Значение кошек как символов

Значение кошек как символов

Кот — лунный символ, почти повсеместно связанный с ночью, темными силами и женским началом. Мнение о том, что кошка — волшебное животное, помощник темных сил, имеет очень древнюю историю. Именно черная кошка считалась спутником ведьмы или колдуна, сопровождающим своего хозяина на шабаш. Она и сама владела магической силой, способной навредить врагу, навлечь невезение на любого встречного. Считалось, что кошка обладает такими уникальными свойствами, как гибкость, скорость, способность видеть в темноте, потому что вступила в сговор со злыми силами, а значит, приносит несчастье.

Китайцы также считали кота животным колдовским, приписывали ему способность превращаться в других существ и человека. Поскольку кот — ночное животное, китайцы ассоциировали его с принципом инь, то есть женским принципом тьмы, влаги и ночи. Кот в Китае является символом ясновидения. Издревле существовало поверье, что благодаря своему исключительному зрению коты могут видеть духов.

Однако не во всех культурах создался такой негативный образ кошки. Мусульмане, напротив, считали кошку животным, приносящим удачу, были уверены, что у кошки семь жизней. В геральдике изображение кошки считается символом свободолюбия.

В христианстве образ кошки противоречив. С одной стороны, она считается воплощением темных сил, дьявола, похотливости и лени. Однако существуют библейские легенды, в которых кошка — светлый символ. Например, во время Всемирного потопа кошка спасла ковчег от потопления, заткнув хвостом дыру в корпусе судна, которую прогрызла подосланная Сатаной мышь.

Кот — древний славянский символ мудрости, загадки, тайны. В славянском фольклоре часто встречается образ кота-баюна, который напускает на людей сон и убаюкивает сказками, а также ученого кота. На Руси считалось, что в кошку перевоплощается черт, а маленькие дети видят смерть именно в образе черного кота.

Читайте также:  Карантин у котят что это

Кошачья колесница

Скандинавы считали кота одним из главных атрибутов богини Фрейи. Если ее передвижения не были связаны с войной, она ездила на колеснице, запряженной котами. Именно на таком транспорте богиня приехала на похороны Бальдра. Вольва, жрица культа сейдр, покровительницей которого была Фрейя, носила рукавицы из кошачьих шкурок.

Коты Древнего Египта

Древние египтяне одомашнили котов около 2000 лет до н.э. Постепенно культ кошки стал замещать собой более древний культ льва. Кошек мумифицировали, изображали в виде женщин с кошачьими головами. Кошка была лунным символом, ей поклонялись в образе кота Мау. Также очень почитаема была богиня-кошка Баст, воплощение солнца, олицетворение доброй силы, охраняющей светило от змей.

Кот и мыши

Противоборство котов и мышей — очень древний мотив изобразительного искусства и литературы. Уже в Древнем Египте создавались сатирические папирусы, изображавшие мышей на боевых колесницах, штурмующих крепости, где укрылись коты. Европейские художники Средневековья любили изображать сцену противоборства мышей и котов. В России получил шумную известность лубок, нарисованный после смерти Петра I, под названием «Как мыши кота хоронили», где в образе кота изображен царь, а в виде мышей — тайно радующиеся его смерти подданные.

Кельтский кот

У кельтов был широко распространен обряд жертвоприношения кота. Так, еще в Средние века на Британских островах при строительстве церкви ритуально убивали кота. Также этих животных использовали в погребальных обрядах. Кот считался символом смерти, помощником злых сил и эмблемой ночи. Способность кошек охотиться ночью, в темноте, по мнению древних жителей Европы, была подтверждением связи кошки с темными силами ночи.

Источник

Значение кошек как символов

Matou Chat mâle.

Félin Qui tient du chat, qui en a la souplesse. Léopard, le plus souvent, mais aussi le Tigre, la Panthère, le Chat.

Домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой. Ее одомашнивание произошло ок. 2000 до н. э. в Египте на основе нубийской светло-желтой кошки (короткохвостая тростниковая кошка была известна там ещё раньше). Позднее кошки из Египта пришли в Грецию и Рим.

В ряде мифологических традиций образ кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня.

В мифах о герое-змееборце различных традициях кот может выступать:

  • собственно змееборцем;
  • его воплощением — в кота, например, превращается герой одноименной белорусской сказки Иван Попялов;
  • помощником змееборца;
  • иногда кот-змееборец инвертируется в противника змееборца как воплощение или помощник змея, например, в ряде литовских мифологических текстов.

Функции змееборца и его противника соединяются в сказке о Воле Воловиче. Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.

Известны мотивы как превращения кота в человека, так и обратного превращения, а также совмещения в персонаже человеческих и кошачьих элементов. Неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение «кошачьих» поименований в фольклоре (имена типа брат Ивана Царевича Кот Котович, Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п.) и ономастике.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного кота.

В низшей мифологии кот выступает воплощением или помощником (член свиты) чёрта, нечистой силы. В ряде традиций наделяется чертами вампиризма. Негативная оценка кошки во многих культурах связана с агрессивной установкой по отношению к женщине.

  • Солнце, Луна, изменчивость светила (сила Солнца, фазы Луны) — способность изменять форму зрачка;
  • женственность, грация, изящество
  • самостоятельность, свобода, своеволие, независимость, переменчивость
  • обман, обманчивость, хитрость, лукавство, двуличность
  • изворотливость, неуловимость, живучесть (девять жизней)
  • лень, желание, похотливость, жестокость
  • ночь, тьма, колдовство, ведьма, нечистая сила
  • несчастье, зло, смерть — чёрного цвета

Содержание

Прообраз «большой кошки, которая в Гелиополе», скорее всего, не домашняя, а короткохвостая тростниковая кошка, живущая в зарослях дельты.

Как соперник змеи кот выступает животным Солнца, одной из ипостасей Ра [1] , почитаемой в образе «большого кота» May. Согласно «Книге мёртвых» он сражает у дерева ишед в Гелиополе змея Ими-Ухенеф / змея Апопа, пытающегося опрокинуть солнечную лодку.

В период Нового царства кот считается формой олицетворения бога Солнца, а кошка отождествляется с глазом солнца. Солнечное значение имеет фигура кошки, у которой на груди нарисован скарабей (символ восходящего солнца).

Особое значение кошка приобретает в своей одомашненной форме, которая утверждается с XI-й династии (древнейшее изображение домашней кошки относится ко II-му тыс. до н. э.). Ассоциируется с Луной, символом которой выступает кошка Аэлурус. Олицетворяет беременных женщин, так как Луна позволяет семени расти в утробе.

Посвящена богиням Исиде и Баст. В храме последней в Бубастисе богине приносились в дар многочисленные фигурки кошек, а убийство или нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, могли караться смертью. Захоронения кошек в Бубастисе и Бени-Хасане датируются кон. XV — нач. XIV вв. до н. э.

Отождествление Баст с богинями-львицами (Тефнут и Сехмет) и с Исидой обнаруживает связь образа кошки с идеей царственности. Жители Фив называли кошку Владычицей неба.

Дополнительное значение имеет окрас кошки: так чёрный кот ассоциируется с мраком и смертью и посвящен.

Широко распространены сатирические папирусы, изображающие «перевернутый мир», в котором мыши на боевых колесницах ведут войну против обосновавшихся в крепости кошек.

Кот — атрибут и спутник лунной Дианы, сидящий у ног богини.

У кельтов кот — хтоническая сила, погребальный символ и символ злых, часто приносились в жертву.

У скандинавов — атрибут Фрейи, скачущей в повозке, запряженной кошками.

В ряде литовских мифологических текстов в виде кота иногда выступает противник змееборца: противник Перкунаса (в частности и прежде всего чёрт) может превращаться в кошку или кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня).

В латышской фольклорно-мифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного кота, старающегося спрятаться около человека.

Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот». По болгарским поверьям, кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Поверья объясняют происхождение кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.

Убивать кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Считается, что если человек будет спать с кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Кошку запрещено впускать в церковь. Кошке и собаке нельзя давать есть пищу, освященную в церкви. Однако у поляков на Пасху им иногда специально давали освященного хлеба с маслом. Этот обычай объясняется народным представлением, что люди имеют хлеб благодаря кошке и собаке: согласно распространенной легенде о хлебном колосе, за непочтительное отношение к хлебу люди ныне пользуются хлебом, который Бог оставил только на долю кошек и собак. Плохая примета, если кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).

В облике черной кошки часто представляют нечистую силу. В то же время кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде кошки показывается смерть маленьким детям. В черной кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».

Русские верят, что черные кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от Бога, обращаясь в кошку, собаку или другое животное. У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.

Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте.

Верят, что счастье в дом приносит краденая кошка. А в несчастливом доме кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом кошку сажают на печь рядом с дымоходом, то есть туда, где, по распространенным поверьям, обитает домовой. Нередки рассказы и о домовом, который обращается в кошку.

К. используют в народной магии и медицине. Верят, например, что у черной кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового, который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров и т. д. (см. Дух-обогатитель). В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной кошкой, чтобы болезнь перешла на кошку. От насморка следовало нюхать дым обжигаемого кошачьего хвоста. Белую кошачью шерсть использовали как средство от ожога.

По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Представление о родстве кошки и зайца отмечено у сербов, считающих, что заяц произошел от кошки.

В народной культуре кошка выступает символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т. п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.

Фолклорные и сказочные мотивы:

  • превращение в кота героя-змееборца или победителя чудовища — восточнославянский цикл сказок об Иване-Кошкином сыне [2] , белорусская сказка Иван Попялов [3] .
  • Вол Волович после каждого своего сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть; герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит к бабе-яге;
  • пушкинская рецепция образа учёного кота, научающего добывать огонь [4] .
  • чудовищный Кот-баюн, сидящий на столбе, побивающий весь люд, напускающий неодолимый сон и сказывающий сказки [5] .
  • кошка как награда герою за службу [6] .

Кот (мао) как ночное животное относится к принципу инь, ассоциируется с луной (всем, что ее характеризует). Относится к демоническим силам: считается, что белые коты крадут лунный свет и способны ночью превращаться в злых духов, но также и рассеивать их.

Поскольку кот может видеть духов ночи он выступает символом ясновидения.

Встреча с незнакомым котом — не к добру; черный кот — неудача, болезнь.

Кот рассматривается как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. Символизирует силу трансформации и мирный отдых.

У индейцев племени пауни(з) дикая кошка выступает символом ловкости и находчивости, а также коварства и воровства.

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе — злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

Введение обрядов инициации, играющих важную роль в жизни австралийских племен, и связанных с ними обрядовых операций на теле приписывается тотемным предкам — диким котам и ящерицам-мухоловкам. (из ст. Австралийская мифология)

Сатана, тьма, похоть и лень.

Известна легенда о «кошке Мадонны» (gatta del la Madonna), которая окотилась в яслях перед рождением Христа. Эта кошка обычно изображается с крестообразной меткой на спине.

Считается наделённой магической силой, приносящей удачу и имеющей семь жизней.

Зло и невезенье.

Один из домашних духов (лат. Spiritus familiaris) и/или ездовых животных ведьм. Колдовской силой наделяются прежде всего черные кошки. Черные коты и псы используются для вызывания дождя, кошачий пепел, рассыпанный на полях, призван уберечь их от вредителей.

«У кошек есть понимание свободы, так как кошка не желает быть ни пойманной, ни заключенной. Кошка неунывающа и хитра, чтобы захватить добычу, которая достойна хорошего солдата. Из-за этого старинные роды швабов, швейцарцев и бургундцев вводили кошек в свои гербы как символ свободы [7] ».

  • Между нами не может быть верной дружбы.

Символ предостерегает, что следует быть очень осторожными в отношениях с людьми, обладающими противоположным или сильно отличающимся от нашего характером, либо с людьми более сильными, которые могут безнаказанно разрушить наши планы. EMSI 46-5 с.302

Моя воля — мой закон

Символ тирании и варварской жестокости. «Когда кошка была дикой, она считалась в своей среде одним из самых свирепых животных». EMSI 14-15 с.163

Согласно Эппли, кошка «типично женское животное», животное ночи, «а корни женщины, как известно, глубже уходят в темную, неясную сторону жизни, чем у обычного, наделенного чувством мужчины».

Животное с блестящей шерстью, которое урчит от ласки, но в любой момент может показать когти и потому зачастую воспринимается как враждебно настроенная, агрессивная, опасная.

Чаще всего появляется в снах женщин, предупреждая о тревожной ситуации, либо предлагая осознать кошачьи повадки своей натуры.

В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек». В нач. XVIII в. изображения кота приобретают оттенок политического аллегоризма у русских старообрядцев (кот как сатирическое изображение Петра I).

Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти; кот как символ посрамлённого сатаны в сценах благовещения).

Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кота, получают развитие в литературе (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Ш. Бодлер, А. А. Ахматова, М. А. Булгаков) и изобразительном искусстве (П. Пикассо) XIX—XX вв.

Сьюзан Херберт — реплики классических картин с кошечками.

Источник

Оцените статью