- План-конспект занятия по развитию речи (первая младшая группа) на тему: «Знакомство с русской народной сказкой «Репка». план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Энциклопедия сказочных героев
- среда, 13 июня 2018 г.
- Русская сказка «Репка»
- Настоящая сказка про Репку и ее смысл
- Собака
- Волшебная сила Земли
- Персонажи сказки «Репка» учат дружеской поддержке
- Анализ сказки
- История для детей
- Характер героев
- Поучительная пьеса в домашнем кругу
План-конспект занятия по развитию речи (первая младшая группа) на тему: «Знакомство с русской народной сказкой «Репка».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_nsportal_doks.docx | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 30 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.
Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Репка »
первая младшая группа
Воспитатель: Ладнова Марина Сергеевна
г. Санкт-Петербург, Зеленогорск.
Цель: Знакомство с русской народной сказкой «Репка».
Учить выделять и называть характерные признаки персонажей.
Обогащать словарь за счет звукоподражания.
Развивать интонационную выразительность речи.
Продолжать развивать речевую активность.
Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос. Воспитательные
Воспитывать любовь к устному народному фольклору.
Предварительная работа: Рассказывание русских народных сказок, беседы по содержаниям сказок, загадывание загадок. Индивидуальные занятия, беседы.
Речевая работа: Посадить, большая, тянут, потянут, вытянуть, звать.
Обеспечение к НОД: настольный театр «Репка», волшебный мешочек с картинками персонажей сказки, игрушка кукла Катя.
1. Игровой момент.
Раздается стук в дверь, воспитатель показывает куклу Катю с мешочком в руках. Кукла Катя здоровается с детьми и задает им вопросы:
— Вы меня узнали, кто я? (Кукла Катя )
— А что у меня в руках? (Мешочек )
— А что в мешочке лежит, вы знаете? (Нет )
— Я ваша подружка кукла Катя. Я люблю рассказывать сказки. И мешочек у меня не простой, а волшебный. Там сказки живут.
— Хотите узнать какие? (Да )
2. Дидактическая игра «Волшебный мешочек — Узнай и назови».
Дети поочередно достают из мешочка картинку персонажа сказки и называют его.
3. Знакомство со сказкой .
— А теперь, давайте все вместе скажем: «Раз, два, три, сказка оживи!»
Рассказывание сказки, одновременно выставляя фигурки персонажей. Предложить детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова («дед», «бабка», «ав-ав», «пи-пи», «мяу», «о!» — удивление, «О-ох!» —тяжело тащить репку).
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет, потянет — вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут потянут вытянуть не могут. Позвала внучка жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут потянут вытянуть не могут. Позвала жучка кошку. Кошка за жучку, жучка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут, потянут, вытянули репку.
4. Дидактическая игра «Кто сначала, кто потом».
Предложить детям посмотреть на сюжетную картинку «Друг за дружку». Попросить 2-3 ребенка, глядя на картинку, ответить на ваши вопросы (учитывая речевые возможности детей).
— Покажите того, кто стоит первым. (Дед)
— Кто стоит последним? (Мышка)
— Кто стоит перед Жучкой? (Внучка)
— После Жучки? (Кошка)
— Покажите, кто самый маленький? (Мышка)
— Кто самый большой? (Дед, репка)
Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (Руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (Наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (Бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (Повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (Прогнуться назад)
Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (Приседания)
С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (Прыжки вверх на двух ногах)
7. Итоговая беседа по сказке.
— Что посадил дед? (Репку)
— Какая выросла репка? (Большая, пребольшая)
— Ребята, скажите, мышка сама вытащила репку? (Нет)
— Кто ей помогал? (Дед, бабка, внучка, жучка, кошка)
Они трудились все вместе. Друг другу надо помогать. Если делать все вместе, дружно, то все получится. Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подготовила:воспитатель Амосова Т.Л. Литература:В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе» Дидактическая игра «Отгадай и назови»Цель: познакомить детей с назначением пре.
Занятие по развитию речи 3-4 лет.
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей.
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Игровая ситуация учит детей внимательно слушать сказку, развивает диалогическую речь, а также закрепляет умение использовать элементы дыхательных движений и артикуляционной гимнастики.
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в первой младшей группе на тему: «Знакомство с матрешкой".
Источник
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
среда, 13 июня 2018 г.
Русская сказка «Репка»
Русская народная сказка «Репка»
Жанр: народная сказка для самых маленьких
Учимся читать сказку «Репка, анализировать, находить главных героев и делать пересказ сказки.
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!
Позвал дед бабку:
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку:
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку:
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку:
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку:
мышка за кошку,
кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
внучка за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку —
тянут-потянут, — вытянули репку!
Выделяем главных героев сказки «Репка».
В этой сказке шесть персонажей и все они являются главными героями. Потому что если мы уберем одного из персонажей, концовка сказки изменится, репка не будет вытянута.
Главные герои: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Учимся делать пересказ сказки «Репка»
Составляем план пересказа:
- Посадка репки
- Дедка не может вытянуть репку
- Дедка зовет бабку
- Бабка зовет внучку
- Внучка зовет Жучку
- Жучка зовет Кошку
- Кошка зовет Мышку
- Вытянули репку
Краткий пересказ сказки «Репка», пример
Однажды Дедка посадил репку. Долго росла репка и выросла очень большой. Захотел Дедка вытянуть репку, но ничего у него не получилось. Позвал он тогда Бабку, но и вместе с Бабкой не может вытянуть репку.
Позвала Бабка тогда Внучку на помощь. И снова не вытягивается репка. Крикнула Внучка Жучку. Но опять неудача. Тогда Жучка позвала Кошку. И вместе с Кошкой не могут вытянуть репку.
И вот Кошка зовет мышку и репку вытягивают.
Учимся определять главную мысль сказки «Репка».
Эта сказка говорит о том, что работать вместе легче. Что все вместе могут справится с любой работой.
Главная мысль сказки «Репка»:
Команда справится с тем, что не под силу одному человеку.
Учимся анализировать сказку «Репка».
Определяем чему учит сказка «Репка»
Сказка эта учит работать сообща, вместе над решением трудной задачи. Учит взаимопомощи и взаимовыручке.
Учимся составлять отзыв на сказку «Репка»
Мне очень понравилось в этой сказке, что репка выросла такой большой, что ее смогли вытянуть только все вместе герои сказки. Зато и хватит репки на всех.
Учимся подбирать пословицы к сказке «Репка»
К этой сказке подходят пословицы, которые говорят о том, что вместе работать легче. И о том, что помощь друзей всегда кстати.
Пример пословиц к сказке «Репка»:
Берись дружно, не будет грузно.
Все вместе и горы своротим.
Дорога помощь вовремя
Учимся делать рисунок к сказке «Репка».
Мы можем нарисовать либо как все герои тянут репку, либо некоторых из них, например Дудку. А можно просто изобразить огромную репку.
Источник
Настоящая сказка про Репку и ее смысл
В более ранней версии сказки, записанной этнографом А. Афанасьевым, вообще нет мышки. И кошки нет.
Знакомая нам «Репка» — это вариант в обработке педагога К. Ушинского.
А вот как выглядит сказка в книге Афанасьева «Народные русские сказки».
Начинается сказка как обычно. Здесь мы встречаем и деда, и бабку, и внучку, и даже собаку, дружно пытающихся вытянуть репку. Внезапно появляется нога, затем — вторая, и так далее до пятой. Чтобы это всё могло значить?
Собака
Собака — первый друг и помощник человека. Она же охранник. Традиционно собака является стражем на границе миров, символически связана с женским началом и землёй.
Ноги служат нам точкой опоры, они имеют непосредственный контакт с землёй. Распространены представления о передаче через соприкасающиеся с землёй ноги земной силы. В сказке каждая нога является отдельным существом. Всего их пять. Пятёрка символизирует физическую целостность и материальный мир.
Волшебная сила Земли
Теперь мы видим, что собака и ноги легко вписываются в аграрный контекст истории. Дед посадил репку, по осени его ждёт урожай. Да такой богатый, что ему нужно приложить все мыслимые усилия, еще и помощников позвать. Но и этого оказывается недостаточно. Репку помогают вытащить силы Матушки-Земли — волшебные ноги. Сказка напоминает нам, что одних человеческих стараний для выращивания урожая мало, без плодородной земли ничего не получится.
В духовном смысле речь идёт о творческих идеях, которыми питает нас бессознательное. Чтобы достичь успеха в деле и получить результат (вытащить репку), человек должен постараться. Однако при всём усердии он рискует остаться ни с чем, если со стороны бессознательного не будет поддержки. Всем известна ситуация, когда бьешься над проблемой и так и этак. Без толку. И вдруг — озарение! Где-то в вашей душе творческие силы произвели волшебный синтез и подарили вам решение. Великие человеческие открытия являются не только достижениями сознательного ума, а также результатом действия иррациональных сил, спрятанных в глубине нашей психики. Иногда ответы приходят в сновидениях. Альберту Великому план Кельнского собора явился во сне. Нильс Бор увидел в сновидении солнце из горящего газа, а вокруг него вращались планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты стали быстро уменьшаться в размерах. Проснувшись, учёный тут же догадался, что увидел модель строения атома. Бор понял это, потому что прилагал максимум сил для исследований, а сон подкинул ему подсказку.
При толковании я использовала юнгианский аналитический подход, который предполагает наличие у сказок символического языка. Подробнее об этом вы можете прочитать в моей статье «Волшебные сказки: почему герои ведут себя нелогично» . Моя трактовка не является единственной, а также не умаляет иные варианты интерпретации текста.
Вот, например, трактовка Александра Данилина.
Источник
Персонажи сказки «Репка» учат дружеской поддержке
Старая народная русская сказка «Репка» знакома малышам с раннего детства. История о том, как старенький дедушка посадил в огороде репу, получил хороший урожай и привлек всех домочадцев к его сбору.
Персонажи сказки «Репка» достаточно разнообразны: тут и Бабка, и Дедка, и девочка Внучка, и собака Жучка, и другие домашние питомцы. Даже ненавистному грызуну место нашлось, и его помощь пригодилась.
Анализ сказки
Каждая сказка учит народной мудрости. Эта история, как и персонажи сказки «Репка», преподносит несколько важных истин, одна из которых гласит о дружеской помощи и поддержке. Незначительная, на первый взгляд, помощь маленькой Мышки, оказалась кстати. И не известно, справилось бы дружное семейство с огромной репой без участия грызуна.
Анализ сказочного повествования раскрывает мысль о важности каждого живого существа и о необходимом перемирии враждующих в трудную минуту.
Собака миролюбиво просит о помощи кошку. Мурка, в свою очередь, зовет Мышку — и звери тут же спешат на помощь, забыв о своих природных инстинктах и разногласиях. Внучка, в свою очередь, не опасается появления Мышки, а Бабка не стремится запустить лаптем в мелкого вредителя — все заняты одним общим делом, одной идеей.
В итоге их ожидал успех — общими усилиями репку вытянули из матушки-земли.
История для детей
Малыши с удовольствием слушают эту историю и наблюдают за действиями персонажей сказки «Репка». Дружеское сплочение и взаимовыручка, показанные в повествовании, преподнесены ребенку в легкой форме и хорошо воспринимаются детским умом посредством кукольных пьес и инсценировок.
Визуальные действия отдельных персонажей сказки » Репка», изготовленных из бумаги или в виде кукол, доставят крохе массу положительных эмоций. Можно обыграть сказку с членами семьи на семейном мероприятии или в один из уютных домашних вечеров.
Характер героев
В сказке «Репка» персонажи по отдельности представляют собой самый разнообразный контингент:
- Труженик Дед — в теплой шапке и жилетке, надетой поверх латаной рубахи.
- Бабка — в фартуке и платке, словно только лепила пирожки и забросила все дела по первому зову главы семьи.
- Красавица Внучка с косой, в сарафане. Девчушку в сказке изображают беззаботной, с цветком в прическе и с румянцем на щеках.
- Жучка — верный лохматый сторож дома. Несмотря на кличку женского рода, собака, скорее всего, является псом. В охотничьих сапогах и фуражке, с ошейником на шее.
- Кошка является милой домашней Муркой, которая оставила плошку со сметаной и поспешила на выручку четвероногому «товарищу».
- Мышка — маленький и незначительный зверек, малая доля помощи которого оказалась столь важной в общем деле. Мышка никого не зовет на помощь, так как является самым мизерным субъектом в доме. И прилагает все усилия, чтобы собравшаяся команда достигла своей цели.
Каждый из персонажей сказки «Репка» желает оказаться полезным не только своим усилием, но и привлечением «своего знакомого» к общему делу.
Поучительная пьеса в домашнем кругу
«Репка» по праву считается одной из первых и полезных сказок для детей. Сказка приятна на слух, быстро запоминается и при своем малом объеме насыщена интересными героями.
Можно порадовать ребенка показом кукольной инсценировки. Изобразить персонажей сказки «Репка» можно из самых доступных материалов:
Детей позабавят яркие декорации репки и избушки из картона и бумажных сооружений. Отдельные персонажи сказки «Репка» могут быть представлены в виде пальчикового театра, перчаточных кукол или обыграны членами семьи.
Простые костюмы, несложные реплики и характерные жесты помогут с легкостью перевоплотиться в роль как родителям, так и их малышам.
«Репка» — добрая старинная сказка, поучительная и любимая разными поколениями детей.
Источник