Почему у египтян кошка была священным животным

Бастет: почему египтяне поклонялись кошкам?

В чём причина преклонения перед животными у древних египтян? Исторический путь человечества может ответить на этот вопрос, рассказав о богине в кошачьем обличье Бастет.

Мировоззрение древних египтян невозможно представить без одного чудесного создания. Милые и ласковые, своенравные и терпеливые кошки внесли свой вклад в развитие древней культуры. Не менее почитаемой была и их покровительница – Бастет. В «матери кошек» соединились все черты её грациозных любимцев.

На момент появления Бастет в верованиях люди уже умели выращивать культуры, а потому именно с её приходом связывается покровительство земледельцам и щедрые урожаи. Нередко Бастет олицетворяла собой переход от дня к ночи и наоборот. Её родителями стали Ра и Исида, которые считались символами солнечного света и ночной тьмы соответственно.

Когда же зерно было тщательно собрано и помещено в хранилища, люди столкнулись с серьёзным вредителем, который мог уничтожить все запасы. Это были мыши. Вот тогда на помощь человечеству и пришли маленькие хищники, кошки. Однако в древние времена содержание дома такого питомца было достаточно затратным, да и саму кошку было не так просто раздобыть (а после выложить за неё «кругленькую сумму»). Поэтому усатые любимцы жили преимущественно в богатых домах, где каждый представитель кошачьего племени считался священным божественного покровительства и благополучия. Именно тогда в центре верований появляется женщина, имеющая немало внешних и внутренних черт кошки.

Читайте также:  Если у котенка не выпадают молочные клыки

Сам образ Бастет неоднозначный. Её описывали и как грозную разрушительницу, и как светлую помощницу людей. Во внешности её также происходили изменения, обусловленные историей. Изначально её изображают женщиной, имеющей кошачью голову, иногда и вовсе просто чёрной кошкой, украшенной драгоценными камнями. В более поздних рисунках Бастет обретает общие черты с Сехмет. В её облике появляются львиные элементы. Считалось, что когда богиня принимала образ грозного хищника, царству не стоило ожидать добрых времён. Гнев Бастет приносил разрушения, голод и болезни.

Однако прежде всего Бастет – божество, дарующее радость и красоту. Её изображения часто дополняются систром и корзинкой с фруктами или маленькими котятами. Музыкальный инструмент систр олицетворял веселье и гармонию, на нём играли во время праздничных церемоний, а потому Бастет покровительствовала музыкантам, которые своим искусством привносили в жизнь людей нечто прекрасное. Корзинка с малышами или собранным урожаем говорит о плодородии, которое дарит Бастет, о благополучном завершении сезона жатвы.

Древние египтяне считали, что Бастет поддерживает женщин, которые просят у неё помощи. Она помогала им установить гармонию в семейной жизни, дарила прибавление семейства, рассказывала секреты сохранения молодости. Конечно, особым покровительством богини пользовались её «дети» — кошки, которых нельзя было обижать или недостойно относится.

Один из самых известных египетских мифов о Бастет очень похож на легенду о полульвице Сехмет. Согласно ему, бог Ра рассказал, что боится людей. После этого народы земли решили победить божество, чтобы доказать своё превосходство. Ра попросил свою дочь Бастет наказать за это человечество. Она спустилась в Египет и приобрела образ львицы, которая безжалостно убивала всякого, кто попадался на её пути. Боги были в ужасе от поведения Бастет, а потому закрасили пиво специальным раствором, что дало ему алый цвет. Когда напиток был разлит на дороге, Бастет приняла его за человеческую кровь, а потому стала жадно пить. Опьяневшая львица уснула и лишь после пробуждения пришла в себя. Впоследствии богиня уже никогда не повторяла этого ужасного поступка.

Читайте также:  Как развиваются глисты у кошек

Вместе с культом Бастет развивалось и поклонение кошкам. Считалось, что эти животные могут передавать послания богов, спасать человека от гнева божеств, а также дарить счастье и красоту, как и сама Бастет. Нередко для кошек делали усыпальницы не менее величественные, чем были у знатных людей. Рядом с телом животного обязательно клали мышь и любимые лакомства, чтобы в ином мире кошка могла развлечься и накормиться. Особым почтение пользовались чёрные кошки. Нередко древнеегипетские лекари на дверях домов делали рисунок в виде силуэта чёрной кошки. Это подсказывало людям, что в доме живёт целитель, а также являлось сильнейшим оберегом.

Сам историк Геродот восхищался Бастет и особенной красотой её святилища. Более всего её почитали в Бубастисе. Древние путешественники искренне восхищались изысканностью и величием храма, что был построен в городе. Центральной фигурой помещения была скульптура Бастет, в которой мастерски были переданы очарование и изящество богини.

Семь раз в году Бубастис наполняли паломники, стремящиеся попросить у богини-кошки благополучия и щедрого урожая. Тогда храм заполняли жрецы, число которых могло достигать ста тысяч. Все они отдавали дань почтения божественной кошке. Весной статую Бастет выносили из святилища и провозили по реке, освящая берега и народ, стоявший на них. Как отмечают археологи, именно в Бубастисе найдено большое количество мумий кошек, которые были погребены по всем канонам, определённых для людей наивысшего ранга.

Нередко Бастет связывали и с лунным светом. Считалось, что ночью эта богиня обращается в свою тёмную сущность – Пашт. Часто в чертах самой богини можно заметить противоречивые аспекты. Являясь источником света и тепла, она связывалась и с ночной порой, в которой обретала облик своих священных животных.

В эпоху Среднего Царства Египет достиг небывалых высот, превратившись в могущественную страну с собственной культурой, торговлей и государственным строем. Тогда египетская мощь возросла за счёт огромных запасов зерна, которое по ценности приравнивалось к золоту. Всего этого Египет достиг благодаря своим маленьким божествам, которые являлись его спасителями, – кошкам.

Источник

Почему кошки стали священными в Древнем Египте?

Когда человек начал жить рядом с кошкой, неизвестно. Из разных источников это время составляет многие тысячи лет, однозначного ответа нет. Но точно известно, когда кошки были приручены древними египтянами — случилось это в третьем тысячелетии до нашей эры.

Приручение кошек диктовалось суровыми условиями жизни египтян. Эта страна, на тот период времени, являлась преимущественно аграрной. Возникала огромная проблема с нашествием грызунов, змей и прочих сельскохозяйственных вредителей. Именно для этих целей, древние египтяне возжелали соседства семейства кошачьих. Кроме этого, очень остро стоял вопрос чумы, основным распространителем которой являются крысы. Поэтому соседство людей и кошек было жизненно необходимо.

Кошек, в то время, мог себе позволить только зажиточный и богатый человек. Но очень скоро, в силу своей плодовитости, они размножились и жили практически в каждом доме. Очень скоро за пользу, которую приносили кошки, их стали отождествлять с богами.

И без того любимицы египтян, очень скоро стали охраняться и перешли под опеку религии. Было запрещено ругать питомца за шалости и провинности, за это следовало суровое наказание. Убийство священного животного каралось смертной казнью. Убийцу приносили в жертву, дабы душа убиенного животного попала к богам. Семья убийцы изгонялась, а ее жилище подвергалось сожжению. Кошек хоронили со всеми почестями и регалиями, практически как фараонов. Им воздвигались склепы и памятники.

Изображения кошек присутствуют на всех письменах древних египтян. Именно из того времени, зародилась традиция первой в дом пускать кошку. Египтяне свято верили, что это животное отгоняет злых духов и исцеляет болезни. Недаром больше половины египетских богов имеют голову большой кошки.

Отдельного внимания заслуживают представители мужского рода семейства кошачьих. Котов мог завести только представитель высшей знати. Ведь самец — это продолжатель рода. Для скрещивания особей отбирались самые достойные. Кот жил в доме в отдельном помещении, к нему до конца жизни был приставлен слуга. Рацион сильного пола кошачьих приравнивался к пиршеству фараонов. Существовали специальные лекари и «шаманы», которые занимались излечением больных животных. Помет питомцев собирался и высушивался. Из него изготавливались всевозможные снадобья и зелья, которые охотно употреблялись египтянами в качестве лекарств и микстур.

Самая знаменитая скульптура обожествляющая кошку — это сфинкс. Бытует поверье, что изначально это был склеп, где хоронили кошек богатых вельмож и фараонов. Останки кошачьих находят в пирамидах и местах захоронения важных персон и по сей день. Как правило, места захоронения священных животных осыпаны золотом и множеством украшений.

Источник

Почему в Древнем Египте кошек считали священными животными?

Вот уже на протяжении многих веков в Египте, археологи находят статуи и изображения кошек на вазах и различных драгоценностях. Кошек украшали различными нарядами, воздавали им дары, уважали и почитали их подобно божествам.

К кошкам, жившим во дворцах фараонов, относились с наибольшим почтением, а в день, когда они умирали, объявлялся семидесятидневный траур и сам фараон, согласно общепринятой традиции, в дань уважения обрезал себе брови. Более того, археологи, проводя раскопки древних пирамид, вместе с различными сокровищами, окружавшими гроб царя, находили и мумифицированных кошек, которые считались добрыми проводниками великих правителей в царство мертвых.

Статуи кошек в Древнем Египте
Фото: xt.ua

Но откуда у египтян была такая любовь к кошкам? Почему их считали настолько священными животными, что в честь них строили храмы, организовывали культы и даже изображали их на гробах фараонов?

На сегодняшний день в мире насчитывается около 600 миллионов домашних кошек. Изначально дикие кошки были одомашнены людьми с Ближнего Востока примерно 9500 лет назад, а в Древнем Египте эти изящные животные появились в 2000—1900 годы до нашей эры.

Египтяне восхищались грациозностью, мягкостью и беззаботностью этих животных, но прежде всего ценили их за охрану амбаров от мелких грызунов, где хранилась пшеница. Еще большего уважения среди местного населения кошки добились благодаря охоте на крыс, которые были переносчиками смертельной чумы, а убивая змей, кошки делали близлежащие территории более безопасными для проживания людей.

Кошки живущие в египетских домах
Фото: open. az

Жители настолько полюбили кошек, что, по рассказам греческого историка Диодора Сицилийского, когда римский повозчик, случайно переехал столь почитаемое в народе животное, то был сразу же убит египетским солдатом. Убийство кошек в Египте считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью.

Именно в Египте, впервые в истории, кошек наделяли божественными и сакральными качествами. Известны изображения, где египетского бога солнца Ра изображали в виде рыжего кота, ежедневно поглощающего змея Апопа, считавшегося олицетворением зла, мрака и хаоса.

Бог Ра в образе рыжего кота побеждает змея Апопа
Фото: ru.wikipedia.org

Повелительница радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага богиня Бастет традиционно изображалась в виде женщины с лицом кошки. Именно в ее честь строились храмы и устраивались ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и почитаемым ими кошкам.

Богиня Бастет
Фото: myfhology.info

Со временем, когда кошек стали олицетворять с богиней Бастет, их стали бальзамировать и мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни.

Существовали случаи, когда египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Подобные героические поступки еще раз доказывают, с какой любовью и глубоким почитанием египтяне относились к этим животным.

Серьезного религиозного становления культ кошек достиг на заре становления Нового Египетского царства — в 1550—1069 годах до нашей эры. Фараон ливийского происхождения Шешонк I возвел город Бубастис, который стал главным местом поклонения богини Бастет.

Храм богини Бастет
Фото: clfrancisco.com

Однако в 390 году нашей эры культ Баст и культ кошек были официально запрещены императорским указом. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, но любовь к этим животным в качестве домашних питомцев оставалась среди местного населения Египта и распространилась по всему миру.

Абиссинская кошка
Фото: superhuip.pe.hu

Источник

Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?

Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.

Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.

Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.

Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.

Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.

Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.

Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.

Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.

Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

Материалы по теме

А вот ещё:

Детский сад будущего, ТОП-5 примеров из Китая

Детский сад – это одно из самых важных мест в ранней жизни ребенка, где начинает формироваться творческое начало и собственное понимание мира через социальное взаимодействие с другими людьми. Поэтому проектированию дошкольных учреждений должно уделяться особое внимание.

С раннего возраста у малышей формируются не только личностные качества, но и прививается эстетический вкус и развивается талант. Именно так и поступают современные китайские проектировщики детских садов, создавая фантастические объекты, в которые каждое утро с удовольствием идут детишки, при этом родители не торопятся из них уходит.

1. Детский сад Tanzishi в Чунцине

Футуристический детский сад умело интегрирован в холмистый ландшафт (Chongqing Danzishi Kindergarten, Китай).

Известная архитектурная компания NAN Architects в этом году завершила строительство футуристического детского сада Chongqing Danzishi Kindergarten, отдельно стоящие корпуса которого гармонично интегрированы в холмистый природный ландшафт. Расположенные в шахматном порядке классные комнаты образуют собственную инфраструктуру с игровыми и учебными зонами, обеденными залами, спальнями и даже индивидуальным внутренним двором с зеленой лужайкой и специальным покрытием в местах установки игрового оборудования.

Классные и игровые комнаты, уличные площадки и террасы связаны, мостиками, переходами и даже горками (Tanzishi Kindergarten, Чунцин).

Учитывая, что детский сад расположен в природной зоне авторы проекта постарались максимально «размыть» границы между внутренним пространством и окружающим миром, внедряя щедрое остекление и прозрачные эркеры, консольно нависающие над некоторыми корпусами.

Справка: Детский сад Tanzishi имеет 18 групп-корпусов, расположенных каскадно (из-за рельефа территории). Общая площадь современного архитектурного ансамбля составляет 5,4 кв. метров.

2. Детский сад Naheya в Ордосе

Отдельно стоящие корпуса детского сада напоминают расположение юрт кочевых народов (Naheya Kindergarten, Ордос).

Архитектурная компания WEI architects по заказу местной общины, которую чаще называют Внутренней Монголией, разработала удивительный детский сад – Naheya Kindergarten, направленный на то, чтобы помочь монгольским малышам адаптироваться к культуре ханьцев – местных жителей.

Для полного взаимодействия между разными возрастными категориями было создано открытое пространство без разделения на группы, как принято в наших дошкольных учреждениях. Учитывая менталитет монгольского народа, предпочитающего кочевой образ жизни, его тягу к свободе и к природе, разработчики использовали особенные архитектурные приемы, чтобы не ограничивать детей в стремлении активно постигать мир.

Детям предоставлена максимальная свобода передвижения и выбора занятий (Naheya Kindergarten, Ордос).

Разноуровневые корпуса, соединенные «воздушными» мостами и переходами, панорамные окна от пола до потолка, максимум открытого пространства с игровыми зонами и местами социального взаимодействия, множество световых люков, позволяющих беспрепятственно наблюдать за движением светила и туч – все это поспособствует развитию детей с сильным независимым характером и подтолкнет к изучению окружающего мира без особых ограничений или принуждений.

3. Детский сад YueCheng Courtyard в Пекине

Новое здание детского сада образует «плавающую крышу», которая соединяет множество независимых пространств в единое целое (YueCheng Courtyard, Пекин).

Настоящее переплетение эпох можно увидеть в недавно сданном в эксплуатацию детском саду YueCheng Courtyard Kindergarten, расположенном в старинном здании, которое многие годы было домом престарелых. Реконструкцией и адаптацией особняка, построенного в 1725 г. занималась всемирно известная архитектурная компания MAD Architects, которой удалось совместить стили и эпохи, при этом создать уникальный мир, для всестороннего развития детей.

Ярко-красная ленточная крыша, контрастирующая со строгой и упорядоченной планировкой исторического здания, вдохнула в необычный объект новую жизнь. При этом новое совсем не затмевает старого, в то время как прошлое не обгоняет настоящего, давая возможность развиваться молодому поколению на лучших примерах и традициях.

Волнистая крыша образует своего рода марсианский ландшафт, заинтересовывая детей бегать, играть и общаться (YueCheng Courtyard Kindergarten, Пекин).

Как известно, архитектура оказывает значительное влияние на психику человека, в особенности на детей, так что созерцание красоты и утонченности традиционного убранства поможет воспитать отменный вкус и привить уважение к национальной культуре. А вот фантастическая крыша позволит активно двигаться и постигать мир в игре, ведь на ней обустроено масса площадок, подъемов и потайных мест.

Внутренние дворики отражают восточный взгляд на природу и красоту традиционной архитектуры (YueCheng Courtyard Kindergarten, Пекин).

4. Детский сад Wujiachang в районе Хайдянь города Пекин

За стенами необычного здания прячется современный детский сад одного из сальных районов Пекина (Wujiachang Kindergarten).

Футуристический проект белоснежного детского сада Wujiachang Kindergarten, расположенного в быстро разрастающемся районе Хайдянь города Пекин, предназначался для детей небольшого микрорайона, где преобладает экономически доступное жилье. Учитывая скромные размеры участка, выделенного под строительство детского учреждения, становится понятно, почему его старались максимально поднять в высоту.

Футуристические формы бетонных архитектурных элементов ультрасовременного детского сада у многих вызывают недоумение (Wujiachang Kindergarten, Пекин).

Специалистам студии Atelier Fronti удалось разместить несколько объемов друг над другом, используя консольную технологию, что позволило создать достаточно пространства для полноценного обустройства 9 групп со всеми необходимыми зонами. При этом игровые залы и учебные классы расположены с южной стороны, чтоб обеспечить их максимальным количеством дневного света, а вот с севера можно наблюдать глухие стены, где обустроены лестничные площадки и переходы.

Оригинальное оформление лестничного марша в овальном объеме, интегрированном в конструкцию здания (Wujiachang Kindergarten, Пекин).

5. Детский общественный центр The Playscape в Пекине

Вся территория бывшего зернохранилища превращена в гигантский игровой комплекс для детей всех возрастов (Children’s Community Centre The Playscap).

В этом году открылся уникальный во всех отношениях детский центр Children’s Community Centre The Playscap, который очень быстро превратился в самое популярное учреждение промышленного района Пекина. Удивительный архитектурный комплекс строили не специально для детей, более того – это было старое зернохранилище, которое, начиная с 70-х годов прошлого века выполняло непосредственные функции.

Но когда пришло время реновации, было решено превратить его в образовательный центр, где дети всех возрастов смогут познавать жизнь через игру и развивать не только смелость и ловкость, но и творческий потенциал. К вопросу планирования китайские разработчики подошли более чем основательно, помимо основной команды, состоящей их архитекторов, дизайнеров, инженеров и технологов был подключен врач-реабилитолог, специализирующийся развитии детей всех возрастов, связанного с движением.

Устроителям удалось приобщить к развивающим играм не только детей, но и их родителей (The Playscape, Пекин).

Для детей из близлежащего сада также организованы игровые зоны и учебные классы (The Playscape, Пекин).

Благодаря их совместной работе у детворы и их родителей появилась уникальная возможность взаимодействовать, развиваться и активно отдыхать, исследуя массу игровых зон, включающих в себя лабиринты, всевозможные горки, трубы, мосты, переходы, курганы, адаптированные скалодромы, тренажеры, укромные местечки для игры в прятки и многое другое.

Вовлекая детей в процесс игры и исследований территории, их родители настолько увлекаются, что напрочь забывая о том, что они взрослые и у них катастрофически не хватает времени на занятие со своими чадами. Стоит отметить, что этот центр напрямую связан с одним из детских садов, расположенных в непосредственной близости и с городским парком.

Источник

Оцените статью