Как бродячая кошка спасла от банкротства железнодорожную станцию и стала смотрителем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Станция Киши искала героя
Станция Киши в Кинокава, префектура Вакаяма, Япония, является частью железной дороги Вакаяма. В 2004 году станцию собирались закрыть. Этого не произошло лишь благодаря бурным протестам местных жителей. Линия была настолько убыточной, что железнодорожная компания постоянно искала выход, как сократить расходы. Два года спустя было принято решение сократить персонал на всех станциях линии Кишигава.
В то время начальником станции был Тошико Кояма. Это был добрый человек, который больше всего на свете любил кошек. Недалеко от станции жила целая компания бездомных животных, которых Кояма постоянно подкармливал. Самой любимой его кошечкой была трёхцветная Тама. Животное было всеобщим любимцем, потому что обладало весьма кротким нравом и было невероятно дружелюбным. Тама часто находила на вокзале какое-нибудь тёпленькое местечко и загорала там. Она очень любила, когда её гладили прохожие.
Когда Тошико уходил на пенсию, он попросил, чтобы работники железнодорожной линии не бросали Таму на произвол судьбы. Новый начальник Мицунобу Кодзима настолько полюбил Таму, что официально назначил её начальником станции в 2007 году. Для кошки пошили специальный головной убор, повесили на неё золотой бейдж, где выгравировали её имя и должность. В качестве заработной платы служил кошачий корм.
Роль Тамы как начальника станции включала в себя целый спектр весьма важных обязанностей. Кошка всегда приветствовала пассажиров станции и работников. Самая же главная её функция заключалась в своего рода рекламном продвижении услуг железной дороги. Только за первый месяц её назначения на должность станционного смотрителя количество пассажиров, посещающих Киши, увеличилось на 17%. Люди стали больше пользоваться услугами железнодорожной сети только ради того, чтобы увидеть Таму.
Станционный смотритель Тама быстро приобрела массу поклонников
В марте 2008 года Таму повысили до «супервайзера станции». Эта должность принесла с собой для кошки личный «офис». Для новоявленного супервайзера переоборудовали билетную кассу. Там для Тамы установили кровать. Кошка стала настолько популярной, что на станции открыли её именной сувенирный магазин. Брелоки, конфеты, значки и множество других безделушек с изображением Тамы продавались как горячие пирожки. Деньги потекли в местный бюджет рекой. Станция не просто перестала быть убыточной, она приносила в местный бюджет довольно солидные средства.
Популярность и успех Тамы продолжали расти. Осенью 2008 года Таму посвятили в рыцари. Для этого пышного мероприятия для кошки специально сшили маленькое голубое платье с белыми кружевными оборками на шее. В качестве премии Тама получила несколько кошачьих игрушек и ломтик крабового мяса, которым её накормил сам президент компании. Компания заказала портрет кошки и его повесили на вокзале.
В 2009 году железная дорога наняла прославленного промышленного дизайнера Эйдзи Митуку. Специалисту поручили создать «поезд Тамы». Вагоны решили украсить мультяшными изображениями знаменитой кошки. Локомотив спереди разрисовали в виде кошачьей мордочки, а внутри всё отделали деревом и установили полки, где разместили детские книжки. Двери поезда открываются при специальном звуковом сигнале, которым служит запись мяуканья Тамы.
Здание вокзала было реконструировано в 2010 году компанией Mitooka. Новый дизайн здания напоминал кошачью морду. Крышу вокзала украшали кошачьи ушки. Окна строения имитируют глаза кошки. Особенно впечатляюще это выглядит в вечернее время суток, когда внутри сияет жёлтый свет.
Через год, когда Тама проработала на должности начальника станции три года, её повысили до управляющего исполнительного директора. Кошка стала третьим лицом в компании, после президента компании и управляющего директора. К этому времени у Тамы уже было несколько подчинённых. Ей помогали её сестра и мать, кошки по имени Чиби и Миико. Ещё через два года успешной службы Таму повысили до должности почётного президента Wakayama Electric Rail. К этому времени кошке уже перевалило за 14 лет. Компания решила, что ей уже тяжеловато пребывать в офисе постоянно, всю рабочую неделю. Было решено, что она там будет только три дня из шести рабочих.
Преемники Тамы продолжают её славное дело
Всеобщая любимица скончалась в 2015 году. Почтить память удивительной знаменитой кошки пришли тысячи людей. Они приносили на станцию цветы и кошачьи консервы. На вокзале соорудили даже небольшую часовенку. Кошку возвели в статус богини, духовного покровителя станции. Таме присвоили звание Почётного Вечного смотрителя станции посмертно.
Согласно статистическим исследованиям, благодаря Таме пассажиропоток на линии Кишигава увеличился на 300 000 человек! За время её работы на должности начальника станции бюджет получил дополнительно 1,1 миллиарда йен. Несмотря на то, что Тамы уже давно нет в живых, дело её процветает. В 2017 году, в честь восемнадцатилетия необычной кошки Google выпустил Google Doodle. У Тамы есть именной аккаунт в Твиттере, у которого на данный момент около ста тысяч подписчиков.
Когда традиционный траур по умершей кошке закончился, на её место был назначен преемник. Им стала кошка по имени Нитама. Это имя в переводе с японского значит «Вторая Тама». Нитама была спасена работниками станции Идакисо, что находится в пяти остановках от станции Киши. Кошку обучили необходимым навыкам и назначили на место Тамы. Первой обязанностью нового начальника станции было отдать дань уважения своей предшественнице. Эта торжественная церемония проводится каждый год 23 июня в святилище Тамы.
Одним из кандидатов на должность главной кошки железной дороги, рассматривали кандидатуру Сун-тама-тамы (каламбур на Сантаму, что переводится как «третья Тама»). Однако Сун-тама-тама в тот момент работала на станции Окаяма. Когда ей было предложено занять место Тамы, нужно было переезжать в Киши. Представитель по связям с общественностью, который присматривал за Сун-тама-тамой, отказался её отдавать.
Компания предусмотрительно заранее нашла Нитаме преемника. Молодую кошку по имени Йонтама («Четвёртая Тама») в данный момент обучают.
Все преемники Тамы, как и она, были трёхцветными кошками. Этот милый образ продолжает привлекать на эту железнодорожную ветку всё новых пассажиров.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Кошка-самурай, которая спасла японскую железную дорогу
Автор фото, TORU YAMANAKA/AFP/Getty Images
Трехцветная кошка Тама, «почетный и вечный начальник» станции на железнодорожной линии Кисигава, не просто заслужила любовь местных жителей и популярность у туристов — приказом губернатора префектуры ее посвятили в самураи. За какие заслуги?
Ясным майским утром на маленькой железнодорожной станции Идакисо в Японии группа туристов фотографировала маленькую кошечку, нежившуюся на солнышке. Чей-то ребенок решился даже погладить ей животик.
Трехцветный — черно-рыже-белый — котенок охотно давал взять себя на руки и мурлыкал, на что с благосклонной улыбкой взирал один из станционных работников.
Он вмешивался только тогда, когда маленькая форменная фуражка кондуктора норовила сползти кошечке на глаза.
«Все очень рады, что она здесь с нами, на станции, — сказал он мне, в то время как кошка игриво касалась лапой экрана айфона одного из туристов. — Иногда я даже забываю, что она мой начальник».
Познакомьтесь с Йонтамой, самой младшей из кошек — начальников станции, которые помогли спасти от закрытия железнодорожную линию Кисигава, что в префектуре Вакаяма.
Большая часть этой японской префектуры — гористая сельская местность. То тут, то там видны храмы на холмах — Вакаяма известна своими паломническими маршрутами.
Автор фото, Rob Goss
Йонтама («Тама четвертая») — самая младшая из кошек черепахового окраса, служащая начальником станции на железной дороге Вакаямы
Вся эта история началась в конце 1990-х, когда трехцветка по имени Тама еще котенком жила рядом со станцией Киси и часто играла недалеко от железнодорожных путей, привлекая внимание пассажиров.
Киси — это последняя, 14-я остановка на линии длиной в 14,3 км, соединяющей сельские районы, глубинку, с региональным центром Вакаяма.
За годы добродушный нрав и фотогеничная внешность Тамы сделали ее очень популярной у местных жителей, и кошку начали в шутку называть начальником станции Киси.
Однако к середине 2000-х сочетание малого количества пассажиров и финансовых проблем привели к тому, что сельскую линию собрались закрыть. В 2006 году на ее 14 станциях уже не было работников.
К счастью, любимая всеми кошка сыграла свою роль.
«В 2006-м, после того как тогдашний владелец линии объявил о ее закрытии, местные жители обратились к нынешнему президенту Wakayama Electric Railway Мицонобу Кодзиме с просьбой восстановить полноценную работу линии Кисигава», — рассказывает Кейко Ямаки, одна из руководителей компании Ryobi, владеющей Wakayama Electric Railway.
Как она объяснила, владелец местного супермаркета, расположенного рядом со станцией Киси, присматривавший за Тамой, решил переехать. Но перед этим попросил железную дорогу взять шефство над кошкой.
«Наш президент всегда любил собак, но стоило ему увидеть Таму, как дело было сделано, — говорит Ямаки, показывая нам в смартфоне фотографии Кодзимы, на руках у которого нежится «начальник станции». — Он сразу в нее влюбился».
Влюбился — не то слово. Втрескался по уши. Иначе как объяснить то, что вскоре Кодзима распорядился сшить Таме форменную фуражку, а в январе 2007 года официально назначил кошку начальником станции Киси.
Так Тама стала первым в Японии котоначальником железнодорожной станции. Но не последним.
Автор фото, Rob Goss
Вагоны поезда, курсирующего по ветке Тамаден, украшены рисунками кошачьих усов, следов кошачьих лап и изображениями Тамы
Одной из обязанностей Тамы как начальника станции было служить лицом железной дороги и появляться на рекламных материалах и в репортажах прессы.
Она также приложила лапу к ежедневным операциям станции — либо приветствуя пассажиров со столика, поставленного у турникета, либо следя за делами из-за стекла своего «офиса» (переделанной специально для нее кабинки билетера, где ей поставили лоток и обустроили спальное место).
Пассажиры и железнодорожники так полюбили Таму, что заказали художнику ее портрет, который сейчас висит вместе со множеством ее фотографий в сувенирном магазине станции Киси.
В магазинчике можно купить всякую всячину, так или иначе связанную с Тамой — значки, брелоки, конфеты с кошечкой на фантике.
В качестве зарплаты Таме полагалась кошачья еда в неограниченных количествах. В 2008 году она получила повышение, став «суперменеджером станции».
За особые заслуги перед регионом губернатор префектуры даже пожаловал ей самурайское звание. Для церемонии посвящения Таме сшили темно-синее платье с кружевными воланами.
Надо ли говорить, как много туристов посетили маленькую станцию только ради того, чтобы увидеть ее четвероногую начальницу?
Согласно исследованию, проведенному в 2008 году профессором Университета Кансай Кацухиро Миямото, присутствие мурчалистой Тамы на станции привлекло на линию Кисигава на 55 тысяч пассажиров больше, чем планировалось годом ранее.
За время ее работы начальницей станции (с 2007 по 2015 гг.) вклад Тамы в местную экономику можно оценить в 1,1 млрд йен (около 600 млн рублей по нынешнему курсу).
С помощью усатой и хвостатой помощницы (как отчиталась компания Wakayama Electric Railway) годовое количество пассажиров на линии Кисигава увеличилось (с 2006 г.) почти на 300 000.
Автор фото, Rob Goss
Когда Тама умерла, на ее похороны пришли тысячи, и ей был присвоен статус богини-покровительницы Wakayama Electric Railway
Чтобы поддержать культ Тамы, железная дорога в 2010 году попросила известного промышленного дизайнера Эйдзи Митооку полностью сменить внутренний и внешний дизайн поездов линии Кишигава и превратить ее в железную дорогу Тамы.
Так родилась железная дорога Тамаден. В честь Тамы экстерьер белоснежных вагонов украшен отпечатками лапок Тамы и 101 мультяшным изображением кошечки, на которых Тама предстает в разных позах — потягиваясь, облизывая лапу или готовясь совершить коварный прыжок.
Спереди на кабине машиниста даже нарисованы кошачьи усы. Внутри поезда — старомодный деревянный пол и полки с детскими книжками.
И последний штрих: когда на очередной станции двери открываются, из репродукторов раздается нежное мяуканье — реальное мяуканье Тамы, записанное при ее жизни.
Когда в 2015 году Тама умерла, ей было 16 лет. К тому времени ее знала вся Япония. Котоначальница станции участвовала в телепередачах, ее фотографии публиковались в газетах и журналах.
На ее похороны, церемония которых прошла на станции Киси, пришли тысячи людей. Они принесли цветы и баночки с консервами тунца.
Вскоре после этого в память о «почетном и вечном начальнике станции» (так теперь называют Таму) прямо на платформе Киси был сооружен маленький храм величиной с телефонную будку, и в соответствии с традициями японского синтоизма Тама снова получила повышение — уже посмертно. Сейчас она — богиня-покровительница компании Wakayama Electric Railway.
В 2017 году день рождения Тамы (ей исполнилось бы 18 лет) тематическим рисунком («гугл дудл») отметил Google.
Спустя четыре года после ее смерти твиттер-аккаунт Тамы имеет аудиторию в более чем 80 тысяч подписчиков. И их число продолжает расти.
«Тамаден популярна у людей самых разных возрастов, — подчеркивает Ямаки. — К нам приезжают родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками. Ну и кроме того, люди, интересующиеся поездами, влюбленные парочки и иностранные туристы».
Сейчас начальником станции Киси работает одна из преемниц Тамы — 8-летняя Нитама («Тама вторая»). На станции Идакисо служит 4-летняя Йонтама («Тама четвертая»).
Обе работают с 10:00 до 16:00. У кошек два выходных в неделю: понедельник и среда — у Йонтамы, среда и четверг — у Нитамы.
А где же Тама номер три? В настоящее время она трудится в японской транспортной компании Okayama Electric Tramway, а также исполняет обязанности директора музея Окаден.
Автор фото, Rob Goss
Нитама позирует в своей фуражке на фоне портрета Тамы, первого котоначальника станции Киси
Как подчеркивает Ямаки, возрождение железнодорожной линии Кисигава произошло не только благодаря кошкам.
Дизайнер Эйдзо Митоока создал еще несколько тематических поездов для привлечения туристов, в том числе земляничный и черносливовый (регион славен этими ягодами).
В 2009 году Митоока переделал само здание станции Киси — теперь оно выглядит как голова кошки.
Из крыши выглядывают уши, вход — как рот, а два овальных окна — глаза, каждый вечер загорающиеся желтым огнем.
«Говорят, что кошки приносят удачу и защищают от зла, — говорит Ямаки. — Может, и эта станция делает то же самое».
Может, и так. В конце концов, на протяжении всей истории кошки в Японии рассматривались как священные животные и как символ удачи.
Взять хотя бы известную всему миру фигурку Манеки-неко, машущую левой лапкой, которую часто можно увидеть за стеклом на витринах магазинов и компаний — считается, что «приветствующая кошка» приносит удачу в делах.
Автор фото, TORU YAMANAKA/AFP/Getty Images
Тама, когда ей было 9 лет, уже прославилась на всю Японию
По всей Японии можно встретить храмы и статуи кошек — например, Некогами в Кагосиме, где коты служили в армии местного феодала, и за это он увековечил память о них.
Более десяти японских «кошачьих» островов, где сотни кошек на свободном выгуле, стали популярным туристическим направлением — так же, как и токийские котокафе.
Мы уж молчим о Hello Kitty, белой кошечке с красным бантом на голове, одном из любимейших персонажей японской поп-культуры.
И суть феномена Тамы и ее преемниц на посту начальника провинциальной железнодорожной станции не только в том, что они принесли удачу линии Кисигава, но и в том, что прочно заняли место в сердцах многих японцев.
Я не мог не поинтересоваться мнением Йонтамы на сей счет. Она посмотрела на меня снизу вверх и мило мяукнула.
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Travel.
Источник