Комплекс Гольджи в нейронах спинального ганглия.
(Окраска: импрегнация азотным серебром; ок. 7, об. 8 и 40).
На малом увеличении на периферии среза выбрать крупную клетку, в цитоплазме которой хорошо видны извитые темные нити. На большом увеличении можно увидеть крупное светлое ядро с хорошо заметным ядрышком и темные нити комплекса Гольджи, окружающие ядро в виде клубка или корзиночки, а иногда и разбросанные по всей цитоплазме, которая имеет зеленоватую окраску.
Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1 – цитоплазму нейроцита, 1а – комплекс Гольджи, 2 – ядро, 3 – плазмолемму (клеточная оболочка).
Включения гликогена в клетках печени.
(Окраска: по методу Шабадаша; ок. 7, об. 8 и 40).
На большом увеличении найти клетку полигональной формы с фиолетовым ядром. Гликоген выявляется в виде малиновых глыбок различной величины, заполняющих весь объем цитоплазмы.
Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1- цитоплазму гепатоцита,
1а – глыбки гликогена, 2 – ядро.
Жировые включения в клетках печени.
(Окраска: осмиевой кислотой; ок. 7, об. 8 и 40).
На большом увеличении видны клетки многоугольной формы с крупными розовыми ядрами. В розоватой зернистой цитоплазме видны черные округлые включения разных размеров – капли жира.
Зарисовать 2-3 клетки и обозначить: 1- цитоплазму гепатоцита,
1а – капли жира, 2 – ядро.
Митоз растительной клетки.
(Окраска: железный гематоксилин; ок. 7, об. 8 и 40).
Препарат представляет собой продольный срез корешка лука. На малом увеличении найти и поставить в центр поля зрения участок корешка, где происходит наиболее активное деление клеток (окрашен более интенсивно). На большом увеличении видны клетки (в состоянии интерфазы и на различных стадиях митоза) прямоугольной формы с двуконтурной оболочкой. В интерфазе клетки имеют ядро овальной или округлой формы с четкими границами, в котором хорошо различимы 1-2 ядрышка и хроматин. В профазе видны хромосомы, образующие клубок, плотный или рыхлый. В метафазе хромосомы конденсируются, принимая вид изогнутых палочек. Их центромеры находятся в области экватора клетки, а плечи хромосом располагаются свободно, образуя «материнскую звезду». В анафазе происходит расхождение хроматид к полюсам, в результате чего образуется две «дочерние звезды». В телофазе у противоположных полюсов клетки видны рыхлые клубки хромосом. В центре клеток начинает формироваться перегородка и образуется две дочерние клетки.
Нарисовать контуры пяти клеток и обозначить их по порядку:
1- интерфаза, 2 – профаза, 3 – метафаза, 4 – анафаза, 5 – телофаза.
Изучая препарат, в соответствующий контур клетки зарисовать структуры характерные для той или иной фазы митоза и интерфазы.
Сперматозоиды морской свинки.
(Окраска: железный гематоксилин; ок. 7, об. 8 и 40).
На препарате сперматозоиды окрашены в синий или фиолетовый цвет. Увеличение большое. Изучите строение одной клетки, обратив внимание на округлую головку. Найдите шейку и хвостик. Если на препарате видны сперматозоиды с несколькими хвостиками, значит, они склеились головками (не рисовать!).
Зарисовать 2-3 типичных сперматозоида и обозначить:
1 – головку, 1а – акросому, 1б – ядро, 2 – шейку, 3 – тело, 4 – хвост.
Яйцеклетка млекопитающего.
(Окраска: гематоксилин — эозин; ок. 7, об. 8 и 40).
На малом увеличении на срезе яичника среди фолликулов на различных стадиях развития найти зрелый фолликул, содержащий яйцеклетку. Изучить строение яйцеклетки и окружающих ее оболочек при большом увеличении. В яйцеклетке (овоците), покрытой плазмолеммой (оолеммой), видны ядро и цитоплазма. Клетка окружена прозрачной зоной (блестящая оболочка). На препарате она имеет гомогенный вид, цвет розовый. Вокруг яйцеклетки располагаются фолликулярные эпителиоциты, образующие лучистый венец.
Зарисовать 1 яйцеклетку и обозначить: 1 – ооцит, 2 – блестящую оболочку, 3 – фолликулярные клетки лучистого венца, 4 – ядро.
Первичная полоска.
(Окраска: гематоксилин; ок. 7, об. 8).
На малом увеличении видно, что первичная полоска – это плотно лежащие клетки, которые перемещаются между первичной эктодермой (эпибластом) и первичной энтодермой (гипобластом). В результате миграции клеток первичной полоски образуется мезодерма, 3 – й зародышевый листок.
Зарисовать и обозначить: 1 – эктодерму (эпибласт), 1а – первичную полоску, 2 – мезодерму, 3 – энтодерму (гипобласт).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник
ПРЕПАРАТ № 9 Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котенка
Препарат представляет собой гистологический срез окрашенный осмиевой кислотой (Микрофото 9).(рис. 47)
Аппарат Гольджи в нейронах. Спинально-мозговой узел котенка. Спинномозговые узлы млекопитающих находятся вблизи спинного мозга и содержат чувствительные нервные клетки.
Рис. 47. .Аппарат Гольджи в нейронах. Спинномозговой узел котенка.(А) – при малом увеличении: 1 – нейроны или нейроциты, 2 – нервные волокна, 3 – ядра клеток-сателлитов; (Б) – при большом увеличении: 1 – ядро, 2 – нейроплазма, 3 – черная извилистая сеть, 4 корзинка, образованная этой сетью вплотную прилегающей к ядру,5 — нейроны, 6 – отдельные фрагменты аппарата Гольджи, , 7 – нервные клетки, 8 – нейроциты.
При малом увеличении видны крупные нервные клетки – нейроны или нейроциты – округлой формы, располагающиеся преимущественно в периферических отделах спинномозгового узла. Надо найти нейроны, в которых видны структурные компоненты, и изучить их при большом увеличении. Вокруг ядра на светлом фоне нейроплазмы выделяется черная извилистая сеть. Аппарат Гольджи состоит из изогнутых и анастомозирующих между собой нитей и перекладин. Иногда эта сеть вплотную прилегает к ядру и охватывает его, образуя как бы корзинку. Гольджи состоит из отдельных палочек, чешуек, фрагментов, не связанных между собой и разбросанных по всей нейроплазме.
Обозначения:1 – ядро. 2-нейроплазма. 3 – аппарат Гольджи.
Источник
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева
Морфология
Сельскохозяйственных
Животных
Учебное — методическое пособие
Допущено министерством сельского хозяйства РФ
в качестве учебно-методического пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Технология производства и переработки
Тюмень 2010
УДК 591.4
ББК 45.2
Рецензент:
кандидат биологических наук,
доцент кафедры анатомии и физиологии
человека и животных ФГОУ ВПО ТюмГУ
О.Н. Лепунова
Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Морфология сельскохозяйственных животных. Учебно-методическое пособие. / ТГСХА. — Тюмень, 2010. — 186с.
Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры анатомии и физиологии ТГСХА, протокол № 1 от 8 сентября 2009 г.
Рассмотрено и рекомендовано к печати методическим советом Института биотехнологии и ветеринарной медицины ТГСХА, протокол № 7 от 15 марта 2010 г.
сельскохозяйственная академия, 2010
© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева,2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….. |
Правила работы с микроскопом………………………. |
Занятие 1 |
Тема 1. Общая морфология клетки, органоиды и включения. Деление соматических клеток………………………………………… |
Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии……………………………………………. |
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка……………………………. |
Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яйцеклетки аскариды………………………………………… |
Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля…………………………………………………… |
Препарат № 1.5. Митоз (кариокинез) растительной клетки. Корешок лука……………………………………. |
Препарат № 1.6. Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши………………………………………………………. |
Занятие 2 |
Тема 2. Оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных с разными типами яйцеклеток…….. |
Препарат № 2.1. Оплодотворение яйцеклетки лошадиной аскариды…………………………………………. |
Препарат № 2.2. Дробление яйцеклетки лягушки ……… |
Препарат № 2.3. Бластула лягушки………………………. |
Препарат № 2.4. Гаструла лягушки………………………. |
Препарат № 2.5. Нейрула лягушки……………………. |
Препарат № 2.6. Сомиты, хорда и нервная трубка зародыша курицы………………………………………………. |
Занятие 3 |
Тема 3. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани……………………………………….. |
Препарат № 3.1. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы коровы……………………. |
Препарат № 3.2. Мазок крови человека………………. |
Препарат № 3.3. Рыхлая волокнистая соединительная ткань подкожной клетчатки крысы………………………. |
Препарат № 3.4. Плотная оформленная соединительная ткань. Сухожилие телёнка в поперечном разрезе……….. |
Препарат № 3.5. Гиалиновый хрящ ребра кролика……. |
Препарат № 3.6. Берцовая кость человека (поперечный разрез декальцинированной трубчатой кости)…………. |
Препарат № 3.7. Поперечно-полосатая мышечная ткань языка кролика……………………………………. |
Препарат № 3.8. Нервные клетки спинного мозга, содержащие базофильное вещество (тигроидное вещество) |
Занятие 4 |
Тема 4. Соматические системы………………………….. |
4.1. Остеология…………………………………………….. |
Занятие 5 |
Тема 4. Соматические системы (продолжение)………….. |
4.2. Артрология ………………………………………………. |
4.3. Миология…………………………………………………. |
4.4. Дерматология……………………………………………… |
Занятие 6. |
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях……………. |
5.1. Система органов пищеварения……………………………. |
Занятие 7 |
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………. |
5.2. Аппарат дыхания…………………………………………. |
5.3. Система органов мочевыделения…………………………. |
Занятие 8 |
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………. |
5.4. Органы размножения млекопитающих…………………… |
5.4.1. Органы размножения самок……………………………. |
5.4.2. Органы размножения самцов……………………………. |
Занятие 9 |
Тема 6. Сердечно-сосудистая система………………………. |
6.1. Сердце……………………………………………………. |
6.2. Ангиология………………………………………………. |
6.3. Лимфатическая система…………………………………… |
6.4. Кроветворные органы……………………………………. |
Занятие 10 |
Тема 7. Нервная система……….……………………………… |
7.1. Центральный отдел нервной системы…………………….. |
7.2. Периферический отдел нервной системы………………… |
7.3. Вегетативная нервная система……………………………. |
7.4. Органы чувств…………………………………………….. |
Занятие 11 |
Тема 8. Железы внутренней секреции………………………… |
Заключение………………………………………. ………….. |
Приложение. …………………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Цель дисциплины «Морфология и физиология сельскохозяйственных животных» — дать обучающимся студентам, знания структурной организации клеток, тканей, органов сельскохозяйственных и домашних животных и закономерностей их развития в онтогенезе.
Задача дисциплины – сформировать у студентов умение свободно использовать знания нормальной структуры клеток, тканей, органов и их систем.
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой методики к лабораторно-практическим занятиям по курсу основы общей цитологии и гистологии, эмбриологии и анатомии, рассчитанные на 2-х часовые занятия студентов по специальности 311200 “Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции”
Для овладения знаниями в области гистологии и эмбриологии необходимо изучение микроскопических и ультрамикроскопических структур с помощью светового и электронного микроскопов. Поэтому главным содержанием практических занятий является изучение с помощью светового микроскопа гистологических препаратов. Гистологический препарат является объективным источником сведений о микроскопическом строении тканей и органов животных и о процессах их развития. Практические занятия по анатомии должны содержать анатомические препараты по всем представленным разделам.
Целью работы студента на практическом занятии являются приобретение навыков работы с препаратом, умения анализировать наблюдаемые структуры, давать им оценку и делать правильные выводы.
Вопросы, представленные в пособии, соответствуют программе (2002 г.) по указанной дисциплине. В конце каждого занятия предлагаются контрольные вопросы по текущей теме. Приводится список литературы, доступной в библиотеке ВУЗа.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
1. Установить микроскоп у края стола напротив левого плеча.
2. Установить объектив малого увеличения на 1,5-2 см от предметного столика. Поднять конденсор в верхнее крайнее положение. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.
3. Смотреть на микроскоп сбоку (не в окуляр) и опустить макровинтом объектив малого увеличения на 0,7-1 см от препарата.
4. Положить обе руки на макровинт и движением на себя поднимать объектив малого увеличения до появления четкого изображения.
5. Для перехода на большее увеличение повернуть револьвер и установить 40-кратный объектив (фокусное расстояние не изменять!). Микровинтом добиться резкого изображения.
ВНИМАНИЕ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
I. РАБОТА С МАКРОВИНТОМ на большом увеличении, т.к. можно раздавить препарат и повредить объектив.
II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить в рабочее положение малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.
III.РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.
IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП (даже в пределах стола) С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.
ЗАНЯТИЕ №1
Продолжительность 2 часа
Тема 1. ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ, ОРГАНОИДЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ. ДЕЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.
Цель занятия: Изучить микроскопическое и субмикроскопическое строение клетки и её органелл. Ознакомиться с расположением в клетке включений. Изучить строение ядра в неделящейся клетке и два вида клеточного деления: прямое (амитоз) и непрямое (митоз, или кариокинез).
Учебно-наглядные пособия:
1. Микропрепараты по цитологии.
2. Схемы, таблицы.
Препараты по цитологии иллюстрируют основные морфофункциональные особенности клеток и неклеточных структур и теснейшую взаимосвязь, и взаимозависимость их строения и функции.
Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии
Окраска: по Альтману.
Под малым увеличением рассмотреть на препарате клетки печени (см. Рис. 1. в приложении). Митохондрии в клетках печени представлены в виде мелких зерен, коротких палочек или нитей. Зарисовать и обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) митохондрии.
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка
Окраска: осмиевая кислота.
Под малым увеличением микроскопа определить скопления крупных нервных клеток. Под большим увеличением микроскопа обратить внимание на округлую форму ложно-униполярных клеток, светлое однородное ядро, темной окраски ядрышко (Рис. 2.). Аппарат Гольджи представлен в цитоплазме нервных клеток в виде мелких чёрных телец в виде палочек и запятых вокруг ядра. Сделать рисунок и обозначить: 1) границы клеток, 2) эндоплазма, 3) ядро, 4) аппарат Гольджи.
Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яйцеклетки аскариды
Под малым увеличением микроскопа найти одну из яйцеклеток, находящуюся в состоянии деления (Рис. 3.). Под большим увеличением изучить её структурные особенности: хитиновую оболочку, цитоплазму и клеточный центр. Препарат зарисовать и обозначить: 1) центриоли, 2) хромосомы, 3) цитоплазма, 4) желточное пространство, 5) оболочка яйца, 6) ахроматиновые нити.
Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля
Под большим увеличением микроскопа на одном из полюсов клетки в цитоплазме обнаруживаются мелкозернистые структуры ярко-розовой окраски, это гликоген, углеводные трофические включения (Рис. 4.). Зарисуйте несколько клеток с трофическими включениями гликогена. Обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) включения гликогена.
Источник