- ОГЭ 2019, Русский язык, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
- Мальчик хотел понаблюдать как таня справится со спасением котенка поэтому
- Примеры
- Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова
- Ограниченная в употреблении лексика
- Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
ОГЭ 2019, Русский язык, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
ОГЭ 2019, Русский язык, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.
Авторы заданий — специалисты, принимающие непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов.
Пособие содержит 14 вариантов типовых тестовых заданий Основною государственного экзамена по русскому языку.
Назначение пособия — отработка практических навыков учащихся при подготовке к экзамену в 9 классе по русскому языку.
В сборнике даны ответы на все варианты тестов, приведена подробная инструкция по проверке и оценке работ учащихся.
Издание адресовано учителям и методистам, а также учащимся 9-х классов основной школы для самоподготовки и самоконтроля.
Примеры.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем можно объяснить поведение Коли, не принявшего участия в спасении котёнка?»
1) Мальчик хотел понаблюдать, как Таня справится со спасением котёнка.
2) Коля просто растерялся, он не сумел быстро среагировать и помочь упавшему в воду котёнку.
3) Коля не стал вытаскивать из реки котёнка, потому что испугался возможных опасностей для себя.
4) Коля и Таня поссорились, Таня даже топнула ногой на Колю, поэтому он был расстроен и не сразу заметил, что случилось с котёнком.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) А сама река светлела, всё выше отодвигалось небо, глубина становилась видней.
2) Она прыгнула на берег, вошла в воду, и река надула её платье — оно стало похоже на венчик лесного цветка.
3) Но и над горами ходил только ветер, тоже пустынный, не нагонявший даже осенних облаков.
4) А Таня поминутно поднимала глаза и смотрела на удочку Коли.
СОДЕРЖАНИЕ.
Инструкция по выполнению работы.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
Вариант 13.
Вариант 14.
Ответы.
Разбор варианта 14.
Тексты для сжатого изложения.
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ 2019, Русский язык, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Мальчик хотел понаблюдать как таня справится со спасением котенка поэтому
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) От мышей пострадала книга Петра Демьяныча, поэтому он предложил Прасковье, своей кухарке, завести кошку.
2) Обучая котёнка ловить мышей, Пётр Демьяныч проявляет терпение, обращаясь с домашним питомцем ласково и аккуратно.
3) Когда котёнок впервые увидел мышь, он очень испугался.
4) Дядя возился с котёнком почти год, но попытки научить животное ловить мышей так и не увенчались успехом.
5) Рассказчик считает дядю плохим учителем.
(1)Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами.
— (2)Прасковья, — сказал он, обращаясь к кухарке. — (3)У нас мыши завелись?
— (4)А что ж мне делать? – ответила Прасковья.
— (5)Кошку бы ты завела, что ли.
— (6)Кошка есть; да куда она годится?
(7)И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котёнок.
— (8)Отчего же не годится? — спросил Пётр Демьяныч.
— (9)Молодой ещё и глупый. (10)Почитай, ему ещё и двух месяцев нет.
— (11)Так его приучать надо, воспитывать!
(12)Возвращаясь из гимназии, дядюшка зашёл в лавку и купил мышеловку. (13)За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты и поставил западню под диван. (14)Ровно в шесть часов вечера под диваном вдруг раздалось «хлоп!».
— (15)Ага-а! – пробормотал Пётр Демьяныч, достав мышеловку, и так злорадно поглядел на крошечную мышь, как будто собирался поставить ей единицу. — (16)Пойма-а-алась, по-одлая! (17)Прасковья, неси-ка сюда котёнка!
— (18)Сича-ас! — отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.
— (19)Отлично! — забормотал Пётр Демьяныч, потирая руки. — (20)Ставь его против мышеловки. (21)Вот так.
(22)Котёнок удивлённо поглядел на дядю, на мышь, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись яркого лампового света и человеческого внимания, на него направленного, рванулся и в ужасе побежал к двери.
— (23)Стой! — завопил дядя, хватая его за хвост. — (24)Стой, подлец этакий! (25)Мыши, дурак, испугался! (26)Гляди: это мышь! (27)Гляди же! (28)Ну? (29)Гляди, тебе говорят!
(30)Пётр Демьяныч взял котёнка за шею и потыкал его мордой в мышеловку.
— (31)Гляди, стервец! (32)Возьми-ка его, Прасковья, и держи против дверцы. (33)Как выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай!
(34)Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу. (35)Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван. (36)Выпущенный котёнок задрал вверх хвост и побежал под стол.
— (37)Ушла! (38)Ушла! — закричал Пётр Демьяныч, делая свирепое лицо. — (39)Мерзавец! (40)Постой же.
(41)Дядюшка вытащил котёнка из-под стола и потряс его в воздухе.
— (42)Каналья этакая. — забормотал он, трепля его за ухо. — (43)Вот тебе! (44)Вот тебе! (45)Будешь другой раз зевать? (46)Ккканалья.
(47)На другой день котёнка, после вчерашнего оскорбления забившегося под печку и не выходившего оттуда всю ночь, дядюшка снова взялся воспитывать — но история повторилась: после открытия дверцы мышь убежала, котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок от мучителей-воспитателей и забился под диван.
(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи. (49)После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:
— (50)Ни к чёрту не годится!
(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь. (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.
(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки — латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство.
* Антон Павлович Чехов (1860–1904) — русский писатель, прозаик, драматург, классик мировой литературы.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 содержит описание.
2) В предложениях 12–14 представлено повествование.
3) В предложении 22 представлено рассуждение.
4) Предложение 36 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 35.
5) В предложениях 53–54 представлено повествование.
Пояснение (см. также Правило ниже).
1) Предложение 7 содержит описание. — Верно.
2) В предложениях 12–14 представлено повествование. — Верно.
3) В предложении 22 представлено рассуждение. — Неверно, это повествование.
4) Предложение 36 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 35. — Неверно, в предложении 36 содержится следствие из 35-го.
5) В предложениях 53–54 представлено повествование. — Верно.
Задание 23 требует от учащегося умения анализировать текст с точки зрения его функционально-смысловой принадлежности.
Различают три основных функционально-смысловых типа
Повествование — рассказ о событиях, сменяющих друг друга. Для него характерны глаголы совершенного вида (что сделал?), переход от одного действия к другому, наличие диалога.
Описание — статичная картина. Характерны глаголы несовершенного вида (как на застывшем фото), прилагательные и любые другие эпитеты, переход от одной грани описываемого к другой.
Рассуждение — размышление о проблеме, мысли вслух. Характерно наличие вопросительных предложений, вводных слов, переход от тезиса к доказательствам.
Примеры
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза — из литого стекла (по А. Куприну).
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).
По своему характеру он плюнул бы на это дело, замял и уехал бы, но в области уже знали, и человека надо было представить. Живым, а лучше мёртвым — за оказание сопротивления. «Это надо сделать кровь из носу, ты что, не врубаешься. » — орал из области зам по оперативной, которому, видно, самому здорово досталось. Александру Михайловичу и так всё ясно было его место из-за беглого Кобяка падало в цене и могло быть отдано только кому-то местному. Интересно, Семихватскому с Гнидюком предлагали? А может, и обоим для конкуренции, размышлял Александр Михалыч. (В. Ремизов «Воля вольная»)
Если я не ошибаюсь , то четвёртый ответ правильный.
В предложении 36 содержится следствие из 35-го: котёнок убежал (№36) после того, как вышла мышь (№35).
Из предложений 47–49 выпишите фразеологизм.
Пояснение (см. также Правило ниже).
В предложении 49 фразеологизм «вышел из себя».
Ответ: вышел из себя.
Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:
— прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)
— синонимы (контекстный синоним), антонимы (контекстный антоним)
— лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)
— ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)
— стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика
Лексическое значение слова — это исторически закрепленный «смысл» слова.
Слова могут иметь прямое значение (первоначальное, исходное) значение и переносное значение (вторичное значение, возникающее на основе первого). Примеры:
— Его оставили в комнате одного. Слово «оставили» имеет прямое значение.
— Его оставили в должности. Слово «оставили» использовано в переносном значении.
Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко — сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост — сходство на основе функции).
Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Пушкин в сумке, съел тарелку). Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Синекдоха — перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй, шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).
Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова
Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Друг — товарищ, думать — размышлять).
Контекстные синонимы — слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (плохой — хороший, сесть — встать).
Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.
Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания, обладающие неделимым смыслом и извлекаемые из нашей памяти в готовом виде. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: хутор (из венгерского).
Лексика пассивного запаса — устаревшая или еще недостаточно известная.
Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т. д.).
Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами (ланиты — щёки, длань — ладонь).
Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых предметов, явлений.
Ограниченная в употреблении лексика
Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: векша — белка (северный диалект).
Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.
Жаргонная лексика — слова, которые используют в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго), клёвый (молодежь).
Сленг — чаще понимается как «молодежный».
Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).
Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т. д.
Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
Нейтральная лексика — используется в любой ситуации, в любом стиле (хороший, общество, рисовать).
Книжная лексика — используется преимущественно в письменных (книжных) стилях (достохвальный, ассоциация, живописать).
Разговорная лексика — используется в разговорном стиле (гробить, запаска, деляга).
Среди предложений 9–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и контекстных синонимов.
Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Пояснение (см. также Правило ниже).
Предложения 13 связано с предыдущим с помощью контекстных синонимов «мышеловка − западня» и личного местоимения ОН.
«Чеховский текст синтаксически чрезвычайно богат: в нём присутствует множество разнообразных конструкций, в числе которых — (А) ______ (предложения 2, 17) и (Б)______ (предложения 23, 24, 33). Использование таких тропов, как (В)______ (в предложении 1) и (Г)______ («таинственное выражение» в предложении 34, «солидного и рассудительного кота» в предложении 52), с одной стороны, сближает текст с разговорной речью, а с другой — делает его выразительным, художественным».
1) вводные и вставные конструкции
4) просторечная лексика
7) восклицательные предложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение (см. также Правило ниже).
«Чеховский текст синтаксически чрезвычайно богат: в нём присутствует множество разнообразных конструкций, в числе которых — (А) ОБРАЩЕНИЯ (предложения 2, 17) и (Б)ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (предложения 23, 24, 33). Использование таких тропов, как (В)МЕТОНИМИЯ(в предложении 1) и (Г)ЭПИТЕТ («таинственное выражение» в предложении 34, «солидного и рассудительного кота» в предложении 52), с одной стороны, сближает текст с разговорной речью, а с другой — делает его выразительным, художественным».
Обращения − слова, называющие того, к кому обращаются.
Восклицательные предложения − предложения с особой интонацией.
Метонимия − это перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основе смежности (из изъеден учебник синтаксиса — изъеден синтаксис).
Эпитет − образное определение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Основные проблемы | Позиция автора |
---|---|
1. Проблема грамотного воспитания ребёнка. Проблема чрезмерной строгости в воспитании. (Что важно учитывать при воспитании ребёнка? Хороша ли чрезмерная строгость в воспитании ребёнка? Каковы последствия чрезмерно строгого воспитания? | 1. Порой родители считают, что строгое воспитание будет полезным для ребёнка. Однако нельзя забывать, что при чрезмерной строгости, чрезмерном родительском перфекционизме ребёнок лишается детства, чувствует себя непонятым, одиноким, становится замкнутым, запуганным, отчуждённым от общества, он живёт в постоянном страхе. Всё это делает ребёнка несчастным. Мир, где родителями всё давно решено за него, становится его собственной «долиной ужаса», где нет радости, а есть самоконтроль, страх, внешнее смирение и тщательно скрываемая ненависть. |
2. Проблема подавления свободы ребёнка, навязывания родителями своих выборов и идеалов ребёнку. (Что происходит с ребёнком, если родители лишают его свободного выбора? Допустимо ли подобное отношение к детям?) | 2. Если родители лишают ребёнка возможности свободно выбирать свою судьбу, они калечат детскую душу. Такое отношение к детям недопустимо. |
3. Проблема толерантности | 3. Нужно быть терпимее к окружающим, принимать их такими, какие они есть, проявлять лояльность и толерантность. |
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
Источник