От бога кошка или собака

Кошка: святое существо или исчадие ада?

Истина, что собака друг человека, а кошка гуляет сама по себе, никогда не подвергалась сомнению. А зря! Ведь наиболее близким другом логичнее было бы считать существо, охраняющее человека от темных сил, защиту от которых может дать лишь кошка!

СВЯТЫЕ КОШКИ

Как ни странно, собака в большинстве религий считается животным нечистым, в то время как кошка имеет статус чуть ли не святой. Существует притча, будто во время плавания Ноева ковчега мышь от голода стала прогрызать дно корабля и чуть было не погубила всю спасательную экспедицию. Помешала ей судовая кошка. С тех пор человечество в долгу у этого пушистого животного. В то же время французская легенда утверждает, что лишь кошка может привести человека в райский сад, поскольку запомнила обратную дорогу во время изгнания из Эдема Адама и Евы.

Возможно, в этом забавном предании есть доля здравого смысла, поскольку христианство зародилось в Египте, в котором кошка испокон веков считалась священным животным. Целый ряд богов Древнего Египта изображался в виде кошек либо с кошачьей головой. Например, огромным котом представал перед людьми бог мертвых Осирис. С изображением львиц олицетворялись образы Сехмет, Тефнут, Мафдет и Шесемтет. В одной из глав «Книги Мертвых» высший бог Египта Ра предстает в образе рыжего кота, ежедневно побеждающего змея Апопа.

Читайте также:  Вивьен ли с кошками

Во время расцвета культа кошачьей богини Баст кошки не только превратились в священное животное Египта, их начали даже мумифицировать! Греческий историк Геродот в своих сочинениях красочно описал сцену, когда жители Египта, рискуя жизнью, врывались в горящие дома ради спасения погибающих в пожаре кошек. В случае кончины четвероногой любимицы вся семья обращалась в траур, сбривая себе брови, а за преднамеренное убийство кошки грозила смертная казнь.

Зная трепетное отношение египтян к кошкам, персидский царь Камбис приказал своим воинам привязать к их щитам живых кошек и выступить в поход. Египтяне сдались без боя, так и не решившись поднять меч на священное животное.

ЧЕРНАЯ КОШКА — ПОДРУЖКА БОГА

Сложно сказать, почему в европейских странах черная кошка ассоциируется с нечистой силой, тогда как, например, в Индии к ней относятся более чем доброжелательно. У индусов черная кошка ассоциируется с божеством Шаштхи, олицетворяющим добродетели материнства, семейного счастья и благополучия. В свою очередь, один из любимых и почитаемых богов Индии Ганеша, сын самого Шивы, изображаемый с головой слона, любил играть с кошкой, в которую превращалась его мать.

Уважительное отношение к кошкам присутствовало и у китайских буддистов. Монахи специально разводили при монастырях «маленьких тигров» для защиты сокровищ обители от нечистой силы, ну и конечно же. от мышей!

Не обошел кошек своим вниманием и ислам. По преданию, у пророка Мухаммеда была любимая кошка, с которой он никогда не расставался. Однажды четвероногая любимица пророка спасла его от укуса ядовитой змеи. В награду Мухаммед наградил всех кошек мира способностью приземляться на четыре лапы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ САДИСТЫ

Как же так получилось, что кошка, почитаемая большинством народов мира практически святой, неожиданно оказалась записана в приспешники дьявола?

Всему виной средневековый католицизм. Злоключения кошек начались с публикации в X веке книги «Житие св. Григория». Фантазия автора разыгралась настолько, что он описал, как демон в обличье кота мучил во сне бедного монаха. Свою роль в осквернении образа кошки сыграла и могущественная христианская секта катаров. Впрочем, сами рыцари не имели ничего против кошек, но их название на латинском cattar в переводе на французский звучало как «котопоклонник». Неудивительно, что после разгрома катаров досталось и бедным кошкам. Появился целый ряд книг, в которых кошки обвинялись во всех смертных грехах. Вдруг выяснилось, что кошки ядовиты, способны возбуждать в человеке похоть, их глаза видят демонов ночи и вообще они служат дьяволу.

Черные кошки и вовсе по неведомой причине оказались переносчиками темных духов. Разумеется, искореняя ведьм, изуверы из христианской инквизиции боролись и с кошками. Их нещадно истребляли, применяя для этого самые изощренные методы: кошек пытали, сжигали и вешали. В Германии и вовсе существовала омерзительная традиция наказания неверных жен. Подозреваемых в неверности женщин сажали в мешок с кошкой и били палками. Разозленное животное в неистовстве кусало и остервенело царапало бедную женщину. Считалось, что подобным образом похоть и грех переходят на кошку, которую затем сжигали.

Не менее жестокий способ применялся для борьбы с привидениями. В замке, где заводился нечистый дух, собирали всех бездомных кошек и шпарили кипятком. Считалось, что привидение испугается и покинет замок. Только в одной Англии в самый пик борьбы с темными силами к кошкам относились крайне доброжелательно. Был даже издан закон об охране кошек. Кстати, в Англии считалось, что если черная кошка перебежит дорогу — это к удаче!

НАПОЛЕОН БОЯЛСЯ КОШЕК

Неожиданно оказалось, что большинство диктаторов мира смертельно боялись кошек. По неведомой причине крупнейших завоевателей мира мучил один и тот же недуг — айлурофобия, непереносимость кошек! Перечень именитых жертв необычной фобии впечатляет: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингисхан, Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Лаврентий Берия, Наполеон.

Исторические хроники, правда, не рассказывают, почему тот или иной диктатор, за исключением Наполеона, не любил кошек, приводя лишь длинный перечень жертв заболевания. При виде кошек знаменитый полководец начинал обильно потеть, становился нервозным и мгновенно терял свою храбрость, которая никогда не оставляла его даже в самых жестоких сражениях. Биографы легендарного корсиканца приводят случай, якобы произошедший с Наполеоном в младенческом возрасте. Няня недоглядела, и в коляску к будущему императору Франции прыгнула бездомная кошка, страшно напугавшая малыша. Шок оказался настолько сильным, что впоследствии Наполеон не мог находиться в одном помещении с кошками. Этим воспользовался легендарный Нельсон, выпустив перед своей армией семьдесят кошек. Наполеона охватил нервный ступор, а битва была проиграна. Возможно, именно нездоровым отношением Наполеона к кошкам объясняется его дикая попытка из пушек расстрелять фигуру египетского сфинкса — самой большой кошки мира.

СВЯЩЕННЫЕ КОШКИ ПРАВОСЛАВИЯ

Как ни странно, православная вера всегда относилась к кошкам довольно доброжелательно. На Руси никогда не пылали костры инквизиции, а следовательно, и кошки не подвергались тем истязаниям, которые обрушились на них в средневековой Европе. В России всегда считалось, что кошек необходимо любить, защищать и даже ублажать, тогда жизнь в семье будет счастливой и безоблачной.

«Ради утешения братии» кошкам не воспрещалось жить при монастырях, а иногда это даже поощрялось. Мало того, в православных храмах, будь то монастырь или сельская церковь, кошка могла сама выбирать, где ей жить. Исключение составлял только алтарь.

В официальном документе, Судебнике XIV века, опубликованном в «Правосудии митрополичьем», кошка выделялась среди остальных животных. Так, если при краже утки, гуся или журавля штраф составлял 30 кун, за корову — 40 кун, то кошка или вол оценивались в 3 гривны (615 граммов серебра)!

ОТНОШЕНИЕ К КОШКАМ В НАШИ ДНИ

Как ни странно, мир недалеко ушел от своих средневековых представлений о кошках. В Египте и ряде стран Востока кошка до сих пор остается священным животным. В Европе к ней относятся довольно равнодушно, а в России искренне любят. Да и как не любить своих мурлыкающих любимцев, если кроме домашнего уюта и ловли мышей в сельской местности они приносят немало пользы.

Хорошо известно, что кошки лечат своего хозяина. Как правило, если человек захворал, кошка тут же с важным видом укладывается ему на больное место, и боль уходит либо становится значительно тише. Даже в амурных делах кошки являются верными соратниками опытных ловеласов. В Китае на протяжении тысячелетий считалось, что сердце женщины с большим успехом покорит обладатель кошки, чем человек, не имеющий у себя дома четвероногого друга. Поразительно, но эту истину подтверждают и исследования западных психологов.

Дмитрий Соколов

КСТАТИ

После освобождения Ленинграда неожиданно выяснилось, что в городе настоящая эпидемия крыс. Пришлось Ленсовету выписывать из Ярославля четыре вагона кошек. Помогло. Ленинград был в очередной раз освобожден от орд захватчиков, на этот раз в крысиной шкуре.

Источник

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Почему собаку нельзя пускать в храм, а кошку — можно?

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

За этим, казалось бы, простым вопросом скрываются очень важные вещи, о которых стоит поговорить. Связанные уже не с собаками и кошками, а с человеческими душами. Но сперва отвечу про собак.

Дело тут вот в чем. В древности, во времена Ветхого Завета, животных было принято делить на «чистых» и «нечистых». Нечистыми считались те, чье поведение дает отрицательный пример людям. И собаки попали в «нечистые», потому что они не пытаются, да и не могут сдерживать свои физиологические потребности. Где им приспичило, там и они и делают свои дела. Если пустить собаку в храм, то она там может нагадить. И какая уж молитва, какое богослужение, если произошло такое! Поэтому собак и не пускают, а если какая-нибудь вдруг случайно забежит, то после нее храм освящают малым чином, то есть кропят святой водой. Великое освящение, которое совершает архиерей, в этом случае не требуется.

Почему же пускают кошек? Строго говоря, сейчас и кошек не пускают, никакому животному в храме не место. Но раньше пускали — из практической необходимости. Ради борьбы с грызунами. Представьте, что бывает, когда в храме завелись мыши или крысы. Они будут грызть просфоры, а могут и на престол залезть и хлебный Агнец сожрать — в тот момент, когда священник по службе отвлекся. На всякий случай поясню: Агнец — это хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. И вот чтобы избавиться от хвостатых вредителей, в церквях использовали кошек. Не потому, что они лучше собак, а потому что была очевидная польза.

Тут надо кое-что пояснить. В наше время собаки и кошки для нас — домашние любимцы, мы их заводим, потому что они нам нравятся, потому что они милые и симпатичные.

Но в старину отношение к животным было иным, вовсе не таким сентиментальным. Животных заводили для практической пользы.

Кошка нужна, чтобы гонять мышей, собака — чтобы охранять дом от воров, а скот — от волков. Между прочим, раньше в деревнях не принято было держать собаку в избе. Из чисто практических соображений: во-первых, чтобы не стянула что-нибудь съестное, а во-вторых, какая от нее в избе польза? На дворе польза есть — собака работает как охранная сигнализация. В поле, на выпасе, польза есть — собака охраняет скот. А в избе — незачем. Крестьянский быт вообще был устроен очень рационально.

Фото: С. Красноперов

Вот так можно было бы ответить на вопрос школьника — но такой ответ был бы неполным. Дело ведь не только в той причине, по какой собак не пускают в храмы. Дело еще и в том, как нам вообще следует с христианских позиций относиться к животным.

И первое, что надо сказать: всё это ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых вовсе не означает, будто одни животные хорошие, а другие плохие. Будто кошка лучше собаки, собака лучше курицы, курица лучше попугая, и так далее.

Все животные сотворены Богом, и сотворены для нас. Причем не только для практической пользы, но и чтобы мы учились любить.

Особенно это полезно детям. Вот есть у тебя котенок или щенок, ему может быть больно, он может страдать от голода, он нуждается в твоей заботе, ласке, внимании. Заботясь о животных, человек развивает свою душу. Научается сопереживать, научается ответственности за того, кто от него зависит.

Но тут есть и большая опасность, и о ней тоже надо сказать. К сожалению, бывает так, что весь свой запас любви человек тратит на домашних любимцев, а на людей уже ничего не остается. Я читал, что охранники-эсэсовцы в нацистских концлагерях подчас очень любили своих собак, овчарок. Которых натравливали на заключенных. Или, например, в России во времена крепостного права бывали случаи, когда помещики очень любили своих собак, но были безжалостны к своим крепостным. Могли и насмерть затравить собаками. Один такой чудовищный случай упоминается у Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Да и в наши дни встречаются люди, которые души не чают в своих собаках или кошках, но абсолютно безразличны к своим родным, соседям, сослуживцам и так далее.

Дело вот в чем: любить животное гораздо проще, чем человека. Животное бессловесно, оно не может высказать тебе свои претензии, не может нагрубить, не может иметь свое мнение, неприятное тебе. Животное от тебя полностью зависит, ты полностью контролируешь всю его жизнь. А с человеком не так. Любить человека — означает принимать его целиком, с его недостатками, со странностями его поведения, видеть в нем не игрушку, а свободную личность, ощущать за него ответственность перед Богом.

Поэтому любить животных надо, но любить правильно — не в ущерб людям. Нельзя посвящать свою жизнь любимой кошечке или собачке. Надо заботиться о них, ухаживать, кормить, лечить, уделять им внимание — но не превращать их в идола. Мы ведь нужны не только кошечке или собачке — мы нужны нашим ближним, мы нужны Богу. И если мы научимся по-настоящему любить Бога и ближних, то и животным будет с нами хорошо.

Источник

Считается ли собака нечистым животным и можно ли кошкам и собакам жить в доме?

Деление животных на чистых и нечистых очень условно. Фактически его нет. Особенно в новозаветной Церкви. Любая Божья тварь является чистой, ибо она создана Господом и есть плодом Его любви к миру. Оскорбляя Божье создание, не оскорбляем ли мы и Творца, Создавшего его?

Нечистым может быть человек или падший ангел бес – существа высшего порядка, имеющие волю и право выбора уклониться в добро или во зло. Если человек или ангел (бес) свободно, по собственному желанию уклоняется во зло и оскверняется злом, то он становится нечистым.

В Ветхом Завете существовал перечень нечистых животных, которых евреи не могли употреблять в пищу (см. 11-ю главу Книги Левит). Но с этой позиции данное установление было исполнено и упразднено в Новом Завете (см. Книгу Деяний, глава 10:9–16).

Почему же Господь повелел почитать нечистым животное, которое же сам и создал? Это было связано не с самим зверем (он по-прежнему оставался чистым Божьим созданием), но с отношением человека к нему. Святитель Патриарх Константинопольский Фотий писал на эту тему:

«Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда – ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Исходя из вышесказанного, мы видим, что мера разделения животных на чистые и нечистые была не онтологической, то есть свойственной их природе чистоте или нечистоте, но исторической. Нужно было с Божьей помощью искоренить в народном еврейском сознании остатки языческой зооморфной (поклонение животным) религии. И разделение животных на чистых или нечистых кроется не в их природе, но в природе человека, искаженной и больной грехом.

Действительно сегодня среди православных христиан бытует мнение, что кошка является чистым животным, а собака нечистым. Вот как на этот вопрос ответил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в бытность его митрополитом Смоленским и Калининградским: «Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Возвращаясь к вопросу о собаках, хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более что кошка – очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого “антисобачьегоˮ богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными. Что же касается бессмертной души, то должен сказать, что по образу и подобию Божию создан только человек. Согласно христианскому учению, животные не обладают бессмертной душой, и поэтому, когда животное умирает, мы с ним прощаемся навсегда».

Исходя из слов Святейшего Владыки, основанных на принципах православного богословия, мы должны понимать, что в иерархическом плане собака, как и любое другое животное, является низшим по сравнению с человеком существом и подчинено ему. Его душа не бессмертна. Она погибает со смертью тела. О том же говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге «Моя жизнь во Христе»: «Весь мир вещественный пред Богом, яко ничтоже; одни духовные существа яко нечто, как-то: Ангелы и человеки. Те только твари и имеют прочное бытие, которыя близко к Богу, имеют образ и подобие Его; остальныя же твари, как тень преходят – самое небо и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут (Мк.13:31)».

В том же сочинении святой Иоанн написал: «Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим [Пс. 144, 9]. Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует (Псалом)».

Нужно относиться к животным с теплотой и любовью, как и ко всякому Божьему созданию, но нельзя относиться как к равным или (упаси Бог!) как к высшим. В этом уже начало язычества и идолопоклонства.

Таким образом, не стоит называть животных человеческими именами, тем более именами святых угодников Божиих, помещенных в святцах.

Все стихи Священного Писания, будто бы касающиеся отрицательного отношения к собакам, типа: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27); «Берегитесь псов!» (Флп. 3:2); «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) – нельзя воспринимать буквально и формально. Так, например, в Послании Филиппийцам в стихе «Берегитесь псов!» святой первоверховный апостол Павел имел в виду вовсе не собак, а лжеапостолов-еретиков, которые вкрадываются в христианские общины и совращают людей с истинного пути веры. Ведь не будем же мы понимать буквально слова «…и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12), и уродовать собственную плоть, отрезая себе органы, как это делали сектанты-скопцы. Нет. Разумный человек поймет, что Господь наш Иисус Христос пророчествует фактически о монашестве, о тех людях, которые оскопили себя духовно. То есть порвали связи с миром, отказались от всего ради служения Христу.

Во всем важно разумение, рассуждение и трезвомыслие, растворенные верой, надеждой и любовью. И так с Божьей помощью рождается мудрость.

Правило не держать собаку в доме является скорее исторической традицией. В отличие от кота, домашнего животного, ловящего мышей, собака – служебный зверь, несущий охранную, пастушью, на Севере ездовую функции. Потому их место было на улице, в конуре, в хлеву. Кроме того, это сейчас появились декоративные миниатюрные виды собак, раньше они все были большие, мощные, сильные, и держать их в доме было попросту неудобно.

Но нынче времена изменились. Миллионы людей живут в квартирах, и нет возможности на улице держать собаку. Им лишать себя радости общения с домашним питомцем? Конечно, нет. Если вы хотите держать пса в квартире, держите на здоровье. Тем более что в этом есть еще и хорошая педагогическая функция. Дети учатся любви, заботе, вниманию.

Ведь, в сущности-то, и планета наша является большим домом-квартирой, где Господь поселил человека, собак, кошек и других тварей.

Источник

Оцените статью