- Уничтожение животных во время Лаг ба-Омер
- Примечания [ править | править код ]
- Лаг ба-Омер: история и обычаи праздника
- Истоки традиции
- Традиции Лаг ба-Омера
- Зажигание костров
- Празднования у гробницы рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ) на горе Мерон
- «Опшерниш» — первая стрижка мальчиков
- Стрельба из лука
- Посещение святых мест в период счета омера
- Празднуя Лаг ба-Омер, иудеи бросали кошек в костер и били пожарных
- Лаг ба-Омер – праздник костров. 6 интересных фактов
- Как переводится название праздника?
- Почему Лаг ба-Омер радостный праздник
- А умер ли Рашби в этот день?
- Почему зажигают костры?
- Причем же лук к празднику костров?
- Эх, свадьба
Уничтожение животных во время Лаг ба-Омер
Лаг ба-Омер ( ивр. ל»ג בעומר ) — еврейский религиозный праздник, отмечаемый 18 ияра, на 33-ий день после еврейской Пасхи. Установлен в честь выпадения манны небесной, а также в память о том, как в период римской оккупации Эрец-Исраэль евреи подвергались жестокому обращению: римляне обложили их непосильными налогами и под страхом смерти запрещали изучать Тору . [1]
Во время праздника детвора возжигает костры, а с недавних пор, по сообщениям некоторых СМИ, празднующие стали сжигать в них котят и щенков , при чем по мнению прессы и очевидцев в некоторых районах это носит массовый характер.
По утверждениям некоторых евреев ([1]) и кащенитов ([2], [3]), средствами массовой информации масштаб сожжений зверят еврейской детворой был преувеличен, и речь может идти лишь о единичных случаях.
Есть также организованные попытки противодействовать уничтожению животных. Так этим занимается зоозащитная организация «Беэр-Шева охэвэт хайот» («Беэр-Шева любит животных»), которая устраивает пикеты, и активисты которой пытаются спасти животных.
С точки зрения закона, издевательство над животными в Израиле карается лишением свободы сроком до трёх лет, но, для несовершеннолетних правонарушителей дело заканчивается временным задержанием до прихода родителей и максимум условным наказанием. Полиция по мнению защитников животных вмешивается только в отдельных случаях, когда есть конкретные улики (а их нет, если животное сгорело).
По итогам Лаг ба-Омера 2009 года российское информационное агентство Ura.Ru сообщало [2] о проявлениях жестокого обращения с животными в Холоне, и в Акко, и в районе Нетании.
Примечания [ править | править код ]
1) В Израиле издевательство над животными уголовно наказуемо вплоть до реального тюремного заключения или большого штрафа. Не верящим могу посоветовать пнуть на улице израильского города кошку или собаку или кинуть в них камень. Полиция приедет очень быстро, на вас сразу наденут наручники и вы долго будете объяснять причины своего поступка, на вас составят дело, сделают отпечатки, фотографии и т.д. что полагается и передадут дело в суд. 2) Лаг ба-омер — еврейский праздник, отмечаемый ежегодно 18 ияра. Название праздника означает «33-й день сфират ха-омер» — подсчета снопов, ведущегося между Песахом и Шавуот. Во времена Иерусалимского храма туда ежедневно приносили жертвы в виде снопов ячменя. «Омер» на иврите — «сноп», а также единица объема сыпучих веществ. Лаг ба-омер отмечается в честь того, что в этот день прекратили умирать ученики рабби Акивы. В этот же день умер раввин Шимон Бар-Йохай — величайший последователь рабби Акивы и автор основополагающей книги Каббалы — «Зоар» (Сияние).
Источник
Лаг ба-Омер: история и обычаи праздника
Лаг-ба-Омер (в 2020 года начинается в ночь на 12 мая, заканчивается ночью 13 мая) — совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней периода счета омера. Лаг — то есть буквы «ламед» и «гимель» — это обозначение цифры «33». Лаг-ба-Омер — тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы, одного из самых великих мудрецов своей эпохи, основателя системы Устной Торы. Молва о нем облетела всю планету, после чего его стали посещать ученики со всего мира, под угрозой жизни изучавшие Тору. Ведь во времена царствования Адриана изучение древнейшего Писания находилось под строгим запретом.
По этой причине Лаг-ба-Омер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят «Таханун».
Сефардские евреи считают, однако, что в Лаг-ба-Омер та ужасная эпидемия все-таки унесла еще некоторое количество жертв, и поэтому не стригутся до начала следующего дня, 34-го дня омера.
А у ашкеназских евреев принято считать, что Лаг-ба-Омер был только короткой передышкой, которую дала та эпидемия, после чего она возобновилась с новой силой, продолжая уносить жизни учеников раби Акивы вплоть до рош-ходеш месяца сиван. Поэтому ашкеназские евреи и после Лаг-ба-Омера продолжают соблюдать траур — до первого сивана.
Лаг-ба-Омер — это также годовщина смерти одного из гигантов духа нашего народа, таная раби Шимона бар Йохая (Рашби), который был учеником раби Акивы. Смерть была кульминацией всей его жизни, наивысшим подъемом, и потому Лаг-баОмер именуется также «Гилула дерашби» («днем торжества Рашби») и отмечается весельем, песнями и плясками — и молитвами, обращенными ко Вс-вышнему, молитвами о том, чтобы заслуги этого праведника помогли всему народу Израиля.
Ночь, с которой начинается Лаг-баОмер, — ночь костров. Главный костер зажигают на крыше здания, выстроенного над могилой раби Шимона бар Йохая в местности Мейрон, в Верхней Галилее. Основная причина того, что годовщина смерти раби Шимона бар Йохая отмечается в такой форме, — это предание, приписывающее именно ему авторство книги «Зогар». Раскрывая глубочайшее содержание Торы, эта книга ярким светом освещает мудрость Торы, которая, по словам царя Шломо, сама является источником света: «Мицва — светильник, а Тора — свет». А устами пророка Ирмеягу Сам Вс-вышний говорит: «Ведь таковы Мои слова — они как огонь!»
Принято в этот день привозить в Мейрон детей, которым исполнилось три года — возраст, когда детям впервые стригут волосы. И здесь, на могиле раби Шимона бар Йохая совершают церемонию «Халаке» — стригут ребенку волосы, оставляя пряди волос на висках («пеот»).
Кабалисты объясняют, почему так веселятся именно в день смерти — ведь согласно здравому смыслу, в этот день надлежит печалиться. Недаром есть точка зрения, что 7 адара, день смерти Моше-рабейну, был днем скорби! Но дело в том, что Моше-рабейну плакал в день своей кончины, а раби Шимон бар Йохай веселился. Согласно «Зогару», в этот день он дал последний свой урок ученикам и раскрыл им такие глубины, которых не касался в течение всей своей жизни. Он объяснил: «Я сам свидетельствую о себе, что все дни моей жизни жаждал увидеть этот день!»
Другая причина заключается в том, что вообще день смерти великого человека отмечают не скорбью, а весельем. В наших источниках сохранились сведения, что и день смерти Адама, первого человека на земле, отмечался как праздник.
Есть обычай, согласно которому в Лаг-ба-Омер дети выходят в поля и леса, вооруженные луками и стрелами. Это не только дань чести воинам Бар-Кохбы. Более глубокий смысл скрывается в этом обычае: радуга (на иврите кешет — слово, которое означает также «лук») — это знак свидетельства о клятве Вс-вышнего, о Его обещании никогда более не наводить на землю потоп.
Истоки традиции
Согласно традиции, манна, которую евреи ели в пустыне после Исхода из Египта, начала выпадать в Лаг ба-Омер.
В период римской оккупации Эрец Исраэль евреи подвергались жестокому обращению. Римляне обложили их непосильными налогами и под страхом смерти запрещали изучать Тору. Но, несмотря на преследования, изучение Торы продолжалось. Одним из величайших учителей того времени был рабби Акива. Вместе со своими отважными учениками он продолжал занятия. В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников, и что все они умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Смерть учеников рабби Акивы, гигантов духа, нанесла тяжелейший урон еврейскому народу, создала реальную угрозу забвения Торы. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета «омера» между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Хотя по поводу точных дат траура мнения расходятся и существуют разные традиции, принято считать, что именно в Лаг ба-Омер прекратился мор и поэтому в этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.
Еще одна традиция утверждает, что на Лаг ба-Омер выпадает годовщина женитьбы РАШБИ, и есть также мнение, что в этот день, несмотря на запрет римских властей, он впервые получил звание раввина от рабби Акивы, а спустя несколько лет — от рабби Йеуды бен Бавы. Тем самым Устная Тора была спасена от забвения. Традиционно считается, что душа умершего праведника возносится на Небеса. Поэтому его уход из жизни принято отмечать песнями, танцами и молитвами. Кульминацией празднования Лаг ба-Омер является многолюдное паломничество к могиле РАШБИ, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфата на севере Израиля.
Традиции Лаг ба-Омера
Зажигание костров
В настоящее время это самый распространенный обычай Лаг ба-Омера. По всему Израилю зажигают большие костры. Стар и млад собираются вокруг них, танцуют и поют. Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге «Зоар» («Сияние»). Когда Рашби умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано: «Ибо заповедь — это свеча, а Тора — свет».
Празднования у гробницы рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ) на горе Мерон
В день Лаг ба-Омер у могилы Рашби в Мероне собираются десятки тысяч человек. Там зажигают большой костер, и присутствующие бросают в него разные предметы, в том числе записки с текстами молитв и личных просьб и пожеланий. У костра поют песни в честь Лаг ба-Омер и в память о рабби Шимоне. Музыка и танцы продолжаются всю ночь.
«Опшерниш» — первая стрижка мальчиков
Этот обычай зародился среди учеников Ари (раввина-каббалиста Ицхака Лурии), жившего в Цфате. Мальчиков, которым исполнилось три года, ведут на их первую стрижку. Эта церемония обставлена пением и танцами. Гостей угощают вином и печеньем.
Стрельба из лука
В Лаг ба-Омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. В каббалистической традиции лук, «кешет», тесно связан с образом РАШБИ. «Кешет» означает также радугу, которая стала символом примирения человека и Б-га после Всемирного потопа, когда Всевышний обещал больше не уничтожать людей, как бы они ни грешили, и дал им талисман — радугу. Когда радуга появляется на небе, это значит, что люди плохо ведут себя и заслуживают сурового наказания, но Б-г помнит Свое обещание. Мудрецы говорят, что при жизни рабби Шимона радуга ни разу не появлялась. Его праведность была столь велика, что ее хватало для искупления грехов всего поколения. Поэтому современникам РАШБИ не требовался знак Б-жественного милосердия в виде радуги.
Посещение святых мест в период счета омера
При упоминании Лаг ба-Омера 99 человек из ста назовут вам, в первую очередь, могилу рабби Шимона бар Йохая на горе Мерон. Но в стране Израиля есть и другие святые места, где евреи собираются в период «сфиры», 49-дневного счета омера между Песахом и Шавуотом.
14 ияра в Тверии у гробницы и синагоги рабби Меира Бааль а-Нес (р. Меира-чудотворца) устраивают празднества наподобие Лаг ба-Омера в Мероне.
Существует давняя традиция восходить на гору Мерон и совершать паломничество к знаменитой пещере, где похоронены выдающиеся мудрецы Израиля периода Второго Храма Гилель и Шамай с десятками их учеников.
Лаг ба-Омер празднуют и на горе Кармель, у подножия которой раскинулся город Хайфа. На одном из склонов горы находится пещера, в которой, согласно традиции, жил и преподавал Тору пророк Элияу. Существует множество историй о больных людях, которые приходили в пещеру Элияу, молились там, каялись в грехах и в результате обретали чудесное исцеление.
Многие жители Иерусалима проводят ночь Лаг ба-Омера у могилы Шимона Цадика, первосвященника и великого знатока Торы, жившего в ранний период существования Второго Храма.
Источник
Празднуя Лаг ба-Омер, иудеи бросали кошек в костер и били пожарных
В ночь на 16 мая израильтяне разводили костры, чтобы, как положено по традиции, отметить праздник Лаг ба-Омер. В итоге, «скорая помощь» доставила в больницы 132 пострадавших. 10 из них получили ожоги разной степени, остальные – травмы или алкогольное отравление, сообщает «isra.com».
В Бней-Браке пострадал 20-летний парень, который вылил в костер легковоспламеняющуюся жидкость. Он был доставлен в больницу «Шиба» в Тель а-Шомере. Еще один житель Бней-Брака, 8-летний мальчик, получил ожоги нижней части тела. В состоянии средней тяжести он доставлен в больницу.
На пляже Полег получил тяжелые ожоги лица и верхней части тела 16-летний подросток. Он доставлен в больницу «Бейлинсон».
В Петах-Тикве мужчина ударил пожарного, прибывшего, чтобы погасить костер. Пожарный был госпитализирован.
На горе Мирон в церемонии на могиле раввина Шимона Бар-Йохая приняли участие 300 тыс человек. Порядок на этом мероприятии обеспечивали 5 тыс полицейских, использовавших все необходимые технические средства, включая мини-трактора и вертолеты, что позволило избежать серьезных происшествий.
В Хайфе пожарные погасили 210 костров, оставленных без присмотра после окончания празднования.
Пострадали не только люди, но и животные — в районе Нетании волонтеры организации по охране животных спасли и передали ветеринарам кошку, которая была брошена в костер. Есть сведения, что подобные проявления жестокого обращения с животными минувшей ночью имели место также в Холоне и Акко.
Источник
Лаг ба-Омер – праздник костров. 6 интересных фактов
Уже 11-го мая, вечером, евреи всего мира будут отмечать радостный праздник Лаг ба-Омер, отличительной чертой которого является разжигание костров. Предлагаем вам почитать 6 интересных фактов о грядущем празднике.
Как переводится название праздника?
Название праздника переводится очень просто – это 33-ий день отсчета Омера, который берет свое начало с Песаха и заканчивается Шавуотом. Буквы ламед и гимел как раз и образовывают число 33.
Почему Лаг ба-Омер радостный праздник
Лаг ба-Омер считается одним из самых светлых праздников в году. Его истоки кроются в 2 событиях, который произошли в один день. Первое событие – это завершение ужасной по своим масштабам эпидемии, а вторая это смерть раввина Шимона Бар Йохая, которого еще называют Рашби.
Перед своей кончиной он успел передать заветные тайны Каббалы своим верным ученикам. Почему же годовщина смерти раввина считается таким большим праздником? Все очень просто. Считается, что после смерти праведникам проще замолвить слово перед Богом. Похоронен Рашби на горе Мерон, которая находится на севере Израиля, в 10 километрах от Цфата. В этот день там собирается около 350 тысяч паломников.
А умер ли Рашби в этот день?
Нет практически никаких данных, что Рашби умер именно в этот день. Единственным источником, который подтверждает это, является книга его же ученика Хаима Виталя. В наше время появилась версия, что в этой книге вместо слов «сихмат рабби Шимон бар Йохая» то есть радость Шимона Бар Йохая, по чьей-то вине было написано, что Рабби (ше мет) умер в этот день. То есть при переписи книги была упущена буква «хет», которая и поменяла весь смысл предложения.
Почему зажигают костры?
Тут есть несколько причин. Во-первых, сам Рашби написал важнейшую книгу Каббалы под ярким названием «Сияние». Во-вторых, же учение Рашби несло свет и в память о нем принято зажигать костер и танцевать, прославляя этого праведника.
Причем же лук к празднику костров?
Стрелять из лука – это также традиция Лаг ба-Омера. Здесь также есть 2 варианта. По одной из причин умершие от эпидемии ученики рабби Акивы были солдатами, потому в память о них принято стрелять из лука. Еще одной версией является происхождение самого слова лук. На иврите лук – это «кешет».
То же самое слово обозначает и радугу, которая является союзом Бога и людей. По преданию за все годы жизни Рашби не было ни одной радуги и считалось, что праведник и являлся живым напоминаем о союзе Бога и людей и Богу не было тогда потребностей демонстрировать радугу.
Эх, свадьба
Лаг ба-Омер попадает на траурный период, который составляет 49 дней и в это время делать свадьбу запрещено. Но именно в Лаг ба-Омер это делать благословляется. Не удивительно, что в этот день заключается в Израиле большое количество браков.
Источник