Грешно ли стерилизовать животных?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Вопрос читателя:
Доброго времени! Нашла бездомную кошечку, около 6 месяцев жизни. Она оказалась беременной (уже чуть больше половины срока). Ветеринар сказал, что она ещё по сути котенок, непонятно, сможет ли благополучно разродиться. А я ещё и начала переживать, что не смогу раздать котят. Записала кошку на срочную стерилизацию. Но переживаю, по-православному ли в данном случае стерилизовать беременное животное? Очень тяжелый выбор, почти плачу. Пожалуйста, ответьте!
Почему так переживаю? Когда-то имела грех аборта, в котором покаялась. Вдруг этот выбор — испытание, посланное Богом? Пожалуйста, ответьте, очень жду! (Вопрос выше: нашла кошечку на улице, она оказалась беременной, чуть больше половины срока. Ветеринар сказал, что неизвестно, как она сможет родить, так как она ещё по сути котенок (примерно 6 месяцев), есть риск неблагополучных родов. Но не дал категоричного запрета. И я боюсь не смочь раздать котят (у нас в городе это крайне сложно, интернет и газеты переполнены подобными объявлениями). И все же не могу решиться на стерилизацию беременного животного). Очень надеюсь услышать мнение священника!
Отвечает иерей Павел Лизгунов:
Дорогая Елена! Не надо думать, что это испытание, связанное с Вашим абортом. Стерилизация животного и убийство ребенка — это несопоставимые грехи. В грехе аборта придется каяться всю жизнь. В отношении животных специальных заповедей нет. В Ветхом Завете, например, их периодически приносили в жертву. Тем не менее, от человека требуется относиться к животным и ко всему Божьему миру, как бережный домоправитель относится к вверенному ему хозяйству. Всякого рода живодерство является несомненным грехом. «Всякое дыхание да хвалит Господа». В данном же случае, я думаю, вполне можно пойти на стерилизацию кошки или оставить, как есть, — на Ваше усмотрение, а затем заботиться о животном. Этого будет достаточно, не нужно придавать этому вопросу чрезмерного значения, больше нужно следить за своей чистотой, за своим отношением к Богу и людям, за соблюдением Божьих заповедей.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник
Как в Церкви относятся к стерилизации животных?
– В блоге мне задали вопрос: «Как в Церкви относятся к стерилизации животных?» И, наверное, логичным продолжением этого будет вопрос по поводу усыпления и убийства животных.
Сразу хочу попросить прощения, но за всю Церковь я отвечать не имею права. Как говорят в армии – вопрос не по окладу. То есть ответ мой содержит чисто мое личное субъективное рассуждение. Сами понимаете, что вопрос кроме своего интереса еще и очень щепетилен. Благодаря нашим гуманным средствам массовой дезинформации сформировано «нужное» общественное мнение по этому вопросу а точнее, проблеме. Не ошибусь, если скажу, что это проблема государственного масштаба.
Думаю, что вопрос можно несколько перефразировать. А именно: «Является ли грехом стерилизация животных?» и, соответственно: «Убийство животных – это грех?».
Давайте разберемся в терминах. Что такое грех?
Грех – это извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (святой Иоанн Дамаскин). «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе» (блаженный Феофилакт Болгарский).
Слово грех – перевод греческого слова ацартих, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная (противоприродная) деятельность.
Теперь, что касается стерилизации. На одном из сайтов священник дает ответ на вопрос: «Скажите, пожалуйста, будет ли считаться грехом, если я отдам свою домашнюю (никогда не гулявшую на улице) кошку на стерилизацию? Дело в том, что во время течки она мучается, постоянно воет сутки напролет, жалко на нее смотреть в этот период, это длится около недели, затем перерыв недели на 2–3… и все заново. Гормональные таблетки и инъекции крайне вредны. Может быть, мы совершаем больший грех, зная, что можем, прооперировав животное, избавить от мучений, но не делаем этого?»
Ответ священника: «Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства».
Есть такое выражение преподобного Антония Великого: «Без рассуждения нет добродетели». Давайте вместе с вами рассудим.
Зачем мы стерилизуем животных:
- Мы не хотим от животного потомства, чтобы потом или детенышей не пришлось убивать, или попросту не выбрасывать их на улицу и тем самым не размножать бродячих животных.
- Естественным образом пытаемся уменьшить популяцию бродячих животных. А точнее, вообще избавиться от них.
Предположим, что стерилизация – это грех. Тогда в чем конкретно? Что противоестественного? Природно, что в животных заложен инстинкт размножения. Но размножение в соответствующих условиях. Мы, полагая себя цивилизованными людьми, не считаем, что городская квартира подходит под те соответствующие условия. Значит, напрашивается вывод о расширении квартиры (и сюда же повышение расходов на содержание питомника) или… Конечно же, убить животное или выбросить его на улицу будет намного хуже.
Ведь, выбрасывая животное на улицу, мы тем самым повышаем степень опасности для людей, которые по этим улицам ходят (укусы и в частности с летальным для человека исходом). Кроме того, беспризорные животные зачастую являются разносчиками всякого рода инфекций (например бешенства).
Второй вопрос касается убийства животных. Опять-таки, разберем, в каких случаях человек убивает животное:
- Для обеспечения себя пропитанием (одеждой, лекарственными препаратами и т. п.).
- Для жертвоприношения.
- В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны).
- Для банального удовольствия.
Попробуем разобрать по пунктам.
1. Для обеспечения себя пропитанием.
В Библии есть прямое указание израильскому народу, каких животных им можно употреблять в пищу, а каких нет ( Лев. 11:2–26 ).
Соответственно убивать животных ради пропитания и, соответственно, само употребление в пищу животных грехом не является.
2. Для жертвоприношения. В Ветхом Завете очень много мест, указывающих на жертвоприношения Господу животных ( Быт. 4:3–5 , Лев. 8:21–36 ). Однако апостол Павел однозначно указывает, что Христос, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:12–14 ). Это значит, что всякая необходимость в жертвоприношении животных отпадает. А кто приносит такую жертву – творит грех.
3. В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны). В Книге Судей описывается случай с Самсоном: «…И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая [идет] навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал…» ( Суд. 14:5, 6 ).
В Книге Царств царь и пророк Давид рассказывает, как в целях охранения стада, которое он пас, и в целях самообороны он, Давид, убивал и льва, и медведя. «…И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы, и поражал его, и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго…» ( 1Цар. 17:34–36 ).
В 90‑м Псалме сказано, что уповающий на Бога сможет на аспида и василиска наступать и попирать льва и дракона ( Пс. 90:13 ).
Апостол Павел в 1‑м Послании к Коринфянам пишет, что он по [рассуждению] человеческому боролся со зверями в Ефесе ( 1Кор. 15:32 ). Опять-таки в целях самообороны.
Кроме того, можно вспомнить множество житий и чудес святых (прекрасным примером может стать великомученик Георгий Победоносец), где они убивали животных, угрожавших людям (Святой Георгий сразил дракона).
Значит, убийство животных для обеспечения собственной безопасности грехом не является.
Скептики, желающие с этим поспорить, пусть обратятся к статистике нападения бродячих животных на людей. Пусть посмотрят в лицо матери, чей ребенок покалечен или умер из-за нападения животных. А сколько всякого рода болезней этими животными переносятся?
У нормального (среднестатистического) человека не встает вопрос по поводу того, правильно или нет проводить дератизацию и дезинсекцию (нормальными словами – убивать домашних грызунов и насекомых). А простите, в чем принципиальное отличие как переносчика инфекции и потенциальной угрозы между крысой, тараканом и бродячей собакой (кошкой)?
И в этом случае физическое уничтожение бродячих животных является одним из способов решения сложившейся проблемы. Конечно, я не призываю к уничтожению гражданским населением страны бродячих животных. Этим должны заниматься соответствующие властные учреждения. Но проблема должна решаться. Вдумайтесь в следующие слова: «…И пошлю на них четыре рода [казней], говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять; и отдам их на озлобление всем царствам земли за Манассию, сына Езекии, царя Иудейского, за то, что он сделал в Иерусалиме…» ( Иер. 15:3 ). Как эти слова подходят к обстановке, сложившейся в нашей стране. За наши беззакония Господь навел на нас эти казни. Значит, от нас (лично от каждого) требуется покаяние в наших личных грехах! Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов ( Ам. 5:15 ).
Ну, и 4‑й пункт – убийство животных ради банального удовольствия, – безусловно, является грехом. «Праведник милует души скотов своих» ( Притч. 12:10 ).
Конечно же, со мной будут многие не согласны. Что ж, если готовы к дискуссии, – всегда рад.
Не забывайте такие слова из книги Екклесиаста: «…Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю. » ( Еккл. 3:18–21 ). Спаси вас всех Христос!
Источник
«Как Церковь относится к стерилизации?»
На вопрос нашей читательницы отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
На вопрос нашей читательницы отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.
Как Православная Церковь относится к стерилизации? Мне эту процедуру предлагали уже два раза, после того как я рожала своих детей путем кесарева сечения. У меня сейчас трое детей, и, если Бог даст, буду вынашивать и четвертого, но теперь меня просто заставят подписать бумагу о согласии на стерилизацию. Я уже присылала к вам в газету просьбу о помощи в родах, когда рожала третьего малыша, и поддержка была огромная, спасибо всем, но если и этот вопрос вы разрешите, я вновь буду вам очень благодарна.
У моей знакомой была такая ситуация, и она подписала бумагу на стерилизацию, а теперь ей от этого плохо на душе.
Елена, Амурская обл.
Здравствуйте, Елена, попытаюсь ответить, хоть я специально и не занимался никогда этим вопросом, но в пастырской моей практике мне чуть ли не ежедневно приходится с этим сталкиваться. Как правило, после второго ребенка женщинам предлагают стерилизацию.
Cловосочетание «демографическая война» хоть и выглядит пока немного экзотично, однако постепенно становится фактом народного сознания. Враг в этой войне вроде бы не имеет конкретного лица, он — везде и нигде, может быть, поэтому мы и не оказываем в этой войне должного сопротивления. Мы ни себя, ни наших детей, для которых демографическое оружие представляет наибольшую опасность, должным образом не защищаем.
Давно всем известно о системе снижения рождаемости, активно действующей в России под вывеской «планирование семьи». На первый взгляд выглядит все благополучно. Программы, принимаемые «ПС», носят очень благозвучные названия. Например, говорят об «охране репродуктивного здоровья», «репродуктивных правах», «половом воспитании», «здоровом образе жизни», «безопасном материнстве», «ответственном родительстве». Звучит прекрасно, и многие верят — может, лишь кроме людей, которые помнят, как называлась гитлеровская программа уничтожения «неполноценных»: «Здоровье нации».
Однако попытаемся разобраться, в чем дело. Оказывается, за красивыми названиями скрывается вот что: «охрана репродуктивного здоровья» включает в себя контрацепцию, стерилизацию (!), аборты. «Репродуктивные права» — право на контрацепцию, стерилизацию, аборт и растление детей в школах под видом «полового воспитания», «основ здорового образа жизни» и т.п. «Половое воспитание» — привитие детям психологии отказа от деторождения, в том числе путем открытой пропаганды контрацепции и стерилизации, скрытой пропаганды абортов и сексуальных извращений, поскольку это тоже не способствует продолжению рода. «Здоровый образ жизни» в представлении «планировщиков» обязательно включает в себя применение контрацепции. «Безопасное материнство» — использование контрацепции (якобы для избежания осложнений после абортов, которые могут привести к смерти). «Ответственное родительство», включающее в себя использование контрацептивов, сцеплено с лозунгом «Ребенок должен быть здоровым и желанным!». В начале российской «планировочной» эпопеи лозунг был более откровенным: «Пусть один ребенок, но здоровый и желанный». Вот на чью мельницу льют воду врачи, уговаривающие женщин стерилизоваться (не все, конечно, по милости Божией).
Об этом можно еще много говорить, однако мы не занимаемся политикой. Поэтому тем, кого заинтересовала эта тема, могу рекомендовать книгу Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой «Приказано не рожать», напечатанную по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина издательством Саратовской епархии в 2004 году.
Нам же придется прямо ответить на поставленный вопрос. Говоря об этом предмете, Апостол Павел пишет: «…не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:11-15). Чадородие, по учению Церкви, — предназначение женщины, ее путь ко спасению. Именно семья, рождение и воспитание детей — та сфера, в которой женщина может наилучшим образом раскрыть данные ей Господом таланты и способности. Из сказанного совершенно ясно, что те, кто принуждает женщин позволить совершить над собой стерилизацию, намерены низвести их к состоянию безполого существа, лишить их жизнь смысла и цели.
Теперь вам решать, должны ли «медицинские показания» встать на пути ко спасению вашей безсмертной души.
Иеромонах Серафим (Калугин) г. Астрахань 02.12.2005
Источник