Кошачьи волосы и намаз
Вопрос: Если на молитвенном коврике или одежде молящегося будут кошачьи волосы, то считается ли его молитва действительной?
Ответ: Сама по себе кошка не является нечистью (наджас), ее можно трогать, ее волосы не наджас до тех пор, пока они на теле живой кошки, и нет в этом проблемы. Также не нарушается молитва, если кошка встала на коврик, или прошла по коврику во время молитвы, если она не перенесла наджас на коврик. Если она перенесла наджас на коврик или одежду, то молитва нарушается.
Однако вопрос в том, является ли наджасом ее волосы после отделения от ее тела? По мазхабу имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) волосы, отделившиеся от запретных для употребления в пищу животных, являются наджасом. Если более трёх волос от кошки останутся на коврике или одежде, то молитва нарушается.
Если же на ее заднем проходе будет наджас, то это не навредит молитве до тех пор, пока этот наджас не перейдёт на коврик или одежду молящегося (см. в книге «Ианат ат-талибин», 1 том, стр. 181).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Форум для мусульман
Является ли кошка наджасом, её моча и слюни?
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1 Админка
Сама по себе кошка не является наджасом, но в вопросе её мочи и слюни:
Вопрос: Является ли моча кошки наджасом?
Ответ: Хвала Аллаху.
Моча кошки и ее кал являются наджасом, согласено распространенному мнению ученых мазхабов.
Пришло в Кувейтской Энциклопедии по фикху:
ج — بَوْل الْهِرَّةِ وَخُرْؤُهَا :
وَفِي الْخُلاَصَةِ : إِذَا بَالَتِ الْهِرَّةُ فِي الإِْنَاءِ ،
أَوْ عَلَى الثَّوْبِ تَنَجَّسَ .
وَيَرَى الْمَالِكِيَّةُ نَجَاسَةَ بَوْل الْهِرَّةِ ، وَعُمُومُ قَوْل الشَّافِعِيَّةِ فِي نَجَاسَةِ جَمِيعِ الأْبْوَال يَقْضِي بِنَجَاسَتِهِ) . 4 — نَصَّ الْحَنَفِيَّةُ عَلَى أَنَّ بَوْل الْهِرَّةِ وَخُرْءَهَا نَجِسٌ فِي أَظْهَرِ الرِّوَايَاتِ يُفْسِدُ الْمَاءَ وَالثَّوْبَ ..
«Моча кошки и ее кал.
Сказали прямым текстом ханафиты о том, что моча кошки и ее кал являются наджасом в более явном риваяте, и делают негодной (для омовения и молитвы) воду и одежду.
И пришло в «аль-Хуляса»: «Если помочится кошка в посуду, или на костюм, он загрязнится наджасой»
И считают маликиты мочу кошки наджасой.
И общность слова шафиитов о наджасе всех видов мочи несет в себе хукм о наджасе мочи кошки»
Источник: «Кувейтская энциклопедия фикха», 42-266
И это в отличие от ее слюны, которая является чистой по иджма факихов, которое передал имам Мухаммад Ибн Наср аль-Марвази, см. «Ат-Тамхид», первый том.
Аллах знает лучше.
Please Login or Register to see this Hidden Content
А так же мнения:
Сообщается, что Дауд ибн Салих ибн Динáр ат-Тaммáр передал со слов своей матери о том, что ее госпожа отправила ее с некоторым количеством харисы [а) блюдо, приготавливаемое из мятого вареного мяса и вареной пшеницы; б) сладость, приготовляемая из муки, масла и сахара] к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и нашла ее совершающей молитву. Она жестом указала мне, чтобы я поставила (то, что я принесла).
Вдруг подошла кошка и начала есть из нее . Когда она закончила свою молитву, то поела с того места, откуда ела кошка и (затем) сказала: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, они не являются нечистыми, и они из тех, кто окружают вас». И я видела как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение (водой), которая осталась после нее». Сунан абу Дауд, 76. Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис /сахих/».
Бухари – 406 (745).
406 (745). Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился во время солнечного затмения, он (сначала) встал и долго стоял, потом склонился в поясном поклоне и долго не выпрямлялся, потом выпрямился и долго стоял, потом склонился в поясном поклоне и долго не выпрямлялся, потом выпрямился, потом совершил земной поклон и долго не поднимался, потом поднялся1, потом совершил (ещё один) земной поклон и долго не поднимался, потом встал и долго стоял, потом склонился в поясном поклоне и долго не выпрямлялся, потом выпрямился и долго стоял, потом склонился в поясном поклоне и долго не выпрямлялся, потом выпрямился, потом совершил долгий земной поклон, потом поднялся, потом совершил (ещё один) долгий земной поклон, после чего закончил (молитву) и сказал: «Рай был столь близок ко мне, что если бы я осмелился, то принёс бы вам одну из его гроздей, и ад был столь близок ко мне, что я воскликнул: «О Господь мой, неужели и я окажусь вместе с ними?!» И тут я вдруг увидел какую-то женщину2 и спросил: «Что она сделала?» (В ответ мне) сказали: «Она держала (кошку) взаперти, пока та не подохла от голода, не давая ей никакой еды и не выпуская (её из дома), чтобы та кормилась сама»».3
Булуг аль-Марам – 9
Абу Дауд – 75
75 – Передают со слов Kaбши бинт Ka’б ибн Малик, которая была женой Ибн Абу Катады, о том, что Абу Катада как-то пришел к ней, и она налила ему воду, для омовения. Затем пришла кошка и попила из этой воды, а он наклонил ей посуду, чтобы она (закончила) пить. Кабша сказала: «Увидев, что я наблюдаю за ним, он сказал: «Ты удивлена, о племянница?» Я сказала: «Да». Он сказал: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (однажды) сказал: «Они[114] не являются нечистыми и они из тех, кто всегда окружает вас»».[115]
___________________________________________________________
[114] То есть кошки.
[115] Также этот хадис передали ат-Тирмизи 92, ан-Насаи 1/55, Ибн Маджах 367.
9. Передают, что Кабша бинт Ка’б ибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада,16 да будет доволен им Всевышний Аллах, который был отцом ее мужа. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить. Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: «Они не являются нечистыми. Они суть одни из тех, кто ходит вокруг вас»». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали хадис достоверным.17
Булуг аль-Марам – 1155
1155. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Одна женщина получала наказание за то, что держала кошку взаперти до тех пор, пока кошка не умерла. Из-за нее она оказалась в аду. Она не кормила и не поила ее, а держала взаперти и даже не выпускала покормиться живностью на земле».
Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Таким образом, из достоверных хадисов в отношении кошек, которые приводились выше можно заключить, что:
1. Из-за кошки можно попасть в Ад!
2. Кошки не являются наджас (нечистыми).
3. Водой, из которой пила кошка, можно совершить омовение.
3. Еду, которой питалась кошка, дозволено кушать и человеку.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Хадис 9. О том, что кошки считаются чистыми животными
Передают, что Кабша бинт Ка’б ибн Малик рассказывала, что однажды к ней вошел Абу Катада, да будет доволен им всевышний Аллах, который был отцом ее мужа. Она налила ему воды для совершения омовения, но тут к воде подошла кошка. Она принялась пить воду, и Абу Катада наклонил сосуд для того, чтобы ей было удобно пить. Он заметил, что Кабша смотрит на него и спросил: «Ты удивлена, племянница?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о кошках: «Они не являются нечистыми. Они суть одни из тех, кто ходит вокруг вас». Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи и Ибн Хузейма назвали хадис достоверным.
Несколько слов о рассказчике
Абу Катада — аль-Харис ибн Риб’и аль-Ансари. Он был конюхом Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Принимал участие в битве при Ухуде и во всех последующих сражениях. Скончался в Медине или Куфе в 54 г.х.
Комментарий к хадису
Арабское слово «таввафун» (букв. «ходящие вокруг») относится к слугам, которые обхаживают своих хозяев. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сравнил кошек со слугами, потому что эти животные обитают в домах своих хозяев и находятся с ними в тесной связи. Принимая это во внимание, всевышний Аллах облегчил своим рабам их обязанности и отнес кошек к чистым животным. Поэтому кошачья слюна и сами кошки являются чистыми. Однако между мусульманскими богословами существуют разногласия по поводу того, являются ли кошки чистыми, если прикасаются к нечистотам. Одни богословы считают, что после соприкосновения с нечистотами кошки становятся чистыми только по прошествии одного дня или одной ночи. Другие богословы считают, что кошки становятся чистыми по прошествии часа. Третьи богословы считают, что они становятся чистыми после соприкосновения с водой. Однако самое достоверное мнение состоит в том, что они становятся чистыми, когда на них исчезают следы нечистот, потому что сами кошки являются чистыми, а нечистыми их делают нечистоты, с которыми им приходится соприкасаться. См. «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 32-33.
Текст::
9. وعن أَبِي قَتَادة رضي الله عنه أَنَّ رَسولُ الله صلى اللهُ عليه وسلم قَالَ في الهِرَّةِ: إِنَّهَا لَيْسَتْ بِنَجَسٍ، إِنَّمَا هِيَ مِنَ الطَّوَّافِينَ عَلَيْكُمْ، أَخْرَجَهُ الأَرْبَعَةُ، وَصَحَّحَهُ التِّرْمِذِيُّ وَابْنُ خُزَيْمَةَ
От Абу Къатады, да будет им доволен Всевышний Аллах, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно кошки: «Истинно, она не наджаса, ведь, поистине она из тех, кто обитает среди вас (в тексте буквально: ходит вокруг вас)» (хадис привели четверо, ат-Тирмизи и ибн Хузейма сказали, что он достоверный).
Степень достоверности хадиса:
Хадис достоверен. Его достоверность подтвердили аль-Бухари и другие. Различные версии данного хадиса, переданные от Айши, да будет доволен ею Аллах, приводятся в сборнике достоверных хадисов, составленном на основе хадисов Абу Дауда (№ 69).
Выводы из хадиса:
1. Поистине, кошка не является наджасой, а то, до чего она дотрагивалась, и то, что она лакала языком, не оскверняется.
2. Причина (‘илля) того, почему кошка не является наджасой, состоит в том, что она «ходит вокруг своих хозяев» подобно слуге и избежать ее присутствия практически очень трудно. Конечно, объяснение причины, по которой кошка не является наджасой, в данном хадисе не изложено в привычной для нас форме с использованием для этого специальных фраз типа «потому что», или «в связи с тем, что», или «вследствие того, что» и т.д., однако эта причина становится понятна из самого текста хадиса, из его общего смысла. Если бы второе предложение в хадисе не скрывало в себе объяснения причины, по которой кошка не является наджасой, то тогда оно было бы бессмысленным пустословием, что никак невозможно, ибо слова в законах Ислама всегда несут в себе глубокий смысл и далеки от того, чтобы быть бесполезными.
Подобное извлечение выводов называется в науке «Усулю-ль-фикъх» — «установлением причины по скрытому в тексте смыслу» (има’)
Please Login or Register to see this Hidden Content
3. В хадисе прямо не указывается, однако подразумевается то, что Шариат устанавливает необходимость избегать скверны и допускает прикосновение к ней только в случае потребности или крайней необходимости.
Please Login or Register to see this Hidden Content
Подробное разъяснение этого было дано в сноске
Please Login or Register to see this Hidden Content
Источник
Нарушает ли молитву кошка?
Вопрос: Если моя домашняя кошка ходит или сидит передо мной, когда я молюсь, должен ли я продолжать молитву или прервать ее, чтобы прогнать кошку?
Ответ: Хвала Аллаху
Молитву нарушает одно из трех, упомянутое Пророком (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, можно считать, что у него есть преграда (сутра), отделяющая его от остальных, если перед ним находится нечто высотой с заднюю часть седла. В противном же случае его молитва будет нарушена, если перед ним пройдёт осёл, женщина или собака». Муслим, 511.
В другой версии хадиса говорится «черная собака». Передатчик этого хадиса сказал: «Я спросил: «О Абу Зарр, а чем чёрная собака отличается от рыжей или жёлтой?». В ответ он сказал: «О сын моего брата, такой же вопрос я задал и посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), на что он сказал: «Чёрная собака — это шайтан»». Муслим, 510.
Это правило относится к тем случаям, когда кто-то из перечисленных пройдет перед молящимся, который не имеет перед собой преграды. Но если перед ним есть сутра и человек или животное пройдет перед сутрой, то это не повлияет на молитву. Доказательством служит хадис от Абу Джухайфы, который сказал: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с ними в Батхе полуденную и послеполуденную молитвы, каждая из которых состояла из двух ракатов. Перед ним находилась воткнутая в землю палка с острым наконечником, за которой во время молитвы ходили женщины и ослы. Аль-Бухари, 495.
Это правило относится как к имаму, так и к тому, кто молится в одиночестве; что касается членов коллективной молитвы, то сутра имама является и их сутрой.
Кошки не нарушают молитву, даже если они пройдут перед молящимся, потому что основной принцип молитвы в том, что она действительна и нет доказательств, подтверждающих, что кошка нарушает молитву.
Но верующий должен стремиться к тому, чтобы никто не проходил перед ним во время молитвы. Передается от Амр ибн Шуайба от его отца, что его дедушка сказал: «Мы остановились с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Саният азахир (название местность) и наступало время молитвы. Мы помолились перед стеной, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стоял лицом к стене, а мы были позади него. Тут подошло животное, которое собиралось пройти перед ним, а он продолжал отталкивать его до тех пор, пока не прикоснулся своим животом стены, и тогда оно прошло позади него». Абу Дауд, 708; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих Абу Дауд», 652.
Вопрос: Является ли кошка чистыми или грязным животным?
Ответ: Кошки чистые животные, поэтому если кошка попила из сосуда с водой, то он не становится грязным. Передают со слов Kaбши бинт Ka‘б ибн Малик, которая была женой Ибн Абу Катады, о том, что Абу Катада как-то пришел к ней, и она налила ему воду, для омовения. Затем пришла кошка и попила из этой воды, а он наклонил ей посуду, чтобы она (закончила) пить. Кабша сказала: «Увидев, что я наблюдаю за ним, он сказал: «Ты удивлена, о племянница?». Я сказала: «Да». Он сказал: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды сказал: «Они не являются нечистыми и они из тех, кто всегда окружает вас»». Ат-Тирмизи, 92; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Источник