- Почему древние египтяне поклонялись именно кошкам?
- Кошки защищали посевы и запасы еды
- Мистические способности
- Символ плодовитости
- Божественная роль кошек в Древнем Египте.
- Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?
- Материалы по теме
- А вот ещё:
- Детский сад будущего, ТОП-5 примеров из Китая
- 1. Детский сад Tanzishi в Чунцине
- 2. Детский сад Naheya в Ордосе
- 3. Детский сад YueCheng Courtyard в Пекине
- 4. Детский сад Wujiachang в районе Хайдянь города Пекин
- 5. Детский общественный центр The Playscape в Пекине
Почему древние египтяне поклонялись именно кошкам?
О том, что египтяне глубоко почитали кошек и считали их священными животными, мы все знаем ещё со школы. Но почему египтяне выбрали для этого именно кошек? Что же в них такого особенного? На это было несколько причин.
Кошки защищали посевы и запасы еды
Древнеегипетское общество было аграрным и высаживало много сельскохозяйственных культур. Разумеется, гибель урожая означала голод и трудные времена.
Но как-то люди заметили, что дикие кошки борются с главными врагами человека — грызунами и змеями. Египтяне поняли, что могли бы приручить кошек и предложить им взаимовыгодный союз. Люди дают хищникам кров и защиту, а кошки должны избавляться от вредителей. Как известно, такая сделка пришлась животным по нраву. Взамен египтяне стали почитать кошек и беречь их как зеницу ока.
Мистические способности
Древние люди были убеждены, что кошки — мистические существа, способные путешествовать по разным мирам. А египтяне по-особому относились к загробному миру.
Считалось, что кошка в доме может защитить домочадцев от злых духов. Поэтому даже бедняки, которые не могли позволить себе мурлыку в доме, делали или покупали статуэтки кошек.
Символ плодовитости
О плодовитости кошек рассказывать не нужно: эти животные, если дать им волю, рожают часто и много. Так что неудивительно, что у египтян именно кошка стала олицетворением материнства.
Если женщина хотела много детей, она носила ожерелье с изображением кошки и котят. Считалось, что Бастет, богиня с телом женщины и кошачьей головой, пошлёт девушке столько малышей, сколько котят изображено на её ожерелье.
Было интересно? Не забудьте отблагодарить нас лайком и, конечно же, подписывайтесь на канал «По чуть-чуть о разном!»
Источник
Божественная роль кошек в Древнем Египте.
Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.
Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.
Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.
Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.
В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.
Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.
Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).
Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.
Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.
С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.
Источник
Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?
Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.
На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.
Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.
Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.
Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.
Богиня домашнего очага
Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.
Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.
Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.
Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.
Мумификация
Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.
Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.
Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.
Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.
Страсти по кошачьим
Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.
Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.
Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.
Товарно-кошачьи отношения
На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.
Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.
Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.
Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.
Материалы по теме
А вот ещё:
Детский сад будущего, ТОП-5 примеров из Китая
Детский сад – это одно из самых важных мест в ранней жизни ребенка, где начинает формироваться творческое начало и собственное понимание мира через социальное взаимодействие с другими людьми. Поэтому проектированию дошкольных учреждений должно уделяться особое внимание.
С раннего возраста у малышей формируются не только личностные качества, но и прививается эстетический вкус и развивается талант. Именно так и поступают современные китайские проектировщики детских садов, создавая фантастические объекты, в которые каждое утро с удовольствием идут детишки, при этом родители не торопятся из них уходит.
1. Детский сад Tanzishi в Чунцине
Футуристический детский сад умело интегрирован в холмистый ландшафт (Chongqing Danzishi Kindergarten, Китай).
Известная архитектурная компания NAN Architects в этом году завершила строительство футуристического детского сада Chongqing Danzishi Kindergarten, отдельно стоящие корпуса которого гармонично интегрированы в холмистый природный ландшафт. Расположенные в шахматном порядке классные комнаты образуют собственную инфраструктуру с игровыми и учебными зонами, обеденными залами, спальнями и даже индивидуальным внутренним двором с зеленой лужайкой и специальным покрытием в местах установки игрового оборудования.
Классные и игровые комнаты, уличные площадки и террасы связаны, мостиками, переходами и даже горками (Tanzishi Kindergarten, Чунцин).
Учитывая, что детский сад расположен в природной зоне авторы проекта постарались максимально «размыть» границы между внутренним пространством и окружающим миром, внедряя щедрое остекление и прозрачные эркеры, консольно нависающие над некоторыми корпусами.
Справка: Детский сад Tanzishi имеет 18 групп-корпусов, расположенных каскадно (из-за рельефа территории). Общая площадь современного архитектурного ансамбля составляет 5,4 кв. метров.
2. Детский сад Naheya в Ордосе
Отдельно стоящие корпуса детского сада напоминают расположение юрт кочевых народов (Naheya Kindergarten, Ордос).
Архитектурная компания WEI architects по заказу местной общины, которую чаще называют Внутренней Монголией, разработала удивительный детский сад – Naheya Kindergarten, направленный на то, чтобы помочь монгольским малышам адаптироваться к культуре ханьцев – местных жителей.
Для полного взаимодействия между разными возрастными категориями было создано открытое пространство без разделения на группы, как принято в наших дошкольных учреждениях. Учитывая менталитет монгольского народа, предпочитающего кочевой образ жизни, его тягу к свободе и к природе, разработчики использовали особенные архитектурные приемы, чтобы не ограничивать детей в стремлении активно постигать мир.
Детям предоставлена максимальная свобода передвижения и выбора занятий (Naheya Kindergarten, Ордос).
Разноуровневые корпуса, соединенные «воздушными» мостами и переходами, панорамные окна от пола до потолка, максимум открытого пространства с игровыми зонами и местами социального взаимодействия, множество световых люков, позволяющих беспрепятственно наблюдать за движением светила и туч – все это поспособствует развитию детей с сильным независимым характером и подтолкнет к изучению окружающего мира без особых ограничений или принуждений.
3. Детский сад YueCheng Courtyard в Пекине
Новое здание детского сада образует «плавающую крышу», которая соединяет множество независимых пространств в единое целое (YueCheng Courtyard, Пекин).
Настоящее переплетение эпох можно увидеть в недавно сданном в эксплуатацию детском саду YueCheng Courtyard Kindergarten, расположенном в старинном здании, которое многие годы было домом престарелых. Реконструкцией и адаптацией особняка, построенного в 1725 г. занималась всемирно известная архитектурная компания MAD Architects, которой удалось совместить стили и эпохи, при этом создать уникальный мир, для всестороннего развития детей.
Ярко-красная ленточная крыша, контрастирующая со строгой и упорядоченной планировкой исторического здания, вдохнула в необычный объект новую жизнь. При этом новое совсем не затмевает старого, в то время как прошлое не обгоняет настоящего, давая возможность развиваться молодому поколению на лучших примерах и традициях.
Волнистая крыша образует своего рода марсианский ландшафт, заинтересовывая детей бегать, играть и общаться (YueCheng Courtyard Kindergarten, Пекин).
Как известно, архитектура оказывает значительное влияние на психику человека, в особенности на детей, так что созерцание красоты и утонченности традиционного убранства поможет воспитать отменный вкус и привить уважение к национальной культуре. А вот фантастическая крыша позволит активно двигаться и постигать мир в игре, ведь на ней обустроено масса площадок, подъемов и потайных мест.
Внутренние дворики отражают восточный взгляд на природу и красоту традиционной архитектуры (YueCheng Courtyard Kindergarten, Пекин).
4. Детский сад Wujiachang в районе Хайдянь города Пекин
За стенами необычного здания прячется современный детский сад одного из сальных районов Пекина (Wujiachang Kindergarten).
Футуристический проект белоснежного детского сада Wujiachang Kindergarten, расположенного в быстро разрастающемся районе Хайдянь города Пекин, предназначался для детей небольшого микрорайона, где преобладает экономически доступное жилье. Учитывая скромные размеры участка, выделенного под строительство детского учреждения, становится понятно, почему его старались максимально поднять в высоту.
Футуристические формы бетонных архитектурных элементов ультрасовременного детского сада у многих вызывают недоумение (Wujiachang Kindergarten, Пекин).
Специалистам студии Atelier Fronti удалось разместить несколько объемов друг над другом, используя консольную технологию, что позволило создать достаточно пространства для полноценного обустройства 9 групп со всеми необходимыми зонами. При этом игровые залы и учебные классы расположены с южной стороны, чтоб обеспечить их максимальным количеством дневного света, а вот с севера можно наблюдать глухие стены, где обустроены лестничные площадки и переходы.
Оригинальное оформление лестничного марша в овальном объеме, интегрированном в конструкцию здания (Wujiachang Kindergarten, Пекин).
5. Детский общественный центр The Playscape в Пекине
Вся территория бывшего зернохранилища превращена в гигантский игровой комплекс для детей всех возрастов (Children’s Community Centre The Playscap).
В этом году открылся уникальный во всех отношениях детский центр Children’s Community Centre The Playscap, который очень быстро превратился в самое популярное учреждение промышленного района Пекина. Удивительный архитектурный комплекс строили не специально для детей, более того – это было старое зернохранилище, которое, начиная с 70-х годов прошлого века выполняло непосредственные функции.
Но когда пришло время реновации, было решено превратить его в образовательный центр, где дети всех возрастов смогут познавать жизнь через игру и развивать не только смелость и ловкость, но и творческий потенциал. К вопросу планирования китайские разработчики подошли более чем основательно, помимо основной команды, состоящей их архитекторов, дизайнеров, инженеров и технологов был подключен врач-реабилитолог, специализирующийся развитии детей всех возрастов, связанного с движением.
Устроителям удалось приобщить к развивающим играм не только детей, но и их родителей (The Playscape, Пекин).
Для детей из близлежащего сада также организованы игровые зоны и учебные классы (The Playscape, Пекин).
Благодаря их совместной работе у детворы и их родителей появилась уникальная возможность взаимодействовать, развиваться и активно отдыхать, исследуя массу игровых зон, включающих в себя лабиринты, всевозможные горки, трубы, мосты, переходы, курганы, адаптированные скалодромы, тренажеры, укромные местечки для игры в прятки и многое другое.
Вовлекая детей в процесс игры и исследований территории, их родители настолько увлекаются, что напрочь забывая о том, что они взрослые и у них катастрофически не хватает времени на занятие со своими чадами. Стоит отметить, что этот центр напрямую связан с одним из детских садов, расположенных в непосредственной близости и с городским парком.
Источник