- Игровое занятие с детьми второго года жизни «Кошка с котятами»
- Игровое занятие с детьми второго года жизни, тема: «Кошка с котятами»
- Оборудование:
- Ход занятия:
- Дидактическая игра «Покажи ручки»
- Сюрпризный момент
- Рассматривание игрушки
- Динамическая пауза «Котик маленький сидит»
- Артикуляционная гимнастика «Кошка»
- Дидактическая игра «Кошка и котята»
- Дидактическая игра «Клубочки»
- Подвижная игра «Прокати клубочки и собери в корзинку»
- Дыхательное упражнение «Подуй на бантик»
- Дидактическая игра «Большие и маленькие игрушки»
- Чтение стихотворения «Кошкин дом» с показом иллюстраций
- Инсценировка «Потушим кошкин дом»
- Пальчиковая гимнастика «Котята»
- Лепка из соленого теста «Булочка для кошки»
- Игра с погремушками
- Конспект занятия психолога «Кошка и котенок» (для детей раннего возраста)
- Конспект занятия «Кошка и котёнок»
- Ход занятия:
Игровое занятие с детьми второго года жизни «Кошка с котятами»
Игровое занятие с детьми второго года жизни, тема: «Кошка с котятами»
(В этом разделе есть занятие для детей третьего года жизни под этим же названием. Занятия отличаются несколькими дидактическими играми, динамическими паузами и сложностью изодеятельности (лепки), которые в каждом занятии подобраны соответственно возрасту детей).
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Оборудование:
Игрушка «Кошка».
Аудиозапись кошачьего мяуканья.
Корзина с разноцветными клубочками.
Соленое тесто, вырезанные из картона силуэты рыбок.
Построенный из крупного строительного материала домик, платок красного цвета.
Крупа, ложки, кастрюля, тарелки.
Книга «кошкин дом» с красочными иллюстрациями.
Игрушечные ведра, ковшики, кастрюльки.
Ход занятия:
Дидактическая игра «Покажи ручки»
Покажите ваши ручки. А теперь спрячьте ручки. Где же ручки? Вот они!
Спрячем наши глазки? (Закрыть глаза руками) Вот глазки!
Спрячем наши ушки? (Закрыть уши руками) Вот ушки!
Спрячем наш носик? (Закрыть нос руками) Вот носик!
Сюрпризный момент
Кто прячется под стулом? Послушайте.
(Звучит аудиозапись кошачьего мяуканья или воспитатель сам имитирует его).
Так кто же там спрятался под стулом? Это кошка.
Рассматривание игрушки
Посмотрите на кошку. Ее зовут Мура. Давайте позовем кошку по имени, скажем: «Мура».
Вам нравится кошка мура? Да, красивая кошка. Мордочка у кошки усатая. Покажите, где у кошки усы. Что еще есть у кошки на голове? Глазки, ротик, ушки. Покажите их.
А какая мягкая у кошки шубка. Погладьте кошку ладошками. Какая на ощупь у нее шубка? Мягкая.
А чтобы бегать и прыгать кошке нужны … что? Лапки нужны кошке, чтобы бегать и прыгать.
И еще у кошки есть вот что. Что это? Это хвост.
Динамическая пауза «Котик маленький сидит»
Котик маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот как, вот как,
Как ушами шевелит.
(Раскрытые ладони приложит к ушам, сгибать и разгибать сомкнутые пальцы, как котик шевелит ушами)
Котик маленький замерз,
Прикрывает лапкой нос
(Потирание носа поочередно то одной, то другой ладонью)
Котик-котик, Котофей!
Быстро мы тебя согреем!
(Потирание ладошек одну о другую)
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгай с пятки на носок!
(Прыгаем, переставляя стопы с пятки на носок)
Артикуляционная гимнастика «Кошка»
Покажите, как кошка показывает язычок, лакает молочко, облизывается, улыбается, зевает.
Дидактическая игра «Кошка и котята»
Есть у нашей кошки детки. А вы знаете, как называют деток кошки? Котята. Посмотрите, кошка большая, а котята какие? Маленькие котята. Кошка одна, а котят сколько? Котят много. Кошка мяукает громко. Вот так «Мяу!» А котята мяукают тихо. Вот так. (Показ воспитателя) Давайте вы замяукаете громко, как мама-кошка. А теперь помяукайте тихо, как котятки-ребятки.
Дидактическая игра «Клубочки»
А как любят котята играть с клубочками. Сколько клубочков у меня в руках? Один клубочек. А сколько клубочков лежит в корзинке? Много клубочков. Вы, наверное, как и котята хотите поиграть с клубочками.
Подвижная игра «Прокати клубочки и собери в корзинку»
Возьмите себе клубочки. Положите их перед собой на пол и толкните, так чтобы они покатились вперед.
Ой, разбежались наши клубочки! Скорее собирайте их и складывайте в корзину.
Дыхательное упражнение «Подуй на бантик»
Любят котята играть с бантиками. Возьмите бантики за ниточку и подуйте на них, так чтобы бантики закачались.
Дидактическая игра «Большие и маленькие игрушки»
У котят много игрушек. Есть большие, а есть маленькие. Берите только маленькие игрушки и складывайте в маленькую корзиночку.
А теперь возьмите большие игрушки и сложите в большую корзинку.
Чтение стихотворения «Кошкин дом» с показом иллюстраций
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка — с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
Инсценировка «Потушим кошкин дом»
(Воспитатель набрасывает на домик из строительного материала платок красного цвета и подергивает его).
Ой, какой огонь! Загорелся дом нашей кошки. Нужно срочно тушить огонь.
Скорее берите в руки ведра. Ковшики, кастрюли и бегите тушить кошкин дом.
(Воспитатель показывает как нужно взять ведро, донести его до домика и перевернуть, как будто выливая воду. Когда все дети выполнят задание убрать красный платок с домика — «потушили огонь»).
Пальчиковая гимнастика «Котята»
Все котятки мыли лапки,
Вот так, вот так!
(Тереть ладошки друг о друга)
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так, вот так!
(Тереть ладонями то уши, то живот)
А потом они устали,
Вот так, вот так!
(Приложить ладони к лицу и потереть кулачками глаза)
Сладко-сладко засыпали,
Вот так, вот так!
(Сложить ладони вместе, наклонить голову набок, положив ее на ладони)
Лепка из соленого теста «Булочка для кошки»
Возьмите кусочки теста и скатайте из них булочку. Сверху положите маленькую рыбку.
Игра с погремушками
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
В руку ты ее возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Источник
Конспект занятия психолога «Кошка и котенок» (для детей раннего возраста)
Наталия Козырева
Конспект занятия психолога «Кошка и котенок» (для детей раннего возраста)
Задачи:
— Создание эмоционально-благоприятной обстановки в группе;
— Расширение представлений об окружающем мире;
— Формирование сенсорных эталонов: величина -«большой»-«маленький», звук- «громко» — «тихо», цвет- «красный»;
— Развитие двигательной активности, мелкой моторики, внимания, речи, мышления, ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование:
— Звукозапись Е. Железновой «Автобус», «Разминка», «Массаж», «Прощальная»;
— Звукозапись «мяуканье кошки», минусовка «Попкорн», «Любимый папа».
— Кошка, котенок, массажные мячи, кольца –большие и маленькие, 2 конуса – большой и маленький, бобины с тесьмой (по количеству детей, колокольчик.
1. Вводная часть.
Организационный момент. Звучит колокольчик.
«Колокольчик мой играет, деток вместе собирает».
— Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня со мной поиграть, что-то новое узнать? (да). Тогда отправляемся в путь.
Музыкальная игра «Автобус».
2. Основная часть.
Мне кажется, к нам кто-то спешит в гости (фонограмма «мяуканье кошки».
— Кто же в гости к нам спешит? Кто нам «мяу» говорит? (кошка)
В гости кошечка пришла к нам на мягких лапках (показываю)
Ну а в лапках у нее — острые царапки.
Есть у кошечки у нашей и пушистый хвостик,
Есть и ушки на макушке,
Глазки есть и носик.
Вместе с детьми «обыгрываем» части тела кошки.
Например: где у кошки носик? А у вас где носик? и т. д.
Каждое утро кошечка просыпается и умывается.
Представим, что мы с вами тоже кошки.
Я иду, как кошка.
Вот, убрав царапки, кошка моет лапки,
Мордочку и ушки на своей макушке.
Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись.
А теперь уже пора на зарядку детвора.
Ну-ка дружно все вставайте и за мною повторяйте.
Е. Железнова «Разминка».
— Любит кошечка играть и клубочки покатать.
Поиграем мы немножко, соберем мячи для кошки.
Игра «Собери мячи» .
А теперь мы отдохнем и массажик проведем.
Е. Железнова «Массаж».
— К нам кошечка в гости пришла не одна. С собою котенка она привела.
(Сравниваем кошку и котенка. Кошка – большая, говорит громко «мяу». Котенок – маленький и говорит он тихо «мяу»).
— Кошка на полу сидит, громко мяу говорит, а котенок к ней бежит, тихо мяу говорит.
Игра «Скажи, как …мама-кошка, маленький котен ок»
Пальчиковая гимнастика.
Котенок мамочку зовет: мяу-мяу, мяу-мяу (пальчики «здороваются»,
Он не наелся молока: мало-мало-мало (скрещиваем пальцы рук, поднимаем и
опускаем пальцы – «ежик»)
Покормит мама молочком: мур-мур, мур-мур (гладим ладонью одной руки
тыльную сторону другой)
Свернется маленький клубком: ур-ур, ур-ур (трем кулачок о кулачок)
Потом с клубочком поиграет: цап-цап, цап-цап (сжимаем, разжимаем кулаки)
И нитку быстро размотает: ап-ап, ап-ап (круговые движения указательными пальцами).
— Клубочки мы уже собирали, а вот ниточки еще не разматывали.
В гости киска к нам пришла, красных (или другого цвета)ниток принесла. Смотрите, какие нитки длинные, красные, красивые. Возьмите катушку. Посмотрите, как мы будем наматывать нитки.
Игра «Замоталки».
Раз-два-три-четыре-пять будем нитки мы мотать,
А когда закончим дело, размотаем нитки смело.
Будем с нитками играть, на катушку их мотать.
(игра повторяется несколько раз, затем катушки собираются в шкатулку).
А теперь мы поиграем – колечки пособираем.
Игра «Колечки».
Собираем колечки: большие –для кошки, маленькие – для котенка.
«Спасибо», — кошка говорит и уходить уже спешит, и мы с ней вместе прогуляемся и заодно с ней попрощаемся.
(ползаем на «четвереньках», «кошечка добрая – кошечка злая»).
3. Заключительная часть.
Мы проводили нашу кошку, вам было интересно с ней?
А теперь все по местам, пришла пора расстаться нам.
— В какие игры вам понравилось играть с кошкой?.
Е. Железнова «Прощальна я».
Конспект занятия «Большой и маленький» для детей раннего возраста Конспект – занятие «Большой — маленький» (2 ранняя группа) Воспитатель: Е. С. Бухтеева Оленегорск 2015 Тема: «Большой – маленький» Програмное.
Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос» Цели игрового занятия: 1. Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания; 2. Закреплять знания детей о новой игрушке (собачка); 3.
Конспект адаптационного занятия в первой младшей группе «Я бурый медвежонок» Ход занятия: Педагог — психолог и воспитатель усаживают детей в круг. Игра – приветствие. Начнем урок, начнем урок, мы все уже пришли.
Конспект адаптационного занятия в первой младшей группе «У нас солнышко в гостях» Задачи, которые ставят перед собой психолог и воспитатель: — Создание положительного эмоционального настроя в группе; — Развитие умения.
Конспект адаптационного занятия в первой младшей группе «Веселая игра с бубном». Цель: Создание благоприятных условий, способствующих комфортной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Задачи: — Создание положительного эмоционального.
Конспект занятия для детей раннего возраста: «Путешествие в лес» Путешествие в лес Вход в зал. Сели на стулья. Вед: Скажите мне, ребятки: Кто утром раньше всех встаёт, голосисто поёт? Правильно, петушок.
Конспект занятия для детей раннего возраста. Тема: «Дом для поросёнка». онспект интегрированного занятия для детей раннего возраста (развитие речи и изо (лепка). Тема: «Дом для поросенка» Цель: познакомить.
«Кошка в гости к нам пришла» (интегрированное занятие для детей второй группы раннего возраста) Информационная справка Реализуя задачи основной общеобразовательной программы ДОУ в рамках примерной основной общеобразовательной программы.
Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста Цель: развитие речи детей раннего возраста. Задачи: 1. Развитие зрительного и слухового внимании детей. 2. Развитие речевого подражания.
Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Кошка и собака» тема занятия «Кошка и собака». цель: расширение кругозора, формирование навыков продуктивной, музыкальной и познавательно-речевой деятельности.
Источник
Конспект занятия «Кошка и котёнок»
,Скеленчева Надежда
Конспект занятия «Кошка и котёнок»
Тема: Кошка и котёнок.
Программное содержание: Уточнить представление детей о домашнем животном.
Образовательная: Познакомить дошкольников с домашним животным-кошкой и котёнком. Учить узнавать и называть, выделять некоторые особенности внешнего вида (пушистая шерсть, длинный хвост, лапки и т. д.). Познакомить с особенностями поведения (мяукает, мурлычет, бесшумно ступает своими лапками).
Развивающая: Развивать внимательность, наблюдательность, речь, тактильную чувствительность пальцев рук.Ввести в активный словарь детей слова: лакает, туловище.
Воспитательная: Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу.
Словарная работа: лакает, туловище.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о кошках, рассматривание их в повседневной жизни, разучивание пальчиковых игр «Коготки», «Расскажу про кошку», разучивание подвижной игры «Кошка с котятами».Прослушивание аудиозаписей «Песня кошки» А. Санин, А. Рыбников, «Песня кошки» А. Муравьёва.
Материалы и оборудование: клубочки, игрушечная кошка и котёнок в корзине, аудиозаписи песен;раздаточный материал: магнитные карточки с изображением различной еды для кошек, экран, проектор, ноутбук.
Ход занятия:
-Ребята, посмотрите, кто-то запутал все мои клубочки. (Воспитатель показывает запутанные клубочки). Кажется, я знаю, кто это сделал. Я загадаю вам загадку, а вы тоже попробуйте отгадать, кто же это такой.
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
-Кошка.
-Правильно. С чем же любит играть наша кошка (Воспитатель показывает клубочки)
-А кошка домашнее или дикое животное? Почему вы так думаете?
-Ребята, к нам сегодня в гости пришла кошка. (Воспитатель показывает мягкую игрушку кошку). Вам нравится кошка? Смотрите какая она красивая. А зовут её Мурка. Как вы думаете, почему её так назвали? (Мурлычет, мяукает).Она очень ласковая и любит мурлыкать. Ребята, помните мы с вами учили пальчиковую игру «Расскажу про кошку».Давайте мы её вспомним. (Дети сидя за столом выполняют пальчиковую игру «Расскажу про кошку»)
Подставляй ладошку (вытягиваем руки вперёд ладошкой вверх)
Расскажу про кошку (гладим ладонь другой рукой)
Будем пальчики считать? (шевелим пальчиками)
Будем пальчики считать! (сжимаем пальчики в кулак и разжимаем)
Раз-два-три-четыре-пять! (поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Вот-кулак, (сжимаем пальцы в кулак)
А вот ладошка. (разжимаем их)
На ладошку села кошка! (ставим на ладонь пальцы второй руки)
И крадётся потихоньку(«пробегают» пальчиками до плеча)
И крадётся потихоньку (прячут кисть другой руки в подмышечную впадину)
Видно мышка там живёт.
-Молодцы! Ребята, недавно мы с вами на прогулке рассматривали кошку. Помнете? А теперь посмотрите на эту кошку и скажите, что у неё есть. (Воспитатель показывает на голову кошки)
-Голова, глазки, ушки, носик, усики.)
-Правильно, кошки очень хорошо слышат, видят и чувствуют запахи. А ещё что у неё есть? (Ротик, язычок.)
Что делает кошка с язычком? (Пьёт молоко, умывается)
-Правильно. А ещёпо-другому можно сказать: «Лакает». Давайте мы с вами вместе скажем. (Хоровой ответ детей) Покажите, как кошка лакает молоко. (Ведётся артикуляционная гимнастика) А что ещё есть кошка кроме молока? (мясо, рыбу, мышей)
-Правильно. А теперь покажите как кошка просит есть.
-Мяу! Мяу! (звукоподражание детей)
-Давайте мы с вами поиграем в игру «Покорми кошку» (дидактическая игра)
У меня на доске висит рисунок кошки. А у вас на столах лежат магнитные карточки. Среди них нужно выбрать ту карточку с едой, которую будет есть кошка. Потом прикрепить эту карточку на магнитной доске рядом с рисунком кошки. (С каждого стола выходит один ребёнок. Самостоятельная работа)
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Теперь наша Мурка сыта. Она довольна и мурлычет. Как она мурлычет?
-Мур! Мур (звукоподражание детей)
-Ребята, давайте мы снова посмотрим на нашу Мурку. Это у неё туловище. Давайте вместе скажем (Словарная работа) Чем покрыто туловище у кошки (Если дети затрудняются, воспитатель сама говорит) Погладьте Мурку и скажите, какая у неё шёрстка? (Мягкая, пушистая, гладкая)
-Посмотрите на экран, ребята. Я вам покажу какие бывают кошки. Они все разные, разной породы. Бывают с длинной шерстью (слайд1-2, с короткой шерстью (слайд3-4, с разной окраской (слайд5-7). (Во время просмотра слайдов тихо звучит аудиозапись «Песня кошки»)
-Ребята, а что мы ещё забыли назвать? (длинный хвост, лапки) Правильно. А в лапках есть подушечки. (Воспитатель демонстрирует подушечки)А в подушечках есть коготки. Зачем они нужны? Давайте покажем какие коготки у кошки. (Пальчиковая игра «Коготки»)
Точит кошка коготки, (царапает коготками колени)
Очень острые они.
А кошачьи лапочки (плавно выставляют вперёд то одну ручку, то другую)
Мягкие, как тапочки.
-Когда кошка ходит, она прячет коготки в подушечки и поэтому ходит тихо-тихо. Покажите, ребята, как ходит кошка. (Дети встают и ходят на месте, имитируя ходьбу кошки). А сейчас мы с вами отдохнём и разомнёмся. (Воспитатель включает музыку и дети выполняют физкультминутку «Кошка и котята»)
Как у нашей кошки
(Дети ставят руки на пояс, поворачиваются вправо, влево, гладят себя по голове).
А у них на лапках острые царапки.
(Дети сидя на корточках, вытягивают спинку, показывают коготки)
Очень любят умываться,
Лапкой усики чесать,
И животик полизать.
Улеглись на бочок,
И свернулись все в клубок.
А потом прогнули спинки,и залезли все в корзинки.
-Ребята, а у нас есть ещё один гость. Посмотрите, кто сидит в корзине? (котёнок). Как вы догадались? (он маленький). Хотите его погладить? (дети гладят котёнка).У нашего котёнка нет ещё имени т. е. клички. Какую же кличку мы ей дадим (Пушок, Мурка. Рыжик) .Кличка животного зависит от того, что он любит делать. Например, мы назовём котёнка,который любит поспать- Соня. Очень пушистого и мягкого мы назовём- Пушок. А ещё можно назвать по окраске – Рыжик. А мы назовём нашего котёнка – Пушок. Почему? А кто мама у котёнка?
— Сейчас я предлагаю вам посмотреть на кошку и котёнка. Чем они отличаются? (кошка большая,котёнок маленький)
-Как вы думаете, как будет мяукать котёнок? Покажите.
-Мяу! Мяу! (звукоподражание произносится на высоких тонах. Хоровые и индивидуальные ответы).
-А кошка как будет мяукать?
-Мяу! Мяу! (звукоподражание произносится низким голосом. Хоровые и индивидуальные ответы).
-Ребята. Котята очень любят поиграть. А вы любите поиграть? Давайте поиграем в игру «Кошка с котятами»
(Воспитатель- «кошка»,а дети –«котята». Воспитатель предлагает представить, что они маленькие котята. Когда мама-кошка засыпает, котята разбегаются, бегают легко на носочках по группе, мяукают. Мама просыпается,не находит своих котят и кричит: «Мяу! Мяу! Да вот я ваша мама! Идите скорее ко мне!» Котята должны подойти к маме, произнеся «Мяу! Мяу!».Мама-кошка гладит каждого «котёнка» и говорит ему ласковые слова. Игра проводится под музыку.)
-Ребята, с котёнком или с кошкой можно поиграть?
— Мы играли, и играли
И загадки отгадали.
Но котёнку надо спать,
Надо глазкам отдыхать.
-Ребята, кошке и котёнку понравилось у вас в гостях, но им пора уходить. Давайте с ними попрощаемся.
Итог занятия.
-Ребята, о ком мы сегодня говорили? Вам они понравились?
-Правда, они очень забавные. Животных нужно беречь, любить и заботиться о них. Они на добро отвечают добром.
Конспект занятия по лепке «Кошка» в средней группе ЗАНЯТИЕ: Лепка ТЕМА: «Кошка» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму туловищу,.
Конспект занятия по ЗКР «Встреча гостя. Кошка» Развитие речи «Встреча гостя». Воспитатель: Козловская И. А. Цель: учить детей наблюдать за домашними животными, отличать их характерные.
Конспект занятия «Кошка и собака-домашние любимцы» Цель: расширять знания детей о домашних животных кошке и собаке,показать их характерные особенности. Учить проявлять заботу о домашних животных,.
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «Кошка и котята» Маханова Нелли АнатольевнаКонспект занятия по ФЭМП в младшей группе на тему «Кошка и котята»Программное содержание: — обучение сравнению.
Конспект занятия по рисованию «Кошка у окошка» Цель: -Научить детей рисовать кошку по схеме. Задачи: — обучать детей рисовать кошку по схеме; — развивать фантазию и творческое мышление.
Конспект занятия по рисованию «Мир вокруг нас. Домашние животные. Мой любимый котёнок» в подготовительной группе Интеграция ОО:» Социально — коммуникативное развитие», Познавательное развитие «, Речевое развитие «, » Художественно — эстетическое развитие.
Конспект занятия с применением игровых технологий для детей 2–3 лет «Котёнок Пушок» Тема: «Котёнок Пушок» Цель: Дать детям представления о домашнем животном- кошка Задачи: 1. Формировать доброе отношение к животным 2.
Конспект занятия «Кошка с котенком» Тема занятия: Кошка с котенком. Цель: познакомить детей с кошкой и котенком, их отличительными особенностями: кошка большая, у нее есть.
Конспект занятия по рисованию тычком жесткой кистью «Пушистый котёнок» Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники (тычком жесткой кистью) в средней группе «Пушистый котёнок» Цель:.
Конспект занятия по рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше…» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной.
Источник