Урок 19. Сложноподчиненные предложения
С придаточными определительными
И местоименно-определительными
Цель урока: закрепить знания о придаточных определительными; совершенствовать речевую компетентность и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на повторение теория:
— Назовите основные группы сложноподчиненных предложений.
— Расскажите об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.
— В чем особенность местоименно-определительных предложений.
— Вопросы на повторение орфографии из упражнения 41: расскажите о слитном и раздельном написании не:
1) с прилагательными,
2) с личными формами глагола,
3) с деепричастиями,
4) с причастиями,
2. Упражнение 41. На доске один ученик выписывает схемы 3-го и 8-го предложений, второй — делает синтаксический разбор 6-го предложения. Остальные предложения разбираем устно.
(Схема 3-го предложения: [у того, (кто..),].
Схема 8-го предложения: (кто. ), [тот. ].)
II. Работа с таблицей
1. Слово учителя.
Можно представить все виды придаточных предложений в виде таблицы.
Будем заполнять ее по мере изучения материала.
2. Построение таблицы
Выберем материал для таблицы, порядок характеристик придаточного предложения. Что важнее для определения вида придаточного: на какой вопрос оно отвечает или чем оно прикрепляется к главному?
Таблицу можно строить в специальной тетради-словарике, постепенно добавляя строки. Готовые таблицы корректируются в классе. Можно выполнить таблицу на листе ватмана, чтобы она была перед глазами учеников.
Виды придаточных предложений
Вид придаточного | На какой вопрос отвечает | К чему относится | Место придаточного | Чем прикрепляется |
1. Определительное | какой? | к существительному в главном предложении | после определяемого слова | союзными словами который, что, где, куда и др. |
2. Местоименно-определительное | какой? (кто именно, что именно?) | к местоимению в значении существительного | до и после определяемого слова | Союзными словами кто, что |
3. Изъяснительное | вопросы косвенных падежей | к словам со значением мысли, речи, чувства | свободное (до, после, внутри главного предложения) | союзами что, как, будто, чтобы; союзн. словами кто, что и др.; частицей ли |
Обстоятельственные: | ||||
4. Степени | в какой степени? насколько? | к сочетанию с указат. словом | после главного | союзы и союзные слова что, как, будто, словно; сколько. |
5. Образа действия | как? каким образом? | к сочетанию с указат. словом | после главного | союзы и союзные слова что, как, чтобы, словно. |
6. Места | где? куда? откуда? | ко всему главному предложению | свободное (до, после, внутри главного) | союзные слова где, куда, откуда |
7. Времени | когда? как долго? с (до) каких пор? | ко всему главному предложению | свободное | союзами когда, пока, с (до) тех пор как, как только. |
8. Условия | при каком условии? | ко всему главному предложению | свободное | союзами если, раз, когда. |
9. Причины | почему? отчего? | ко всему главному предложению | свободное | союзами потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо |
10. Цели | зачем? с какой целью | ко всему главному предложению | свободное | союзами чтобы, для того чтобы. |
11. Сравнительные | как? в сравнении с чем? | ко всему главному предложению | свободное | союзами как, подобно тому как, чем, будто, точно, словно. |
12. Уступительные | несмотря на что? | ко всему главному предложению | свободное | союзами хотя, несмотря на то что, пускай, как ни. |
13. Следствия | что является следствием этого? | ко всему главному предложению | свободное | союзом так что |
14. Присоединительные | что можно к этому добавить? | ко всему главному предложению | после главного | союзными словами что, отчего, зачем, почему |
III. Конструирование предложений
1. Составим сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и местоименно-определительными, соответствующие схемам:
(Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда останутся в памяти.)
(Надо закончить, наконец, то дело, что мы начали на прошлой неделе.)
(Друг — это тот, кому можно доверять.)
(Все, кто был в походе, еще больше сдружились за эти две недели.)
2. Подберем примеры к таблице, внесем их в тетрадь.
3. Заменим сложноподчиненные предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями. Какие предложения вам кажутся предпочтительнее?
1) После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернемся к событиям этого матча.)
2) Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)
3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)
IV. Работа с учебником
Устно разбираем задания к упражнениям 42, 43: стилистическая принадлежность текста, тип речи текста. Если останется время, выполним упражнения письменно (можно по вариантам).
V. Домашнее задание
1. Выполнить различные виды лингвистических разборов из упражнения 43;
2. Упражнение 44 (письменно).
3. Опережающее задание: § 7.
Урок 20. Сложноподчиненные предложения
С придаточными изъяснительными
Цель урока: дать представление о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными, показать разнообразие их значений; совершенствовать пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Разбор заданий к упражнению 43: три человека у доски делают каждый по два задания (фонетический, словообразовательный, морфологический разбор), остальные называют синонимы и устаревшие слова.
2. Взаимопроверка упражнения 44 (параллельно с работой у доски). Устная проверка заданий к упражнению 44.
II. Работа с учебником
1. Конструирование предложений (материал упражнения 46).
2. Словарная работа (упражнение 48).
III. Беседа по вопросам
— Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)
— На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
— К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
— Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
— Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
— Что такое косвенная речь?
— С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)
— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)
— Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
— Обязательны ли указательные слова главном предложении?
IV. Работа с синтаксическими синонимами
Задание: перестроить данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью; отметить особенности синтаксических синонимов.
1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».
(По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)
2) Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!».
(Собака словно просила, чтобы ее не прогоняли.)
3) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?»
(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)
Примечание: в косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
4) Суеверные люди уверяют: «Встреча с черной кошкой сулит несчастье».
(Суеверные люди уверяют, будто встреча с черной кошкой судит несчастье.)
V. Задания на закрепление материала
1. Записать предложения, сделать их синтаксический разбор, поставить вопросы к придаточным изъяснительным.
1) Знаешь, я читала, что бессмертны души.
2) О, я была уверена, что ты придешь назад.
3) Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
4) Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.
2. Заполнить графу таблицы «Виды придаточных предложений», подобрать примеры придаточных изъяснительных.
Источник
Уверяют что встреча с черной кошкой сулит несчастье синтаксический разбор
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
- Главная
- 9-Класс
- Русский язык
- Видеоурок «Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения»
Цель занятия – закрепить понятие о сложноподчиненном предложении, научиться выполнять синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчиненных предложений.
Нам известно, что простое предложение является основной единицей синтаксиса. Оно выражает законченную мысль, характеризуется интонационной и смысловой законченностью и имеет грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого (двусоставное предложение):
Или одного из них (односоставное предложение):
По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения бывают распространенными:
По цели высказывания предложения делятся на повествовательные:
По интонации простые предложения делятся на восклицательные:
По наличию или отсутствию всех необходимых для понимания членов предложения могут быть полными:
Кроме того, различают два основных структурных типа предложения – простое (имеет одну грамматическую основу) и сложное (имеет две и более грамматических основ).
В зависимости от средств связи простых предложений в составе сложного, они делятся на союзные и бессоюзные, а союзные, в свою очередь, на сложносочиненные:
Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного принято делить на три основные группы: сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,изъяснительными и обстоятельственными.
Сложноподчиненные предложения могут содержать два или более придаточных и по-разному соотноситься друг с другом, образуя три основных вида подчинения: последовательное, параллельное и однородное.
Завершающим этапом при изучении сложноподчиненных предложений является синтаксический разбор, который позволяет свести воедино все знания как о простом предложении, так и сложном.
Можно представить следующий план синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.
1.Вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
2.Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
3.Вид связи между простыми предложениями в составе сложного (союзная или бессоюзная).
4.Если союзная связь между частями, то отметить, какое предложение – сложносочиненное ли сложноподчиненное.
5.Если сложноподчиненное предложение, выделить главное и придаточное предложения, указать место придаточного по отношению к главному. (Если имеется более двух придаточных частей, указать способ соединения частей: последовательное, параллельное или однородное).
6.Подчеркнуть особенности строения: к чему относится и чем прикрепляется придаточная часть.
7.Языковые средства выражения смысловых отношений между частями (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
8.Указать группу сложноподчиненного предложения.
9.Далее работать с каждым простым предложением в составе сложного, указывая вид предложения по наличию второстепенных членов, двусоставное или односоставное, полное оно или неполное, осложненное или неосложненное).
10. Составить схему предложения.
Рассмотрим следующий пример.
Это предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное, сложное, состоит из двух частей. В первой части грамматическая основа – уверяют, во второй – встреча сулит. Связь между предложениями – союзная, подчинительная, значит предложение в целом – сложноподчиненное. Главное предложение – Уверяют, а придаточное – что встреча с черной кошкой сулит несчастье.
Придаточное предложение стоит после главного и относится к сказуемому – уверяют, от которого ставится смысловой вопрос что? – что встреча с черной кошкой сулит несчастье. Средствами связи выступают подчинительный союз что и интонация. По значению и особенностям строения это предложение сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
Первое простое предложение Уверяют – нераспространенное, односоставное, обобщенно-личное, полное, неосложненное.
Второе простое предложение – что встреча с черной кошкой сулит несчастье распространенное, двусоставное, полное, неосложненное.
Синтаксис тесно связан с другой лингвистической наукой – пунктуацией, изучающей знаки препинания, их назначение и правильную постановку в предложении. Можно представить следующий план пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения.
1. Знаки завершения.
2. Знаки выделения придаточного предложения (предложений) в сложноподчиненном.
3. Знаки разделения и выделения в каждом простом предложении в составе сложного.
Рассмотрим следующий пример.
В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Предложение сложное, союзное, сложноподчиненное. Между главным предложением теперь младая роща разрослась и придаточным Где некогда все было пусто, голо ставится запятая – знак выделения между простыми предложениями в составе сложноподчиненного. В придаточном предложении между однородными сказуемыми пусто, голо ставится знак разделения – запятая.
В конце можно сделать вывод, что любое сложноподчиненное предложение не является механической суммой двух или более простых предложений, так как возникает дополнительная информация, которая намного богаче той, что передается с помощью простых предложений. Благодаря использованию сложноподчиненных предложений наша речь становится разностороннее, полнее и выразительнее.
Источник