Подводная лодка петр кошка

Подводная лодка петр кошка

ПЛ «Матрос Петр Кошка»
подводный миноносец Е.В. Колбасьева

1901 год
Заложена и построена в Отделении Балтийского завода в г.Кронштадт в условиях строжайшей секретности;

1902 год
С разрешения ГМШ размещена на территории Опытового бассейна в г.Санкт-Петербург (заведующий бассейном — Крылов А.Н.) для достройки и хранения. Возможно испытывалась на плаву;

1902 год июнь
Освещена протоиереем Иоанном Кронштадским и названа «Матрос Петр Кошка» («Матрос Кошка» по воспоминаниям Крылова А.Н.);

1902 год август
По окончании постройки отправлена в Севастополь по железной дороге в разобранном виде. 13.08.1902 Е.В. Колбасьев командирован в Севастополь для руководства сборкой ПЛ и ее испытаний;

1903 год
Испытания совкообразных торпедных аппаратов (2 отказа);

1904 год 19 июня
После сборки, доработки и испытаний спущена на воду в г.Севастополь. Данные многих источников о перевозке ПЛ в Порт-Артур и уничтожении ее там при угрозе захвата — абсолютно ошибочны;

1905 год 28 марта
Е.В. Колбасьев прикомандирован к 30-му флотскому экипажу ЧФ;

1904 год — 1906 год (предположительно)
Достройка ПЛ и испытания, которые показали несовершенство конструкции ПЛ и ее слабые боевые возможности;

1905 год май
Находилась в Плавучем доке Севастопольского порта для достройки, испытаний и хранения. Для этой цели к доку был прикомандирован экипаж для достройки и сформирована команда из состава 31, 32 и 33-го флотских экипажей ЧФ для несения «. вахтенной службы на подводной лодке и наблюдения как за сохранением имущества ея, так и самой лодки и находящихся на ней приборов. «;

1906 год 9 июня
Е.В. Колбасьев откомандирован от 30-го флотского экипажа ЧФ;

1907 год 8 января
Е.В. Колбасьев вышел в отставку с оставлением подводной лодки в его распоряжении. После увольнения от службы Е.В. Колбасьев остался проживать в Севастополе и занялся разведением устриц;

1907 год
По воспоминаниям Крылова А.Н. «. лодка Колбасьева стояла на якоре и швартовых у его устричного завода и служила пристанью для шлюпок; никуда она никогда не ходила и на верблюдах в Персидский залив ее не возили. «. Позже была продана на металл (по данным А.Е. Тараса).

1. Колбасьев Е.В.(?) (1902(?)-1907(?))

1. «Русские подводные лодки 1834-1923 гг.», т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
3. Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904 гг.» АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
4. Боженко П.В. «Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.», Субмарины на воде, №3, 1996г.
5. Аллилуев А.А. «Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне», Судостроение, № 3, 1990г.
6. Быховский И.А., Войналович Д.И. «Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре», Судостроение, №1, 1966г.
7. Марьин Д.В. «Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?», Военно-исторический журнал, №3, 2008г.
8. Воспоминания контр-адмирала Дудорова Б.И.
9. Рассол И.Р. «Подводные лодки Е.В. Колбасьева», Судостроение, № 5, 2007г.
10. Тарас А.Е. «Сверхмалые подводные лодки (1914-2004)», Харвест, Минск, 2004г.
11. Пожарский А.М. «Подводное плавание в России 1834-1918гг.», Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.
12. Крылов А.Н. «Мои воспоминания», Издательство АН СССР, 1963г.

Источник

Подводная лодка петр кошка

КРОНШТАДТ: Отделение Балтийского Завода (1)

4. История проекта:

В 1901 году в мастерских Кронштадтского порта, в обстановке строжайшей секретности, корабельный инженер Николай Николаевич Кутейников (1872 — 1921) построил по проекту лейтенанта Евгения Викторовича Колбасьева (1862 — 1920) электрическую подводную лодку, известную под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Е.В. Колбасьева).

Аккумуляторы общей массой 4 тонны обеспечивали 15-мильную дальность плавания под водой на скорости 3,5 узла, либо 40 миль в надводном положении на 4 узлах. Расчетная глубина погружения составляла 20 метров. На заданной глубине лодку автоматически удерживал специальный прибор (аналог «аппарата глубины» И. Пераля).

Экипаж насчитывал 3 человека (1 офицер и 2 унтер-офицера). Лодка несла 2 торпеды калибра 381 мм в аппаратах совкового типа, размещенных снаружи в верхней части корпуса в ДП в носу и в корме. Совкообразные ТА отличались малой надежностью и дважды отказывали при испытаниях в 1903 г.

Корпус был собран из 9 секций, оснащенных всеми необходимыми механизмами. Вес самой тяжелой секции составлял 1,6 тонны. При сборке секции соединялись болтами. В разобранном виде субмарина помещалась в стандартном железнодорожном вагоне. Полная сборка занимала 6 часов. Таким образом, именно Колбасьев и Кутейников являются первыми создателями секционного метода строительства субмарин, нашедшего широкое применение в годы Второй мировой войны. Правда, никто об этом их изобретении в ту эпоху не узнал.

Помимо сборно-разборной конструкции, еще одной уникальной особенностью данной подводной лодки было расположение всех шести гребных валов под углом 20 градусов к диаметральной линии корпуса. По мнению авторов проекта, такое их размещение должно было сделать лодку особенно маневренной. Но в результате лодка получилась чрезвычайно рыскливой. Незначительное изменение числа оборотов любого из шести электромоторов влекло за собой отклонение от заданного курса. Кроме того, незначительная дальность плавания не позволяла ей действовать в открытом море.

Непотопляемость обеспечивалась заполнением части объема пробковой массой, изобретенной Колбасьевым. В трех носовых и трех кормовых секциях размещались механизмы управления ГР, балластные цистерны и АБ.

Планировалась следующая тактика применения этой лодки. Коммерческий пароход под нейтральным флагом прибывает во вражеский порт (или бросает якорь на внешнем рейде). В специальном отсеке внутри судна осуществляется сборка лодки и ночью, под покровом темноты, краном ее опускают в воду. Она бесшумно подкрадывается к избранной цели и атакует наверняка. Затем покидает акваторию порта, поджидая свою плавбазу уже за его пределами.

Этот подводный корабль, строился в обстановке секретности. Подводной лодки было присвоено наименование «Петр Кошка» и она была освещена, но в списки флота ее не зачисляли (однако по ошибочным данным Ю.И. Александрова эта ПЛ является первой торпедной подводной лодкой зачисленной в состав Русского флота). Подводная лодка была несовершенной по конструкции и, несмотря на упоминания в некоторых источниках, никакой службы (и особенно секретной) не несла — все ограничилось в основном неудачными испытаниями.

Во многих источниках указывается о переброске этой ПЛ в Порт-Артур, где она якобы и была уничтожена при угозе захвата противником. Однако это абсолютно недостоверная история. Опираясь на воспоминания А.Н. Крылова, который видел эту лодку и в 1902 году в Санкт-Петербурге и в 1907 в Севастополе, можно утверждать, что в августе 1902 года ПЛ была отправлена в Севастополь где и закончила свои дни после 1907 года. А.Н. Крылов в своих воспоминаниях очень скептически относился как к самой подводной лодке, так и к технической компетенции ее конструктора.

В дальнейшем Е.В. Колбасьев продолжил разработку проектов ПЛ. В некоторых источниках говорится более чем о десяти разработанных им проектов. В конце 1903 году Е.В. Колбасьев начал разработку проекта ПЛ длиной 47 м. и водоизмещением 175 т. В некоторых источниках утверждается, что эта лодка была даже построена в Севастополе и спущена на воду. Однако это маловероятно, скорее всего проект так и остался на бумаге, а та ПЛ, с которой работали в плавучем доке Севастопольского порта была все той же ПЛ «Матрос Петр Кошка».

В 1908 — 1090 гг. Е.В. Колбасьев разработал три проекта подводных лодок — водоизмещением 110 тонн, 345 тонн и 640 тонн, которые представил на конкурсы МГШ. Однако не один из них не был утвержден.

5. Схема проекта:

1 — горизонтальный руль; 2 — мина Уайтхеда; 3 — боевая рубка; 4 — аккумуляторы;
5 — электромотор; 6 — вертикальный руль; 7 — торпедный аппарат;
8 — гребной винт; 9 — соединительные болты секций

6. Тактико-технические данные проекта:

водоизмещение
общее, тонн: 20
скорость хода
в надводном положении: 8,6 узлов
в подводном положении: 6 узлов
дальность плавания
в надводном положении:

40 миль при 4 узлах
в подводном положении:

15 миль при 3,5 узлах
глубина погружения
проектная: 20 м.
кораблестроительные элементы
длина: 15,2 метра
ширина: 1,27 метра
высота: 3,05 метра
конструктивный тип: однокорпусная
вооружение
381-мм совковые торпедные аппараты: 2
энергоустановка
тип: электрический двигатель
количество х мощность двигателей, л.с.: 6 х 4 л.с.
обитаемость
экипаж:

3 человека (в т.ч. 1 офицер)
время погружения:

до 20 минут

— «Русские подводные лодки 1834-1923 гг.», т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
— Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
— Тарас А.Е. «История подводных лодок 1624-1904 гг.» АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
— Боженко П.В. «Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.», Субмарины на воде, №3, 1996г.
— Аллилуев А.А. «Подводные лодки в Порт-Артуре в русско-японской войне», Судостроение, № 3, 1990г.
— Быховский И.А., Войналович Д.И. «Подводные лодки в осажденном Порт-Артуре», Судостроение, №1, 1966г.
— Марьин Д.В. «Были ли в Порт-Артуре подводные лодки?», Военно-исторический журнал, №3, 2008г.
— Воспоминания контр-адмирала Дудорова Б.И.
— Рассол И.Р. «Подводные лодки Е.В. Колбасьева», Судостроение, № 5, 2007г.
— Крылов А.Н. «Мои воспоминания», Издательство АН СССР, 1963г.

Источник

Проект подводного миноносца Е.В. Колбасьева («Матрос Петр Кошка»)

В мастерских Кронштадтского порта в 1901 году, в обстановке строгой секретности, корабельным инженером Николем Николаевичем Кутейниковым (годы жизни 1872 — 1921) по проекту, разработанному лейтенантом Евгением Викторовичем Колбасьевым (годы жизни 1862 — 1920), была построена электрическая подлодка, известная под названием «Петр Кошка» (подводный миноносец лейтенанта Колбасьева).

Аккумуляторные батареи общей массой 4000 кг обеспечивали в подводном положении дальность плавания 15 миль при скорости 3,5 узла, или 40 миль при скорости в 4 узла в надводном положении. Расчетная глубина погружения – 20 м. На заданной глубине лодка автоматически удерживалась спец. прибором (аналог «аппарата глубины» Пераля).

Экипаж судна – 3 человека (2 унтер-офицера и 1 офицер). Лодка несла две 381-миллиметровые торпеды в аппаратах совкового типа, установленных снаружи в верхней части корпуса в ДП в корме и в носу. Совкообразные торпедные аппараты отличались малой надежностью и в 1903 году во время испытаний дважды отказывали.

Корпус подводной лодки собирался из 9 секций, которые были оснащены всеми необходимыми механизмами. Масса самой тяжелой секции равнялась 1600 кг. Секции при сборке соединялись при помощи болтов. В разобранном виде субмарину транспортировали в стандартном железнодорожном вагоне. Для полной сборки требовалось 6 часов. Таким образом, именно Кутейников и Колбасьев являются создателями секционного метода создания субмарин, нашедшего в годы Второй мировой войны широкое применение. Правда, об этом их изобретении никто в ту пору не узнал.

Кроме сборно-разборной конструкции, подводной лодки имела еще одну уникальную особенность – расположение всех 6 гребных валов под углом 20 град. к диаметральной оси корпуса. Авторов проекта считал, что такое размещение валов должно было сделать подводный аппарат особенно маневренным. Однако в результате подлодка получилась чрезвычайно рыскливой. Даже незначительное изменение оборотов любого из 6 электродвигателей приводило к отклонению от заданного курса. Также, действовать в открытом море лодке не позволяла незначительная дальность плавания.

Непотопляемость подводной лодки обеспечивалась заполнением пробковой массой части объема судна. Три носовые и три кормовые секции служили для размещения механизмов управления ГР, балластных цистерн и АБ.

Планировалась использовать следующую тактику применения данной подлодки. Коммерческий пароход, плавающий под нейтральным флагом, заходит во вражеский порт (или бросает на внешнем рейде якорь). В спец. отсеке внутри судна собирается лодка и под покровом темноты ее краном опускают в воду. Субмарина бесшумно подходит к выбранной цели и атакует ее. Затем судно покидает акваторию порта, дожидаясь свою плавбазу за его пределами.

Это полуэкспериментальное подводное судно, создавалось в обстановке строгой секретности. По информации большинства источников подводную лодку в списки флота даже не зачисляли (но по данным Александрова Ю.И. это судно является первой торпедной подлодкой зачисленной в состав Российского флота), а в документах морского ведомства информации о ней практически нет. Служба подлодки тоже проходила в режиме строжайшей секретности. Предположительно субмарина несла Андреевский флаг, однако официально не числилась в списках флота. Возможно, это связано с диверсионным предназначением судна.

Во многих источниках говорится о переброске этой подводной лодки в Порт-Артур, где якобы ее уничтожили при угрозе захвата противником. Но это история маловероятна, поскольку не осталось ни единого воспоминания от защитников, где бы данный факт подтверждался. Опираясь на воспоминания Крылова А.Н., который видел эту субмарину в Санкт-Петербурге в 1902 году и в Севастополе в 1907 году, можно утверждать, что подлодку в августе 1902 года отправили в Севастополь, где после 1907 года она и закончила свои дни. К сожалению, этот проект не получил дальнейшего развития. До переоборудования в плавбазу дело так и не дошло.

В дальнейшем Колбасьев Е.В. продолжил разработку проектов подводных лодок. В некоторых источниках речь идет более чем о 10 проектах разработанных им. В конце 1903 г. Колбасьев начал разрабатывать проект подлодки водоизмещением 175 тонн и длиной 47 метров. Некоторые источники утверждают, что эта субмарина была построена в Севастополе, а также спущена на воду. Но это маловероятно, возможно проект остался на бумаге, а та подлодка, с которой работали в плавдоке Севастопольского порта, являлась все той же подлодкой «Матрос Петр Кошка».

Е.В. Колбасьев в период с 1908 по 1090 год разработал 3 проекта подлодок – водоизмещением 110, 345 и 640 тонн, которые были в дальнейшем представлены на конкурсы МГШ. Но не один из этих проектов утвержден не был.

Тактико-технические данные:
Общее водоизмещение — 20 тонн;
Скорость надводного хода – 8,6 узлов;
Скорость подводного хода – 6 узлов;
Дальность плавания в надводном положении – 40 миль (скорость 4 узла);
Дальность плавания в подводном положении – 15 миль (скорость 3,5 узла);
Проектная глубина погружения – 20 м;
Время погружения – до 20 минут.
Размеры судна:
— длина – 15,2 м;
— ширина – 1,27 м;
— высота – 3,05 м;
Конструктивный тип – однокорпусная;
Вооружение:
— совковые 381-мм торпедные аппараты – 2;
Энергоустановка:
— тип – электродвигатель;
— количество – 6;
— мощность двигателей – 4 л.с.;
Экипаж судна – 3 человека (включая 1 офицера).

Источник

Читайте также:  Как часто сикаются котята 1 месяц
Оцените статью