Выработанные рефлексы у кошек

Выработка условных рефлексов у домашней кошки Аси

Данная работа представляет собственный эксперимент. Цель работы: на основе теории Павлова И.П. , выработать некоторые условные рефлексы у домашней кошки. Были проведены 3 эксперимента,все они согласуются с теорией Павлова. Рефлекс вырабатывается, когда образуется временная связь.

Скачать:

Вложение Размер
uslovnye_i_bezuslovnye_refleksy_zhivotnyh.pptx 1.16 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выработка условных рефлексов у домашней кошки Аси

Цели: Используя методику Павлова Ивана Петровича, выработать некоторые условные рефлексы у домашней кошки Аси Установить, с какой скоростью вырабатываются условные рефлексы у домашних питомцев

Задачи: Узнать что такое условные и безусловные рефлексы Ознакомиться с рефлекторной теорией Павлова Провести эксперимент: выработать условные рефлексы у своего домашнего животного Проследить как долго вырабатываются условные рефлексы

Актуальность темы Теория процесса обусловливания , даже сегодня остается важным практическим инструментом при лечении психических расстройств и формировании поведенческих реакций.

Рефлекс Рефлекс —стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги. Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.

Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.

Условные рефлексы Условные рефлексы — индивидуально приобретённые сложные приспособительные реакции организма животных и человека, возникающие при определённых условиях (отсюда название) на основе образования временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом.

Врождённые Видовые Неизменные Сохраняются в течение всей жизни Приобретённые Индивидуальные Изменяются в зависимости от условий среды Могут затухать Вырабатываются на основе безусловных Виды рефлексов Безусловные У словные

Опыт Павлова А ) Павлов кормил собаку и происходило слюноотделение Б ) Павлов зажигал лампочку, но слюноотделения не происходило В ) Павлов зажигал лампочку и кормил собаку. Происходило слюноотделение Г ) Павлов зажигал лампочку и происходило слюноотделение

Опыты Павлова обнаружили, что если, всякий раз при кормлении собаки зажигать электрическую лампочку, то между нервным механизмом зрительного аппарата и рефлекторным механизмом, заведующим выделением слюны, установится временная связь.

Собственный эксперимент Что вырабатывалось Удалось ли выработать Методы выработки Время, за которое выработался рефлекс Усвоение клички Удалось Перед едой и во время еды я называла кошку по имени. Со временем кошка привыкла к своей кличке Одна неделя Выполнение команды «голос» Удалось Я заметила, что моя кошка часто мяукает, когда приходит с прогулки или просит есть. Каждый раз, когда она мяукала, я давала команду «голос». Вскоре рефлекс выработался Одна неделя и три дня Ходьба через препятствия (по табуреткам) Удалось Я заметила, что моя кошка проводит много времени, сидя на табуретках. Сначала я решила сконцентрировать её внимание на еде. В конце препятствий я клала еду и говорила слово «на». Потом я перестала использовать еду, т. к. кошка уже просто шла на команду. Три недели

Выводы по эксперименту Между зонами головного мозга у кошки установилась временная связь. Спустя неделю без занятий животное перестало выполнять команды, значит эта связь разрывается без тренировки рефлекса Сложные рефлексы вырабатываются длительное время Условные рефлексы основываются на безусловных

Общий вывод: Результаты проведённого эксперимента согласуются с теорией Павлова

Источник

Этология кошек.

Этология кошек.

Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Другими словами, этология — это изучение жизни особи в естественной для неё среде.

Начать, пожалуй, стоит с того, что кошка это социализированное животное.Кошку нельзя рассматривать как «гуляющую саму по себе».

Одомашнивание началось еще в период античности и связывается с божественным вознесением кошек и желанием человека приблизиться к богу. Способствовало же социализации, концентрация пищи в городах и селах. Кошки собирались стаями и поселялись в каком-то ограниченном (например порт) пространстве.

Рассмотрим унитарные реакции (или поведенческие акты) из которых состоит любой кошачий поступок:

  • Мотивация — связывание памяти с поиском цели. Важнейший элемент любого поступка.
  • Взаимодействие с целью — непосредственное исполнение того или иного позыва, вызванного мотивацией.
  • Покой после достижения цели — животное успокаивается добившись того, чего оно хотело.

Теперь обратимся к более общему рассмотрению поведения кошки. Все поступки можно разделить на три большие группы:

1. Безусловные рефлексы (инстинкты). Этот вид реакций относят к наследственной программе (памяти вида). Эта память заложена при рождении и присутствует на протяжении всей жизни. В свою очередь инстинкты можно подразделить на: витальные (боль, голод, жажда, температурное восприятие. ), зоосоциальные (половые, родительские, эмоционального резонанса. ), саморазвития (исследовательские, игровые, манипуляционные действия, инстинкт свободы. )

2. Условные рефлексы. Рефлексы приобретенные в процессе жизни. С помощью них, животное доводит свои инстинкты до совершенства. В результате вырабатывается индивидуальная память животного, правда реакция на те или иные действия (события) может угасать со временем. На основе условных рефлексов основаны три типа обучения кошек:

  • Инструментальное обучение. Это обучение и положительным и отрицательным подкреплением. Т.е. животное необходимо поощрять за успехи и ругать за проступки. Очень важно не путать отрицательное подкрепление и наказание. Это совершенно разные понятия. К тому же, никогда нельзя наказывать кошку за проступок в прошлом, она все равно его не помнит и может неадеквадно воспринять Ваши претензии.
  • Латентное обучение. Это обучение кошки без видимого подкрепления (фактически самообучение). Например: Вы привезли кошку в новый дом и дали ей возможность обследовать его. Это и будет латентным обучением.
  • Инсайтное обучение. Это самообучение кошки, при котором она методом проб и ошибок находит решение на поставленую для себя задачу. Например: Кошка учится открывать дверь. Толкает лапами от себя, дверь не открывается (ОШИБКА), тогда она подцепляет ее лапами и тянет на себя (УСПЕХ). Теперь она сразу запомнила этот способ как удачный и наверняка применит его в другом случае.

3. Рассудочная деятельность. Научным путем доказано, что кошки обладают логическим мышлением, но лишены творческого. Нашими учеными доказано, что некоторые кошки могут решать отдельные не повторяющиеся задачи, специфическими способами. Это может служить доказательством рассудительного мышления. В результате опытов, было установлено, что кошки способны к экстерполяции (способность прогнозировать траекторию движения предмета после его резкого исчезновения из поля зрения) и они способны понять, что приманку нельзя спрятать в плоскости, для этого необходимо объемное тело.

Этапы развития котенка:

  1. Пренатальный (предродовой). Этот период наступает примерное через две недели после вязки. Кошка начинает беречь себя. С этого момента ей необходимо больше внимания, т.к. чем ласковей относиться к кошке с этого момента, тем стрессоустойчивей будут котята.
  2. Неонатальный (до 2-х недель жизни). В этот период происходит активный физический рост и совершенствование инстинктов.
  3. Переходный период (от 2-х до 3-х недель). Происходит развитие и проявление социальных признаков и поведенческих актов. С этим периодом связывают импритинг (обучение матерью).
  4. Социализация (от 3-х до 10 недель). Формируются лидеры в помете, происходит становление целого ряда социальных аспектов. После 45 дней игры котят становятся «предметными».
  5. Ювенильный (после 10 недель). Происходит образование условных рефлексов, на основе личного опыта.
  6. Половое созревание.

Важные моменты при выращивании котенка:

  • Хендлинг (взятие в руки) — чем чаще брать новорожденного котенка в руки, тем более оно стресоустойчив.
  • Обогащенная среда — чем более разнообразна среда (интерьер, события, атмосфера) роста, тем более развитым вырастает котенок.
  • Социализация

А вот некоторые моменты которые очень важно знать про беременность:

  • Ложная беременность это нормальный механизм выкармливания чужих котят. Чаще всего он проявляется у высокомолочных кошек, живущих в прайде (стае).
  • Суперфетация — течка кошки на 3-6 нед. беременности. В случае, если провести повторную вязку, то один из пометов может мумифицироваться, либо произойдет выкидыш.В латентной фазе эмбрион может покоиться долгое время, а потом снова начать свое развитие.

Стоит отметить, что кошки не могут общаться как люди, однако они способны передавать определенные сигналы. С помощью этих сигналов кошки идентифицируют особи или группы и предсказывают поведение окружающих.

Отличают три вида сигналов:

  • Хемокоммуникационные (Запах) : Моча, железы на теле.
  • Зрительные коммуникации : Взгляд, царапанье, поза.
  • Звуковая коммуникация : фоновые звуки, сигнальные звуки.

Стоит отметить, что у кошек и собак (например) разный язык символов, однако выучить такой способ общения может и кошка и собака. Это сродни иностранному языку для человека.

Доминирование и территориальность.

На своем учатке кошка доминантна, однака доминантность уменьшается с удалением от своего участка.

  • Доминанты (легко входят и выходят из стресса).
  • Субдоминанты (способны занимать место доминантов).
  • Низкоранговые (самое низшее звание в прайде).

При этом способом решения конфликтов между этими видами является агрессия. Повязанная кошка теряет доминантность, а родившая приобретает. Человек — это суперкошка! Должен всегда стоять Выше всех кошек в семье и обязан следить за порядком.

Различают четыре вида агрессии: территориальную, иерархическую, половую и родительскую. Необходимо очень четко различать все виды агрессии, чтобы знать против чего принимать меры.

Территории (моча). Чаще всего меткам подвергаются «входящие» предметы или вещи суперкошки (человека). Например кровать. Причиной может послужить страх или доминантное положение кота/кошки. Выходов много, но подходить могут далеко не все:

  • Кастрация
  • Обустройство шумных или гремящих предметов в местах меток
  • Если ходит в постель, то необходимо объяснить что это небезопасно (например мокрой тряпкой)
  • Установка большего кол-ва туалетов
  • Использование ароматических масел с цитрусовым ароматом.
  • Установка собственных меток на вещи животного
  • Социальные. Если стоит вопрос о порче мебели котенком, то можно попробовать предоставить ему когтеточку с метками другой кошки.
  • Если кошка портит вещи (носки, цветы. ), то ей остро не хватает Вашего внимания.
  • Вселение нового животного.
  • Животное должно быть неполовозрелым
  • Подселять лучше к течной кошке
  • В случае агрессии, держать одного (попеременно) в клетке
  • Выпускать только в своем присутствии.
  • Возможно применить встречу на нейтральной территории.
  • Можно попробовать перенести запах «старожила» на новичка (влажное полотенце)

Источник

Выработанные рефлексы у кошек

Александр Борисович Коган

Основы физиологии высшей нервной деятельности

(издание второе, переработанное и дополненное)

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Со времени первого издания «Основ физиологии высшей нервной деятельности» (Москва, 1959) прошло около 30 лет. Это был первый опыт создания учебника по предмету, который только что был введен в учебные планы студентов биологических специальностей. За прошедшее время наши знания в области физиологии высшей нервной деятельности чрезвычайно расширились, получили развитие многие направления, возникшие за последние годы, появились новые разделы, углубился нейрофизиологический анализ механизмов работы мозга, во многом изменились подходы к познанию природы мыслительной деятельности человека, появились новые возможности практического использования знания высших функций мозга.

Все это потребовало коренной переработки учебника, замены устаревшего материала новым, пополнения книги накопившимися за это время фактами и идеями. Особое внимание уделено главам частной физиологии высшей нервной деятельности у разных видов животных, где биолог соответствующей специальности (ихтиолог, энтомолог, герпетолог, орнитолог и др.) может получить интересующие его сведения. Основательно переработаны главы физиологии высшей нервной деятельности человека. Они содержат результаты многочисленных, продолжающих накапливаться психофизиологических и нейропсихологических исследований и могут представлять интерес не только для физиологов биологического профиля, но также для психологов, врачей и педагогов.

Конечно, и после такой переработки учебник не лишен некоторых недостатков и погрешностей. Поэтому автор будет признателен всем, кто поможет избежать их в дальнейшем своими замечаниями и советами.

Автор выражает благодарность сотрудникам Института нейрокибернетики и кафедры физиологии человека и животных Ростовского государственного университета им. М.А. Суслова: Т.В Алейниковой, М.X. Закиян, О.Ф. Маркштедер, Т.А. Амелиной, Е.В. Яковлевой, И.Ф. Калмыкову, оказавшим большую помощь в подготовке данного учебника к печати.

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Курс физиологии высшей нервной деятельности читается в университетах, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных высших учебных заведениях. Однако учебника по этой дисциплине студенты не имеют. Вытекающие отсюда чрезвычайные трудности преподавания побудили к попытке составить такой учебник для биологов.

Первоисточником и основой этой молодой науки бесспорно должен оставаться монографический труд И.П. Павлова «Лекции о работе больших полушарий головного мозга». Ценными пособиями являются изданный Ленинградским университетом «Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности» Э. Айрапетянца, В. Балакшиной, К. Быкова, Н. Подкопаева и А. Риккль под редакцией акад. К.М. Быкова (1941) и прочитанные на курсах по усовершенствованию врачей «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности» акад. Л.А. Орбели (1945).

За последние годы Львовский университет издал краткое пособие для студентов и врачей «Физиология высшей нервной деятельности» Я.П. Склярова под редакцией Г.В. Фольборта (1955), а в издании Московского университета вышли «Лекции по сравнительной физиологии высшей нервной деятельности» Л.Г. Воронина (1957). Последние обобщают большой материал работы автора «Лекций» в этой области. В перечисленных пособиях студент-биолог найдет систематическое изложение основ учения об условных рефлексах.

К настоящему времени накопился громадный материал по частной физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. Собрано очень много, правда пока разрозненных, фактов изучения условных рефлексов у животных разных классов, отрядов и видов. В связи с этим встал вопрос и об использовании фактов, накопленных экспериментальной психологией, освободив их от антропоморфических толкований. Наконец, имеется уже немалое число случаев разнообразнейшего прикладного использования условных рефлексов в практике медицины, педагогики, сельского хозяйства. Все эти сведения, несомненно нужные учащемуся, введены в учебник и заняли в нем свое место.

Учебник написан для биологов. Поэтому он построен в сравнительном и, когда это было возможным, в эволюционном плане. Частная физиология высшей нервной деятельности выделена в большой самостоятельный раздел, потребовавший особенно много труда и внимания. В этом разделе мы хотели собрать для биологов разных специальностей конкретный материал описания и, по возможности, физиологического объяснения поведения изучаемых ими животных. Здесь, к примеру, энтомолог должен найти собранные и систематизированные сведения о высшей нервной деятельности насекомых, ихтиолог — о высшей нервной деятельности рыб, орнитолог — птиц и т.д.

На учебнике несомненно отразились некоторые «трудности роста» сравнительного направления в физиологии высшей нервной деятельности.

Первая трудность заключается в том, что по многим важным понятиям и терминам в этой области еще отсутствует единое понимание как их содержания, так и границ применения. Можно ли, например, говорить об условных рефлексах у червей? По этому вопросу мнения ведущих исследователей, даже непосредственных учеников И.П. Павлова, расходятся. Другая трудность создается бесконечным разнообразием методик и методических вариаций, часто препятствующих сравнению результатов, получаемых в разных исследованиях. Наконец, многочисленные проблемы — «белые пятна» в сравнительном изучении условных рефлексов — чрезвычайно затрудняют обобщение наличного материала. Пожалуй, трудно найти такие акты или свойства рефлекторной деятельности, которые были бы последовательно прослежены на всех основных представителях, особенно на переломных этапах эволюции животного мира. Поэтому раздел частной физиологии получился более феноменологическим, чем сравнительным или эволюционным.

Просмотр корректур перед выходом учебника в свет показал, что за время, прошедшее после сдачи рукописи в печать, в области физиологии высшей нервной деятельности появилось много новых фактов и обобщений. К сожалению, по техническим причинам только малую их часть удалось включить дополнительно в текст.

Полностью отдавая себе отчет в слабых местах этого учебника по новой дисциплине, автор с благодарностью примет все замечания и советы, которые ему будут даны.

В процессе тысячевековой эволюции мира животных развивалась их способность гибко адаптировать свое поведение к условиям окружающей среды. Эта способность достигла высочайшего совершенства в функциях нервной системы, особенно с развитием исключительно ценных для выживания свойств: фиксации следов пережитых событий. Такая память, в широком смысле этого слова, позволяла каждой особи действовать, исходя из собственного жизненного опыта, показывала связь событий в окружающем мире, а при формировании мозга человека явилась основой механизмов его мыслительной деятельности.

Над инертными, врожденными, общими для всех особей вида формами поведения, реализуемыми безусловными рефлексами, возникают и развиваются гибкие, приобретаемые путем жизненного опыта индивидуальные формы поведения, которые реализуются в простейших проявлениях в виде условных рефлексов. Такая высшая нервная деятельность развивается и совершенствуется, обеспечивая все более гибкое и тонкое приспособление поведения к меняющимся условиям окружающей среды.

Учение о высшей нервной деятельности, ознаменовавшее материалистический научный подход к пониманию природы разумного поведения и явлений психики, является великим достижением отечественной научной мысли. Его основы заложены трудами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оно творчески развивается в исследованиях советских ученых.

Источник

Читайте также:  Календарь 2021 год с котятами
Оцените статью