием «Школа доброты Юрия Куклачева». Эти книги рекомендованы Министерством образования в качестве пособия для чтения в начальной школе. На их основе мы сделали фильм и делаем телевизионную передачу. Сейчас время такое бездуховное, что наша основная задача — спасать наших детей. В советское время, хоть и не признавали наличия в человеке души, но какая-то работа с детьми все-таки велась. И октябрята были, и пионеры со своими нужными и полезными делами. Детей призывали к доброте, честности. А сегодня детей учат лишь одному — хватать и кусаться.

Талант человеку дается навсегда. С ним человек приходит в мир, с ним же и уходит. Этот дар у него никто не может отнять. Но он может остаться необнаруженным, нераскрытым. Этот дар я и помогаю открывать. Кошки научили меня видеть этот мир, понимать его и применять полученные знания. Я воспринимаю кошек как членов семьи. Это мои близкие, мои друзья. Животные помогли мне обрести мир, где все предельно искренне, честно, откровенно и естественно. Если животное хочет есть, оно добывает себе пищу. Покушало — лежит отдыхает. А человек может уничтожать просто так. Забывая о том, что это может стукнуть по нему же потом.

Нам обязательно нужно учиться у животных. У нас развито сознание, у них чувства. Умению чувствовать мы и должны у них научиться. Без чувств невозможно жить в согласии с миром. Кошка — самое домашнее и в то же время самое независимое существо. Клубок противоречий. Если одним определением, словом, охарактеризовать кошку, она какая?

Кошка независимая и честная. Если она почувствует предательство, то никогда не простит. Снисхождения не ждите. Кошка обижается навсегда.

Кошек много, а Вы один. Они ревнуют?
Кошки очень ревнивы. Если бы я с Вами разговаривал со Стрелкой на руках, она бы посидела-посидела, а потом бы меня цапнула. А означало бы это: «Почему ты с ним разговариваешь? Ведь у тебя на руках Я сижу! Пусть он уходит отсюда!»

Кошки понимают, что они выступают на сцене?
Кошка никогда никому не подчинялась и подчиняться не будет. Потому что она всегда живет так, как ей нравится. Можно к чему-то приучить человека, собаку, слона, тигра. Павлов с кошкой ничего не мог сделать и писал об этом. Если бы он сейчас был жив, то был бы потрясен. Он понимал, что такое рефлекс. Я вырабатываю рефлекс не голодом, не через пищу. У меня рефлекс вырабатывается через доброту, через игру.

Талант передается по наследству? Есть в Вашем театре кошачьи династии?
У нас есть династия кота Бориса. Это поразительно, но факт: котята от него очень талантливы!

Ученики у Куклачева есть?
Когда я много лет назад начинал работать с кошками, то люди не верили в успех, в то, что может вообще что-то получиться. Но получилось. Пришло время, когда весь мир захотел видеть «кошек Куклачева», которые приносят зрителям чувство радости и восхищения. Люди начали этим пользоваться. Некоторые говорят «Я ученик Куклачева», а фамилию видели только на афишах. Я знал одного режиссера, который говорил, что он ученик Мейерхольда. Снимался у него в каком-то фильме, в массовке.

37 лет назад кошки не были ни популярными, ни элитными и не стоили по тысяче долларов. Все это пришло потом, когда люди увидели «кошек Куклачева». Были просьбы о приобретении «кошек от Куклачева»?

Очень много. Мы отдаем котят бесплатно. Потом зрители приходят на спектакль и говорят: «Вы нам отдали самого талантливого котенка. Он и по телефону отвечает, и у дверей нас встречает. «

Что самое главное в отношениях кошки и человека?
Честность.

Юрий Дмитриевич, несколько напутственных слов читателям журнала «Зоопрайс».
Все дети хотят иметь домашнее животное. Это их естественное состояние. Особенно сильно это желание проявляется у одного ребенка в семье. Это происходит потому, что им управляют родители, а ему управлять некем. А кошки и собачки дают возможность по-настоящему понять и ощутить ответственность за другое живое существо. Рыбки и птички тоже приносят свои положительные результаты, но с ними трудно вступить в тесный контакт. Животные оказывают незримую психологическую помощь, расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снижают эмоциональное напряжение. Дети, у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи. Они лучше чувствуют пространство, более общительны и внимательны.

Животные учат разговаривать на языке чувств, который мы стали потихоньку забывать. А этот язык понятен всем во всем мире, и нам с вами нужно сделать так, чтобы он не исчез бесследно.

Беседовал И. Федотов

Источник

Юрий Куклачев: «В Лондоне в моем театре работали только бездомные кошки»

Известный клоун о том, как провезти через границу нарушителя и кто у него в доме хозяин

15 октября исполнилось 25 лет Театру Кошек Юрия Куклачева. Многие думаю, что артистов сюда отбирают особых пород, которых специально выращивают и выкармливают с рождения. Ничуть не бывало. Хвостатые артисты попадают сюда по-разному. Бывало даже, что некоторых… подбирали на улице. Это абсолютная правда. Сегодня мы побеседовали с Юрием Куклачевым, который, кстати, считает частью театра свой дом и наоборот. Тем более, что просторная квартира очень нравится его пушистым четвероногим артистам — кошкам.

«СП»: — Юрий Дмитриевич, какое место в вашей квартире занимают животные?

— Главное. Это они хозяева у меня в доме. Они являются членами моей семьи. Даже у сотрудников моего театра к ним уже отношение, как к людям.

«СП»: — У ваших питомцев есть какие-то любимые места на той территории, которую они считают своей?

— В театре после ремонта многое изменилось в лучшую сторону. Теперь у четвероногих артистов есть хрустальный замок, где они живут, и несколько просторных комнат, которые выполнены в разных стилях. Есть, к примеру, — в народной тематике, с разными красивыми подушками, гамачками, колесом-веретеном, внутри которого кошки с удовольствием бегают, разминают лапки. Но почему-то всем им больше нравится средний этаж. Хотя есть и повыше ярус с мягкими полочками и подушечками, и пониже. Но именно на средний лезут сразу несколько кошек и пытаются там разместиться, причем, на одной подушке.

А в доме их любимым местом является мой стул. Они буквально борются за это место, пытаются залезть на него сразу по двое, по трое. А, вообще, я часто замечаю, что какое-то одно место обычно нравится сразу всем моим четвероногим артистам. Им может быть и подоконник, и диванчик, и кровать. Я, конечно, стараюсь не пускать их в спальню. Но, когда в комнату дверь открыта, они всё равно сюда бегут. Вообще, у нас кошки недавно окотились. Поэтому сейчас в доме живут, в основном, котята.

«СП»: — А как животные уживаются между собой? Кошки не прячутся от собак в каких-нибудь укромных уголках квартиры, если они что-то не поделили между собой?

— Они уже давно отстояли свое место в этой жизни. Поэтому не прячутся нигде, а, наоборот, пытаются облюбовать для себя открытые пространства квартиры. Любят располагаться на местах, где обычно сидят гости. Бывает даже такое, что гости приходят, а сесть некуда — везде кошки отдыхают. Беспокоить вольготно лежащее животное вроде как жалко.

«СП»: — У вас все кошки приучены к месту для туалета?

— Как правило, да. Конечно, бывают и такие, которые, только появившись в доме, начинают помечать территорию.

«СП»: — А котят уже взрослые кошки приучают к тому, куда ходить в туалет?

«СП»: — Ваш сын Дмитрий тоже работает с вами?

— Да. У него, кстати, не так давно на гастролях в ближнем зарубежье такая история произошла. У них было представление, и они заметили какого-то грязного уличного кота, который сидел и смотрел их программу. Когда все завершилось и стали грузить реквизит, смотрят, кот этот уже в автобусе сидит. Его выгнали. А он все никак не уходит: трется у ног, бегает рядышком, мешается. Опять отогнали. И уже на границе они услышали в коробках с реквизитом мяукание. Полезли смотреть и увидели там того самого кота. Вот так этот кот без всяких документов пересек государственную границу. Кстати, когда я работал в Лондоне, то набрал бездомных кошек для работы просто с улицы.

«СП»: — А едят ваши питомцы на кухне, или у них для этого есть какая-то своя территория в доме?

— Да, у них есть своя зона — определенное место, где они привыкли есть. Это необходимо для того, чтобы они не лезли на стол, не попрошайничали. А вообще, хотя в доме и много животных, все они, как ни странно, ведут себя очень дисциплинированно. Оказывается, кошка объесться просто не может. Если собаке дать много еды, она может переесть и ей станет плохо. А кошка всегда съедает столько, сколько ей надо. Поэтому кошек кормят с лихвой, накладывая в миску еды побольше. А они уже сами знают свою норму.

Дома у меня для кошек есть специальный маленький столик и стульчик, как и те, что являются реквизитом для театрального представления. Некоторые кошки по привычке встают задними лапками на стульчик, передними опираются на столик и в таком положении принимают пищу. Все кошки индивидуальны, у каждой много своих привычек, но, в целом любая из них отстаивает свои принципы жизни.

«СП»: — Вы дома занимаетесь со своими питомцами или вам хватает общения друг с другом на работе в театре?

— У меня нет именно домашней кошки. В доме живут те животные, которых я беру из театра или мои будущие артисты.

«СП»: — Имеет ли место актерская творческая ревность между животными?

— Сколько угодно. Кстати, у нас ведь работают не только кошки, но и собаки. В свое время у нас дома жил пес Пиня, который выступал со мной еще в цирке. Однажды к нам прибился его беспризорный друг Петька. Пиня настолько был счастлив новому соседу, что даже уступил гостю свою миску с едой и разрешил спать на своем любимом месте — на моих меховых тапочках около кровати, а также защищал его от других псов. Я попробовал репетировать с Петькой. Он оказался на редкость способным и очень быстро усвоил все цирковые трюки. Наступило время, когда он был готов выступать на манеже. Но у него не было костюма. Ростом собаки были одинаковые, и я надел на Петьку пинины штанишки.

Увидев на Петьке свой костюм, Пиня остолбенел. Напрягся. Впервые в жизни он пожалел то, что у него было самым дорогим и в чем он чувствовал себя артистом. Глубоко вздохнул и, отвернувшись в сторону, неподвижно уставился в одну точку. А когда Петька прибежал с манежа под бурные аплодисменты, Пиня с ненавистью посмотрел на радостно бегающего Петьку, на свои штанишки и вдруг неожиданно кинулся на своего друга и начал его кусать. Это была не просто собачья ревность, а обида творческой личности, у которой попытались отобрать успех.

«СП»: — Есть у вас питомец, которого вы выделяете из всех?

— Обычно во всех интервью я говорю, что у меня нет любимой кошки, я люблю всех своих четвероногих артистов. Но, на самом деле, у меня, конечно же, есть любимцы. Этих кошек я чаще беру с собой в поездки и домой. Но другим животным я стараюсь не показывать этого особого отношения. А, вообще, стараюсь всех кошечек одаривать вниманием, любовью, заботой и лаской.

«СП»: — Вас приглашают на выступления с выездом?

— Да, однажды достаточно состоятельный бизнесмен пригласили наш театр на Карибы, где он отдыхал с семьей. И вот он для своего сына решил сделать такой подарок. Мы прилетели практически всем театром, привезли с собой тонну реквизита, костюмов и оборудования и целую неделю отдыхали на море — купались и загорали.

«СП»: — Не пытаются с вами в таких ситуациях фамильярничать или чему-то поучать?

— Никогда. Скажу даже больше — это я их учу, чтобы не жевали во время наших выступлений: вы, мол, сначала покушайте, а уже потом мы покажем свою программу — зачем вам, дескать, надо, чтобы шерсть с кошек в тарелки с едой летела? А так, чайку с тортиком попили — и праздник может продолжаться дальше.

«СП»: — Когда вы ездите с концертами, есть, наверное, какие-то непременные условия, выполнения которых вы требуете от эмпрессарио, занимающимися гастролями в том или ином городе?

— Безусловно, мы настаиваем на нормальных условиях для животных во время поездок, как то — большое светлое помещение, неограниченное питание и так далее. И их, как правило, выполняют.

«СП»: — А есть у вас в театре необычные вещи?

— Всеми статуэтками, сувенирами, которые приобретаю, и которые мне дарят, я украшаю помещение театра и квартиру. Потому что театр — тоже часть моего дома. Поэтому красивых вещиц там даже больше, чем непосредственно в квартире. Так в театре получился целый музей, где собраны различные изображения кошек. Авторские работы из разных материалов: стекла, железа, камня, дерева. Эксклюзивные работы, свалянные, сшитые и связанные. И, конечно же, кошки, созданные детьми.

«СП»: — А у вас у самого-то есть в доме какой-нибудь любимый диванчик, на котором вы любите, например, газетку почитать?

— Я по жизни очень активный человек, постоянно нахожусь в движении. Конечно, у меня есть свой кабинет с компьютером, и там я провожу какое-то время. Но сидеть часами с газеткой или книжечкой — это не для меня. Я все время куда-то бегу.

«СП»: — Вы ведь еще и писатель.

— Да, я очень много пишу. Сейчас работаю над очередной книгой. И все это между постоянными переговорами, репетициями, представлениями — мой график очень плотный. Но даже в поездки беру с собой ноутбук и пишу. У меня выходили книги для взрослых, сейчас пишу серию книг для учителей. Всего уже вышло около 20-ти книг. И еще очень много неизданных. Так что кабинет — это место для работы, в первую очередь, над книгами. У меня там некий творческий беспорядок, в котором мне комфортно.

«СП»: — А хобби у вас имеется?

— Раньше, я увлекался резьбой по дереву, писал маслом. Сейчас на это просто не остается времени. Но я очень люблю картины своей дочери. Вешаю их на самые заметные и почетные места и любуюсь ими.

«СП»: — Ваша просторная квартира нравится животным за простор…

— Да, и еще стены в ней выполнены в светлых тонах. Отсутствуют перегородки и коридорчики. Это создает ощущение большего пространства и делает помещение более освещенным. Я люблю, чтобы было не много маленьких комнат, а лучше одна, но огромная. Кухня у меня совмещена с гостиной. Причем, в кухне все шкафчики располагаются только в нижней части пространства, никаких навесных шкафов у меня нет. Словом, должно быть место для того, чтобы, по крайней мере, говоря по телефону, можно было свободно перемещаться в пространстве. На мелочи я даже не обращаю внимания. У меня и шторы не на всех окнах есть. Мне нравится, чтобы ничто не отвлекало, не мешало, и было много свободного места и света. Я не люблю ковров, у меня их нет. Потолки предпочитаю высокие, чтобы можно было жонглировать.

Раньше я жил в очень маленькой квартирке, с низенькими потолками, и располагалась она в полуподвальчике. У меня от этого жилища осталось ощущение тесноты и неудобства. А, кроме того, моим животным тоже нужно где-то бегать. Поэтому стены у меня только в кабинете и в спальне, а вся остальная территория квартиры — открытое пространство.

Источник

Оцените статью