Спинального ганглия котенка аппарат гольджи

Комплекс Гольджи в нейронах спинального ганглия.

(Окраска: импрегнация азотным серебром; ок. 7, об. 8 и 40).

На малом увеличении на периферии среза выбрать крупную клетку, в цитоплазме которой хорошо видны извитые темные нити. На большом увеличении можно увидеть крупное светлое ядро с хорошо заметным ядрышком и темные нити комплекса Гольджи, окружающие ядро в виде клубка или корзиночки, а иногда и разбросанные по всей цитоплазме, которая имеет зеленоватую окраску.

Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1 – цитоплазму нейроцита, 1а – комплекс Гольджи, 2 – ядро, 3 – плазмолемму (клеточная оболочка).

Включения гликогена в клетках печени.

(Окраска: по методу Шабадаша; ок. 7, об. 8 и 40).

На большом увеличении найти клетку полигональной формы с фиолетовым ядром. Гликоген выявляется в виде малиновых глыбок различной величины, заполняющих весь объем цитоплазмы.

Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1- цитоплазму гепатоцита,

1а – глыбки гликогена, 2 – ядро.

Жировые включения в клетках печени.

(Окраска: осмиевой кислотой; ок. 7, об. 8 и 40).

На большом увеличении видны клетки многоугольной формы с крупными розовыми ядрами. В розоватой зернистой цитоплазме видны черные округлые включения разных размеров – капли жира.

Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1- цитоплазму гепатоцита,

1а – капли жира, 2 – ядро.

Митоз растительной клетки.

(Окраска: железный гематоксилин; ок. 7, об. 8 и 40).

Препарат представляет собой продольный срез корешка лука. На малом увеличении найти и поставить в центр поля зрения участок корешка, где происходит наиболее активное деление клеток (окрашен более интенсивно). На большом увеличении видны клетки (в состоянии интерфазы и на различных стадиях митоза) прямоугольной формы с двуконтурной оболочкой. В интерфазе клетки имеют ядро овальной или округлой формы с четкими границами, в котором хорошо различимы 1-2 ядрышка и хроматин. В профазе видны хромосомы, образующие клубок, плотный или рыхлый. В метафазе хромосомы конденсируются, принимая вид изогнутых палочек. Их центромеры находятся в области экватора клетки, а плечи хромосом располагаются свободно, образуя «материнскую звезду». В анафазе происходит расхождение хроматид к полюсам, в результате чего образуется две «дочерние звезды». В телофазе у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки хромосом. В центре клеток начинает формироваться перегородка и образуется две дочерние клетки.

Нарисовать контуры пяти клеток и обозначить их по порядку:

1- интерфаза, 2 – профаза, 3 – метафаза, 4 – анафаза, 5 – телофаза.

Изучая препарат, в соответствующий контур клетки зарисовать структуры характерные для той или иной фазы митоза и интерфазы.

Сперматозоиды морской свинки.

(Окраска: железный гематоксилин; ок. 7, об. 8 и 40).

На препарате сперматозоиды окрашены в синий или фиолетовый цвет. Увеличение большое. Изучите строение одной клетки, обратив внимание на округлую головку. Найдите шейку и хвостик. Если на препарате видны сперматозоиды с несколькими хвостиками, значит, они склеились головками (не рисовать!).

Зарисовать 2-3 типичных сперматозоида и обозначить:

1 – головку, 1а – акросому, 1б – ядро, 2 – шейку, 3 – тело, 4 – хвост.

Яйцеклетка млекопитающего.

(Окраска: гематоксилин — эозин; ок. 7, об. 8 и 40).

На малом увеличении на срезе яичника среди фолликулов на различных стадиях развития найти зрелый фолликул, содержащий яйцеклетку. Изучить строение яйцеклетки и окружающих ее оболочек при большом увеличении. В яйцеклетке (овоците), покрытой плазмолеммой (оолеммой), видны ядро и цитоплазма. Клетка окружена прозрачной зоной (блестящая оболочка). На препарате она имеет гомогенный вид, цвет розовый. Вокруг яйцеклетки располагаются фолликулярные эпителиоциты, образующие лучистый венец.

Зарисовать 1 яйцеклетку и обозначить: 1 – ооцит, 2 – блестящую оболочку, 3 – фолликулярные клетки лучистого венца, 4 – ядро.

Первичная полоска.

(Окраска: гематоксилин; ок. 7, об. 8).

На малом увеличении видно, что первичная полоска – это плотно лежащие клетки, которые перемещаются между первичной эктодермой (эпибластом) и первичной энтодермой (гипобластом). В результате миграции клеток первичной полоски образуется мезодерма, 3 – й зародышевый листок.

Зарисовать и обозначить: 1 – эктодерму (эпибласт), 1а – первичную полоску, 2 – мезодерму, 3 – энтодерму (гипобласт).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

ПРЕПАРАТ № 9 Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка

Препарат представляет собой гистологический срез окрашенный осмиевой кислотой (Микрофото 9).(рис. 47)

Аппарат Гольджи в нейронах. Спинально-мозговой узел котенка. Спинномозговые узлы млекопитающих находятся вблизи спинного мозга и содержат чувствительные нервные клетки.

Рис. 47. .Аппарат Гольджи в нейронах. Спинномозговой узел котенка.(А) – при малом увеличении: 1 – нейроны или нейроциты, 2 – нервные волокна, 3 – ядра клеток-сателлитов; (Б) – при большом увеличении: 1 – ядро, 2 – нейроплазма, 3 – черная извилистая сеть, 4 корзинка, образованная этой сетью вплотную прилегающей к ядру,5 — нейроны, 6 – отдельные фрагменты аппарата Гольджи, , 7 – нервные клетки, 8 – нейроциты.

При малом увеличении видны крупные нервные клетки – нейроны или нейроциты – округлой формы, располагающиеся преимущественно в периферических отделах спинномозгового узла. Надо найти нейроны, в которых видны структурные компоненты, и изучить их при большом увеличении. Вокруг ядра на светлом фоне нейроплазмы выделяется черная извилистая сеть. Аппарат Гольджи состоит из изогнутых и анастомозирующих между собой нитей и перекладин. Иногда эта сеть вплотную прилегает к ядру и охватывает его, образуя как бы корзинку. Гольджи состоит из отдельных палочек, чешуек, фрагментов, не связанных между собой и разбросанных по всей нейроплазме.

Обозначения:1 – ядро. 2-нейроплазма. 3 – аппарат Гольджи.

Источник

Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева

Морфология

Сельскохозяйственных

Животных

Учебное — методическое пособие

Допущено министерством сельского хозяйства РФ

в качестве учебно-методического пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Технология производства и переработки

Тюмень 2010

УДК 591.4

ББК 45.2

Рецензент:

кандидат биологических наук,

доцент кафедры анатомии и физиологии

человека и животных ФГОУ ВПО ТюмГУ

О.Н. Лепунова

Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Морфология сельскохозяйственных животных. Учебно-методическое пособие. / ТГСХА. — Тюмень, 2010. — 186с.

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры анатомии и физиологии ТГСХА, протокол № 1 от 8 сентября 2009 г.

Рассмотрено и рекомендовано к печати методическим советом Института биотехнологии и ветеринарной медицины ТГСХА, протокол № 7 от 15 марта 2010 г.

сельскохозяйственная академия, 2010

© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева,2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..
Правила работы с микроскопом……………………….
Занятие 1
Тема 1. Общая морфология клетки, органоиды и включения. Деление соматических клеток…………………………………………
Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии…………………………………………….
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка…………………………….
Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яй­цеклетки аскариды…………………………………………
Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля……………………………………………………
Препарат № 1.5. Митоз (кариокинез) растительной клетки. Корешок лука…………………………………….
Препарат № 1.6. Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши……………………………………………………….
Занятие 2
Тема 2. Оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных с разными типами яйцеклеток……..
Препарат № 2.1. Оплодотворение яйцеклетки лоша­диной аскариды………………………………………….
Препарат № 2.2. Дробление яйцеклетки лягушки ………
Препарат № 2.3. Бластула лягушки……………………….
Препарат № 2.4. Гаструла лягушки……………………….
Препарат № 2.5. Нейрула лягушки…………………….
Препарат № 2.6. Сомиты, хорда и нервная трубка зародыша курицы……………………………………………….
Занятие 3
Тема 3. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани………………………………………..
Препарат № 3.1. Многослойный плоский неорогове­вающий эпителий роговицы коровы…………………….
Препарат № 3.2. Мазок крови человека……………….
Препарат № 3.3. Рыхлая волокнистая соединительная ткань подкожной клетчатки крысы……………………….
Препарат № 3.4. Плотная оформленная соединительная ткань. Сухожилие телёнка в поперечном разрезе………..
Препарат № 3.5. Гиалиновый хрящ ребра кролика…….
Препарат № 3.6. Берцовая кость человека (поперечный разрез декальцинированной трубчатой кости)………….
Препарат № 3.7. Поперечно-полосатая мышечная ткань языка кролика…………………………………….
Препарат № 3.8. Нервные клетки спинного мозга, со­держащие базофильное вещество (тигроидное вещество)
Занятие 4
Тема 4. Соматические системы…………………………..
4.1. Остеология……………………………………………..
Занятие 5
Тема 4. Соматические системы (продолжение)…………..
4.2. Артрология ……………………………………………….
4.3. Миология………………………………………………….
4.4. Дерматология………………………………………………
Занятие 6.
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях…………….
5.1. Система органов пищеварения…………………………….
Занятие 7
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)…………………………………………………………….
5.2. Аппарат дыхания………………………………………….
5.3. Система органов мочевыделения………………………….
Занятие 8
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)…………………………………………………………….
5.4. Органы размножения млекопитающих……………………
5.4.1. Органы размножения самок…………………………….
5.4.2. Органы размножения самцов…………………………….
Занятие 9
Тема 6. Сердечно-сосудистая система……………………….
6.1. Сердце…………………………………………………….
6.2. Ангиология……………………………………………….
6.3. Лимфатическая система……………………………………
6.4. Кроветворные органы…………………………………….
Занятие 10
Тема 7. Нервная система……….………………………………
7.1. Центральный отдел нервной системы……………………..
7.2. Периферический отдел нервной системы…………………
7.3. Вегетативная нервная система…………………………….
7.4. Органы чувств……………………………………………..
Занятие 11
Тема 8. Железы внутренней секреции…………………………
Заключение………………………………………. …………..
Приложение. ………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Морфология и физиология сельскохо­зяйственных животных» — дать обучающимся студентам, знания структурной организации клеток, тканей, органов сельско­хозяйственных и домашних животных и закономерностей их развития в онтогенезе.

Задача дисциплины – сформировать у студентов умение свободно использовать знания нормальной структуры клеток, тканей, органов и их систем.

Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой методики к лабораторно-практическим занятиям по курсу основы общей цитологии и гистологии, эмбриологии и анатомии, рассчитанные на 2-х часовые занятия студентов по специальности 311200 “Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции”

Для овладения знаниями в области гистологии и эмбрио­логии необходимо изучение микроскопических и ультрамикро­скопических структур с помощью светового и электронного микроскопов. Поэтому главным содержанием практических занятий является изучение с помощью светового микроскопа гистологических препаратов. Гистологический препарат является объективным источником сведений о микроскопическом строении тканей и органов животных и о процессах их развития. Практические занятия по анатомии должны содержать анатомические препараты по всем представленным разделам.

Целью работы студента на практическом занятии являются приобретение навыков работы с препаратом, умения ана­лизировать наблюдаемые структуры, давать им оценку и делать правильные выводы.

Вопросы, представленные в пособии, соответствуют про­грамме (2002 г.) по указанной дисциплине. В конце каждого занятия предлагаются контрольные вопросы по текущей теме. Приводится список литературы, доступной в библиотеке ВУЗа.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

1. Установить микроскоп у края стола напротив левого плеча.

2. Установить объектив малого увеличения на 1,5-2 см от предметного столика. Поднять конденсор в верхнее крайнее положение. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.

3. Смотреть на микроскоп сбоку (не в окуляр) и опустить макровинтом объектив малого увеличения на 0,7-1 см от препарата.

4. Положить обе руки на макровинт и движением на себя поднимать объектив малого увеличения до появления четкого изображения.

5. Для перехода на большее увеличение повернуть ре­вольвер и установить 40-кратный объектив (фокусное рас­стояние не изменять!). Микровинтом добиться резкого изо­бражения.

ВНИМАНИЕ!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

I. РАБОТА С МАКРОВИНТОМ на большом увеличении, т.к. можно раздавить препарат и повредить объектив.

II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить в рабочее положение малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.

III.РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.

IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП (даже в пределах стола) С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.

ЗАНЯТИЕ №1

Продолжительность 2 часа

Тема 1. ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ, ОРГАНОИДЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ. ДЕЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.

Цель занятия: Изучить микроскопическое и субмикро­скопическое строение клетки и её органелл. Ознакомиться с расположением в клетке включений. Изучить строение ядра в неделящейся клетке и два вида клеточного деления: прямое (амитоз) и непрямое (митоз, или кариокинез).

Учебно-наглядные пособия:

1. Микропрепараты по цитологии.

2. Схемы, таблицы.

Препараты по цитологии иллюстрируют основные мор­фофункциональные особенности клеток и неклеточных структур и теснейшую взаимосвязь, и взаимозависимость их строения и функции.

Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клет­ках печени амфибии

Окраска: по Альтману.

Под малым увеличением рассмотреть на препарате клетки печени (см. Рис. 1. в приложении). Митохондрии в клетках печени представлены в виде мелких зерен, коротких палочек или нитей. Зарисовать и обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) митохондрии.

Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка

Окраска: осмиевая кислота.

Под малым увеличением микроскопа определить скоп­ления крупных нервных клеток. Под большим увеличением микроскопа обратить внимание на округлую форму ложно-униполярных клеток, светлое однородное ядро, темной окраски ядрышко (Рис. 2.). Аппарат Гольджи представлен в цитоплазме нервных клеток в виде мелких чёрных телец в виде палочек и запятых вокруг ядра. Сделать рисунок и обозначить: 1) границы клеток, 2) эндоплазма, 3) ядро, 4) аппарат Гольджи.

Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яй­цеклетки аскариды

Под малым увеличением микроскопа найти одну из яй­цеклеток, находящуюся в состоянии деления (Рис. 3.). Под большим увеличением изучить её структурные особенности: хитиновую оболочку, цитоплазму и клеточный центр. Препарат зарисовать и обозначить: 1) центриоли, 2) хромосомы, 3) цитоплазма, 4) желточное пространство, 5) оболочка яйца, 6) ахроматиновые нити.

Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках пе­чени аксолотля

Под большим увеличением микроскопа на одном из по­люсов клетки в цитоплазме обнаруживаются мелкозернистые структуры ярко-розовой окраски, это гликоген, углеводные трофические включения (Рис. 4.). Зарисуйте несколько клеток с трофическими включениями гликогена. Обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) включения гликогена.

Источник

Читайте также:  Глисты у котенка умирает
Оцените статью