Персонажи дед бабка внучка жучка кошка мышка

Что увидит внимательный читатель в «Репке»?

Люди делятся на тех, кто спокойно слушает сказку «Репка» и тех, кто спрашивает «почему там только у собаки есть имя?».

Такие люди хоть и молодцы, что внимательны, но им ещё далеко до тех, кто интересуется «почему, собственно говоря, в цепочке нет родителей?».

Напоминаю сюжет: Выросла большая репка и герои по очереди друг друга зовут, чтоб вытянуть плод: дедка,бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Сразу обращаем внимание на парность «бабка-дедка», «кошка-мышка», «внучка-Жучка». Данное соотнесение очень важно для сказки, т.к. это устный жанр и должны присутствовать «напевность» или, грубо говоря, рифма. Но снимаем тревожность за Жучку. Дело в том, что изначально была не «Жучка», а «сучка». Но на определенном культурном этапе, кто-то из ораторов явно обломался звать сучку и позвал «жучко» — иносказательно дворняжка. Далее, более интеллигентные родители придумали, что жучко это имя Жучка.

В этих же древних версиях присутствуют и родители. Более того, сама сказка это сказание о взаимоотношении поколений, где:

Смысл сказки: иметь связь с родом и родовой памятью, жить в гармонии с родными и иметь счастье в доме. Все должно взаимодействовать.

Теперь же, если вы посчитаете число участников, то получите цифру 9. Это цифра очень «языческая» и олицетворяет в том числе идею возрождения. А как мы уже помним, главная революция в мире произошла с приходом христианства. И символ полноты в новой культуре цифра 7.

Господь творит этот мир в течение 7 дней, а полнота Божественной благодати изображается с помощью 7 даров Святого Духа

В результате, родителей просто исключили из цепочки, чтобы лишний раз подчеркнуть, что мир творился 7 дней и 7 раз нужно думать, перед тем как резать.

Читайте также:  Покажите нам котят пожалуйста

Также Вам может быть интересна статья Второй смысл сказки «Теремок»

Источник

Репка. Сказка-пьеса в стихах

Сказки, поставленные детворой, всегда идут на «ура».
Мы предлагаем вам сказку в стихах. Ставить несложно: слов мало, запомнить легко (детская память цепкая). И костюмов сложных не надо: хватит одной характерной детали каждому из героев.

Действующие лица и исполнители:
СКАЗОЧНИК, ДЕД, БАБКА, ВНУЧКА, ЖУЧКА, КОШКА, МЫШКА, РЕПКА
Солнце разгорается — сказка начинается!

Сказочник: Посадил дед репку. А когда сажал – приговаривал:

Дед: Расти, расти, репка
Хороша и крепка
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такая сладкая
Врастай на грядке-то!
Хороша и крепка
Расти, расти репка!

Сказочник: ПОСЛУШАЛАСЬ ЕГО РЕПКА И ВЫРОСЛА БОЛЬШАЯ – ПРЕБОЛЬШАЯ, ВОТ ТАКАЯ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ!

Дед: Хороша она и сладка,
И пора её из грядки
Вы-тас-ки-вать.

Сказочник: СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ…
ТЯНЕТ – ПОТЯНЕТ, ТЯНЕТ – ПОТЯНЕТ, а ВЫТЯНУТЬ НЕ МОЖЕТ!
Дед: До чего же репка
Зацепилась крепко.
Сказочник: Дед репку тянет – потянет — вытянуть не может.
Вытянуть не может.
Дед: Кто же мне поможет?

Сказочник: Дед не огорчается,
К бабке обращается
ПОЗВАЛ ДЕД БАБКУ.

Дед: Без тебя бабуся,
Я не обойдуся.
Репка-то упрямица
Из земли не тянется!

Сказочник: Бабка за дедку, дедка за репку
Ухватились крепко, —
ТЯНУТ — ПОТЯНУТ, ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ… и дед не может, и бабка не может.
Очень огорчаются:
Хором: Ох, не получается,
Дед: Репка-то упрямится,
Из земли не тянется
Бабка: Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
ДЕД: Ох, тяжёлые дела!
Сказочник: Бабка внучку позвала.

Сказочник: ПОЗВАЛА БАБКА ВНУЧКУ.

Бабка: Ну-ка, внучка – непоседа,
Помоги-ка бабке с дедом!
Сказочник: Внучка крикнула:
Внучка: Бегу,
Непременно помогу!

Сказочник: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку
Ухватились крепко,
ТЯНУТ — ПОТЯНУТ, ТЯНУТ – ПОТЯНУТ… ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ!
Надо звать подмогу.

Дед: Тянем все вместе,
А репка на месте.
Бабка: Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Сказочник: Тут сказала внучка:
Внучка: Нам поможет Жучка?!

Сказочник: ПОЗВАЛА ВНУЧКА СОБАЧКУ ЖУЧКУ.

Внучка: Жучка, прибегай-ка,
Помоги хозяйке
Сказочник: Жучка тявкнула:
Жучка: Бегу!
Непременно помогу
Сказочник: Жучка тявкнула:
Жучка: Ура!
Вы позвали – я пришла!

Сказочник: Жучка за внучку, Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку
Ухватились крепко, крепко
ТЯНУТ – ПОТЯНУТ, ТЯНУТ – ПОТЯНУТ . ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ!
Вытянуть не могут – надо звать подмогу

Дед: Репка-то упрямится,
Из земли не тянется,
Хором: Тянем – потянем —
Вытянуть не можем,
Бабка: Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Внучка: Ой, весёлые дела:
Жучка кошку позвала!

Сказочник: ПОЗВАЛА ЖУЧКА КОШКУ…

Прибежала кошка,
Села на дорожку
Жучка: Кошка, кошка, помоги
Мы с тобою не враги,
Репка-то, упрямица,
Из земли не тянется
Сказочник: Жучка хвостиком вильнула,
Кошка медленно зевнула,
Посидела, помолчала,
Лапкой ухо почесала
И сказала:
Кошка: Я могу
Непременно помогу
Отложила все дела…
Вы позвали – я пришла

Сказочник: Кошка – за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,
дедка за репку
Ухватились крепко,
ТЯНУТ – ПОТЯНУТ, ТЯНУТ – ПОТЯНУТ… ВЫТЯНУТЬ НЕ МОГУТ!

Вытянуть не могут — надо звать подмогу
Очень все стараются…
Все хором: Нет, не получается!
Сказочник: Тянут – потянут — вытянуть не могут.
Вытянуть не могут,
Хором: Надо звать подмогу!
Кошка: Все тянули вместе,
А репка на месте
Дед: Репка-то упрямится,
Из земли не тянется
Хором: Тянем – потянем .
Бабка Вытянуть не можем,
Внучка: Вытянуть не можем,
Кошка: Кто же нам поможет?

Жучка: ГАВ! весёлые дела –
Кошка мышку позвала

Сказочник ПОЗВАЛА КОШКА МЫШКУ…
Мышка серая бежит,
Хвостик серенький дрожит

Кошка: Мышка, успокойся.
Ты меня не бойся
Помоги, малышка,
Маленькая мышка!
Сказочник: Мышь сказала:
Мышка: Ну дела.
Вы позвали – я пришла!

Сказочник: Мышка за кошку, Кошка – за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку ухватились крепко — крепко.
ТЯНУТ – ПОТЯНУТ, ТЯНУТ – ПОТЯНУТ, ТЯНУТ – ПОТЯНУТ… и… вытянули репку!
Хором: Вытянули репку.

Все танцуют и поют: Репка, репочка-душа
До чего же хороша
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такая сладкая
Выросла на грядке

Сказочник: Вот и сказочке конец,
А кто слушал – молодец.
Все: Мы на этом месте
Потанцуем вместе
***
Сказки, поставленные детворой, всегда идут на «ура».
Мы предлагаем вам сказку в стихах. Ставить несложно: слов мало, запомнить легко (детская память цепкая). И костюмов сложных не надо: хватит одной характерной детали каждому из героев.
***

Источник

сказка про репку

Жили были дед да баба,
Внучка, Жучка, кошка, мышь,
Ну какая тут забава,
Если дома гладь, да тишь.

Раз на лавке, размышляя,
Над вопросом «Быть не быть»,
Дед задумался, зевая,
Чем бы бабку удивить.

Может вырастить картошки,
Пребогатый урожай,
Так ее, как блох у кошки,
Полон с осени сарай.

Лук, редиска, помидоры,
Дед в затылке почесал,
Сам с собой закончив споры,
Слово «репка» вдруг сказал.

Точно, репку, не простую,
А размером, как амбар,
В книгу Гинеса такую
Что б внесли, и нам навар.

Этой репкой всю округу,
Накормить смогу зараз,
С самогоном будет туго,
А еды, хоть про запас.

Семена перебирая,
Среди них искал одно,
Что б «большущая такая»,
В общем, как в стакане дно.

И нашел такое диво,
Чуть поменьше, чем мечтал,
Но на вид вполне красиво,
Для посадки — идеал.

Во дворе дед вырыл лунку,
В лунку семя опустил,
Что б исполнилась задумка,
Все вокруг перекрестил.

Но креста конечно мало,
Репку нужно подкормить,
Все, что под руку попало,
Стал на репку дед валить.

Перегной, навоз, помои,
Кальций, торф, суперфосфат,
Больше нормы в общем в трое,
Нет не в трое, во сто крат.

Ждет неделю дед, вторую,
Что-то всходов не видать,
Видно надо не простую,
Репке той подкормку дать.

Он в аптеку — Слушай дочка,
Старику спасти как, честь,
Корню дать объем и прочность,
Так у нас виагра есть.

Дай мне пару упаковок,
Всю использую в обед,
Да, дедуля видно ловок,
Фармацевт промолвил вслед.

Растворив в воде виагру,
Мазь добавил для волос,
(Чертыхнулся на подагру),
Ну, теперь начнется рост.

Влил раствор он под посадку,
Вновь крестом все осенил,
Что бы репка стала сладкой,
Тут и вечер наступил.

Лег дед спать, ему не спится,
То в кровать он, то к окну,
Бабка даже стала злиться,
Не дает ей дед уснуть.

Что ты шастаешь по дому
Без штанов, что за стриптиз,
Подожди старуха, скоро,
Будет с внучкой вам сюрприз.

За окном совсем стемнело,
Все уснули крепким сном,
Только Жучка то и дело,
Все скулила под крыльцом.

Утром дед открыл глазенки,
По часам, давно рассвет,
Как то сумрачно в избенке,
Да, рассвета что-то нет.

Посмотрел старик в оконце,
Не хватил удар едва,
Закрывая небо с солнцем,
Во дворе стоит ботва.

Под ботвой, вздымая землю,
Репка, дед задрал башку,
Видно мазь полезна стеблю,
А виагра корешку.

Как все славно обернулось,
Лучше нечего желать,
Пока бабка не проснулась,
Урожай решил убрать.

Двор в тени, с утра прохлада,
Для работы в самый раз,
Вот старуха будет рада,
Репка только на показ.

Приложил к ботве ладони,
Стал тянуть что было сил,
От натуги чуть не стонет,
Чуть в штаны не наложил.

Бесполезная затея,
Одному не совладать,
Сил в достатке не имея,
Стал на помощь бабку звать.

Эй, старуха, хватит дрыхнуть,
Постучал старик в стекло,
Что б тебе в аду дед вспыхнуть,
Чем тебя так припекло.

Вышла старая из дома,
И увидев что по чем,
Как ударенная громом,
Замерла с открытым ртом.

Да, сюрприз тебе удался,
Только вымолвить смогла,
Я родимая старался,
А сейчас нас ждут дела.

Дед за плод, за деда бабка,
Тянут, тянут толку нет,
От усилий стало жарко,
Дуй за внучкой, молвил дед.

Разбудила бабка внучку,
Просит помощь оказать,
Что ж, назначьте мне получку,
После буду помогать.

Обойдешься без оплаты,
Заработать все хотим,
Компенсируем затраты,
Если репку продадим.

Внучка в бабку, бабка в деда,
Дед вцепился в урожай,
Так тянули до обеда,
Толку нету, хоть рыдай.

Внучка вспомнила про Жучку,
Жучка рада поиграть,
И схватив за платье внучку,
Тоже стала помогать.

Репку, как заколдовали,
Лишь качается чуть, чуть,
Знать не хочет, что б продали,
Все присели отдохнуть.

Через двор, неторопливо,
Кошка чешет, хвост трубой,
Ах ты подлая скотина,
Жучка гавкнула, постой.

Без тебя не обойдемся,
С дефиле пора кончать,
Если вместе напряжемся,
Будет повод погулять.

Кошка, Жучка, внучка, бабка,
Дед, ботва и крик «Давай»,
Вновь какая то накладка,
Не дается урожай.

Вот нашел себе заботу,
Закручинился старик,
Всей семье задал работу,
Ничего себе пикник.

Стало кошке деда жалко,
Позвала на помощь мышь,
Эй, хвостатая скакалка,
Из норы нам покажись.

Становись за мною следом,
Что б потом не быть в долгу,
Или будешь мне обедом?
Нет, я лучше помогу.

Мышка, кошка, Жучка, внучка,
Бабка, дед — до темноты,
Урожай тянули штучный,
Надрывая животы.

И не зря трудились дружно,
Хоть и силы истекли,
Репка стала вдруг послушной,
Оторвалась от земли.

Лай, мяуканье, писк мыши,
Крики громкие » Ура «,
Репка ростом выше крыши,
Шириною в пол двора.

Как навар потом делили,
Нам никто не рассказал,
А что б сказку не забыли,
Этот стих я написал.

Источник

Персонажи дед бабка внучка жучка кошка мышка

— Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. А почему в этой сказке имя есть только у собаки? сказка имя кошка дед собака внучка бабка мышка жучок

слово сучка, в детской сказке не приветствовалось. остальные не заслужили, собака тока служила Так получилось.. .
Сказка Репка на новый лад.

Как-то ранним, жарким летом дед решил посеять репу,
Что и сделал в понедельник, не взирая на усталость.
Недалёко был Чернобыль, репа выросла огромной.
Дед хотел её подёргать, ничего не получилось.
Он тогда пошёл за бабкой, та смотрела сериалы,
Дед позвал её на помощь. Бабка нехотя попёрлась.
Тянут репу баба с дедом, та никак не поддаётся.
Голова у бабки ноет, а у деда, поясница.
Мимо внучка проходила, возвращалась с дискотеки,
Дед позвал её на помощь, обещал, что примет в долю.
И хотя у этой внучки дни критические были,
Им пришла она на помощь, и втроём взялись за дело.
Не взирая на потуги, репа с места не на йоту,
Дед глотает валерианку, внучка колет шприцем бабку.
Мимо Жучка пробегала, путь держала на помойку,
Там позавтракать хотела, одолел бедняжку голод.
Внучка Жучку пригласила оказать посильно помощь,
Та, хоть репу не любила, но помочь не отказалась.
Но напрасны все старанья, репу, будто кто-то держит,
Бабка хлещет валерианку, внучка шприцем колет деда.
Мимо кошка проходила по своим делам кошачьим,
Жучка кошку пригласила, кошка сразу отказалась,
Но, почуяв валерианку, кошка тут же согласилась,
И компания по новой впятером взялась за дело.
Только толку нет ни грамма, репа даже не качнулась,
Кошка хлещет валерианку, внучка шприцем колет вену.
Мимо мышка пробегала, кошка мышку изловила,
И потребовала грозно, что бы та пришла на помощь.
Мышке некуда деваться, отказать она не может,
Но сбежали внучка с бабкой, ведь мышей они боятся.
Кошка сразу рассердилась, и давай орать на мышку!
— Это ты сорвала, сволочь, нам уборку урожая? !
После этих обвинений кошка мышку проглотила.
Не свезло потом и кошке, Жучка тоже есть хотела.
Но недолго наслаждалась Жучка вкусненьким обедом,
Дедка Жучку съел на ужин, потому что был кореец.

Источник

Персонажи дед бабка внучка жучка кошка мышка

В индукции из нескольких частных случаев выводится общее правило, рассуждение идет от частного к общему, от меньшего к большему, знание расширяется, в силу чего индуктивные выводы, как правило, вероятностны. Индукция бывает полной и неполной. В полной индукции перечисляются все объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например, если в посылках индуктивного умозаключения перечисляются все девять крупных планет Солнечной системы, то такая индукция является полной:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Плутон – это крупные планеты Солнечной системы.

=> Все крупные планеты Солнечной системы движутся.

В неполной индукции перечисляются некоторые объекты из какой-либо группы и делается вывод обо всей этой группе. Например, если в посылках индуктивного умозаключения перечисляются не все девять крупных планет Солнечной системы, а только три из них, то такая индукция является неполной:

Меркурий, Венера, Земля – это крупные планеты Солнечной системы.

=> Все крупные планеты Солнечной системы движутся.

Понятно, что выводы полной индукции достоверны, а неполной – вероятностны, однако полная индукция встречается редко, и поэтому под индуктивными умозаключениями обычно подразумевается неполная индукция.

Чтобы повысить степень вероятности выводов неполной индукции, следует соблюдать следующие важные правила.

1. Необходимо подбирать как можно больше исходных посылок. Для примера рассмотрим следующую ситуацию. Требуется проверить уровень успеваемости учащихся в некоей школе. Предположим, что в ней учится 1000 человек. По методу полной индукции надо протестировать на предмет успеваемости каждого ученика из этой тысячи. Поскольку сделать это довольно сложно, можно использовать метод неполной индукции: протестировать какую-то часть учащихся и сделать общий вывод об уровне успеваемости в данной школе. Различные социологические опросы также базируются на применении неполной индукции. Очевидно, что чем большее число учеников подвергнется тестированию, тем более надежной будет база для индуктивного обобщения и более точным получится вывод. Однако просто большего числа исходных посылок, как того требует рассматриваемое правило, для повышения степени вероятности индуктивного обобщения недостаточно. Допустим, тестирование пройдет немалое число учащихся, но, волей случая, среди них окажутся одни только неуспевающие. В этой ситуации мы придем к ложному индуктивному выводу о том, что уровень успеваемости в данной школе очень низок. Поэтому первое правило дополняется вторым.

2. Необходимо подбирать разнообразные посылки.

Возвращаясь к нашему примеру, отметим, что множество тестируемых должно быть не просто по возможности большим, но и специально (по какой-то системе) сформированным, а не случайно подобранным, т. е. надо позаботиться о том, чтобы в него вошли учащиеся (примерно в одинаковом количественном отношении) из разных классов, параллелей и т. п.

3. Необходимо делать вывод только на основе существенных признаков. Если, допустим, во время тестирования выясняется, что ученик 10 класса не знает наизусть всю Периодическую систему химических элементов, то этот факт (признак) является несущественным для вывода о его успеваемости. Однако если тестирование показывает, что ученик 10 класса частицу НЕ с глаголом пишет слитно, то этот факт (признак) следует признать существенным (важным) для вывода об уровне его образованности и успеваемости.

Таковы основные правила неполной индукции. Теперь обратимся к ее наиболее распространенным ошибкам. Говоря о дедуктивных умозаключениях, мы рассматривали ту или иную ошибку вместе с правилом, нарушение которого ее порождает. В данном случае сначала представлены правила неполной индукции, а потом, отдельно, – ее ошибки. Это объясняется тем, что каждая из них не связана непосредственно с каким-то из вышеприведенных правил. Любую индуктивную ошибку можно рассматривать как результат одновременного нарушения всех правил, и в то же время нарушение каждого правила можно представить как причину, приводящую к любой из ошибок.

Первая ошибка, часто встречающаяся в неполной индукции, называется поспешным обобщением. Скорее всего, каждый из нас хорошо с ней знаком. Всем приходилось слышать такие высказывания, как Все мужчины черствые, Все женщины легкомысленные, и т. п. Эти расхожие стереотипные фразы представляют собой не что иное, как поспешное обобщение в неполной индукции: если некоторые объекты из какой-либо группы обладают неким признаком, то это вовсе не означает, что данным признаком характеризуется вся группа без исключения. Из истинных посылок индуктивного умозаключения может вытекать ложный вывод, если допустить поспешное обобщение. Например:

Неудивительно, что поспешное обобщение лежит в основе многих голословных утверждений, слухов и сплетен.

Вторая ошибка носит длинное и на первый взгляд странное название: после этого, значит, по причине этого (с лат. post hoc, ergo propter hoc). В данном случае речь идет о том, что если одно событие происходит после другого, то это не означает с необходимостью их причинно-следственную связь. Два события могут быть связаны всего лишь временной последовательностью (одно – раньше, другое – позже). Когда мы говорим, что одно событие обязательно является причиной другого, потому что одно из них произошло раньше другого, то допускаем логическую ошибку. Например, в следующем индуктивном умозаключении обобщающий вывод является ложным, несмотря на истинность посылок:

Позавчера двоечнику Н. перебежала дорогу черная кошка, и он получил двойку.

Вчера двоечнику Н. перебежала дорогу черная кошка, и его родителей вызвали в школу.

Сегодня двоечнику Н. перебежала дорогу черная кошка, и его исключили из школы.

=> Во всех несчастьях двоечника Н. виновата черная кошка.

Неудивительно, что эта распространенная ошибка породила множество небылиц, суеверий и мистификаций.

Третья ошибка, широко распространенная в неполной индукции, называется подмена условного безусловным. Рассмотрим индуктивное умозаключение, в котором из истинных посылок вытекает ложный вывод:

Дома вода кипит при температуре 100 °C.

На улице вода кипит при температуре 100 °C.

В лаборатории вода кипит при температуре 100 °C.

=> Вода везде кипит при температуре 100 °C.

Мы знаем, что высоко в горах вода кипит при более низкой температуре. На Марсе температура кипящей воды была бы равна примерно 45 °C. Так что вопрос Всегда ли и везде ли кипяток горяч? не является нелепым, как это может показаться на первый взгляд. И ответ на этот вопрос будет: Не всегда и не везде. То, что проявляется в одних условиях, может не проявляться в других. В посылках рассмотренного примера присутствует условное (происходящее в определенных условиях), которое подменяется безусловным (происходящим во всех условиях одинаково, не зависящим от них) в выводе.

Хороший пример подмены условного безусловным содержится в известной нам с детства сказке про вершки и корешки, в которой речь идет о том, как мужик и медведь посадили репу, договорившись поделить урожай следующим образом: мужику – корешки, медведю – вершки. Получив ботву от репы, медведь понял, что мужик его обманул, и совершил логическую ошибку подмены условного безусловным – решил, что надо всегда брать только корешки. Поэтому на следующий год, когда пришло время делить урожай пшеницы, медведь отдал мужику вершки, а себе снова взял вершки – и опять остался ни с чем.

Приведем еще несколько примеров ошибок в индуктивных умозаключениях.

1. Как известно, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Однако дед репку не вытащил, бабка тоже ее не вытащила. Внучка, Жучка и кошка также не вытащили репку. Ее удалось вытащить только после того, как на помощь пришла мышка. Следовательно, репку вытащила мышка.

(Ошибка – «после этого», значит «по причине этого»).

2. Долгое время в математике считалось, что все уравнения можно решить в радикалах. Этот вывод был сделан на том основании, что исследованные уравнения первой, второй, третьей и четвертой степеней возможно привести к виду хn = а. Однако впоследствии оказалось, что уравнения пятой степени нельзя решить в радикалах.

(Ошибка – поспешное обобщение).

3. В классическом, или ньютоновском, естествознании считалось, что пространство и время неизменны. Это убеждение основывалось на том, что, где бы ни находились различные материальные объекты и что бы с ними ни происходило, время для каждого из них течет одинаково и пространство остается одним и тем же. Однако появившаяся в начале XX века теория относительности показала, что пространство и время вовсе не неизменны. Так, например, при движении материальных объектов со скоростями, близкими к скорости света (300 000 км/с), время для них значительно замедляется, а пространство искривляется, перестает быть евклидовым.

(Ошибка классического представления о пространстве и времени – подмена условного безусловным).

Неполная индукция бывает популярной и научной. В популярной индукции вывод делается на основе наблюдения и простого перечисления фактов, без знания их причины, а в научной индукции вывод делается не только на основе наблюдения и перечисления фактов, но еще и на основе знания их причины. Поэтому научная индукция (в отличие от популярной) характеризуется намного более точными, почти достоверными выводами.

Например, первобытные люди видят, как солнце каждый день встает на востоке, медленно движется в течение дня по небу и закатывается на западе, но они не знают, почему так происходит, им неизвестна причина этого постоянно наблюдаемого явления. Понятно, что они могут сделать умозаключение, используя только популярную индукцию и рассуждая примерно следующим образом: Позавчера солнце взошло на востоке, вчера солнце взошло на востоке, сегодня солнце взошло на востоке, следовательно, солнце всегда всходит на востоке. Мы, как и первобытные люди, наблюдаем каждодневный восход солнца на востоке, но в отличие от них знаем причину этого явления: Земля вращается вокруг своей оси в одном и том же направлении с неизменной скоростью, в силу чего Солнце появляется каждое утро в восточной стороне неба. Поэтому то умозаключение, которое делаем мы, представляет собой научную индукцию и выглядит примерно так: Позавчера Солнце взошло на востоке, вчера Солнце взошло на востоке, сегодня Солнце взошло на востоке; причем это происходит оттого, что уже несколько миллиардов лет Земля вращается вокруг своей оси и будет вращаться так же и дальше в течение многих миллиардов лет, находясь на одном и том же расстоянии от Солнца, которое родилось раньше Земли и будет существовать дольше нее; следовательно, для земного наблюдателя Солнце всегда всходило и будет всходить на востоке.

Главное отличие научной индукции от популярной заключается в знании причин происходящих событий. Поэтому одна из важных задач не только научного, но и повседневного мышления – это обнаружение причинных связей и зависимостей в окружающем нас мире.

Источник

Оцените статью